Система позаказного учета затрат на производство и калькуляции себестоимости продукции
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Выполнил: Проверил:
слушатель доцент
гр. №1Экономика Шатров С.Л.
Волков М.В.
Гомель, 2014.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Роль управленческого учета в информационной среде предприятия............ 3
2 Система позаказного учета затрат на производство и калькуляции себестоимости продукции............................................................................................................................... 5
3 Практическая часть......................................................................................... 10
Список использованных источников................................................................. 17
Роль управленческого учета в информационной среде предприятия
Управленческой отчетности принадлежит особое место в системе отчетной информации о деятельности организации. В отличие от бухгалтерской, статистической и налоговой отчетности, предназначенной как для внешних, так и внутренних пользователей, управленческая отчетность содержит информацию, формируемую по запросам лишь внутренних пользователей.
Сущность управленческой отчетности ученые также определяют по-разному, однако существующие при этом расхождения в используемых терминах и формулировках непринципиальны, поскольку в основу всех определений положены единые подходы к содержанию и назначению отчетности. С учетом этих подходов управленческую отчетность можно определить как систему детальной и конкретной информации об имуществе, капитале, обязательствах, доходах и расходах организации, хозяйственных процессах и их результатах, о внутренних и внешних факторах, оказавших влияние на достигнутые результаты, необходимой управленческому персоналу для прогнозирования, планирования, организации, контроля и регулирования деятельности хозяйствующего субъекта.
Чтобы управленческая отчетность содержала полезную и исчерпывающую информацию о деятельности организации и была надежной информационной базой для обоснования управленческих решений, она должна отвечать ряду требований:
1. Достоверность управленческой отчетности может быть обеспечена, если используемая для ее составления учетная информация будет формироваться в полном соответствии с правилами, установленным законодательными и нормативными актами по бухгалтерскому учету.
2. Требование полноты управленческой отчетности означает, что в ней должны быть представлены исчерпывающие сведения о наличии и использовании трудовых, материальных и финансовых ресурсов, о капитале, обязательствах, доходах, расходах и результатах деятельности организации, о влиянии внешних и внутренних факторов на достигнутые результаты, полезные для обоснования эффективных управленческих решений.
3. Требование целостности состоит в том, что организация должна включать в управленческую отчетность показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений (включая выделенные на отдельные балансы).
4. Для удобства пользования данными управленческой отчетности должно выполняться требование последовательности представления ее показателей от одного отчетного периода к другому. Принятые хозяйствующим субъектом содержание управленческих отчетов и форма их представления могут пересматриваться лишь при изменении вида деятельности, организационной структуры и системы управления, совершенствовании отчетности, расширении и углублении состава управленческой информации.
5. Использование управленческой отчетности для оценки достигнутых результатов хозяйственной деятельности требует сопоставимости представляемых в ней отчетных показателей с данными плана, смет (бюджетов), нормами и нормативами, контрольными точками, с показателями предшествующих отчетных периодов. Сопоставимость отчетных показателей управленческой отчетности с данными предшествующих периодов достигается прежде всего неизменностью учетной политики организации в течение длительного времени, последовательностью ее применения от одного отчетного периода к другому. В случае изменения учетной политики данные предшествующих отчетных периодов, а также планов и смет, несопоставимые с данными отчетного периода, подлежат корректировке в соответствии с действующими в отчетном периоде правилами. Каждая существенная корректировка показателей должна быть раскрыта в управленческой отчетности с указанием вызвавших эту корректировку причин. При этом стоимостные показатели объема выпуска и продажи продукции (работ, услуг) представляют в управленческой отчетности в сопоставимых ценах.
6. Показатели управленческой отчетности формируют с учетом требования существенности. Существенными считают показатели, без знания которых невозможна объективная оценка результатов деятельности организации и принятие эффективных управленческих решений. При определении состава и содержания управленческой отчетности важно грамотно оценить существенность ее показателей, включив в отчетность всю полезную для обоснования управленческих решений информацию и в то же время не перегрузив отчетные формы второстепенными, несущественными сведениями.
Система позаказного учета затрат на производство и калькуляции себестоимости продукции.
Понятие метода учета затрат на производство. Классификация методов учета затрат на производство
Одним из основных показателей работы предприятия является величина себестоимости продукции. Исчисление себестоимости единицы отдельных видов продукции или работ и всей товарной продукции называется калькуляцией. Калькулирование себестоимости продукции осуществляют различными методами. Под методом учета затрат на производство, или методом калькуляции, понимают систему приемов, используемых для исчисления себестоимости калькуляционной единицы. Выбор метода калькулирования себестоимости продукции зависит от типа производства, его сложности, наличия незавершенного производства, длительности производственного цикла, номенклатуры вырабатываемой продукции.
