Производственной деятельности и в конкурентной борьбе 7 страница
реинжениринг проводится без влиятельного руководителя лидера, который может принимать решения на уровне руководства компании;
в процессе реформирования проявляется робость, застенчивость, отсутствует творческое мышление и не генерируются идеи;
переходят прямо от концепции к внедрению, без необходимых испытаний и проверок и наличия этапа «лабораторного прототипа»;
затягиваются сроки проведения реинжениринга. Предпринимаемые шаги должны дать результат в течение года (12 месяцев), иначе теряется поддержка. Перепроектирование процессов следует один за другим с достижением соответствующих результатов;
ограничиваются только самим процессом. Реинжениринг не должен проводиться в изоляции с установленными ограничениями в сохранении старого;
используется традиционный стиль внедрения, когда исполнение «по старинке» может привести к провалу. Должен быть разра-
ботан стиль внедрения с импровизацией, творчеством, приводящий к быстрой победе;
игнорируются нужды и заботы других, так как не все с жаром будут поддерживать проводимые преобразования.
Совет. Не делайте этих ошибок, так как будет достаточно
своих собственных.
Естественно, что каждое действие вызывает противодействие, поэтому можно ожидать определенное сопротивление какой-то части сотрудников компании и быть готовым побороть сопротивление.
Реинжениринг, как правило, вызывает, согласно его результатам, определенную перестройку организационной структуры и функциональных подразделений. Многие компании на Западе в последние годы провели реструктуризацию под влиянием внешних факторов, без учета внутренних, с которыми, главным образом, и связан реинжениринг.
Целью любой реструктуризации должно быть повышение эффективности, которая может быть достигнута совершенствованием организационной структуры предприятия для усиления контроля за расходованием ресурсов, исключения бюрократических подходов в управлении, ликвидации непроизводительных подразделений. Реструктуризация может быть связана с ориентацией на производимую продукцию, когда определенному структурному подразделению поручаются практически все задачи по ее производству и сбыту, а также ориентации на клиента (сегмент рынка) или конкретный географический регион.
Для решения задач реинжениринга необходимы программные средства, которые способствуют осуществлению имитационного моделирования. Разработка имитационных моделей бизнес-процессов
дает возможность:
повысить степень обоснованности проектов по реорганизации деятельности компании с учетом анализа и прогноза внутренних и внешних факторов развития экономической ситуации;
анализировать и прогнозировать деятельность компании путем перебора возможных вариантов и схем поведения на рынке;
оптимизировать использование материальных, людских, финансовых и информационных ресурсов на различных стадиях проекта реорганизации компании;
разработать обоснованные рекомендации по изменению организационной структуры компании и внедрению информационных технологий.
Проведение реинжениринга и последующей реструктуризации с учетом внешних и внутренних факторов, внедрение информационных технологий и создание единой компьютерной информационной базы компании обеспечивают значительный эффект. Реинжениринг позволяет принимать решения на более низких уровнях иерархии управления, в частности, на оперативном, что приводит к более быстрому принятию решений и согласованию различных вариантов изготовления и продвижения продукции, направленных на удовлетворение требований потребителя и рынка в целом. Реструктуризация и реинжениринг, в свою очередь, требуют переквалификации и повышения квалификации работников, а также повышения организационной культуры (норм поведения, убеждений, пересмотра ценностей).
Концепция реинжениринга получила заслуженное признание и определила новый этап в непрерывном совершенствовании организации и управления производством. Она с успехом может быть использована как в деятельности отдельных транспортных предприятий, так и в целом - системе доставки и продвижении продукции или сырья от отправителя к получателю.
ВЫВОДЫ
1. Коммерческая логистика - это логистика в предпринимательской деятельности. Объектами управления в коммерческой логистике является материальный поток на стадии движения от поставщика к потребителю, а предметом изучения - рационализация процесса физического продвижения продукции к потребителю.
2. Высшее проявление коммерческой логистики выражается в формировании у предпринимателей навыка моделирования реальных ситуаций в свободно конкурирующем рынке, подчиняющемся системной функции цели демократического общества и управляемом центральным координатором с помощью экономических рычагов.
