Понятие, сущность и роль кластеров в развитии экономики региона
Интеллектуальные предпосылки развития теории кластеров восходят к Альфреду Маршаллу, включившему в свою книгу «Принцип экономической теории» (1890г.) раздел, посвященный феноменам особых промышленных регионов. На протяжении XX в. множество научных работ было посвящено изучению экономики агломераций и географической концентрации компаний, которые можно рассматривать как особые случаи существования кластеров.
Понятие кластера введено Майклом Портером в 1998 г., который определял его как группу соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга.
Кластеры были обозначены Портером как новые объекты проведения государственной кластерной политики по повышению национальной конкурентоспособности на микроэкономическом уровне. Поэтому, термин «кластер» в отличие от других понятий изначально получил практическое значение, понятное власти, что способствовало его быстрой популяризации.
Минэкономразвития РФ использует термин «территориальный кластер», под которым понимает объединение предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг. При этом допускается возможность размещения кластера на территории как одного, так и нескольких субъектов Российской Федерации.
Однако в методических рекомендациях по реализации кластерной политики в северных субъектах Российской Федерации Минэкономразвития РФ оперирует уже термином «региональный кластер», определяя его как «сетевую структуру, которая включает представителей власти, бизнес-сообщества, организации гражданского общества в регионе, сплоченных вокруг ядра конкурентоспособной экономической деятельности».
Кластерная политика – этосоставная часть государственной научно-технической и промышленной политики, представляющая собой совокупность осуществляемых государством социально-экономических мер, направленных на формирование условий для создания новых и развития существующих кластеров с целью производства конкурентоспособной инновационной продукции на базе передовых достижений науки и техники и повышения доли такой продукции в структуре производства.
Основной целью реализации кластерной политики является обеспечение высоких темпов экономического роста и диверсификации экономики за счет повышения конкурентоспособности предприятий; поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг; научно-исследовательских и образовательных организаций, образующих кластеры.
В рамках реализации поставленной цели основными задачами кластерной политики являются:
1. Формирование условий для эффективного организационного развития кластеров, включая выявление участников кластера; разработку стратегии развития кластера, обеспечивающей устранение «узких мест», подрывающих конкурентоспособность выпускаемой продукции.
2. Обеспечение эффективной поддержки проектов, направленных на повышение конкурентоспособности участников кластера, путем реализации мероприятий экономической политики по ряду направлений (развитие малого и среднего предпринимательства, экспорта, инфраструктуры; инновационная и технологическая политика; привлечение инвестиций).
3. Обеспечение эффективной методической, информационно-консультационной и образовательной поддержки реализации кластерной политики на региональном уровне.
Следует отметить, что кластер нецелесообразно создавать директивным путем. Его создают рынок и конкуренция. Государство не может заставить предприятия войти в кластер, а может только создать условия для его успешного функционирования. Однако создание кластеров возможно лишь при наличии объективных предпосылок для их возникновения.
Основными категориями участников кластера являются:
- предприятия, специализирующиеся на профильных видах деятельности;
- предприятия, поставляющие продукцию или оказывающие услуги для специализированных предприятий;
- предприятия, обслуживающие отрасли общего пользования, включая транспортную, энергетическую, инженерную, природоохранную и информационно-телекоммуникационную инфраструктуру;
- организации рыночной инфраструктуры (аудиторские, консалтинговые, кредитные, страховые и лизинговые услуги, логистика);
- научно-исследовательские и образовательные организации;
- НКО, объединения предпринимателей, ТПП;
- организации инновационной инфраструктуры и инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (бизнес-инкубаторы, технопарки, венчурные фонды, центры трансфера технологий, центры энергосбережения, центры субконтрактации, агентства по поддержке экспорта товаров, гарантийные фонды, паевые инвестиционные фонды);
- региональные органы государственной власти.
Опыт развития интеграционных процессов в промышленности России и зарубежных стран свидетельствует о том, что интегрированные структуры, объединяющие в себе все звенья производства конечного продукта более эффективны в рыночной экономике. Их деятельность благоприятно сказывается на участниках кластера, региональных органах власти, экономике региона.
Все организации, входящие в кластер, сохраняют свою юридическую и хозяйственную самостоятельность, что не требует создания иерархических органов управления, снижает административные и организационные издержки.
Процесс концентрации производства способствует повышению эффективности производства и сокращению удельных постоянных издержек. На лучших предприятиях совершенствуются все технологические процессы, осваиваются научно-обоснованные системы управления, улучшаются условия труда, что позволяет увеличивать эффективность промышленных предприятий.
Кластерный подход является эффективным инструментом для достижения основных целей: повышения доходности региона и обеспечения занятости населения. Кроме того, кластерные инициативы стимулируют приток в регион иностранных инвестиций, так как в настоящее время крупные международные компании предпочитают инвестировать в те регионы, где уже имеются сложившиеся кластеры или есть предпосылки для их формирования.