На промышленных предприятиях применяют позаказный, попередельный, нормативный и попроцессный (простой) методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции. На отдельных предприятиях в целях уменьшения трудоемкости учетных работ неоправданно применяется обезличенный (котловой) учет затрат, при котором не обеспечивается достоверное исчисление себестоимости отдельных видов изделий. Для такого учета характерно, во-первых, осуществление учета затрат на производство в целом по предприятиям, цеху или экономически необоснованно установленным группам продукции и, во-вторых, распределение обезличенно учтенных фактических затрат между отдельными изделиями пропорционально их плановой (или нормативной) себестоимости. Применение обезличенного (котлового) учета на практике экономически нецелесообразно на промышленных предприятиях. Однако когда речь заходит об организациях, оказывающих какие-либо услуги, или выполняющих какие-либо работы, то в отдельных случаях именно котловой метод учета затрат является наиболее подходящим для них. Поэтому не стоит вовсе отказываться от применения этого метода там, где это экономически оправданно.
Методы учета производственных затрат классифицируются по следующим признакам: по отношению к технологическому процессу - простой, или попроцессный, позаказный и попередельный; по объекту калькуляции - деталь, узел, изделие, группа однородных изделий, процесс, передел, производство, заказ; по способу сбора информации, обеспечивающему контроль за затратами, - способу предварительного контроля - нормативный метод и текущий учет затрат с последующим контролем.
Позаказный метод учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции
Этот метод используется в производствах с механической сборкой деталей, узлов и изделий в целом: технологический процесс между цехами тесно взаимосвязан; готовую продукцию выпускает только один, последний в технологической цепочке цех. Производственные затраты собирают вначале по цехам, затем суммируют по предприятию в целом и производят расчет себестоимости единицы продукции по сумме затрат всех цехов.
При позаказном методе объектом учета и калькулирования является отдельный производственный заказ, создаваемый на заранее определенное количество продукции.
В аналитическом учете производственные затраты группируются по заказу в разрезе установленных статей калькуляции. Особо важным документом для выполнения работ является договор между заказчиком (плательщиком) и производителем (поставщиком) на производство (поставку) продукции. В нем конкретизируются объект договора (заказа), его качественные характеристики, объем (количество) продукции, срок поставки, договорная цена, особые условия (индексация затрат при изменении цен на сырье, оплату труда и др.), форма расчетов и пр.
Позаказный метод учета и калькулирования применяют в индивидуальных и мелкосерийных производствах. Постройка корабля, изготовление турбины, блюминга по индивидуальному заказу на производствах тяжелого машиностроения и судостроения характерны для индивидуальных видов производств.
На изготовление одного изделия в индивидуальном производстве или на изготовление серии (5-10) изделий в мелкосерийном производстве открывают заказ. Таким образом, при позаказном методе объектом учета и калькуляции является заказ, которому присваивают номер. Заказ открывают на основании договора с заказчиком. Кроме того, существуют и внутризаводские заказы, когда один цех изготовляет продукцию или выполняет работы для другого цеха или отдела предприятия. Внутризаводские заказы открывают единичные (разовые) и годовые (например, годовой заказ ремонтному цеху на текущий ремонт оборудования какого-либо цеха основного производства). В заказе указывается, какие изделия подлежат изготовлению, в каком количестве, какими цехами и в какой срок. Оформляют заказ на специальных бланках, выписываемых по числу цехов, участвующих в выполнении заказа, и направляют в бухгалтерию.
Затрат в начале года, как правило, выше средних норм затрат, заложенных в плановую калькуляцию, а в конце года, наоборот, ниже. Поэтому и нормативная себестоимость продукции в начале года, как правило, выше плановой, а в конце года - ниже.
Плановые калькуляции определяют среднюю себестоимость продукции или выполненных работ на плановый период (год, квартал), Составляют их исходя из прогрессивных норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии, затрат труда, использования оборудования и норм расходов по организации обслуживания производства. Эти нормы расходов являются средними для планируемого периода. Разновидностью плановых являются сметные калькуляции, которые составляют на разовое изделие или работу для определения цены, расчетов с заказчиками и других целей. Нормативные калькуляции составляют на основе действующих на начало месяца норм расхода сырья, материалов и других затрат (текущих норм затрат). Текущие нормы затрат соответствуют производственным возможностям предприятия на данном этапе его работы. Отчетные или фактические калькуляции составляют по данным бухгалтерского учета о фактических затратах на производство продукции и отражают фактическую себестоимость произведенной продукции или выполненных работ, в фактическую себестоимость продукции включают и не планируемые непроизводительные расходы.
Попередельный метод учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции
Этот метод применяется в отраслях промышленности, в которых обрабатываемое сырье последовательно проходит несколько отдельных, самостоятельных фаз обработки - переделов. Каждый передел, за исключением последнего, представляет собой законченную фазу обработки сырья, в результате которой предприятие получает не конечный продукт обработки, а полуфабрикат собственного производства. Полуфабрикаты собственного производства используются не только в следующих переделах своего производства, но и реализуются на сторону другим предприятиям, как покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты.
