Организация технического обслуживания, ремонта и хранения машин
Для поддержания в работоспособном состоянии и обеспечения высокопроизводительного использования машин хозяйства организуют их техническое обслуживание, ремонт и хранение в соответствии с установленными правилами.
Организация технического обслуживания машин — это комплекс взаимосвязанных работ, предупреждающих преждевременный износ и выход из строя деталей и узлов путем своевременного проведения регулировок и смазки механизмов, выявления возникающих дефектов и их устранения. Техническое обслуживание предусматривает в обязательном порядке и в установленные сроки выполнение определенных операций по видам и маркам машин с учетом условий производства.
Техническое обслуживание тракторов и самоходных шасси подразделяют на ежесменное (ЕТО), периодическое № 1 (ТО-1), № 2 (ТО-2), № 3 (ТО-3) и сезонное (СТО). Ежесменное (ежедневное) обслуживание проводят перед началом или в конце рабочего дня, периодическое — в зависимости от количества часов работы двигателя, израсходованного топлива и выполненных работ, сезонное — при переходе к осенне-зимнему и весенне-летнему периодам эксплуатации.
Сроки проведения периодических видов технического обслуживания с учетом количества часов работы двигателя установлены следующие: ТО-1 — через 125 ч, ТО-2 — через 500 и ТО-3 — через 1000 ч с допускаемым отклонением в пределах- ±10 % в зависимости от условий работы машин.
Эти сроки используют для определения периодичности технического обслуживания тракторов по их маркам с учетом объема использованного топлива или выполненных работ путем умножения среднечасовых расхода топлива или нормы выработки на количество часов, через которое проводится техническое обслуживание. Например, при среднечасовом расходе топлива 14 кг трактором ДТ-75М периодичность ТО-1 составляет 1750 кг (14 кг * 125 ч), ТО-2-7000 кг (14 кг-500 ч) и ТО-3-14000 кг (14 кг-1000 ч), а при среднечасовой норме выработки на пахоте 1,1 га этим трактором периодичность ТО-1 равна 137,5усл. эт. га (1,1 га-125ч), ТО-2 - 550 (1,1 га * 500 ч) и ТО-3 - 1100 усл. эт. га (1,1 га • 1000 ч). Техническое обслуживание зерноуборочных комбайнов проводят в следующие сроки: ежесменное — перед началом или в конце рабочего дня, периодическое — через каждые 60 ч работы или 150 га убранной площади с отклонениями ±10%. Кроме того, после окончания уборки урожая зерновых и зернобобовых культур осуществляют послесезонное техническое обслуживание комбайнов. Аналогичные виды обслуживания установлены для других комбайнов.
Техническое обслуживание сельскохозяйственных машин проводят при ежесменном техническом обслуживании тракторов, с которыми они агрегатируются, а также по окончании сезона полевых работ.
Все виды технического обслуживания тракторов, комбайнов и сельскохозяйственных машин, кроме ТО-3, проводят в полевых условиях. Техническое обслуживание № 3 более сложное, поэтому его осуществляют, как правило, в ремонтных мастерских хозяйства.
Наряду с техническим обслуживанием 1—2 раза в год проводят периодический осмотр машин с целью проверки правил их использования, обслуживания и хранения, а также определения состояния, технической готовности и возможности дальнейшей эксплуатации без ремонта.
Техническое обслуживание автомобилей включает ежедневное один раз в сутки, № 1 и № 2 после пробега соответственно 1000— 1500 и 4000—6000 км в зависимости от марок и особенностей использования машин.
Организация ремонта машин — это комплекс взаимосвязанных "работ по устранению неисправностей, восстановлению работоспособности и технического ресурса путем замены изношенных деталей и узлов новыми или восстановленными, а также регулирования систем и механизмов.
Для тракторов предусмотрены два текущих ремонта через 2000 и 4000 ч и один капитальный — через 6000 ч работы двигателя. Межремонтные сроки определяют также в зависимости от количества израсходованного топлива (в кг) по зонам страны и выполненных работ (в усл. эт. га).
Для зерноуборочных комбайнов периодичность текущего и капитального ремонтов установлена в гектарах убранной площади с учетом зональных условий.
Для других комбайнов и сельскохозяйственных машин предусмотрен только текущий ремонт. Например, срок его проведения для картофелеуборочного комбайна составляет 60, свеклоуборочного и кукурузоуборочного — 80, силосоуборочного — 150 га убранной площади, для сеялки — 200 га посева, плуга — 300, культиватора — 500 га обработанной площади.
Для автомобилей установлены текущий и капитальный ремонты, периодичность проведения которых зависит от их технического состояния. Плановая норма пробега новых автомобилей до капитального ремонта — 90—105 тыс. км.
Большинство хозяйств ремонтирует технику собственными силами. Лишь некоторые пользуются услугами специализированных предприятий по капитальному ремонту тракторов и автомобилей. Сельскохозяйственные предприятия имеют центральную ремонтную мастерскую с пунктом технического обслуживания и ремонтные мастерские пунктов технического обслуживания в крупных механизированных подразделениях основного производства.
Центральная ремонтная мастерская выполняет ремонт и техническое обслуживание тракторов, комбайнов, сельскохозяйственных машин, землеройной мелиоративной техники и разных видов оборудования. Ее строят по типовым проектам, рассчитанным на 25, 50, 75, 100, 150 и 200 тракторов. Она включает следующие участки: наружной мойки и технической диагностики; ремонтно-монтажный; разборочно-моечный; дефектовки и комплектовки; текущего ремонта агрегатов и узлов; технического обслуживания машин; кузнечно-сварочный; медницко-жестяницкий; слесарно-механический; устранения неисправностей двигателей; проверки и регулировки топливной аппаратуры и гидросистем; проверки и регулировки электрооборудования; зарядки аккумуляторов, обменного фонда, а также вспомогательные и бытовые помещения. В зависимости от парка обслуживаемых тракторов эта мастерская может иметь сокращенный или расширенный перечень участков.
