Оценка конкурентоспособности предприятия
В современной экономической науке для оценки конкурентоспособности предприятий и их продукции используется свыше 100 методов и более 300 показателей. В условиях динамично развивающейся конкурентной среды необходимо проводить анализ конкурентоспособности своего предприятия на фоне других представителей данного сектора рынка. Это позволит получить информацию, о том, что привлекает потребителя в продукции или услугах данного предприятия, и какие преимуществами обладают его конкуренты. Анализ необходим, чтобы на его основе можно было усовершенствовать те моменты, которые способствуют снижению конкурентоспособности. Исходя из этого, проведение данного анализа является жизненно необходимой составляющей каждого предприятия, поскольку, не зная того, что нужно потребителю и какими конкурентными преимуществами обладают соперники, не стремясь исправить сложившееся не завидное положение можно прийти к банкротству.[5;c.178]
Осуществление оценки конкурентоспособности предприятия
преследует цель: определить положение предприятия на исследуемом рынке.
2.1. Методы исследований конкурентоспособности предприятий
Существует несколько самых распространенных способ оценки конкурентоспособности. Рассмотрим эти методы, их достоинства и преимущества. Оценка конкурентоспособности на основе нормы потребительской стоимости предполагает оценку совокупности маркетинговых, управленческих и организационных решений, т.е. экономической технологии компании. Расчет проводится на основе использования алгоритма оценки конкурентоспособности применяемых технологий. Данный метод позволяет достаточно точно выявить и оценить реальные потребности потенциальных потребителей и свойства продукции и услуг. Одним из наиболее удобных графических методов оценки конкурентоспособности товара и предприятия является многоугольник конкурентоспособности. Базируется на выявлении
критериев удовлетворения запросов потребителей применительно к какому-либо продукту, затем устанавливается их иерархия и сравнительная важность в пределах того спектра характеристик, которые в состоянии заменить и оценить потребитель, проводится сравнение технико-экономических данных продукта с другими конкурирующими продуктами.
Многоугольник конкурентоспособности, представляет собой графические соединения оценок положения предприятия и конкурентов по наиболее значимым направлениям деятельности, представленных в виде векторов-осей (рисунок 1).
Рис.1. Многоугольник конкурентоспособности предприятия [6;c.272]
По каждой оси для отображения уровня значений каждого из исследуемых факторов (на рисунке отображены только 8 факторов) используется определенный масштаб измерений (очень часто в виде балльных оценок). Преимуществом данного метода является его простота и наглядность.
Недостатком этого метода не дает возможности установить значение
обобщенного критерия конкурентоспособности предприятия.
Матричный метод основан на анализе конкурентоспособности с учетом жизненного цикла
товаров (услуг). Сущность оценки состоит в анализе матрицы, построенной по принципу системы координат: по горизонтали — темпы роста (сокращения) объема продаж; по вертикали — относительная доля предприятия на рынке. Преимуществом данного метода наличие информации об объемах реализации и относительных долях рынка конкурентов метод позволяет обеспечить высокую адекватность оценки. Исключает проведение анализа причин происходящего и осложняет выработку управленческих решений, а
также требует наличия достоверной маркетинговой информации.
Метод, основанный на оценке конкурентоспособности продукции.
Конкурентоспособность предприятия тем выше, чем выше конкурентоспособность его продукции. Данный метод учитывает одну из наиболее важных составляющих конкурентоспособности предприятия — конкурентоспособность его продукции.
Конкурентоспособность предприятия принимает вид конкурентоспособности продукции и не затрагивает другие аспекты его деятельности.