3. Реформирование системы хозяйствования в России привело к принципиальному изменению роли посреднических структур на товарном рынке. Появилось посредничество, дающее потребителю право выбора посреднической структуры и принятия решения о целесообразности пользования услугами посредника вообще.
4. Формирование ассортимента товаров при их реализации
должно ориентироваться на потребительский спрос, который вы
ступает в качестве основного фактора.
5. Характер и инфраструктура дистрибуции постоянно видоизменяется в зависимости от складывающихся как внутренних, так и внешних условий.
6. С целью значительных улучшений показателей бизнеса и всего предпринимательского и инновационного цикла, включая торговлю и сферу услуг, целесообразно использовать концепцию ре-инжениринга как фундаментальный пересмотр и радикальное реконструирование бизнес-процессов.
Вопросы для самопроверки
1. Каковы крайние границы соотношения «спрос-предло
жение»?
2. Есть ли взаимосвязь между уровнем инфляции, безработицы и ценами? Если есть, то как выражается?
3. Что собой представляет общесистемная модель Нэша-Шта-кельберга?
4. Что Вы понимаете под посредником? В каких случаях он целесообразен?
5. Как подразделяются посредники и чем они характеризуются?
6. Охарактеризуйте деятельность дистрибутора.
7. Что такое ассортимент товаров и какой он может быть?
8. Приведите классификацию товаров.
9. Назовите основные факторы формирования торгового ассортимента.
10. Охарактеризуйте взаимосвязь спроса и ассортимента в пунктах реализации товаров.
11. Что Вы понимаете под реинженирингом? Перечислите и охарактеризуйте его основные положения.
12. Какие шаги включает в себя «план действий» при проведении реинжениринга?
Глава 8. СЕРВИС В ЛОГИСТИКЕ 8.1. УСЛУГИ
Согласно существующим понятиям к услугам относят все виды труда, непосредственно не связанные с изменением и преобразованием форм материи и явлений природы и производящие особую потребительную стоимость, которая выражается в общественно полезной деятельности самого труда в различных отраслях общественного хозяйства. К услугам относят и те виды труда, которые не овеществляются в предметно осязаемом, обособленном продукте труда (транспорт, связь).
Особенности деятельности по предоставлению услуг сводятся к следующим положениям:
услуги не могут существовать вне процесса их предоставления (т. е. они не могут накапливаться);
продажа услуг - это, фактически, продажа самого процесса труда, поэтому качество услуг определяется качеством самого процесса труда;
услуги представляют собой конкретную потребительную стоимость только в определенное время и в конкретном месте или направлении, что существенно ограничивает возможность их замены на рынке услуг;
услуги транспорта относятся к услугам, завершающим и (или) предваряющим процесс материального производства.
Услуги транспорта определяются как подвид деятельности транспорта, направленный на удовлетворение потребностей людей и характеризующийся наличием необходимого технологического, экономического, информационного, правового и ресурсного обеспечения. Под услугой, следовательно, подразумевается не только собственно перевозка грузов или пассажиров, а любая операция, Не входящая в состав перевозочного процесса, но связанная с его подготовкой и осуществлением.
К услугам транспорта можно отнести: перевозку грузов и пассажиров; погрузочно-разгрузочные работы (погрузка, выгрузка, перегрузка, пересадка пассажиров, внутрискладские операции); услуги по хранению грузов и ожидающим пассажирам; услуги по подготовке и перевозке перевозочных средств; предоставление перевозочных средств на условиях аренды или проката; транспорт-но-экспедиционные услуги, выполняемые при перевозке грузов, пассажиров, багажа, по обслуживанию предприятий, организаций, населения; перегон (доставка) новых и отремонтированных транспортных средств; прочие услуги.
Анализ отечественного и зарубежного опыта позволяет предложить следующую классификацию услуг транспорта:
по признаку взаимосвязи с основной деятельностью предприятий транспорта услуги подразделяются на перевозочные (т. е. включающие в том или ином виде элемент перевозки) и не перевозочные;
по виду потребителя, которому предоставляется услуга - на внешние (предоставление нетранспортным предприятиям и организациям) и внутренние, т. е. предоставляемые другим предприятиям и организациям транспорта или других отраслей. Например, внутренними являются услуги по предоставлению подвижного состава транспортным предприятием экспедиторскому для выполнения перевозок;
по характеру деятельности, связанной с предоставлением определенной услуги - на технологические, коммерческие, информационные и т. д.
