История службы судебных приставов

В системе государственного устройства России судебный пристав — фигура исторически традиционная. Упоминания о нем нетрудно отыскать в документальных актах периода феодальной раздробленности Руси, например, в Новгородской и Псковской судных грамотах, датированных ХV веком. В Пскове и Новгороде ХV века судебные приставы призывались к исполнению своих обязанностей князем или городским вече (т.е. общим собранием горожан), полномочия их были достаточно широки и, выражаясь современным языком, включали в себя элементы судебной и следственной деятельности. Уклонение от выполнения требований судебного пристава влекло для нарушителя соответствующую меру ответственности. [ 21]

Пристав как олицетворение эффективно действующей государственной власти был не только фигурой влиятельной, но и с течением времени — фигурой популярной. Не случайно ко времени судебно-правовой реформы 1864 года в системе органов власти Царской России наряду с судебными приставами уже функционировали частные приставы (начальник полиции в уездах и помощники председателей судов), следственные приставы (следователи), винные и соляные приставы (должностные лица, наблюдавшие за соблюдением порядка акцизной торговли вином и солью).

В соответствии с Учреждением судебных установлений (правовым актом, утвержденным 20 ноября 1864 года Императором Александром II) судебные приставы "избирались" для исполнения служебных обязанностей председателями соответствующих судов и обер-прокурорами Кассационных департаментов Правительствующего сената после "надлежащего удостоверения в благонадежной нравственности и способности кандидатов к исполнению принимаемых ими на себя обязанностей". [ 21]

Основными функциями судебных приставов были: обеспечение исполнения судебных решений, охрана порядка в зале судебного заседания, доставка и вручение судебных повесток, выполнение поручений председателя соответствующего суда. Процессуальный порядок их работы определялся Уставами уголовного и гражданского судопроизводства 1864 года.

Одной из характерных черт правового положения судебных приставов являлось то, что они не считались государственными служащими, а проходили по разряду службы гражданской (по аналогичной системе до сих пор организована работа судебных исполнителей в ряде западноевропейских государств, например, во Франции).

В подобном статусе институт судебных приставов как система обеспечения исполнения судебных актов просуществовал до начала ХХ века и был упразднен Декретом Совета Народных Комиссаров от 24 ноября 1917 года одновременно с роспуском судебных учреждений и иных государственных органов Российской империи. На смену судебным приставам Российской империи пришли судебные исполнители новой Советской России, которые, в отличие от судебных приставов, стали государственными служащими. Судебные исполнители состояли в штатах судов основного звена — районных народных судов — и по своему правовому статусу являлись представителями судебной власти.

Распад Союза ССР и последующие изменения в политическом и государственном устройстве России обусловили принятие решения об упразднении исчерпавшего себя института судебных исполнителей и учреждении в России специальной службы, действующей на принципиально иных организационно-правовых началах — Службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации. Оно нашло свое практическое воплощение в двух Федеральных законах — "О судебных приставах" и "Об исполнительном производстве". [ 22]

С 1 июля 2002 года вступил в силу новый Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ [ 6] , согласно которому к органам дознания были отнесены главный судебный пристав Российской Федерации, главный судебный пристав субъекта РФ, их заместители и старшие судебные приставы территориальных структурных подразделений.

Одной из основных задач проводимой в 2003 – 2004 годах административной реформы в Российской Федерации являлось повышение эффективности деятельности системы федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации. В рамках этой реформы Указом Президента РФ от 20 мая 2004 года № 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" была утверждена новая структура федеральных органов исполнительной власти. В результате реорганизации органов Министерства юстиции Российской Федерации образовался ведомственный Федеральный орган исполнительной власти — Федеральная служба судебных приставов, Положение о которой было утверждено Указом Президента № 316 от 13 октября 2004 года. [ 10]

С 1 февраля 2005 года вступил в силу Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [3] , который регулирует отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу РФ, ее прохождением и прекращением. В настоящее время конституционное право граждан Российской Федерации на равный доступ к государственной гражданской службе и право государственных гражданских служащих на должностной рост на конкурсной основе обеспечивается в Управлении Федеральной службы судебных приставов по Самарской области проведением конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы на основании Указа Президента РФ от 01.02.2005 № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации». [ 8]

Сегодня Управление Федеральной службы судебных приставов по Самарской области является территориальным органом Федеральной службы судебных приставов, структурой федерального значения. В соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов, утвержденным Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 9 апреля 2007 года № 69 [ 12] , основными задачами территориального органа Федеральной службы судебных приставов по Самарской области являются:

· обеспечение установленного порядка деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов, находящихся на территории Самарской области;

· организация принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;

· управление районными, межрайонными и специализированными отделами.

В марте 2009 года внесены изменения в ст. 40 и ст. 151 УПК РФ (Федеральный закон от 14.03.2009 № 38-ФЗ), согласно которым расширен круг должностных лиц ФССП России, наделенных правом осуществлять дознание. [ 6]Таким образом, создана правовая основа для наиболее полного и эффективного осуществления органами ФССП России функции дознания.

Наши рекомендации