Комплексный метод. Конкурентоспособность предприятия есть интегральная величина по отношению к текущей конкурентоспособности и конкурентному потенциалу. Учитывает не только достигнутый уровень конкурентоспособности предприятия, но и его возможную
динамику в будущем. Конкретные способы и приемы, используемые при определении текущей и потенциальной конкурентоспособности, в конечном счете, воспроизводят методы, используемые в рассмотренных ранее подходах
Несмотря на такое разнообразие существующих подходов к оценке
конкурентоспособности предприятий ни один из них не нашел широкого применения на практике. Одним из общих недостатков существующих подходов является то, что они основываются на выявлении факторов, определяющих конкурентоспособность хозяйствующих
субъектов, при этом упор делается на выявлении максимального количества этих факторов, создании их исчерпывающего списка. Это позволяет сделать вывод о том, что универсальной методики комплексной оценки конкурентоспособности предприятия в настоящее время не
существует. Также можно отметить общий недостаток представленных методов. Большинство методик основывается на выявлении факторов, определяющих конкурентоспособность
хозяйствующих субъектов, при этом упор делается на выявлении максимального количества этих факторов, создании их исчерпывающего списка.
2.2 Факторы влияющие на конкурентосопособность предприятия.
Формирование и дальнейшее развитие рыночных отношений в Украине вызывает необходимость повышения качества продукции и, следовательно, конкурентоспособности производства. Решение этой проблемы в настоящее время затруднено из-за нестабильной экономической ситуации, неэффективной системы государственного регулирования рыночных отношений, нехватки денежных ресурсов у предприятий, низкого уровня информационного обеспечения и недостаточного профессионализма кадров. Кроме того, отсутствует общепринятая методика оценки конкурентоспособности производства. Существующие методики не учитывают степень приватизации предприятий отрасли, психологический фактор и ряд других, влияющих на конкурентоспособность производства. Для устранения недостатков необходимо, прежде всего, определить и систематизировать эти факторы, что даст возможность повысить эффективность оценки конкурентоспособности производства и поднять качество выпускаемой продукции.
Конкурентоспособность производства включает в себя такие понятия как "конкурентоспособность предприятия" и "конкурентоспособность товара".Несмотря на значительное количество публикаций по повышению конкурентоспособности продукции как важнейшего резерва экономического роста предприятия, конкурентоспособность предприятия и факторы, на нее влияющие, еще недостаточно изучены. Эти факторы можно разделить на внешние и внутренние.[7;с.189]
Внешние факторы включают в себя:
— факторы производства, влияющие на формирование конкурентного преимущества организации в течение всего ее производственного процесса, например, наличие в стране или отрасли прогрессивной технологии, инвестиционных возможностей, сильной научно-исследовательской базы, высококвалифицированных кадров и др.;
— активность конкурентов;
— факторы спроса, характеризующие спрос, его величину и динамику, например, эластичность спроса по цене; фазы жизненного цикла спроса; требовательность потребителей к качеству товаров и другие;
— наличие родственных и поддерживающих отраслей в экономике страны;
— действия правительства;
— степень приватизации предприятий данной отрасли;
— случайные события.
Обширные исследования первых шести факторов выявили их взаимосвязь и влияние на уровень конкурентоспособности предприятия .Факторы производства, спроса, активность конкурентов и наличие в экономике страны родственных и поддерживающих отраслей объединены в, так называемый, национальный ромб - систему свойств страны, формирующих конкурентную среду для ее предприятий. Эти факторы, находясь во взаимодействии, усиливают или ослабляют потенциальный уровень конкурентоспособности фирм этой страны .При формировании рыночных отношений на конкурентоспособность предприятия также влияет степень их приватизации, т.к. разгосударствление организаций способствует формированию конкурентной среды на внутреннем рынке, а также случайные события и действия правительства .
На все факторы, кроме последнего, предприятие может оказывать лишь косвенное влияние, поэтому более подробно остановимся на внутренних факторах, влияющих на конкурентоспособность организации и подверженных ее прямому воздействию.
К внутренним факторам относятся: рыночная и экологическая эффективность, а также эффективность издержек и менеджмента.
Эти факторы влияют на конкурентоспособность глобальных предприятий. С нашей точки зрения, изменение внутреннего содержания факторов позволяет им оказывать воздействие на конкурентоспособность любой организации. Считаем, что к приведенным факторам следует добавить психологический. Рассмотрим их подробнее.