Логистические (в том числе и транспортные) услуги основываются на семи основных положениях и правилах, а именно:
каждая оказываемая услуга уникальна для получателя;
в конечном итоге от оказанной услуги не остается ничего, кроме восприятия к информации;
услуга (или часть ее) не может быть рециклирована;
услуги нельзя нарабатывать про запас;
оказанную услугу нельзя отремонтировать;
оказанная услуга не может быть выполнена вновь;
память о хорошей услуге мимолетна, плохая же услуга помнится долго.
В последнее время важность и значимость логистических услуг постоянно возрастает, расширяется индустрия услуг, и все большее число компаний и работников включаются в нее. Целый ряд логи-
стических посредников становятся предприятиями сервиса, в которых услуги неразрывно связаны с продвижением и реализацией товаров, причем стоимость услуг может превосходить прямые затраты на производство.
Сфера услуг должна функционировать таким образом, чтобы полностью удовлетворять требования клиентов с возможно малыми затратами. Однако на сегодняшний момент нет широко используемых эффективных количественных методов оценки качества услуг в связи с их особенностями, которые сводятся к следующему:
неосязаемость услуг (их нельзя «пощупать»);
потребитель услуг зачастую сам участвует в процессе оказания услуг;
потребитель услуг не становится собственником их;
оказание услуг - это процесс, и он не может быть протестирован перед оплатой;
процесс оказания услуг может состоять из системы более мелких действий, тогда как качество зависит от итоговой оценки.
Наиболее значимыми компонентами при оценке качества предоставляемых услуг могут выступать следующие:
среда (интерьер, оборудование, внешний вид персонала и т. д.);
надежность (исполнение «точно в срок»);
ответственность (гарантии исполнения услуг, желание персонала помочь потребителю услуг);
законченность (наличие определенных навыков, необходимых знаний и компетентность персонала);
доступность (легкость установления контактов);
безопасность (отсутствие риска и недоверия со стороны потребителя услуг);
вежливость (любезность, корректность персонала);
коммуникабельность (способность персонала общаться с потребителем услуг на доступном и понятном ему языке);
взаимопонимание с потребителем услуг (искренний интерес к потребителю услуг, способность встать на его место).
Когда потребитель услуг оценивает качество их, он сравнивает фактические величины параметров качества с ожидаемыми, и если они совпадают или оказываются близкими, то качество считается им удовлетворительным или приемлемым. Потребительские ожидания клиента основываются на следующих параметрах: речевых коммуникациях (слухах), т. е. информации об услугах, ко-
торую потребители услуг передают друг другу; личных потребностях (личностных представлениях клиента о качестве, его запросах и характеру его взглядов); прошлого опыта, т. е. на подобных услугах, оказываемых ему в прошлом; внешних коммуникациях (сообщениях) - информация поступает от поставщика услуг через средства массовой информации (радио, телевидение, пресса, в виде рекламы).
В последние годы логистика все в большей степени занимается управлением сервисных потоков, так как многие фирмы не только производят готовую продукцию, но и оказывают сопутствующие услуги. Логистический подход целесообразен и эффективен для предприятий, оказывающих разные услуги, в том числе и транспортные. Спрос на услуги транспорта во многом зависит от развития имеющихся видов транспорта в регионе, степени их интеграции в единую систему, уровня тарифов по видам транспорта, ассортимента и качества услуг, предоставляемых возможным клиентам. Удельный вес транспортных услуг с развитием рыночной экономики и ее инфраструктуры, как правило, возрастает, что характерно практически для всех стран.
В связи с внедрением логистики в странах с рыночной экономикой пересматривается политика в области транспорта. Транспорт начинает играть ключевую роль в системе товародвижения. Предполагается, что в дальнейшем технико-эксплуатационные особенности отдельных видов транспорта обеспечат им надежное положение на рынке транспортных услуг особенно в условиях повышенного спроса на перевозки грузов мелкими отправками, которые в свою очередь ускорят развитие автоматизированной обработки грузов, контейнеризации и пакетизации, а также информатики в области грузовой и перевозочной работы.
