Понятие земельного фонда страны.Понятие категории земель
Земельный фонд-земля,в пределах государственных границ(включая занятую водой) составляющая территориальную основу суверенитета государства. Этот фонд делится на земли различного целевого назначения, распределяется по землевладельцам и землепользователям.
Категории земель-это часть земельного фонда,выделяемого по основному целевому назначению,и имеющая определенный правовой режим использования и охраны.
В соответствии с земельным законодательством РФ все земли страны по основному целевому назначению делятся на 7 категорий, каждая из которых имеет определенный правовой режим использования и охраны:
1)сельскохозяйственного назначения;
2)поселений (населенных пунктов);
3)промышленности, энергетики, транспорта, радиовещания, связи, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения;
4)особо охраняемых территорий и объектов;
5)лесного фонда;
6)водного фонда;
7)запаса.
Земли сельскохозяйственного назначения
земли сельскохозяйственного назначения-это земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Это основное средство производства продуктов питания, кормов для скота, органического сырья. Такие земли подлежат охране с целью сохранения их площади, предотвращения негативных процессов и повышения плодородия почв и занимают важнейшее место в составе земельного фонда страны. Земли сельскохозяйственного назначения предоставляются сельскохозяйственным предприятиям, организациям для ведения сельскохозяйственного производства, научно-исследовательских и учебных целей, а также гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота.
Вопрос 10. Земли населенных пунктов
Статья 83. Понятие земель населенных пунктов и понятие границ населенных пунктов
1. Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
2. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
Статья 85. Состав земель населенных пунктов и зонирование территорий
1. В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:
1) жилым;
2) общественно-деловым;
3) производственным;
4) инженерных и транспортных инфраструктур;
5) рекреационным;
6) сельскохозяйственного использования;
7) специального назначения;
8) военных объектов;
9) иным территориальным зонам.
2. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Земли населенных пунктов по целевому назначению:
земли городской, поселковой и сельской застройки;
земли общего пользования;
земли сельскохозяйственного использования и другие угодья;
земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
земли, занятые лесами, а в городах — городскими лесами;
земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения (ст. 71 ЗК).
Вопрос. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения
признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации .
Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации.
З. промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ.
З. энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ.
З. транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ.
З. связи, радиовещания, телевидения, информатики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) объектов связи, радиовещания, телевидения, информатики и права…..
З. для обеспечения космической деятельности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) объектов космической деятельности и …
З. обороны и безопасности признаются земли, которые исп-ся или предна-ны для обеспечения деят. Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, фед. законами.
Вопрос 12. Земли особо охраняемых территорий и объектов включают участки, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с законодательством полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
Вопрос13.Земли лесного фонда – это лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ее, но предназначенные для ее восстановления, -вырубки, гари, редины, прогалины) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота)
14. Земли водного фонда – это земли, занятые водными объектами, земли водоохранных зон водных объектов, а также земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений и объектов.
15. Земли запаса – это земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не представленные гражданам и юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения. В РФ предусмотрено создание фондов перераспределения земель. Они формируются из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд, при добровольном отказе от земельного участка(например, если нет наследников; либо ни один из наследников не принял наследство или отказался от него в пользу государства.)
16.Земельные угодья-земли, систематически используемые или пригодные к использованию для конкретных хоз. целей и отличающиеся по природно-историч. признакам. Делятся на 3 группы: с. -х. угодья — земли, используемые непосредственно для произ-ва с.-х. продукции (пашня, сады, ягодники, виноградники и др. многолетние плодовые насаждения, сенокосы и пастбища); земли, используемые для размещения средств произ-ва, неразрывно связанных с землёй (защитные лесные насаждения, гидротехнич. сооружения, площадки для с.-х. авиации и др.); земли. не используемые в с.-х. произ-ве (каменистые места, овраги и др. неудобные земли).
17. Сельскохозяйственные угодья- земельные участки (массивы), планомерно и систематически используемые для производства сельскохозяйственной продукции. К с.-х. угодьям относят пашню, многолетние насаждения, залежные земли, сенокосы и пастбища (кроме тундровых). Пашня – осн. источник производства продовольственных, технических и отчасти кормовых культур. Занимает ок. 40 % общей площади с.-х. угодий. Многолетние насаждения – сады, ягодники, виноградники, цитрусовые, чайные и многолетние эфирно-масличные плантации, плодопитомники и др., а также залежь занимают ок. 1 % площади с.-х. угодий. Остальная их часть приходится на сенокосы и пастбища (заливные, лиманные, суходольные и др.). Путём мелиоративных мероприятий (орошение, осушение и др.)