Под рыночной эффективностью понимается максимально возможное удовлетворение потребителей на основе выполнения ряда условий: близость к потребителю; анализ конкурентов; поиск преимуществ; информационное обеспечение. Близость предприятия к потребителю означает наличие личных контактов при продаже и интенсивность послепродажного обслуживания. От способности предприятия анализировать цели, стратегии и действия конкурентов и находить новые источники конкурентного преимущества зависит как его рыночная эффективность, так и конкурентоспособность. И, наконец, деятельность организации в сегодняшней быстроменяющейся обстановке требует наличия надежной и быстродействующей системы информации.
Под эффективностью издержек подразумевается их оптимизация, которая достижима при оценке вклада каждой фазы производства в общий процесс создания товара с помощью строгого внутрипроизводственного регулирования, включающего стратегический анализ издержек, целенаправленности производственной системы, т.е. соответствие общей стратегии фирмы, оптимизации послепроизводственных издержек и координации связей, возникающих, когда метод какого-либо вида деятельности предприятия - производство, маркетинг, управление финансами и т.д., влияет на стоимость или эффективность других .
Экологическая эффективность означает минимизацию ущерба окружающей среде, что особенно актуально на данном этапе развития экономики Украины, и зависит от экологической оптимизации жизненного цикла товара и экологической культуры персонала.
Конкурентоспособность предприятия во многом зависит от эффективности менеджмента, на уровень которой влияют личные качества менеджеров, способность руководства разрабатывать и реализовывать стратегию предприятия и адаптироваться к изменениям внешней среды, единая система учета и контроля и умение подбирать высококвалифицированные кадры.
Психологический фактор включает в себя трудовую этику - желание и умение трудиться, гибкость и готовность к учебе, уровень претензий, дух конкуренции, умение каждого члена коллектива подчинить свои личные интересы общей задаче - производству качественной продукции. Он не может быть оценен в денежном выражении, трудно поддается количественному определению, но влияет на работу всего предприятия. Психологический фактор не поддается какому-либо политическому манипулированию, а изменяется в течение большого промежутка времени. Поэтому, несмотря на отсутствие убедительных методик изучения, игнорировать его нельзя.
Система внешних и внутренних факторов не претендует на достаточную полноту. Однако, даже в таком виде она показывает, насколько сложна проблема повышения конкурентоспособности и удержания позиций предприятия на рынке.
3. Пути повышения конкурентоспособности предприятий
Среди многочисленных отношений хозяйственной среды, влияющих на развитие предприятия, важнейшим является конкуренция. Конкуренция заставляет предприятия (в его стремлении успешно реализовать свою продукцию и тем самым получить доход) снижать издержки производства, повышать качество продукции при сохранении уровня цены или ее незначительного повышения, совершенствовать сбыт и т.д.
Обеспечение высокой конкурентоспособности предполагает осуществление мероприятий затрагивающих все области деятельности предприятия: производственной, изыскательской, коммерческой, социальной и другие виды.
В их разработке необходимо определиться: в чем должны или могут состоять сравнительные преимущества предприятия: в конкурентной борьбе, на какие аспекты производства или деятельности необходимо в первую очередь обратить внимание. С этой целью каждое предприятие должно разработать свою стратегию конкуренции. На практике различают несколько видов стратегии:
- снижение себестоимости;
- дифференциация продукции;
- сегментирование рынка;
- внедрение новшеств;
-немедленное реагирование на потребности рынка.
В важным моментом является соответствия статуса и назначения предприятия с его внутренними возможности (производственным и ресурсным потенциалом).
Это достигается с помощью реструктуризации предприятия, направленных на ликвидацию убыточных производств, замену непрогрессивных технологических процессов на прогрессивные и ресурсосберегающие и т.д. что более чем актуально для нашей страны. Ее результатом должно стать сокращение издержек производства и реализация продукции. Реструктуризацию можно проводить:
- в области производства;
- в области коммерческой деятельности;
- в области финансовой деятельности;
В данном случае следует отметить, что крупные предприятия в большинстве – акционерные компании. И в процессе создания, и в период функционирования акционерное общество заинтересовано в высоком рейтинге как внутри, так и вне страны, что обуславливается, прежде всего, необходимостью расширением круга акционеров, получения кредитов и поддержания высокой стоимости акций, вращающихся на фондовом рынке. Именно для этого составляется бизнес – план.
