Процесс ремонта стиральных машин барабанного типа
Производственным процессом ремонта называется вся совокупность действий, осуществляемых с момента поступления объектов ремонта на завод или в мастерскую до получения полностью отремонтированной продукции.
Ремонтным фондом называются детали, агрегаты и бытовые машины, поступающие на ремонтные предприятия для ремонта. В процессе ремонта необходимо выполнять различные работы, в том числе: принять в ремонт, получить материалы и запасные детали, проверить их, организовать транспортировку и хранение, подготовить и разобрать агрегаты и бытовые машины; очистить от грязи и масла детали, рассортировать детали на годные и негодные, отремонтировать детали с дефектами; собрать узлы и агрегаты, собрать и испытать машину, обеспечить снабжение рабочих мест электроэнергией, воздухом и т. п.
Технологическим процессом ремонта называется часть производственного процесса, связанная с разборкой, сборкой и воздействием на изношенные детали с целью получения требуемых размеров, формы, взаимного расположения поверхностей, их шероховатости, а также физико-механических свойств.
Многообразие производственных процессов обусловливается уровнем развития специализации ремонтных предприятий. При ремонте бытовых машин целесообразны все три формы специализации, т. е. предметная, технологическая и подетальная. Степень расчлененности производственного процесса ремонта бытовой машины зависит от ее конструкции и программы ремонтного предприятия. При большой программе производственный процесс расчленяется на большое число составных частей и выполняется на большем числе рабочих мест, при небольшой - на меньшем. Если машина состоит из легко отделяемых компактных агрегатов, то производственный процесс можно расчленить более четко и многие операции ремонта выполнять параллельно (ремонт мотор-компрессора, испарителя, конденсатора и т. д.).
Типы ремонтных производств.В связи с тем что ремонтные заводы между собой существенно различаются по величине производственной программы, оснащенности оборудованием и организацией производства, целесообразно различатьследующие три типа ремонтных производств: массовое, серийное, индивидуальное.
Под массовым ремонтным производством подразумевается такое, в котором бытовые машины, агрегаты или детали ремонтируются в большом количестве непрерывно и в течение длительного времени. Характерной особенностью массового ремонта производства является закрепление за большинством рабочих мест только одной операции, постоянно повторяющейся в течение всего времени ремонта данного объекта. Закрепление за рабочим местом постоянно повторяющейся технологической операции при большом количестве ремонтируемых деталей, обусловливает возможность использовать специальное оборудование, специальные приспособления, механизировать трудоемкие процессы и расположить оборудование по ходу технологического процесса ремонта в виде поточных линий.
Серийным ремонтным производством называется такое, в котором бытовые машины, агрегаты и детали ремонтируются сериями (партиями), регулярно повторяющимися через определенные промежутки времени. Характерной особенностью этого вида производства является то, что на большинстве рабочих мест выполняется несколько повторяющихся технологических операций. По такому принципу организуется обработка ремонтируемых деталей на большинстве ремонтных заводов по ремонту полнокомплектных бытовых машин и с полным комплексом ремонтных работ. В зависимости от размера серии серийное производство бывает крупносерийным, серийным и мелкосерийным.
Индивидуальным ремонтным производством называется производство, в котором подвергают ремонту небольшое количество машин и агрегатов без обезличивания деталей. Характерной особенностью этого производства является выполнение на большинстве рабочих мест неповторяющихся технологических операций и повторяющихся через неопределенные промежутки времени. В индивидуальном ремонтном производстве также используется универсальное оборудование и универсальные приспособления, но машины и агрегаты разбираются и собираются непоточно; также непоточно обрабатываются ремонтируемые детали.
В соответствии с назначением, характером и объемом выполняемых работ ремонты подразделяются на следующие виды: текущий, средний и капитальный. Осуществление всех перечисленных видов ремонта необязательно для всех машин и зависит от их конструктивной сложности. Ремонт бытовых машин можно выполнять следующими методами.
При индивидуальном методе все агрегаты, узлы и детали после ремонта должны быть установлены на ту же машину, с которой они были сняты. Основным недостатком является длительный простой машины в ремонте, так как между окончанием разборки и началом сборки проходит значительное время, требующееся для ремонта деталей.