Просматриваются два направления в области организации транспортных услуг: 1) приспособление ассортимента предлагаемых услуг к специфическим требованиям клиентов и 2) активное формирование спроса на услуги транспорта с целью прибыльной реализации уже имеющихся. Различные группы потребителей должны обслуживаться в соответствии с их конкретными потребностями. Потребители сами делают выбор соответствующих услуг, их количества и характера реализации. Они определяют свои приоритеты, которые во многом зависят от качества предоставляемых услуг.
8.2. КАЧЕСТВО ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РАЦИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ СЕРВИСА
Реализация каналов снабжения сырья, полуфабрикатов и распределения готовой продукции в рамках логистической системы требует решения комплекса транспортных проблем. Предприятию, фирме, концерну при реализации каналов распределения готовой продукции приходится решать комплекс вопросов, связанных с доставкой, т. е. выбирать вид транспорта, методы организации перевозок, тип транспортных средств и так далее, иными словами решать вопросы транспортного обслуживания (см. гл. 4).
Транспортное обслуживание можно определить как деятельность, связанную с процессом перемещения грузов и пассажиров в пространстве и во времени и предоставлением сопутствующих этой деятельности транспортных услуг.
Транспортное обслуживание клиентов при перевозке грузов включает:
выбор соответствующей упаковки согласно физическим свойствам товара (груза);
нанесение на упаковку маркировки, штрих-кодов и спецобозначений;
использование унифицированной транспортной тары, формирование грузовых единиц, пакетирование и контейнеризация;
выбор оптимального (рационального, приемлемого) вида перевозки и транспортных средств;
посредством правильной загрузки наиболее полное использование грузоподъемности транспортных средств;
соблюдение технологий при ведении погрузочно-разгрузочных работ;
использование современных технологий и подходов к организации размещения, учета товаров и запасов на складах и терминалах;
применение современных информационных технологий и компьютерной поддержки.
Специфические задачи стоят и в системе организации перевозок пассажиров. По данным зарубежной печати стоимость транспортных расходов в процессе производства и реализации продукции доходит до одной трети цены конечного продукта. Вот почему рационализация, а лучше оптимизация транспортных, погрузочно-разгрузочных, тарно-упаковочных, экспедиционных и складских
операций является важным резервом снижения издержек и экономии ресурсов. До недавнего времени повышению эффективности доставки продукции уделялось недостаточное внимание, как и всей сфере обращения.
Изучение спроса на транспортные услуги свидетельствует, что одним из главных требований клиентов к работе транспорта является своевременность отправки и доставки грузов. Связано это со стремлением большинства грузовладельцев к сокращению запасов как в сфере производства, так и в сфере обращения, поскольку их затраты на содержание запасов составляют по ряду отраслей 20 % и более от выпускаемой продукции. Отсутствие гарантии своевременной доставки или отправки требуемого груза, возможность отказа или неоднократного откладывания заявки на перевозку были характерными особенностями сложившейся у нас в стране системы планирования работы транспорта.
В целом доставка продукции распадается на ряд последовательных конкретных отдельных этапов, зачастую не связанных между собой и выполняемых разными подразделениями. Поэтому оптимизация такой пространственно-временной системы представляет собой достаточно сложную задачу.
Транспортное обслуживание и его характер во многом определяет спрос на перевозки. К параметрам, характеризующим спрос на перевозки, можно отнести: род груза (вид поездки) и объем перевозок; размеры обслуживаемой территории; регулярность грузопотоков (пассажиропотоков); срочность и время доставки; уровень тарифов; необходимость хранения товаров (технологического простоя - пересадки) в цикле доставки; юридическое положение отправителя или получателя (предприятие или частное лицо).
В физическом отношении спрос носит локальный характер, и на его количественные и качественные характеристики влияет покупательная способность (или личностные особенности), существующая в данном конкретном месте (случае), так как в зависимости от нее изменяется спрос. Что касается предложения, то оно практически всегда рассредоточено, а следовательно, в количественном и качественном отношении меняется в зависимости от наличия или отсутствия возможностей для получения прибылей (или удовлетворения потребностей) на местном рынке, что во многом определяется гибкостью и качеством транспортного обслуживания.