Необходимость внедрения производственно-технологической модели, сформированной в ходе реструктуризации, должно стать:
- увеличение доли рынка продукции, выпускаемой предприятием;
- повышение платежеспособности предприятия;
- повышение рентабельности производства.
Вышеназванные показатели связаны с повышением конкурентоспособности предприятия, которое в свою очередь зависит еще и от выполнения следующих мероприятий на предприятии.
Это одновременно предполагает, что предприятие занимает прочное положение на рынке. Однако оно находится в постоянном движении и развитии. Развитие в свою очередь зависит от изменений в условиях производства товаров и их реализации, что проявляется в возникновении новых, более прогрессивных технологий производства товаров, появлении новых конкурентов, изменении вкусов и желаний потребителей, росте или падении спроса на товары, выпускаемые предприятием, изменении экономических и политических условий развития производства и реализации товаров.[8;c.142]
3.1.Проблемы повышения конкурентоспособности экономики Украины
Конкурентоспособность страны - это обусловленное экономическими, социальными и политическими факторами стойкое положение государства на внутреннем и внешнем рынках, т.е. его способность соответствовать требованиям конкурентного рынка, запросам покупателей в сравнении с другими странами.
Основными проблемами в повышении конкурентоспособности экономики Украины являются:
- недостаточная развитость инфраструктуры;
- политическая нестабильность;
- коррупция;
- несовершенство налоговой системы;
- невыделение приоритетных направлений и отраслей;
- проблемы социально-демографического характера;
- низкий уровень инвестиционного производства;
- нерациональная экспортно-импортная структура, зависимость от импорта (в частности, от топливно-энергетических ресурсов);
- инфляция и валютное регулирование и т.д.
В свое время конкурентоспособность государства в значительной мере зависела от наличия в ней трех основных факторов производства - природных ресурсов, трудовых ресурсов и капитала. С развитием производства и техническим прогрессом конкурентоспособность стали определять факторы высшего уровня - это, прежде всего, инфраструктура страны, ее научный потенциал, уровень образования населения. Анализ уровней обеспеченности Украины основными факторами производства и эффективности их использования в сравнении с 6-ю экономически самыми развитыми странами мира (США, Япония, Германия, Франция, Англия, Канада) свидетельствует, что наше государство имеет довольно высокий рейтинг: по обеспеченности сельхозугодиями - 3 место, трудовыми ресурсами - 4 место, научным потенциалом - 3 место. Но что касается реализации этих возможностей, то по эффективности использования факторов производства Украина, как и прочие страны СНГ, занимают последние места, намного уступая развитым странам мира. Например, отставание от Франции составляет: по использованию сельхозугодий - в 10-12 раз, трудовых ресурсов - в 7-15 раз, основного капитала - в 2-3 раза, научного потенциала - более чем в 20 раз.
Однако, следует отметить, что наличия факторов производства для успешной конкуренции недостаточно. Необходим спрос на продукцию, стратегия предприятий относительно их развития и повышения конкурентоспособности, «прозрачность» конкуренции и т.д. К сожалению, практическое отсутствие конкуренции на внутреннем рынке лишает производителей необходимости повышать качество отечественной продукции, что, в свою очередь, затрудняет выход предприятий на внешние рынки.
Отсутствие четкой программы действий относительно изменения структуры национальной экономики и, в особенности, ее материального сектора остается сегодня фактором, который постоянно провоцирует кризисные явления. Стратегической ошибкой является также наше нежелание обеспечить реальный приоритет отраслей и производств агропромышленного комплекса.
Беспрерывное ухудшение показателей практически всех направлений инновационной деятельности также отражается на уровне конкурентоспособности экономики Украины, без чего невозможно достичь стабильного экономического роста и повышения конкурентоспособности.