Мастерские пунктов технического обслуживания в крупных механизированных подразделениях предназначены для технического обслуживания тракторов, комбайнов, сельскохозяйственных машин и ремонта несложной техники. Их также строят по типовым проектам, но рассчитанным на меньшее количество тракторов: 10,', 20, 30 и 40. Они имеют участки: технического обслуживания; кузнечно-сварочный; ухода за топливной аппаратурой и электрооборудованием; склад нефтепродуктов, электростанцию, котельную, бытовые помещения.
Численность работников мастерских определяют на основе рекомендуемых штатных нормативов, исходя из объема и трудоемкости выполняемых работ. При этом учитывают возможное совмещение нескольких профессий в мастерской и выполнение трактористами-машинистами производственных бригад таких работ, как очистка, мойка, разборка и сборка машин, проведение технического обслуживания № 1.
Заведующий ремонтной мастерской организует своевременный и качественный ремонт и техническое обслуживание машин, разрабатывает и контролирует выполнение графиков их проведения, составляет заявки и обеспечивает мастерскую необходимыми запасными частями и материалами, следит за соблюдением правил противопожарной безопасности, оформляет соответствующую документацию.
Организация хранения машин — это комплекс взаимосвязанных работ, обеспечивающих их защиту от коррозии, старения, деформации и других разрушающих воздействий, когда они не работают. Правильно организованное хранение увеличивает срок службы машин, снижает затраты на ремонт и повышает экономическую эффективность использования техники.
Различают кратковременное хранение, при котором перерыв в использовании машин не превышает 2 мес, и длительное, если нерабочий период продолжается свыше этого срока.
В зависимости от условий применяют закрытый, открытый и комбинированный способы хранения. Лучший и них закрытый, но он требует значительных капитальных вложений на строительство помещений. Открытый — самый дешевый способ, так как предусматривает хранение машин на площадках без укрытия. При комбинированном способе для хранения тракторов, комбайнов, других сложных и дорогих машин строят закрытые помещения, а для простых — открытые бетонированные или асфальтовые площадки. Этот способ применяет большинство хозяйств.
Места хранения техники отводят рядом с центральной ремонтной мастерской и ремонтными мастерскими пунктов технического обслуживания. Здесь сооружают закрытые помещения и открытые площадки для хранения машин, склад для деталей и узлов, моечную площадку с эстакадой, площадку для регулировки и комплектования машин и агрегатов, площадку для списанной техники, помещение для оформления документации.
Технику подготавливают к хранению не позднее чем через 10 дней со времени окончания работ, а машины по внесению удобрений и применению ядохимикатов — сразу после их использования. При установке на хранение машины размещают по видам и маркам с соблюдением интервалов в ряду не менее 0,7 м и между рядами — 6 м. Их состояние при хранении проверяют в закрытых помещениях через каждые 2 мес, а на открытых площадках — ежемесячно.
Для хранения тракторов, комбайнов и сельскохозяйственных машин многие хозяйства создают самостоятельное подразделение — машинный двор. Его обслуживают специализированные бригады (звенья) с постоянным и постоянно-переменным составом. В переменный состав входят трактористы-машинисты других подразделений, не занятые в отдельные периоды года в основном производстве. Численность работников рассчитывают на основе рекомендуемых штатных нормативов, исходя из объема и трудоемкости выполняемых работ.
Заведующий машинным двором организует хранение и комплектование сельскохозяйственной техники, принимает и проверяет состояние поступающих машин, осуществляет их консервацию и хранение в соответствии с требованиями государственных стандартов и правил противопожарной охраны, обеспечивает сохранность, проводит своевременную и качественную сборку, обкатку и регулировку новых машин, подготовку и комплектование агрегатов для передачи в эксплуатацию, составляет дефектные ведомости, приходует и хранит пригодные к работе детали и узлы, ведет учет принимаемой и выдаваемой техники.
Для хранения, технического обслуживания и ремонта автомобилей хозяйства сооружают по типовым проектам гараж, который представляет собой здание с отделениями теплой стоянки или без них, открытую стоянку и моечную площадку с эстакадой. В здании размещают отделение технического обслуживания и ремонта со смотровыми ямами, мастерскую, аккумуляторную, склад деталей и инструмента, бытовые помещения и др. Численность работников гаража определяют исходя из объема и трудоемкости выполняемых работ с учетом участия в них водителей автомобилей.
Заведующий гаражом организует и выполняет работы по техническому обслуживанию, ремонту и эксплуатации автотранспортных средств, обеспечивает исправное состояние и высокопроизводительное использование машин, их надежное и правильное хранение с соблюдением .правил противопожарной охраны, контролирует графики ремонта и режимы эксплуатации автомобилей, выполнение маршрутов перевозок, заявок на поставку запасных частей, оформляет учетно-отчетные документы.
Контрольные вопросы
1.Какклассифицируют основные и оборотные средства сельскохозяйственных предприятий, за счет каких источников их формируют?
2.В чем сущность системы машин и предъявляемых к ней требований?
3.Как; вы основы методики определения потребности в тракторах, сельскохозяйственных машинах и грузовых автомобилях?
4.Как организуют использование тракторов, сельскохозяйственных машин и транспортных средств?
5.Как определяют потребность в нефтепродуктах, организуют их хранение и использование?
6.Как организуют работу электрохозяйства?
7.На какие виды подразделяют техническое обслуживание и ремонт машин, какова периодичность их проведения?
8.Как организуют хранение машин?
Глава 7