При обезличенном методе машину подвергают разборке на узлы и детали, поступающие в ремонт, обезличенно. Ремонтируемую машину собирают частично или полностью из узлов и деталей (для однотипной машины), ранее отремонтированных илиновых, взятых со склада. Этот метод ремонта является более прогрессивным. Применение этого метода требует создания необходимого фонда оборотных узлов и агрегатов.
При агрегатно-узловом методе ремонта отдельные агрегаты и узлы по мере возникновения необходимости в капитальном ремонте должны быть сняты с машины и заменены запасными, заранее отремонтированными или новыми. Этот метод ремонта применяется для машин, конструктивно легко расчленяемых на узлы и агрегаты при абонементном техническом обслуживании. Основными преимуществами этого метода являются: сокращение сроков нахождения машин в ремонте, повышение коэффициента технической готовности мащин, равномерность загрузки цеховремонтных предприятийи улучшение использования их площадей,возможность специализации рабочих на ремонте отдельных узлов, повышение производительности труда и снижение себестоимости.
Последовательно-узловой метод ремонта, сущность которого состоит в том, что узлы, подлежащие ремонту, заменяют не на ремонтном предприятии, а непосредственно на месте работы бытовой машины у потребителя. Этот метод перспективен при абонементном техническом обслуживании. [5]
Основным методом организации ремонта стиральных машин является узловой, по которому в соответствии с маршрутной схемой технологического процесса (рисунок 24; Приложение А - Карта технологического процесса дефектации) производятся определенные операции по комплектации, ремонту, замене отдельных узлов машины, последующей сборке и испытанию. В большинстве случаев ремонт связан с неисправностями в отдельных узлах машины: активатор, центрифуга, насос, электросхема, приборы автоматики управления, электродвигатель и др.
Стирально-сушильная машина СМС-2Б «Элита» предназначена для стирки, полоскания и сушки белья (рисунок 25.). Она представляет собой бак из термопластика, на котором монтируются все узлы и приборы машины. Бак выполняет функцию корпуса машины, т.е. является опорной конструкцией. В бак устанавливается перфорированный барабан. Бак закрывается двумя крышками: крышкой загрузочного люка и крышкой машины. На крышке машины находятся две ручки. Ручка 5 предназначена для установки и задания времени стирки (0—10 мин), а ручка 6 — для установки и задания времени сушки (0—120 мин). На боковой стенке бака расположены указатель уровня раствора и переключатель режимов работ «Стирка» —«Сушка».
Весь механизм машины устанавливается и закрепляется на монтажной панели. С помощью пяти винтов к основанию крепится электродвигатель ДАК-15-2,6-УХЛ-4.
Рисунок 24 - Маршрутная схема технологического процесса при ремонте стиральных машин
На монтажную панель устанавливается нагревательный элемент мощностью 900 Вт, а также конденсатор К42-19. Бак имеет карман, в котором размещается заслонка для изменения направления струи воздуха при сушке и стирке, перемещаемая ручкой на баке в положения «Стирка» —«Сушка». На стойках монтажной панели расположен червячный винт привода реле времени (программного устройства). На наружной части машины смонтирован блок управления работой машины. Он состоит из указателя уровня моющего раствора, заливаемого в бак машины, ручки переключения режимов работы машины «Сушка» —«Стирка».
Рисунок 25 - Стирально-сушильная бытовая машина СМС-2Б «Элита»
1-бак; 2-барабан; 3-крышка загрузочного люка; 4-крышка машины; 5-ручку установки и задания времени стирки; 6-ручка установки и задания времени сушки;7-указатель уровня раствора; 8-переключатель режимов работ «Стирка» - «Сушка»
Замена стирального бака в сборе.Снять резиновую обкладку бака. Перевернуть машину и снять приводной ремень. Установить машину и демонтировать винты крепления бака к корпусу, элементы крепления патрубков к корпусу насоса и бака. Смонтировать их на новый бак в сборе и закрепить. Установить в обратной последовательности.
Замена реле времени.Снять изоляционную ленту и развернуть полиэтиленовый кожух, закрывающий реле. Отвернуть винт крепления ручки указателя реле времени и, приподнимая за край, снять диск. Придерживая реле времени за корпус, демонтировать винты крепления его к корпусу машины и снять. Отсоединить провода электросхемы от зажимов реле. Установить новое реле в обратной последовательности. В Приложении А можно увидеть[6]