Розничный товарооборот, его роль и значение
Розничный Т. выражает величину совокупных розничных продаж товаров и услуг товарного характера населению, приобретающему их в обмен на свои денежные доходы. Посредством розничного Т. происходит смена форм стоимости и получают общественное признание стоимость и потребительская стоимость. Розничный Т. — один из основных показателей благосостояния народа, характеризует величину реализованного платёжеспособного спроса населения; материальную основу его составляют товарные фонды.
Под розничным товарооборотом понимается продажа потребительских товаров населению за наличный расчет независимо от каналов реализации.
В торговом предприятии товарооборот выражается в объеме выручки за проданные товары – по его размеру можно судить о значимости данного предприятия на потребительском рынке. Различают розничный и оптовый товарооборот, целью исследования моей работы является – розничный.
Розничный товарооборот учитывается, анализируется и планируется как по общему объему, так и по отдельным группам товаров в ценах фактической реализации, включающих торговую наценку, налог на добавленную стоимость, акциз и налог с продаж, - строго за отчетный период на основе первичных документов – товарно-денежного отчета и прилагаемых к нему документов.
Одними из важнейших показателей в деятельности торгового предприятия являются показатели товарооборота, так как они в конечном итоге определяют величину валового дохода и прибыли. Планирование этих показателей тесно связано в прогнозированием товарооборота в целом по предприятию и по отдельным товарным группам. Механизм экономического обоснования объема и структуры товарооборота предприятия включает в себя определение приоритетных целей, обеспечение взаимосвязи между показателями, учет факторов и конъюнктуры развития рынка, эффективности действующего законодательства.
В рыночных условиях хозяйствования экономическое значение показателя розничного товарооборота вытекает из тех задач, для решения которых он вычисляется. Розничный товарооборот может выступать как один из показателей, определяющих мощность торгового предприятия, так как по его величине можно судить об объеме деятельности предприятия.
Розничный товарооборот может быть использован для характеристики эффективности использования ресурсов предприятия и общей суммы затрат на реализацию товаров. Поскольку товарооборот является показателем, отражающим важнейший конечный результат хозяйственной деятельности торгового предприятия, то его сопоставление с величиной затраченных ресурсов (трудовых, материальных, финансовых) даст представление об эффективности их использования, так как в обобщенном виде показатель эффективности есть соотношение результата и затрат.
Розничный товарооборот может быть использован для расчета трудоемкости, фондоемкости, затратоемкости, капиталоемкости ресурсов. С помощью этих показателей можно в первом приближении определить потребность предприятия в дополнительных ресурсах для обеспечения прироста товарооборота. Планирование розничного товарооборота должно быть тесно увязано с такими экономическими показателями, как спрос, поступление товаров, товарные запасы, прибыль, численность работников, расходы на оплату труда. При этом оптимальным считается такое соотношение в развитии этих показателей, которое представлено в моделях стратегического прогнозирования товарооборота.
К задачам планирования розничного товарооборота относятся:
w определение показателей товарооборота: оборот по продаже, товарные запасы на начало и конец периода, поступление товаров; реализация товаров, однодневный объем товарооборота;
w определение минимального объема товарооборота, который обеспечить предприятию безубыточную работу;
w определение общего объема товарооборота;
w определение его структуры, т.е. объема реализации отдельных товарных групп, т.к. регулирование товарооборота по отдельным товарным группам позволяет регулировать и сумму получаемой прибыли;
w изучение динамики изменения всех показателей товарооборота за анализируемый период (в фактических и сопоставимых ценах);
w анализ и оценка ассортиментной структуры;
w определение и оценка факторов, влияющих на объем и структуру товарооборота[1];
w анализ товарооборачиваемости (время обращения товаров, дни оборотов, скорость товарооборота, число оборотов);
w обеспечение информационной базы для обоснования расчетов показателей товарооборота на планируемый период.
Планирование розничного товарооборота производится на основе данных отчетности, конъюнктурной информации, изучения состояния торговли в отдельных торговых точках, различных материалов нормативного характера, установленных плановых показателей.
Основную массу материальных благ, используемых для удовлетворения личных потребностей, население получает через торговлю.
Розничная торговля по своей сути является предпринимательской деятельностью в сфере обмена, связанной с продажей товаров (услуг) конечным потребителям для личного, семейного, домашнего или коллективного пользования. Это - конечный этап сбыта. Будучи необходимым звеном системы распределения, она обеспечивает продвижение товаров от изготовителя до конечного потребителя. В условиях рыночной экономики все предприятия должны покупать и продавать, чтобы получать средства для развития хозяйственной деятельности.
Количественная и качественная характеристика товарной массы, которая переходит из сферы производства в сферу потребления в соответствии с законами товарного обращения, находит своё выражение в показателях розничного товарооборота.
Розничный товарооборот - количественный показатель, характеризующий объём продаж, он выражает экономические отношения, возникающие на заключительной стадии движения товаров из сферы обращения в личное потребление путём их обмена на денежные доходы. Продукты, произведённые для реализации, и денежные доходы служат основой розничного товарооборота.
Объём и тенденции изменения розничного товарооборота в значительной степени характеризуют собой уровень жизни народа. Именно через розничный товарооборот реализуются денежные доходы, полученные в соответствии с количеством и качеством труда.
Однако население удовлетворяет свои потребности в предметах потребления не только путём их индивидуального потребления. Покупателями в этом случае выступают различные организации, учреждения, предприятия (санатории и дома отдыха, больницы, детские сады и ясли, школы, интернаты и т.д.). Продажа товаров организациям и предприятиям может производиться как по безналичному, так и за наличный расчёт и называется мелкооптовой продажей.
Розничный товарооборот - это важный показатель торгового предприятия. Он характеризует объём деятельности предприятия, от него зависит объём валового дохода и прибыли.
К показателям, характеризующим товарооборот, можно отнести следующие:
- объём товарооборота в стоимостном выражении в текущих и сопоставимых ценах;
- однодневный объём товарооборота (в рублях);
- ассортиментная структура товарооборота по отдельным группам товаров (в руб. и %);
- объём товарооборота на одного работника и на 1 м2 торговой площади;
- среднегодовое изменение товарных запасов;
- товарооборачиваемость (в днях и количестве оборотов).
Ассортиментный состав проданных товаров по группам или отдельным товарным наименованиям характеризует структуру розничного товарооборота и является его качественной характеристикой. Структуру розничного товарооборота определяет соотношение между продовольственными и непродовольственными товарами. В настоящее время, когда рыночное состояние экономики оценивается как кризисное, изменяется и структура розничного товарооборота. Растёт удельный вес продовольственных товаров в объёме розничного товарооборота. Высокими темпами увеличивается спрос и реализация товаров с регулируемыми ценами (молоко и молочные продукты, хлеб и др.). В составе совокупного расхода семей продукты питания занимают высокий удельный вес.