Определение себестоимости летного часа и тонно-километра
Себестоимость – это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на её производство и реализацию.
В экономической науке и для прикладных задач выделяется несколько типов себестоимости:
· Полная себестоимость (средняя) – соотношение полных издержек к объёму производства;
· Предельная себестоимость – это себестоимость каждой последующей производственной единицы продукции;
Виды себестоимости:
· Себестоимость по статьям калькуляции (распределение затрат для составления себестоимости по статьям учёта);
· Себестоимость по элементам затрат.
Структура себестоимости по статьям калькуляции:
1) Материалы, прочие (комплектующие, полуфабрикаты, агрегаты, узлы и т.д.)
2) Топливо, энергия идущая на производство
3) Амортизация основных производственных фондов (ОПФ, или вторая группа основных средств: оборудование, станки, техника и т.п.)
4) Основная заработная плата основного персонала (оклад, тариф)
5) Дополнительная заработная плата основного персонала (надбавки, доплаты к тарифным ставкам и должностным окладам в размерах, предусмотренных действующим законодательством
6) Отчисления на социальные мероприятия (пенсионный фонд, фонд безработицы, фонд социального страхования, фонд платы за несчастные случаи; начисляется процентом от основной заработной платы
Пункты 4, 5 и 6 образуют фонд оплаты труда (ФОТ)
7) Общепроизводственные расходы (ОПР: расходы на сбыт, административные затраты, внутрипроизводственные затраты, ФОТ служащих и прочие (например ремонт: закупка паркета, клея, ламината, штукатурки и т.д.); калькулируется как процент от п.4)
8) Командировочные расходы – стоимость билетов, суточные, оплата жилья
9) Работа сторонних организаций (контрагентов)
10) Административные расходы – расходы на содержание аппарата управления.
В данном разделе определяется себестоимость летного часа, представляющую собой сумму эксплуатационных затрат, приходящуюся на 1 летный час; и себестоимость тонно-километра, которая определяется как сумма эксплуатационных расходов, приходящаяся на 1 тонно-километр.
Методика расчета себестоимости летного часа ВС сводится к расчетам и выделению трех групп статей затрат, которые могут быть прямо включены в себестоимость летного часа, но при этом различаются способами расчетов.
К первой группе (1) относятся прямые затраты непосредственно связанные с налетом часов по типам ВС ), они рассчитываются на летный час:
1.1 Расходы по авиаГСМ ).
1.2 Амортизация самолетов, вертолетов и авиадвигателей, т.е. СВАД ).
1.3 Отчисления в ремонтный фонд СВАД ).
1.4 Расходы на периодическое техническое обслуживание СВАД ).
1.5 Расходы на заработную плату летного состава и бортпроводников ).
1.6 Отчисления на социальные нужды ).
1.7 Расходы на страхование ВС ).
Ко второй группе (2) относятся прямые расходы ), непосредственно связанные с выполнением рейсов, они рассчитываются на парный рейс по типам ВС. .
2.1 Аэропортовые расходы (
2.2 Расходы за оперативное техническое обслуживание
2.3 Расходы на питание пассажиров и экипажей в рейсе
2.4 Расходы на метеообслуживание
2.5 Аэронавигационные сборы
2.6 Отчисления агентствам
К третьей группе (3) относятся накладные расходы ), они рассчитываются косвенным путем.
3.1 Прочие производственные и общехозяйственные расходы ).
Себестоимость летного часа i-го типа ЛА ) определяется путем суммирования всех статей расходов по формулам:
Определение прямых расходов 1 группы
1.1. Расходы на авиаГСМ.
Расходы по этой статье определяем, исходя из стоимости авиационных ГСМ в зависимости от района базирования аэропорта и часового расхода топлива рассматриваемого типа воздушного судна по формуле:
где:
стоимость топлива с учетом его цены, стоимости доставки и хранения в аэропортах отправления назначения;
часовой расход топлива конкретного типа ВС с учетом расхода топлива на земле, т/ч;
коэффициент, учитывающий непроизводственный, т.е. вспомогательный, тренировочный и служебный налет часов (рекомендуется принимать равным 1, 03).
Рассчитаем расходы на авиаГСМ ( ).
