Наставничество в трудовом коллективе
Цель наставничества и его особенности
Наставничество представляет собой систему социально-педагогических воздействий передовых рабочих предприятий на сознание, чувства и волю молодых рабочих и обучающихся на производстве с целью сформирования у них устойчивого мировоззрения, интереса и стремления овладения профессией, воспитания активной жизненной позиции.
Основной целью наставничества является:
- воспитание у молодого человека потребности в труде, чувства профессиональной гордости, добросовестного и ответственного отношения к порученной работе на любом участке деятельности;
- формирование у молодого рабочего прочных профессиональных знаний, навыков и умений, соответствующих современным требованиям техники и технологии, организации производства, сферы обслуживания, ведения хозяйства и т.п.
- сокращение сроков профессиональной и социальной адаптации молодых рабочих и выпускников профессиональных учебных заведений в трудовых коллективах, достижения ими качественных и количественных показателей кадровых рабочих.
Наставничество – непрофессиональная педагогическая сфера деятельности, осуществляемая на общественных началах людьми, не имеющими специального педагогического образования. Как социальное явление, оно выполняет две основные функции: обучающую и воспитывающую и имеет свои особенности:
- становление молодого поколения происходит в условиях перехода Российского государства к новым экономическим отношениям, что требует нового понимания проблем воспитания молодежи;
- становление молодого поколения осуществляется, с одной стороны, в условиях резкого спада производства, а с другой стороны, осуществляется в условиях продолжающейся научно-технической революции;
- осознание всех членов общества своей новой роли за воспитание подрастающего поколения.
Важной особенностью является и то, что если в школе или профтехучилище педагог имеет дело, в основном, с несовершеннолетними учащимися и является для них признанным авторитетом, то на производстве наставник и молодой рабочий имеют одинаковый статус – они равноправные члены одного и того же трудового коллектива.
Формы наставничества
Различают следующие формы наставничества в трудовом коллективе: индивидуальная, групповая, бригадная, молодежная, коллективная.
Эти формы не являются изолированными, а взаимосвязаны, проникают одна в другую. Каждая из них имеет свои преимущества. Сочетание различных форм в воспитательном процессе многовариантно и на практике может осуществляться или последовательно, или параллельно, являться рационально организованным процессом.
а) Индивидуальная форма наставничества. При индивидуальном наставничестве, когда к одному наставнику прикрепляется один-два молодых рабочих, представляется возможность наиболее полно изучить их индивидуальные особенности и оказать на них педагогическое воздействие. Структура воспитательной деятельности наставника складывается из изучения личности молодого рабочего; планирования воспитательной работы; организации деятельности молодого рабочего.
Изучение личности молодого рабочего. Наставник выясняет четыре основных групп его свойств: моральные качества; психологические свойства; подготовленность; индивидуальные особенности психических процессов.
На первом этапе наставник составляет общее представление о молодом рабочем (его подготовке, знаниях, навыках, умениях, чертах характера и др.).
На втором этапе выявляются положительные качества молодого рабочего и его недостатки и составляется программа педагогических воздействий.
На третьем этапе определяется эффективность педагогических воздействий. Чем больше индивидуальных особенностей личности молодого рабочего выявит наставник, тем быстрее пойдет процесс воспитания.
Планирование воспитательной работы. В условиях перехода страны к новым экономическим отношениям возникает необходимость повышения уровня воспитательной работы путем разработки комплексного подхода к решению этой проблемы.
В плане должны быть представлены: специфические социальные и педагогические функции наставничества; цели и задачи воспитания; содержание обучения и воспитания; педагогические условия; формы и методы учебной и воспитательной деятельности наставника; повышение профессионального мастерства; самовоспитание – средства, приемы и методы; организация контроля за ходом воспитания, учет результатов воспитания (обычно это делается в дневнике наставника); закрепление положительного опыта; выработка направлений предстоящей деятельности.