Наряду с преимуществами кластерный подход имеет несколько недостатков. Существует вероятность эффекта блокировки компаний, когда одиночные компании будут более конкурентоспособными по сравнению с кластерными; угроза гиберспециализации кластера; излишняя «брендизация». В том случае, если в кластере применяется единый подход к конкуренции, своеобразное групповое мышление усиливает тенденции, направленные на сохранение старого поведения, подавляет новые идеи и порождает косность, препятствующую совершенствованиям.
Эффективная реализация кластерной политики требует четкого разграничения полномочий между уровнями власти в системе государственного управления, что имеет особое значение, учитывая масштабы экономики РФ.
Основной задачей органов федеральной исполнительной власти в сфере кластерной политики является стимулирование и поддержка создания и реализации кластерных инициатив в субъектах и муниципальных образованиях РФ. Для достижения поставленной задачи федеральная власть в пределах своей компетенции должны осуществлять следующие функции:
- информационно-аналитическая поддержка реализации кластерной политики (выявление и мониторинг кластеров в субъектах РФ; проведение исследований барьеров и возможностей развития отдельных кластеров; проведение конференций и форумов, посвященных кластерной политике; формирование базы данных кластерных инициатив на региональном уровне);
- разработка стратегии, включая мотивы, цели, задачи и направления политики развития кластеров (Концепция кластерной политики в РФ);
- использование существующих инструментов и мероприятий экономической политики для реализации кластерных инициатив в субъектах РФ по 5 ключевым направлениям: развитие инновационного и человеческого потенциалов, поддержка бизнес-инициатив и экспансии продукции кластера на международных рынках, развитие инфраструктуры кластера;
- поддержка комплексных инициатив по развитию кластеров (должно быть предусмотрено выделение на конкурсной основе грантов региональным и муниципальным органам власти на условиях софинансирования).
Значение региональной власти в кластерной политике в последнее время неуклонно возрастает, так как многие источники глобальной конкурентоспособности (бренд, дизайн) теперь имеют локальный характер.
Можно выделить четыре группы задач властей регионов в сфере кластерной политики:
1. Координация и информационно-аналитическое сопровождение региональных кластерных инициатив.
2. Формирование институтов и эффективная организация бизнес-среды для развития региональных кластеров и обеспечения их конкурентоспособности.
3. Модернизация объектов инфраструктуры, обеспечивающих устойчивое развитие существующих и стимулирование появления новых кластерных инициатив.
4. Формирование эффективной системы привлечения, подготовки и переподготовки квалифицированных кадров для нужд региональных кластеров.
Основные приоритеты кластерной политики на уровнемуниципальных образований - координация усилий участников кластера; расширение перечня и стандартизация качества выпускаемой продукции; расширение рынков сбыта; повышение уровня профессиональных навыков персонала фирм; представление и защита экономических, правовых и имущественных интересов членов кластера; создание условий для саморазвития кластеров (развитие инфраструктуры, высшего и профессионального образования).
Целью органов местного самоуправления субъектов Российской Федерации должно являться повышение конкурентоспособности местных предприятий. Для достижения поставленной цели органы местного самоуправления в пределах своей компетенции должны решать следующие задачи:
- информационно-аналитическая, нормативно-правовая, налогово-бюджетная, денежно-кредитная, инвестиционная поддержка местных кластерных инициатив;
- вовлечение кластерных инициатив МО в кластеры субъектов РФ;
- развитие инновационной составляющей местных кластерных инициатив и инфраструктуры, привлечение трудовых ресурсов.
Напрямую реализация кластерной политики предусмотрена лишь в положении одного органа федеральной власти - Подкомитета ТПП РФ по развитию субконтрактации и кластерных технологий. При нем действует комиссия по кластерным технологиям, в задачи которой входит: Адаптация теории и практики развития кластеров развитых, развивающихся и транзитивных стран. Сбор и распространение лучшей практики по развитию кластеров. Совершенствование правового регулирования развития кластеров. Пропаганда и продвижение кластерного подхода в регионах РФ и на федеральном уровне. Экспертная поддержка участников кластерных проектов.
Реализация кластерной политики обозначена как одно из направлений деятельности Департамента стратегического управления и бюджетирования Минэкономразвития РФ, являющегося главным разработчиком Методических рекомендаций по реализации кластерной политики в субъектах РФ.
Направления кластеризации в Саратовской области.Правительство Саратовской области законодательно закрепило следующие кластеры: нано-, биотехнологический, кластеры в сфере информационных и лазерных технологий; металлургический, агропромышленный, строительный и транспортно-логистический кластеры (Постановление Правительства Саратовской области от 14 октября 2009 г. № 502-П Об областной инновационной научно-технической программе «Развитие высоких технологий в Саратовской области на 2010-2014 гг.»).