Для ИЛ-86:
.
Для ИЛ-96-300:
1.2. Расходы на амортизацию СВАД.
Расходы на амортизацию (реновацию) парка ВС рассчитываются исходя из стоимости планера и двигателей рассматриваемых типов ВС, норм амортизации на полное восстановление (реновацию) и годового производственного налёта часов.
Расходы на амортизацию СВАД определяются по формуле:
где:
0,08; 0,1 - годовая норма амортизации на полное восстановление планера (двигателей);
- стоимость планера рассматриваемого типа ВС, тыс. руб.;
- стоимость двигателя i-го типа, тыс. руб.;
- количество двигателей, устанавливаемых на рассматриваемом типе ВС, шт.;
- коэффициент, учитывающий количество двигателей на складе (принять равным 1,5-2);
- годовой производственный налёт часов по рассматриваемым типам ВС ( ), л.ч.
Рассчитаем расходы на амортизацию СВАД ( ).
Для ИЛ-86:
.
Для ИЛ-96-300:
1.3. Отчисления в ремонтный фонд СВАД.
Расходы по этой статье учитывают стоимость и количество капитальных ремонтов планера и двигателей, а также амортизационный срок службы планера и двигателей. Определяются по формуле:
тыс.руб
где:
стоимость капитальных ремонтов, соответственно, планера и двигателей i-го типа, тыс. руб.;
количество капитальных ремонтов, соответственно, планера и двигателей; определяется по формуле:
где:
- межремонтный ресурс планера (двигателей), ч;
- амортизационный сорк службы планера (двигателей), ч;
0,1 - коэффициент, определяющий норму работы двигателей на земле;
0,2 - коэффициент, учитывающий снижение нормы расхода при работе двигателя на земле.
Рассчитаем отчисления в ремонтный фонд СВАД
Для ИЛ-86:
Для ИЛ-96-300:
1.4. Расходы по техническому обслуживанию СВАД.
Расходы по техническому обслуживанию (ПТО) по периодическим формам ) определяются исходя из величин удельной трудоёмкости ПТО в расчёте на лётный час по типам ВС и себестоимости нормо-часа ПТО:
где:
- трудоёмкость ПТО в расчёте на лётный час по типам ВС, н.ч/л.ч.;
- себестоимость одного нормо-часа ПТО, тыс.руб./н.ч.
Рассчитаем расходы по техническому обслуживанию (ПТО) по периодическим формам ).
Для ИЛ-86:
Для ИЛ-96-300:
1.5. Определение затрат по оплате труда лётного состава и бортпроводников.
Заработная плата – это денежная компенсация, которую работник получает за свой труд.
Выделим две формы оплаты труда: сдельная форма оплаты труда и повременная.
Сдельная форма оплаты труда применяется в случаях, когда есть реальная возможность фиксировать количество показателей результата труда и нормировать его путём установления норм выработки и времени.
При повременной оплате труда заработная плата работника определяется в соответствии с его квалификацией и количеством отработанного времени. Такая оплата применяется тогда, когда труд работника невозможно нормировать или выполняемые работы не поддаются учёту.
Расходы по оплате труда лётного состава и бортпроводников в расчёте на лётный час определяем делением месячного фонда оплаты труда этих работников на месячную санитарную норму налёта экипажей.
Фонд оплаты труда членов экипажа за месяц отражает выплаты заработной платы, исчисленной исходя из должностных окладов, сдельных расценок, премий, надбавок и прочих выплат. В качестве основы для расчётов принимаем положения «Отраслевого тарифного соглашения работников ГА».
Расходы по заработной плате лётного состава и бортпроводников включают в себя повременную оплату экипажа за месяц, т.е. оклады III класса, надбавки за классность и премию, и сдельную заработную плату за налёт часов с учётом сложности полётов.
Повременную часть заработной платы определяем исходя из состава экипажа, оклада членов экипажа в зависимости от минимального уровня заработной платы по стране, повышающего коэффициента для отросли и от нормированной сложности труда.
Дифференциацию оплаты по сложности труда устанавливаем в соответствии с тарифной сеткой коэффициентов, соответствующих разрядам по оплате труда рабочих, специалистов, служащих и руководителей предприятий ВТ.