Чтобы успешно решить эти задачи, наставник должен иметь четкое представление о системе воспитательного воздействия на молодого рабочего и четко отражать эту систему в плане своей работы.
Организация деятельности обучающегося. Наставник должен знать, что главным в воспитательном процессе является не сам производительный труд, а те отношения, которые складываются на его основе. Чем шире диапазон трудовых отношений молодого рабочего, тем более содержательным в воспитательном смысле становится сам труд. Поэтому наставником предусматривается:
- в области трудового воспитания формирование у молодого рабочего познавательной активности путем раскрытия производственно-технических задач, показа значимости технических знаний для их решения; раскрытия значимости продукции, в выполнении которой он участвует.
- в области нравственного воспитания – выработка у молодого рабочего личных правил, включающих такие установки: всегда быть справедливым и объективным; доводить до конца начатое дело; не тратить время по пустякам; не нарушать трудовую дисциплину; изыскивать улучшенные варианты выполнения трудовых операций; помогать товарищам по работе; быть целеустремленным в труде и в жизни.
- в области эстетического воспитания молодых рабочих – ознакомление их с основами промышленной эстетики; посещение театров, выставок, концертов; просмотр кинофильмов; чтение книг; привлечение в кружках художественной самодеятельности; участие в культпоходах, экскурсиях, литературных и музыкальных вечерах.
- в области самовоспитания молодого рабочего ставится задача помочь ему осознать требования общества и трудового коллектива, свои достоинства и недостатки, свои слабые стороны; сформировать умения разбираться в собственных поступках и действиях, видеть плохое в своем поведении, критически оценивать не только других, но и прежде всего себя.
б) Групповая форма наставничеств. При комплектовании групп исходят из того, смогут ли ее члены работать вместе. Ведь виды трудовой деятельности требуют совместимости по разным индивидуально-психологическим качествам: одни – по физическим, другие – по психологическим, третьи – по эмоционально-волевым, четвертые – по социально-психологическим. Чем разнообразнее работа, тем больше должна быть психологическая совместимость.
При групповой форме наставничества молодой рабочий выполняет работу, результаты которой известны не только наставнику группы, но и всем ее членам, они реагируют на действия и поступки каждого, задают вопросы, высказывают замечания, мнения, оценки и др. Все это приводит в процессе работы к активному взаимодействию молодого рабочего с членами группы. Еще А.С. Макаренко указывал на то, что богатство личности заключается в богатстве связей.
Задача наставника заключается в том, чтобы определить, когда следует проводить индивидуальную работу, а когда включать молодого рабочего в различные виды коллективного труда.
в) Молодежная бригада как форма наставничества близка по своему содержанию групповой форме наставничества. Характерной особенностью этой формы наставничества является предварительный педагогически обоснованный отбор членов трудового коллектива, при этом в качестве наставников отбираются такие кадровые рабочие, которые психологически готовы пользоваться правами воспитателя и выполнять педагогические функции. В бригады с большой численностью включаются 3-6 высококвалифицированных рабочих, на которые возлагается выполнение функций наставленников, прикрепленных к каждому из них по 3-4 молодых рабочих. При этой форме наставничества наиболее эффективно обеспечивается влияние наставников на членов бригады.
г) Коллективная форма наставничества. При коллективном наставничестве организуется шефство рабочих бригад над отдельными учебными группами. Молодые рабочие вовлекаются в соревнования; они знакомятся с планами трудового коллектива; им прививается устойчивое стремление в их выполнении; вырабатывается интерес к делам коллектива; организуется соревнование между бригадой и учебной группой, совместное посещение театра, выставок, музеев и др. Коллективное наставничество расширяет границы общения молодых рабочих, вводит их в жизнь, способствует установлению тесных контактов с трудовым коллективом, помогает разобраться в существе производственных отношений.