18.Несельскохозяйственные угодья
Несельскохозяйственные угодья используются для иных
целей. В отдельную их группу выделяют угодья, где земля выступает
как предмет труда (места добычи торфа, песка, глины, камня,
гравия и т. п.). Большую часть земельного фонда России занимают
несельскохозяйственные угодья — 87,1 %;19.Землеустроительные задачи, решаемые при перераспределении земель по формам собственности
При организации рационального землепользования с точки зрения эффективного функционирования землевладений и землепользовании, относящихся к различным видам собственности, необходимо решить следующие землеустроительные задачи:
произвести разделение земель, находящихся в федеральной и муниципальной собственно-сти;
облегчить процедуру перехода земельных участков из одной формы собственности в дру-гую;
создать наилучшие организационно-территориальные условия для повышения эффектив-ности производства в хозяйствах различных форм собственности;
сформировать землевладения и землепользования оптимальных размеров, с рациональ-ным составом и структурой угодий, сочетанием отраслей;
обеспечить реализацию вещных и иных прав на пользование землей, проведение земель-ных сделок и перераспределение земель в ходе земельного оборота.
Таким образом, способы хозяйственного использования и правовое положение земель влияют на состав земельного фонда страны и определяют необходимость постоянного переустройства
19.Землеустроительные задачи, решаемые при перераспределении земель по формам собственности
При организации рационального землепользования с точки зрения эффективного функционирования землевладений и землепользовании, относящихся к различным видам собственности, необходимо решить следующие землеустроительные задачи:
произвести разделение земель, находящихся в федеральной и муниципальной собственно-сти;
облегчить процедуру перехода земельных участков из одной формы собственности в дру-гую;
создать наилучшие организационно-территориальные условия для повышения эффектив-ности производства в хозяйствах различных форм собственности;
сформировать землевладения и землепользования оптимальных размеров, с рациональ-ным составом и структурой угодий, сочетанием отраслей;
обеспечить реализацию вещных и иных прав на пользование землей, проведение земель-ных сделок и перераспределение земель в ходе земельного оборота.
Таким образом, способы хозяйственного использования и правовое положение земель влияют на состав земельного фонда страны и определяют необходимость постоянного переустройства
20.Особенности зем-ва в р-онах Крайнего Севера. Особенности землеустройства в районах Крайнего Севера определяются природными особенностями конкретной территории и условиями использования земель. Крайний Север отличается не только экстремальными условиями проживания населения, но и тем, что на одной территории осуществляются как традиционные виды хозяйственной деятельности, так и разработка, добыча полезных ископаемых. Многоцелевое и крупномасштабное освоение районов Крайнего Севера для нужд нефтегазового комплекса сопровождается нанесением значительного ущерба земельным ресурсам, в результате чего идут уничтожение и деградация оленьих пастбищ, охотничьих и промысловых угодий, являющихся основой жизнедеятельности коренных народов. Это влияет на процесс земельных преобразований, формирование многоукладной экономики, внедрение новых форм хозяйствования на земле. Для устранения негативных явлений, наведения порядка в использовании земель большое значение имеет землеустройство. В районах Крайнего Севера необходимо осуществить следующий комплекс землеустроительных работ: -перейти от отдельных видов работ по изучению состояния земель к ресурсной их оценке, что позволит установить продуктивность оленьих пастбищ, охотничьих, других возобновляемых биологических ресурсов на определенной территории; -провести инвентаризацию всех земель, и в первую очередь нарушенных при разработке месторождений полезных ископаемых. -Разработать схемы использования и охраны земельных ресурсов как в целом на территории Крайнего Севера и провести разграничение использования земель по категориям и отраслям экономики, выделить территории особо охраняемых земель, земель традиционного природопользования и т. д.; -подготовить проекты межхозяйственного землеустройства и реорганизации оленеводческо-промысловых хозяйств, создания общинно-родовых хозяйств; -разработать проекты внутрихозяйственного землеустройства оленеводческо-промысловых и общинно-родовых хозяйств.
21.Особенности зем-ва в условиях проявления водной и ветровой эрозии. Опыт проведения землеустроительного проектирования показывает, что в регионах, где наблюдаются негативные явления в состоянии земель (водная и ветровая эрозии, подтопление, заболачивание, иссушение, засоление, опустынивание, загрязнение отходами производства, химическими и радиоактивными веществами и др.), неприемлемы традиционные решения. Здесь к разработке проектов необходимо предъявлять иные требования. В основе проектов межхозяйственного и внутрихозяйственного землеустройства должна лежать эколого-хозяйственная оценка территории, определяющая ее пригодность для ведения сельскохозяйственного производства, лесного хозяйства, строительства, или непригодность — требуется консервация земель. В регионах с негативными явлениями в состоянии земель проводятся следующие землеустроительные работы: -специальные обследования земель с выявлением (уточнением) и оценкой негативных явлений, составлением тематических карт (атласов); -эколого-хозяйственное, агроэкологическое и эколого-ландшафтное районирование (зонирование) территории; -определение особого режима и условий землепользования с составлением дежурных карт границ земель, ограниченных в использовании и обремененных правами иных лиц (сервитутами); -разработка схем защиты земель от деградации, их консервации и восстановления; -разработка системы мероприятий по сохранению и улучшению природных ландшафтов, восстановлению и повышению плодородия, ликвидации вторичного засоления и заболачивания, опустынивания, загрязнения отходами производства, химическими и радиоактивными веществами; -внутрихозяйственное землеустройство сельскохозяйственных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств на эколого- ландшафтной основе с внедрением почвозащитных природоохранных и мелиоративных комплексов.