Тарифные коэффициенты устанавливаются для каждого члена экипажа в зависимости от класса ВС, профессии и должности.
Оклад III класса ( ) каждого члена экипажа определяется по формуле:
где:
- минимальная заработная плата (принимаем 600 руб.);
- отраслевой коэффициент, принимаем 3,0;
- тарифный коэффициент i-го разряда.
Рассчитаем оклад III класса ( ) для каждого члена экипажа
Для ИЛ-86:
КВС = 600 3,5
ВП = 600 3,5 5,1 = 10 710 руб.
БИ = 600 3,5 5,1 = 10 710 руб.
ШТ = 600 3,5 5,1 = 10 710 руб.
СБП = 600 3,5 3,12 = 6 552 руб.
БП = 600 3,5 2,44 = 5 124 руб.
Для ИЛ-96-300:
КВС = 600 3,5
ВП = 600 3,5 5,1 = 10 710 руб.
БИ = 600 3,5 5,1 = 10 710 руб.
СБП = 600 3,5 3,12 = 6 552 руб.
БП = 600 3,5 2,44 = 5 124 руб.
Надбавки (Е) лётному составу за I класс составляют 40%, за II класс - 20% от оклада III класса; бортпроводникам I класса - 25%, II класса - 10%.
Рассчитаем надбавки (Е) лётному составу и бортпроводникам по формулам:
ЕЛС= ЛС 0,4 (0,2)
ЕСБП(БП)= СБП(БП) 0,25 (0,1)
Для ИЛ-86:
ЕКВС = 0,4 = 5 468,4 руб.
ЕВП = 10 710 руб.
ЕБИ = 10 710 руб.
ЕШТ = 10 710 руб.
ЕСБП = 6 552 0,25 = 1 638 руб.
ЕБП = 5 124 руб.
Для ИЛ-96-300:
ЕКВС = 0,4 = 5 468,4 руб.
ЕВП = 10 710 руб.
ЕБИ = 10 710 руб.
ЕСБП = 6 552 0,25 = 1 638 руб.
ЕБП = 5 124 руб.
Премия (Пр) летному составу за безаварийный налёт часов при условии высокого качества работы выплачивается в процентах от оклада III класса (в расчетах можно принять 30%)
Рассчитаем премию (Пр) лётному составу.
ПрЛС = ЛС 0,3
Для ИЛ-86:
ПрКВС = 0,3 = 4 101,3 руб.
ПрВП = 10 710 руб.
ПрБИ = 10 710 руб.
ПрШТ = 10 710 руб.
ПрСБП = 6 552 0,3 = 1 965,6 руб.
ПрБП = 5 124 руб.
Для ИЛ-96-300:
ПрКВС = 0,3 = 4 101,3 руб.
ПрВП = 10 710 руб.
ПрБИ = 10 710 руб.
ПрСБП = 6 552 0,3 = 1 965,6 руб.
ПрБП = 5 124 руб.
Расчёт сдельной заработной платы производим исходя из часовых расчётных ставок командиру корабля. Минимальные гарантированные часовые расценки для оплаты командиров кораблей (по типам ВС) устанавливаются в «Отраслевом тарифном соглашении». При увеличении норматива по минимальной заработной плате по стране часовые ставки индексируются.
Часовые ставки командирам кораблей дифференцируются по типам ВС и в зависимости от сложности полётов. Остальным членам экипажей часовые ставки рассчитываются с учётом понижающих коэффициентов.
Рассчитаем часовую ставку (Y).
Учитывая то, что самолёт летит в 1-ой (101 руб./час) и 2-ой (111 руб./час) зонах, в дневное (31,5 часов) и ночное (3,5 часа) время суток, расчет будет иметь вид:
Для ИЛ-86:
Y= (101 руб./час 31,5 часa + 101 руб./час 3,5 часа 1,3) + (111 руб./час *31,5 часa + 111 руб./час 3,5 часа 1,3) = 7 643 руб.
YКВС= 1 Y = 7 643 руб.
YВП = 0,8 Y = 0,8 7 643 = 6 114,4 руб.
YБИ = 0,8 Y = 0,8 7 643 = 6 114,4 руб.