В современных условиях весомым фактором оздоровления национальной экономики, которая страдает от значительного сокращения внутреннего спроса на промышленную продукцию, может стать только существенное расширение внешней торговли. Для Украины этот фактор имеет особое значение, потому что он позволяет ускорить рыночную трансформацию экономики, выход на мировой товарный рынок и создание валютных резервов, необходимых для модернизации и структурной перестройки производства.
Таким образом, главными из проблем, затрудняющих рост уровня конкурентоспособности национальной экономики, являются превышение импорта над экспортом, недостаточная развитость инфраструктуры и т.д. Для их решения необходимо выделить приоритетные отрасли развития экономики, составить четкую программу действий, направленную на повышение качества продукции, выпускаемой отечественными предприятиями, за счет чего государство сможет увеличить объем экспорта.[9;c.115]
3.2 Пути повышения эффективности производства в Украине
На территории Украины функционируют филиалы таких крупных ТНК как «General Electric», «Nestle», «AT&T», «Coca-Cola», «McDonalds», «PepsiCo» и др., деятельность которых является далеко небезопасной для национальных предприятий. Так, например, корпорация «Nestle» осуществляет в Украине свою деятельность по производству и реализации напитков, кондитерскийизделий, мороженного, детского и специального питания, минеральной и столовой воды, готовых завтраков, кормов для животных с открытия своего представительства в 1994 г. В 1998 г. компания приобрела контрольный пакет акций ЗАО «Львовская кондитерская фабрика «Свиточ», в начале 2003 г. – создано ООО «Нестле Украина», в конце 2003 года ей выкуплен весь пакет акций предприятия «Волиньхолдинг» (выпускающий продукцию под торговой маркой «Торчин»), в 2010 г. компания приобрела ООО «Техноком» (выпускающий продукцию под торговой маркой «Мивина»). Сохранение и повышение конкурентоспособности и эффективности деятельности отечественных промышленных и других предприятий в сложившейся ситуации влияния глобализационных процессов на экономику Украины, возможно только при создании в стране собственных транснациональных структур. Разработка стратегии создания украинских транснациональных структур может базироваться на использовании зарубежного опыта развития и формирования транснациональных структур Китая, Российской Федерации, Индии, Индонезии, Мексики, Венесуэлы и других стран, который показывает, что национальный капитал может сопротивляться ТНК и достойно конкурировать только в случае его структуризации в сильные промышленные, финансово-промышленные и другие образования с одной стороны, а с другой необходима поддержка и защита национального товаропроизводителя с помощью государственного регулирования (льготного налогообложения, способствования внедрению новейших техники и технологий, регулирование импорта товаров работ и услуг с помощью таможенных, тарифных, экологических и других ограничений, контроль качества продукции отечественных и зарубежных производителей и др.). Мировая тенденция системной интеграции предприятий и их подразделений в последние годы приобретает все большие масштабы, вынуждая создавать интегрированные комплексы различного рода и масштаба, что способствует повышению эффективности всех видов деятельности предприятия и усиления конкурентоспособности. Так, такая интеграция положительно сказывается на величине расходов предприятия: на ранних этапах разработки изделия можно добиться значительной экономии в его стоимости; привлечение предприятий и организаций, занимающихся снабжением и поставщиков на начальном этапе проектирования и разработки может привести к сокращению затрат до 18%; привлечение внешних ресурсов приводит к сокращению складских запасов более чем на 30%, а своевременность поставок увеличивается до 73 % В последние годы в украинской научной среде актуальными направлениями являются анализ и особенности применения моделей аутсорсинга как формы делового партнерства для: расширения информационных технологий, венчурных стратегий и применение инноваций для повышения конкурентоспособности национальной экономики реализации инвестиционных проектов энергосбережения в сфере жилищно-коммунального хозяйства [8]; процесса создания специализации вертикально интегрированных структур на условиях логистического подхода (зерновых кластеров) и др. Зарубежный опыт государственно-частного партнерства свидетельствует об эффективности содействия разработки