Оценка эффективности системы управления человеческими ресурсами
Эффективность функционирования системы управления человеческими ресурсами в первую очередь определяется ее вкладом в достижение организационных целей компании. Однако реальная эффективность данной системы может быть определена только из сопоставления степени реализации бизнес-целей с затраченными на это средства. Интегральный показатель (эффективность организации в целом) трансформируется во множество других на более низких уровнях, показывающих в том числе и эффективность управления человеческими ресурсами.
В связи с этим в методике оценки эффективности системы управления человеческими ресурсами можно выделить два вида эффективности, обусловленные природой социально-экономических целей данной системы: экономическая эффективность и социальная эффективность.
Приведем наиболее распространенные показатели оценки эффективности системы управления человеческими ресурсами в современных организациях.
При оценке экономической эффективностисистемы управления человеческими ресурсами используем две группы показателей.
1. Показатели, отражающие реальные затраты на персонал:
общие издержки организации на персонал за период;
доля издержек на персонал в объеме реализации;
доля расходов на персонал в структуре общих расходов компании;
процент, который составляет фонд оплаты труда от общего объема
реализации;
процент, который составляют затраты на оплату труда в структуре
затрат предприятия;
процент затрат на обучение от фонда оплаты труда;
процент затрат на финансирование социальных программ от фонда
оплаты труда;
средняя зарплата в компании по основным категориям работников;
процент расходов на корпоративные мероприятия от фонда оплаты
труда;
издержки организации на одного сотрудника.
2. Показатели, оценивающие отдачу от деятельности сотрудников организации:
объем реализации на одного сотрудника;
объем прибыли до уплаты налогов на одного сотрудника;
производительность труда (как в денежных, так и в натуральных по-
казателях) - объем продаж или чистой продукции, приходящийся на
одного работника (динамика);
соотношение роста производительности труда и роста оплаты труда
в организации.
Для оценки социальной эффективностисистемы управления человеческими ресурсами можно также использовать две группы показателей.
1. Показатели, характеризующие качество персонала:
структура персонала по категориям (производственный, непроизвод-
ственный, административный персонал);
доля административного персонала к общей численности работников;
число производственных работников на одного непроизводственного
или административного сотрудника;
возрастная структура персонала;
образовательная структура персонала;
половая структура персонала;
структура персонала по стажу (продолжительность работы в компании);
коэффициент текучести персонала по категориям и по стажу работы
в компании;
индекс стабильности персонала как отношение увольнений сотрудни-
ков со сроком работы в организации более одного года к количеству
сотрудников, принятых на работу за предшествующий год (в %);
коэффициент внутренней мобильности - отношение числа сотрудни-
ков, сменивших должности в течение периода, к среднему числу со
трудников организации за период;
показатель абсентеизма рассчитывается как отношение рабочего
времени, пропущенного сотрудниками в течение периода, к общему
балансу рабочего времени организации за этот период (год).
2. Показатели, характеризующие эффективность деятельности кадро-
вой службы как одного из подразделений организации:
расходы кадровой службы в процентах от общих расходов компании;
динамика годового бюджета кадровой службы;
соотношение численности персонала кадровой службы к общему
числу сотрудников компании;
расходы кадровой службы на одного сотрудника компании;
время заполнения вакансии работника в организации;
объем расходов по найму всего, в т. ч. на одного принятого сотрудника;
процент вновь принятых сотрудников от общего числа работающих;
уровень качества трудовой жизни - результат опроса работников по
оценке удовлетворенности их потребностей, условиями труда, мо-
рального климата в коллективе, оплаты труда и т.д.;
число уволенных из компании по инициативе работников;
эффективность взаимодействия кадровой службы с другими подраз-
делениями, сотрудниками (на основе опроса смежных подразделений
и сотрудников организации);
оценка программ обучения;
расходы при проведении специальных программ и проектов в облас-
ти кадрового менеджмента;
своевременность и полнота решения поставленных целей в корпора-
тивных программах и планах.[7]