YШТ = 0,8 Y = 0,8 7 643 = 6 114,4 руб.
YСБП = 0,3 Y = 0,3 7 643 = 2 292,9 руб.
YБП = 0,3 Y = 0,3 7 643 = 2 292,9 руб.
Для ИЛ-96-300:
Y= (101 руб./час 31,5 часa + 101 руб./час 3,5 часа 1,3) + (111 руб./час *31,5 часa + 111 руб./час 3,5 часа 1,3) = 7 643 руб.
YКВС= 1 Y = 7 643 руб.
YВП = 0,8 Y = 0,8 7 643 = 6 114,4 руб.
YБИ = 0,8 Y = 0,8 7 643 = 6 114,4 руб.
YСБП = 0,3 Y = 0,3 7 643 = 2 292,9 руб.
YБП = 0,3 Y = 0,3 7 643 = 2 292,9 руб.
Рассчитаем сдельную заработную плату членам экипажа:
Для ИЛ-86:
ЗПСД(КВС)= 7 643 70 = 535 010 руб.
ЗПСД(ВП)= 6 114,1 70 = 428 008 руб.
ЗПСД(БИ)= 6 114,1 70 = 428 008 руб.
ЗПСД(ШТ)= 6 114,1 70 = 428 008 руб.
ЗПСД(СБП)= 2 292,2 70 = 160 503 руб. х2 = 321 006 руб.
ЗПСД(БП)= 2 292,2 70 = 160 503 руб. х10 = 1 605 030 руб.
Для ИЛ-96-300:
ЗПСД(КВС)= 7 643 70 = 535 010 руб.
ЗПСД(ВП)= 6 114,1 70 = 428 008 руб.
ЗПСД(БИ)= 6 114,1 70 = 428 008 руб.
ЗПСД(СБП)= 2 292,2 70 = 160 503 руб. х2 = 321 006 руб.
ЗПСД(БП)= 2 292,2 70 = 160 503 руб. х10 = 1 605 030 руб.
Все расчеты заносим в таблицу2 и таблицу3 для самолётов ИЛ-86 и ИЛ-96-300 соответственно.
Расчёт фонда оплаты труда для экипажа ИЛ-86 представлен в таблице 2.
таблица 2
Наименование занимаемых должностей | Повременная | Сдельная | Всего ЗП за месяц | |||||
Оклад ІІІ кл. | Надбавки за класс | Премия | Итого | Часовая ставка | Санитарная норма | Итого | ||
Командир ВС (І кл) | 13 671 | 5 468,4 | 4 101,3 | 23 240,7 | 558 250,7 | |||
ІІ пилот (І кл) | 10 710 | 4 284 | 3 213 | 18 207 | 6114 4 | 446 215 | ||
Бортинженер (ІІ кл) | 10 710 | 2 142 | 3 213 | 16 065 | 6114 4 | 444 073 | ||
Штурман (ІІ кл) | 10 710 | 2 142 | 3 213 | 16 065 | 6114 4 | 444 073 | ||
Ст. проводник х2 (І кл) | 6 552 (13 104) | 1 638 (3 276) | 1 965,6 (3 931,2) | 20 311,2 | 2292 9 (4 585,8) | 321 006 | 341 317,2 | |
Бортпроводник х10 (ІІ кл) | 5 124 (51 240) | 512,4 (5 124) | 1 537,2 (15 372) | 2292 9 (22 929) | 1 605 030 | 1 676 766 | ||
Итого | 110 145 | 22 436,4 | 33 043,5 | 165 624,9 | 53 501 | 3 745 070 | 3 910 694,9 |
Расчёт фонда оплаты труда для экипажа Ил-96-300 представлен в таблице 3.