и внедрению новых технологий. Так, на основе различных кооперационных соглашений частных промышленных компаний, университетов, научно-исследовательских лабораторий, других организаций и правительственных ведомств США с целью повышения уровня и продвижения научных исследований (с финансированием государством приоритетных направлений таких исследований) появляется возможность национальным компаниям противостоять жесткой рыночной конкуренции и является способом поддержки государства национального частного бизнеса. Одним из наиболее эффективных результатов реализации аутсорсинга, как инструмента повышения конкурентоспособности и эффективности деятельности, предприятий (на основании синергетического эффекта) и национальных экономик является образование и функционирование кластерных структур. Влияние глобализационных процессов на развитие национальных экономик, протекционистские методы ведения бизнеса и торговли многих стран и ТНК, ужесточение конкурентной борьбы на внутренних, международных и глобальных рынках, способствуют возникновению кластерных объединений национальных субъектов хозяйствования для сохранения своей конкурентоспособности и получения дополнительных конкурентных преимуществ.[10;ЭР]
Заключение
Конечный результат эффективности предприятия в значительной степени зависит от снижения материально-денежных затрат производства. Снижение трудовых затрат и материалоемкости на основе внедрения комплексного ной механизации, ресурсо - и энергосберегающих технологий является основным качественным фактором достижения этого. Однако следует иметь в виду, что эффективное использование техники и других средств производства оказывается тогда, когда существует комплексное и рациональное соотношение между силовыми и рабочими машинами, рациональная обеспеченность оборотными фондами.
Видное место в мероприятиях по повышению эффективности производства занимает улучшение качества продукции и ее сохранения, за счет повышения качества продукции, снижение потерь при уборке, транспортировке и хранении можно повысить уровень реализации и увеличить объем денежных поступлений на 25-30%. Эффективное управление производством включает в себя обратную связь руководства с подчинёнными. Отсутствие коммуникации между подразделениями не только тормозит технологический процесс, но и провоцирует выпуск бракованной продукции. Подчас директор имеет ложные представления о состоянии дел на производстве, получая поверхностную информацию. Работники, в свою очередь, могут быть в замешательстве от непрактичных решений, поступающих сверху. Нововведения оказываются однонаправленными и не результативными. Если люди работают на одно дело, то понимание тоже должно быть общим.Понимающий директор, работающий на развитие, знает – чтобы улучшить показатель эффективности производства, нужно дать понять коллективу, что руководству интересно мнение рабочих. Так же важную роль играет экономическая стабильность государства и потенциал развития экономики страны.
Список используемой литературы:
1. Гринько Т.В.Фактори конкурентоспроможності підприємств / Т.В. Гринько // Держава та регіони. —2004. —№2. —50-53c. 2. Азоев Г.Л. Конкурентные преимущества фирмы / Г.Л. Азоев,А.П. Членков. — М.:ОАО «ТипографияНОВОСТИ», 2000. —255с. 3. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации/ Р.А. Фатхутдинов. —М.: ИНФРА—М, 2004. — 312 с. 4. Портер М.Е. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / Майкл Е. Портер; Пер. с англ.—2-е изд. –М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. — 454с. 5. Питеев В.Г. Управление конкурентоспособностью организации: инновационная деятельность и маркетинг: учебное пособие./ В.Г.Питеев, С.В.Питеев—Майкоп: Редакционно—издательский отдел АГУ,2008. — 178с. 6. Юданов А. Ю. Конкуренция: теория и практика. — М.: АКАЛИС, 1996. — 272 с. 7. Черногорцева С.Н. Развитие торговой марки (бренда) как фактор повышения конкурентоспособности // Материалы межрег. науч. конференции «Экономика и управление: в поиске нового». Владимир, 2001. – 189c. 8.Бабкина, Т. Н. Конкурентоспособность как фактор устойчивого развитияпромышленного предприятия. 2002. — 142c. 9. Максимов И.В. Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия / И.В. Максимов // М.: Маркетинг, № 3, 1996. — 115с. 10. [статья о конкурентноспособности предприятий в Украине] https://www.google.com.ua/search?q=Пути+повышения+эффективности+производства+в+Украине&./ http://ru.wikipedia.org/wiki/конкурентноспособность+предприятий+Украины