Зарубежный опыт свидетельствует об актуальности повышенного внимания к проблемам транспортного обслуживания. Так, на-
пример, в странах с развитой рыночной экономикой имеют место следующие тенденции развития транспортного обслуживания: развитие и увеличение объема перевозок грузов повышенной стоимости (или требования повышенной комфортности) с одновременным сокращением и передачей, например, с автомобильного транспорта на другие виды транспорта (речной, трубопроводный) малоценных грузов (или неэкстренных перемещений пассажиров); увеличение средних расстояний доставки грузов с быстрым ростом доли международных перевозок; повышение ответственности за качество и сроки перевозки по всей транспортной цепи; рост объема перевозок между предприятиями при сокращении объемов перевозок в самих предприятиях; уменьшение объемов массовых навалочных грузов и увеличение объемов штучных грузов в контейнерах и на поддонах; повышение коэффициента грузоподъемности (пассажировме-стимости) подвижного состава; увеличение объема перевозок грузов (пассажиров) в специализированном подвижном составе; преобладание логистических подходов при организации перевозок и управлении транспортным процессом.
В настоящее время все большее значение начинают приобретать вопросы повышения уровня транспортного обслуживания клиентов, которые в рыночных условиях хозяйствования тесно связаны с проблемой сервиса и качества предоставляемых услуг. Под качеством понимают совокупность свойств и характеристик услуг, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предлагаемые потребности. Для компании, осуществляющей транспортные, складские или смешанные услуги, конкретные обязательства договора или соглашения (контракта) являются установленными (оговоренными) потребностями клиента. Если компания обязуется доставить груз по назначению и в оговоренные контрактом сроки в условиях сохранности, то в будущем клиент ожидает, что перевозчик сократит время простоя, снизит плату за хранение, расширит сеть доставки и так далее, т. е. повысит качество предоставляемых услуг.
Распространенной ошибкой является казалось бы очевидным суждение о том, что предоставление качественных услуг весьма дорогое удовольствие. Наоборот, невыполнение условий принятого соглашения влечет за собой дополнительные расходы материальных и трудовых ресурсов, направленных на устранение ошибок. Так систематические срывы графика перевозок приводят в конеч-
ном счете к потере клиентов, репутации и места на рынке транспортных услуг.
В свою очередь, идентификация потребности в транспортном обслуживании базируется на принципе сегментации услуг, т. е. группировке потребителей в соответствии с тем или иным критерием обслуживания. Сам процесс сегментации услуг включает следующие три стадии: определение ключевых компонентов обслуживания на основе мнений самих потребителей; установление относительной важности этих компонентов для потребителей; группировка потребителей по отношению предпочтений тех или иных компонентов обслуживания.
Для сбора информации используются принципы социологии (опросы), а для ее обработки и последующей группировки потребителей - соответствующие статистические методы. На рынке движения товаров и их доставки потребителям можно выделить два сегмента обслуживания, т. е. две группы покупателей. Первая сосредоточивает свое внимание на поставке товаров (сроках и интенсивности, полноте заказа). Другая группа покупателей отдает предпочтение связям с поставщиками, качеству коммуникаций и легкости заказа.
К ключевым параметрам качества обслуживания потребителей относятся:
время от получения заказа на перевозку до доставки;
надежность и возможность доставки по требованию;
наличие запасов, стабильность снабжения;
полнота и степень доступности выполнения заказа;
удобство размещения и подтверждения заказа;
объективность тарифов и регулярность информации о затратах на обслуживание;
возможность предоставления кредитов;
эффективность переработки грузов на складах;
качество упаковки.
Массовые опросы клиентуры, согласно данным западных специалистов, дают следующую картину ранжирования (по стопроцентной шкале) показателей качества обслуживания:
100 пунктами оценена надежность поставки;
60 - удобство анализа, стабильность получения информации, высокий уровень выполнения принятых гарантий;
50 - удобство контактов в процессе обслуживания;
10 - возможность предоставления кредита и т. д.
Четкость обслуживания потребителей - услуг характеризуется продолжительностью цикла обслуживания, который измеряется временем от получения заказа до его выполнения.