таблица 3
Наименование занимаемых должностей | Повременная | Сдельная | Всего ЗП за месяц | |||||
Оклад ІІІ кл. | Надбавки за класс | Премия | Итого | Часовая ставка | Санитарная норма | Итого | ||
Командир ВС (І кл) | 13 671 | 5 468,4 | 4 101,3 | 23 240,7 | 558 250,7 | |||
ІІ пилот (І кл) | 10 710 | 4 284 | 3 213 | 18 207 | 6114 4 | 446 215 | ||
Бортинженер (ІІ кл) | 10 710 | 2 142 | 3 213 | 16 065 | 6114 4 | 444 073 | ||
Ст. проводник х2 (І кл) | 6 552 (13 104) | 1 638 (3 276) | 1 965,6 (3 931,2) | 20 311,2 | 2292 9 (4 585,8) | 321 006 | 341 317,2 | |
Бортпроводник х10 (ІІ кл) | 5 124 (51 240) | 512,4 (5 124) | 1 537,2 (15 372) | 2292 9 (22 929) | 1 605 030 | 1 676 766 | ||
Итого | 99 435 | 20 294,4 | 29 830,5 | 14 559,9 | 47 386,6 | 3 317 062 | 3 466 621,9 |
Полный месячный фонд оплаты труда с учётом доплат к заработной плате командно-лётного состава определяем по формуле:
где:
- коэффициент доплат к заработной плате командно-лётного состава (принимаем 1,4).
Рассчитаем полный месячный фонд оплаты труда с учётом доплат к заработной плате командно-лётного состава
Для ИЛ-86:
=(165 624,9 + 3 745 070) 1,4 = 5 474 972,84 руб.
Для ИЛ-96-300:
=(149 559,9 + 3 317 062) 1,4 = 4 853 270,66 руб.
Расходы на заработную плату лётного состава и бортпроводников ( ) определяются по формуле:
где: санитарная норма налета экипажа за месяц (можно принять 70 час).
Рассчитаем расходы на заработную плату лётного состава и бортпроводников ( ).
Для ИЛ-86:
.
Для ИЛ-96-300:
.
1.6. Отчисления на социальные нужды ( ).
Расходы по этой статье включают в себя отчисления на социальное и медицинское страхование, в пенсионный фонд и фонд занятости. Величина отчислений определяется по действующим нормативам, в процентах (35,6%) от суммы заработной платы лётного состава, бортпроводников.
Рассчитаем отчисления на социальные нужды ( ).
Для ИЛ-86:
= 27 844,15 руб.
Для ИЛ-96-300:
= 24 682,36 руб.
1.7. Расходы на страхование ВС ( )
Расходы по этой статье определяются исходя из стоимости ВС i-го типа, годового процента страхования (1%) и годового налета часов ( ):
Рассчитаем расходы на страхование ВС ( ).
Для ИЛ-86:
= 2 693,3 руб.
Для ИЛ-96-300:
= 4 400 руб.
Рассчитаем расходы 1 группы ( ).
Для ИЛ-86:
257 934,45 руб.
Для ИЛ-96-300:
286 700,427 руб.
Определение расходов 2 группы
2.1.Аэропортовые расходы
Аэропортовые расходы ( ) рассчитываются на парный рейс и складываются из следующих составляющих:
где:
- сбор за взлёт-посадку на летный час, тыс. руб.;
- сбор за обеспечение авиационной безопасности в зоне аэропорта на летный час, тыс. руб.;
- сбор за пользование аэровокзалом, тыс. руб.;
- сбор за коммерческое наземное обслуживание пассажиров, тыс. руб.;
- сбор за коммерческое наземное обслуживание груза, почты, багажа, тыс. руб.
Сбор за взлёт-посадку устанавливается за услуги по обеспечению приёма-выпуска (самолетовылета) ВС, оказываемого аэропортами (аэропортами отправления и назначения).
Ставка сбора устанавливается за одну тонну максимальной взлетной массы ВС по шкале дифференцированной по следующим коэффициентам:
Самолеты до 12 тонн – 0,5;
Самолеты свыше 12 тонн – 1.0;
Вертолеты – 0.5.
В расчете на один парный рейс сбор за взлет-посадку ( ) рассчитывается по следующей формуле:
где:
ставка сбора за взлет- посадку за одну тонну максимально взлетной массы ВС, тыс.руб./т в j-ом аэропорту
коэффициент дифференциации по взлетному весу.
Рассчитаем сбор за взлёт-посадку на летный час ( ).
Для ИЛ-86:
1 = 62 580 000 руб.
Для ИЛ-96-300:
1 = 64 368 000 руб.
