Формирование и расчет показателей прибыли
В процессе анализа хозяйственной деятельности показатели прибыли в зависимости от классификационного признака можно рассматривать по следующимвидовым группам:
• По видам хозяйственной деятельности различают:
o прибыль от основной (операционной) деятельности;
o прибыль от инвестиционной деятельности;
o прибыль от финансовой деятельности.
• По составу включаемых элементов различают:
o маржинальную (валовую) прибыль;
o прибыль от реализации;
o прибыль до налогообложения;
o чистую прибыль.
Маржинальная прибыль — это разность между выручкой-нетто и прямыми производственными затратами по реализованной продукции.
Прибыль от реализации продукции, работ и услуг (Прп ) представляет собой разность между суммой маржинальной прибыли и постоянными расходами отчетного периода. Прибыль от продаж (прибыль от реализации) рассчитывается как разность между выручкой от продаж и полной себестоимостью реализованной продукции.
Прибыль до налогообложения включает финансовые результаты от операционной, финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные, чрезвычайные доходы и расходы (до выплаты процентов и налогов). Характеризует общий финансовый результат.
Чистая (нераспределенная) прибыль— это та прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений.
• В зависимости от характера деятельности предприятия выделяют:
o прибыль от обычной (традиционной) деятельности;
o прибыль от чрезвычайных ситуаций, необычных для данного предприятия.
• По характеру налогообложения различают:
o налогооблагаемую прибыль;
o не облагаемую налогом (льготируемую) прибыль в соответствии с налоговым законодательством.
Налогооблагаемая прибыль — это разность между балансовой прибылью и суммой прибыли, облагаемой налогом на доход (по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях), а также суммы льгот по налогу на прибыль в соответствии с налоговым законодательством.
• По степени учета инфляционного фактора различают:
o номинальную прибыль;
o реальную прибыль, скорректированную на темп инфляции в отчетном периоде.
• По экономическому содержанию прибыль делится на:
o бухгалтерскую прибыль;
o экономическую прибыль.
Бухгалтерская прибыль определяется как разность между доходами и текущими явными затратами, отраженными в системе бухгалтерских счетов.
Экономическая прибыль отличается от бухгалтерской тем, что при расчете ее величины учитывают не только явные затраты, но и неявные, не отражаемые в бухгалтерском учете (например, затраты на содержание основных средств, принадлежащих владельцу фирмы).
• По характеру использования чистая прибыль подразделяется на:
o капитализированную (нераспределенную) прибыль;
o потребляемую прибыль.
Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня.
• Объем реализации продукции (VРП ). Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
• Структура выручки (Уд ). Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
• Себестоимость (С), которая находятся в обратно пропорциональной зависимости от величины прибыли: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.
• Уровень среднереализационных цен (Цi ). При увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.
При проведении факторного анализа необходимо учитывать влияние инфляции.
Выручка от реализации в отчетном периоде в сопоставимых ценах будет равна:
где Вц — выручка от реализации в сопоставимых ценах;
В1 — выручка от реализации в отчетном периоде;
Iц — индекс цены.
• Влияние фактора «выручка» на сумму прибыли от реализации можно рассчитать при помощи следующей формулы:
где — изменение прибыли от реализации под влиянием фактора «выручка»;
В1 и В0 — соответственно выручка от реализации в отчетном и базисном периодах;
где Rпр — рентабельность продаж в базисном периоде.
• Влияние фактора «цена» определяется следующим расчетом:
• Фактор «себестоимость реализации» определяется следующим образом:
где УС1 и УС0 — соответственно, уровни себестоимости в отчетном и базисном периодах.
• Расчет влияния фактора «коммерческие расходы»:
где Укр1 и Укр0 — соответственно, уровни коммерческих расходов отчетного и прошлого года в выручке от реализации.
• Расчет влияния фактора «управленческие расходы»:
где Уур1 и Уур0 — соответственно, управленческие расходы отчетного и прошлого года в выручке от реализации.
Для изучения других взаимосвязей прибыли и показателей деятельности можно воспользоваться приемом моделирования в детерминированном анализе:
Ао — средняя величина оборотных активов;
Коб — коэффициент оборачиваемости оборотных активов;
Rпр — рентабельность оборота.
Влияние факторов в полученной модели рассчитывается одним из способов детерминированного факторного анализа.