д) Наиболее действенной формой наставничества является бригадное наставничество. При бригадной форме наставничества наряду с педагогическим воздействием бригадира представляется возможность опереться на каждого члена бригады, являющегося по отношению к молодому рабочему также наставником, на общественное мнение бригады. Бригада выступает, с одной стороны, коллективным наставником по отношению к каждому члену бригады, а с другой – усиливается роль бригады и наставников в воспитании прикрепленных к ним молодых рабочих.
Исследованием определены признаки воспитанности трудового коллектива бригады: низкий, средний и высокий.
Низкий уровень воспитанности трудового коллектива характеризуется формальной целостностью, показатели трудовой деятельности бригады невысокие, многие рабочие не выполняют планов по производительности труда, допускают брак в работе, порчу материалов и оборудования. В такой бригаде, как правило, низкая трудовая дисциплина, имеют место прогулы и опоздания на работу, очень сильно ощущается отрицательная направленность неформальных групп, проявляющаяся в частом возникновении конфликтных ситуаций, личность характеризуется пассивностью.
В такой бригаде отсутствуют, как правило, единые педагогические требования: требует только бригадир, авторитет которого здесь невелик. Вполне понятно, воспитательная деятельность такого коллектива низка, поэтому направлять молодых рабочих в такую бригаду нежелательно.
Средний уровень воспитанности трудового коллектива характеризуется вполне удовлетворительными показателями трудовой деятельности, работа выполняется, как правило, без брака, все рабочие выполняют планы по производительности труда. В такой бригаде существуют единые требования, за соблюдением которых следят бригадир и актив (совет) бригады. Здесь личные мотивы деятельности совпадают с общественными и каждый член бригады понимает цели и задачи коллектива. Для каждого члена характерна положительная активность, умелое управление своим поведением. В то же время в такой бригаде есть случаи неритмичной работы, происходят отклонения от установленных технологических процессов, иногда бывают нарушения трудовой дисциплины, в связи с чем возникают конфликтные ситуации.
И все же ответственное отношение всего трудового коллектива к выполнению производственных и общественных заданий свидетельствует о его сплоченности, и коллектив может выступать в роли воспитателя.
Высокий уровень воспитанности трудового коллектива характеризуется целостностью, высокими показателями трудовой деятельности каждого члена бригады, перевыполнением установленных производственных планов, работой без брака и сдачей продукции с первого предъявления. В бригаде развито рационализаторство и изобретательство, творческое отношение к труду, овладение несколькими профессиями, характерными для данной бригады, достигнута полная взаимозаменяемость в работе.
Такой коллектив характеризуется единством требований, высоконравственными взаимоотношениями, сложившимся здоровым психологическим климатом и положительными традициями, личной ответственностью и самодисциплиной, активностью.
Изучение деятельности бригады высокого уровня воспитанности позволило подтвердить установившееся содержание работы бригадира как учителя профессии. Он знакомит молодого рабочего с характерными особенностями рабочих мест бригады, их границами; с номенклатурой выполняемых изделий; с содержанием и объемом работы, выполняемой бригадой в течение дня, суток, месяца, за один год; с формами взаимосвязи бригады с другими бригадами и службами цеха; с системой стимулирования труда в бригаде; с порядком повышения квалификации по рабочей профессии и приобретением второй (смежной) и совмещенных профессий; с порядком чередования выполнения отдельных видов работ членами бригады; с системой работы совета бригады.
Бригадир рассказывает новому члену бригады о подборе и проектировании коллективной и индивидуальной оснастки и средств малой механизации; знакомит с установленными и проектируемыми нормами времени и нормами выработки; системой планирования труда в бригаде; системой разработки и утверждением производственных бригадных планов; системой учета труда и заработной платы; системой определения расчетной трудоемкости комплекса работ, производимых рабочими бригадами; порядком установления надбавок за профессиональное мастерство; порядком установления коэффициента трудового участия (КТУ), доплат и надбавок к тарифным ставкам за совмещение профессий и расширение зон обслуживания; с системой материального стимулирования работников за снижение трудоемкости, в том числе с выплатой вознаграждений за инициативу по внедрению и пересмотру технически обоснованных норм.