Одним из заблуждений в обеспечении высокого качества является попытка всеобщего (тотального) контроля над персоналом. Практика говорит о том, что в 80 % случаев проблемы качества связаны с потерей управления компанией. Как же обеспечить качество? Ответом на этот вопрос может быть модель системы качества, включенная в общую систему управления. Стандарт ISO 9000:2000 определяет систему качества как «совокупность организационной структуры, процедур, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления административного управления качеством». Хорошо организованная и функционирующая система качества должна обеспечивать следующее:
система воспринимается и понимается персоналом, правильно применяется, имеет необходимые ресурсы и является эффективной;
предоставляемые услуги (выпускаемая продукция) действительно удовлетворяют запросы и ожидания клиента;
учитываются влияние на окружающую среду и потребности общества;
основное внимание уделяется предотвращению негативных ситуаций, а не их ликвидации после возникновения.
Такая система кроме решения вопросов обеспечения качества обслуживания повышает дисциплину, уменьшает непроизводительный труд, облегчает работу с клиентами. Реализация системы качества должна определяться задачами, продукцией, процессами и индивидуальными особенностями конкретной компании или организации, а также отвечать требованиям постоянного улучшения качества в соответствии с предполагаемыми потребностями клиента.
Следование стандарту ISO 9000:2000 при разработке и внедрении системы качества является добровольным стремлением руководства компании или организации. Именно руководство несет полную ответственность перед клиентом за соответствие стандарту, и оно определяет целесообразность сертификации деятельности, которая устраняет необходимость ряда дополнительных проверок по требованию клиентов. Если сертификат к тому же выдан признанным (в регионе, стране, мире) сертификационным органом, то потребитель услуг получает максимальную гарантию того, что его запросы будут удовлетворены.
Многие российские компании и предприятия столкнулись, в силу внутренней обстановки в стране на сегодняшний момент, с кризисом доверия со стороны зарубежных партнеров. Причем страдают и те компании, которые могут успешно работать и доказали это своей деятельностью. В этих условиях система качества, выстроенная в соответствии со стандартом ISO 9000:2000 и сертифицированная признанным в мире сертификационным органом, приобретает особое значение. Наличие такой системы декларирует способность руководства управлять компанией, говорит о существовании у нее стратегических планов, и контакты с ней менее рискованы.
Изучение психологии потребителей, в том числе транспортных услуг, в зависимости от их интересов и склонностей в зарубежных странах показало, что их можно разделить на три группы: первые предпочитают высокое качество обслуживания; вторые ориентируются на высокую скорость, эффективность
и минимум риска;
третьи делегируют обслуживание процессов транспортировки,
сбыта и продажи продукции посредникам.
Одним из важных вопросов логистического обслуживания является цена как ожидаемая компенсация за общий пакет услуг, которую фирма предлагает потребителю. Определить цену на логистические услуги гораздо труднее, чем на саму транспортировку, так как во многом цена логистических услуг зависит от восприятия клиентом всей системы обслуживания. Выбор оптимального уровня обслуживания клиентуры определяется динамикой величины затрат. Выявлено, что, начиная с 70 % и выше, затраты на обслуживание растут экспоненциально в зависимости от уровня обслуживания, а при уровне обслуживания 90 % и выше сервис становится невыгодным. Специалисты подсчитали, что при повышении уровня обслуживания от 95 до 97 % экономический эффект повышается на 2 %, а расходы возрастают на 14 %.
Для выявления рационального уровня обслуживания производят сопоставление расходов, доходов и прибыли, реализуя принцип компромиссного решения, при котором фирмы достигают наилучшего соотношения между ценами и уровнем обслуживания, между расходами и доходами. Фактически процедура сводится к сопоставлению затрат, связанных с увеличением уровня обслуживания, с потерями доходов, которые растут при уменьшении числа и качества услуг. В результате сопоставления находят некоторый оптимум уровня обслуживания (рис. 8.1).
С увеличением уровня обслуживания растут расходы по нему (кривая 2), но уменьшаются потери доходов от снижения уровня обслуживания (кривая 3). Штриховая кривая (7) получается суммированием координат двух названных составляющих. В связи со значительными трудностями поиска и практической реализации оптимального уровня обслуживания (минимум ординаты штриховой кривой 1) предприятия, предоставляющие услуги, и их клиентура ориентируются на «достаточно хорошее решение» -на рациональное, приемлемое соотношение расходов и доходов.
Сервис оценивают показателем «уровень обслуживания» Уоб, который определяется выражением:
(8.1)