Сбор за обеспечение авиационной безопасности ( ) в зоне аэропорта устанавливается на одну тонну взлетной массы ВС и рассчитывается по формуле:
тыс. руб.
где: ставка сбора за авиационную безопасность за одну тонну максимальной взлетной массы в j-ом аэропорту, руб./т.
Рассчитаем сбор за обеспечение авиационной безопасности в зоне аэропорта на летный час ( ).
Для ИЛ-86:
Для ИЛ-96-300:
Сбор за пользование аэровокзалом ( ) устанавливается в соответствии с технологией обслуживания пассажиров в зоне и здании аэровокзала.
Ставка сбора устанавливается на 1 пассажира отдельно для внутренних и международных перевозок.
На один лётный час эти сборы определяются по формуле:
=
где - пассажирская вместимость ВС, чел.;
t wx:val="Cambria Math"/><w:i/><w:sz w:val="30"/><w:sz-cs w:val="30"/></w:rPr><m:t>пасс</m:t></m:r></m:sub></m:sSub></m:oMath></m:oMathPara></w:p><w:sectPr wsp:rsidR="00000000"><w:pgSz w:w="12240" w:h="15840"/><w:pgMar w:top="1134" w:right="850" w:bottom="1134" w:left="1701" w:header="720" w:footer="720" w:gutter="0"/><w:cols w:space="720"/></w:sectPr></w:body></w:wordDocument>"> – коэффициент использования пассажирских кресел;
- ставка сборов за пользование аэровокзалов j-ого аэропорта, руб./пасс.
Рассчитаем сбор за пользование аэровокзалом ( ).
Для ИЛ-86:
= = 13 107,5 руб.
Для ИЛ-96-300:
= = 11 235 руб.
Коммерческое обслуживание ВС включает работы по обслуживанию пассажиров и обработке багажа и рассчитывается на основании тарифов за услуги по коммерческому обслуживанию 1 пассажира ( .) и 1 тонны груза, почты, багажа ( ) в j-ом аэропорту.
В расчёте на один лётный час эти расходы определяются следующим образом:
где:
расходы на 1 парный рейс за коммерческое обслуживание, соответственно, пассажиров, груза, почты, багажа;
предельная коммерческая загрузка i-ого типа ВС, т.
Рассчитаем коммерческое обслуживание ВС.
Для ИЛ-86:
Для Ил-96-300:
Рассчитаем аэропортовые расходы ( ) на парный рейс.
Для ИЛ-86:
= 62 580 000 + 23 520 + 13 107,5 + 33 638,5 + 33,9 =
= 62 650 299,9 руб.
Для ИЛ-96-300:
= 64 368 000 + 24 192 + 11 235 + 28 833 + 42,2 =
= 64 432 302,2 руб.
2.2. Расходы по оперативному техническому обслуживанию ВС.
Расходы по оперативному техническому обслуживанию (ОТО) по обеспечению самолетовылета ВС на 1 парный рейс определяется по формуле:
где:
- ставка сбора за один нормо-час оперативного технического обслуживания по обеспечению самолетовылета в j-ом аэропорту, руб.;
- трудоемкость ОТО i-ого типа ВС в j-ом аэропорту, н.ч.
Рассчитаем расходы по оперативному техническому обслуживанию ВС ( ).
Для ИЛ-86:
Для ИЛ-96-300:
.
2.3. Расходы на питание пассажиров и экипажей в рейсе ( ).
Расходы по этой статье рассчитываются исходя из количества пассажиров и членов экипажей , а также стоимости бортпитания ( (условно можно принять 100-150 руб.);
Рассчитаем расходы на питание пассажиров и экипажей в рейсе ( ).
Для ИЛ-86:
Для ИЛ-96-300:
2.4. Расходы по метеообслуживанию
Расходы по метеообслуживанию в зоне аэропорта на парный рейс определяются на основе ставок за метеообслуживание ВС в j-ом аэропорту и рассчитываются по формуле:
где:
- ставка сборов за метеообслуживание ВС в j-ом аэропорту, руб./с.в.
Рассчитаем расходы по метеообслуживанию .
Для ИЛ-86:
Для ИЛ-96-300: