Роль транспорта в экономике страны
Мультимодальные транспортные технологии
Введение
Дисциплина «Мультимодальные транспортные технологии» дает систему теоретических знаний и практических навыков по выбору и обоснованию эффективных способов выполнения транспортного процесса, организации взаимосогласованной работы видов транспорта и пунктов перевалки грузов, проектированию технологических процессов транспортирования. С учетом направления подготовки студентов мультимодальные транспортные технологии рассматриваются преимущественно с участием автомобильного транспорта, в том числе: смешанные и комбинированные перевозки, взаимодействие автомобильного с другими видами транспорта в транспортных узлах, проектирование технологических процессов транспортного производства, применение экономико-математических методов и современных технологий для проектирования транспортных процессов
1.1 и 1.2 – коротко, только названия вопросов
1. ОСНОВЫ ТРАНСПОРТНОГО ПРОЦЕССА
1.1 Роль транспорта в экономике страны
1.2 Транспортное производство и его особенности
1.3 Транспортные потоки
1.4 Транспортный процесс и его элементы
1.5 Мультимодальные системы и интермодальные технологии
ОСНОВЫ ТРАНСПОРТНОГО ПРОЦЕССА
Роль транспорта в экономике страны
У всех народов во все времена транспорт играл ведущую роль в их развитии. Существование любого государства немыслимо без мощного, хорошо развитого транспортного комплекса. Под воздействием развивающейся экономики и все усложняющихся хозяйственных связей между субъектами производства, роста численности населения и его подвижности транспорт как отрасль хозяйства страны должен непрерывно расти и развиваться.
В первобытном обществе роль транспортного средства выполнял сам человек, позже в качестве движущей силы выступали животные (лошадь, вол, собака, верблюд), силы природы (течение воды, ветер). В результате технической революции второй половины 18 века одновременно с промышленностью начал быстро развиваться и транспорт на той же принципиально новой технической основе. Появились пароходы, паровозы, паровые сухопутные экипажи, были и паровые самолеты. Наряду с развитием парка подвижного состава развивались и сети путей сообщения.
По мере того, как укрупнялись предприятия, усложнялась техника и технология производства, возрастал объем производимой продукции, все сложнее было содержать и эффективно использовать дорогостоящее транспортное хозяйство. В связи с этим транспорт выделяется в самостоятельную отрасль, выполняющую перевозки грузов и пассажиров за плату для любого клиента. По мере дальнейшего развития происходит специализация видов транспорта, самостоятельными становятся морской, речной, железнодорожный, автомобильный, трубопроводный и воздушный транспорт.
В 20 веке произошли качественные изменения во всех областях человеческой деятельности. К таким изменениям относят:
увеличение темпов прироста населения планеты. Называют цифру 75-80 млн. человек в год;
бурный рост производства и потребления ресурсов;
непропорциональный рост количества городов и населения в них;
научно-техническая революция. Во второй половине 20 века наука и техника достигли небывалого уровня расцвета, открыты новые законы развития мира, новые виды энергии, новые материалы, новые виды и типы машин, новые технологии, новые средства связи и управления. Передовые промышленно развитые страны переходят в стадию постиндустриального общества, для которого характерно наличие пяти сфер материального производства: 1) добывающей промышленности, 2) земледелия, 3) обра-батывающей промышленности, 4) транспорта, 5) информационной индустрии.
Транспорт может соответствовать потребностям общества в перемещениях только если темпы его количественного и качественного развития будут соответствовать темпам развития остальных отраслей.
Известно, что транспорт не производит каких-либо преобразований с предметами труда (если не принимать во внимание потери их количества и качества в процессе транспортирования), он обеспечивает необходимое перемещение объектов в производственном цикле и в сфере их обращения(от мест производства к местам потребления).
Несмотря на то, что транспорт не производит никакой дополнительной продукции и не производит с ней никаких химических, физических или каких-либо других преобразований, он назван отраслью материального производства. На самом деле, и об этом писал еще К. Маркс, без транспорта невозможно ни одно производство и транспорт представляет собой органический элемент самого производства. Нельзя произвести продукцию (изделие), не передвигая предмет обработки, т.е. сырье, заготовку полуфабрикат от станка к станку, с одного участка на другой, из цеха в цех на предприятии. Все эти перемещения осуществляются средствами внутрицехового и межцехового транспорта. Перемещая средства труда и рабочих внутри предприятий, транспорт осуществляет связи, порождаемые технологическим разделением труда. Такой транспорт называют внутрипроизводственный.
Кроме этой внутрипроизводственной функции транспорт выполняет другую функцию – «транспортировку готовых продуктов из сферы производства в сферу потребления. Продукт только тогда готов к потреблению, когда он закончит это передвижение» [Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т . 24. С. 170]. Перемещая продукцию между производителями (поставщиками) и потребителями, транспорт осуществляет связи, порождаемые территориальным разделением труда (рис. 1.1).
Эти функции выполняет транспорт сферы обращения, он составляет самостоятельную сферу производства. Перевозки в процессе обращения выполняет в основном транспорт общего пользования – железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный, а также специальные виды транспорта, куда относят трубопроводный транспорт, высоковольтные линии передач, подъездные пути предприятий, связывающие их с магистральной сетью путей сообщения. Вместе с системой складов эти виды транспорта являются материальной системой обращения.
Транспорт с одной стороны является частью инфраструктуры рынка, «физически» реализуя обмен товарами и оказывая услуги населению, с другой стороны он сам как субъект рынка продает свои услуги, перемещая товары и пассажиров. Различные виды транспорта по-разному оказывают услуги, образуя тем самым транспортный рынок. Труд транспортника является производительным трудом, он создает национальный доход, увеличивает общественное богатство, измеряемое в стоимостной форме. Доля транспортных издержек в стоимости продукции промышленности и сельского хозяйства составляет 15-20 %, а по некоторым грузам достигает 45-50 %.