Чаще всего попередельный метод учета затрат применяют в металлургии, текстильной, деревообрабатывающей и других отраслях промышленности, для которых характерно разделение технологического процесса на отдельные фазы обработки исходного материала. Затраты на изготовление продукции этих производств учитываются по видам однородных изделий, статьям калькуляции и переделам. Порядок учета затрат калькулирования продукции в различных предприятиях по переделам не одинаков. На некоторых предприятиях прямые затраты в бухгалтерском учете отражаются по каждому переделу в отдельности, а стоимость исходного сырья включается в себестоимость продукции только первого передела. Себестоимость конечного продукта будет составлять сумму затрат всех переделов (стоимость продукции в промежуточных переделах не калькулируется). Такой вариант попередельного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции называется бесполуфабрикатным.
Затраты одного передела передаются следующему по дебету счета основного производства одного цеха и кредиту счета основного производства другого цеха в аналитических показателях. На предприятиях, применяющих полуфабрикатный вариант учета, себестоимость готовой продукции складывается из себестоимости полуфабрикатов предшествующих стадий обработки и затрат последнего передела, т.е. одни и те же затраты повторяются в себестоимости полуфабрикатов несколько раз. Такое наслоение в учете издержек предприятия называется внутризаводским оборотом, который и подлежит исключению при суммировании затрат по предприятию в целом. Это недостаток полуфабрикатного варианта учета производства. Достоинство метода в том, что он позволяет определить себестоимость отдельных фаз обработки продукции по цехам, выявить место возникновения и причины отклонений фактической себестоимости продукции от плановой или нормативной. Предприятия, реализующие продукцию каждого отдельного передела на сторону, применяют полуфабрикатный вариант учета затрат, остальные - бесполуфабрикатный.
Таким образом, технологический процесс и объекты калькулирования на каждом предприятии определены заранее технологической документацией и сметой.
Нормативный метод учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции
Задачей нормативного метода учета затрат на производство является своевременное предупреждение нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов в хозяйстве, содействие выявлению имеющихся в производстве резервов. В основе своей он содержит технически обоснованные расчетные величины затрат рабочего времени, материальных и денежных ресурсов на единицу продукции, работ, услуг. Нормы производственных затрат - важнейшее орудие управления производством. Они отражают технический и организационный уровень развития предприятия, влияют на его экономику и на конечный результат деятельности, следует различать нормы в зависимости от длительности их действия и времени расчета: текущие и плановые.
Составление сменных планов работ, отпуск материалов на рабочие места. Оплата труда рабочих за выполненные работы производятся на основе текущих или действующих в настоящее время норм (в течение каждого отчетного месяца). На их основе ежемесячно составляются нормативные калькуляции по деталям, узлам, изделиям.
При сопоставлении фактически произведенных затрат с утвержденными текущими нормативами осуществляется анализ хозяйственной деятельности предприятия, выявляются внутрипроизводственные резервы, намечаются пути их использования, разрабатываются новые нормативы затрат на следующий отчетный период. Отклонения от норм показывают, как соблюдаются технология изготовления продукции, нормы расхода сырья, материалов, затрат труда и т.д. Они делятся на положительные, означающие экономию в затратах, и отрицательные, означающие перерасход ресурсов.
Нормативный метод учета обеспечивает оперативность и возможность предварительного контроля производственных затрат и фактически отвечает всем требованиям управленческого учета, что говорит о назначении учетной информации и ее важности.
Попроцессный (простой) метод учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции
Попроцессный метод учета затрат обычно применяют на предприятиях с массовыми объемами производства, выпускающих один или несколько видов продукции с кратким периодом технологического процесса. Примером могут служить предприятия добывающих отраслей промышленности. Сущность попроцессного метода учета затрат на производство заключается в том, что прямые и косвенные затраты учитывают по статьям калькуляции на весь объем выпускаемой продукции. Среднюю себестоимость единицы продукции определяют делением всей суммы произведенных затрат за отчетный период на количество продукции за тот же период. Использование этого метода учета затрат возможно при совпадении объектов учета затрат и объектов калькулирования. Номенклатура статей калькуляции в этих производствах, как правило, не содержит статьи «Сырье и материалы». Все затраты, по существу, являются прямыми и могут формироваться по экономическим элементам. Незавершенное производство тоже, как правило, отсутствует.
Система учета «директ-костинг» и «стандарт-кост»
В бухгалтерском управленческом учете существует подход к калькулированию себестоимости, когда по носителям затрат планируется и учитывается неполная, ограниченная себестоимость. Эта себестоимость может включать в себя только прямые затраты. Она может калькулироваться на основе только производственных расходов, т.е. расходов, непосредственно связанных с производством продукции (работ, услуг), даже если они косвенные. В каждом случае полнота включения затрат в себестоимость разная. Однако общим для этого подхода является то, что некоторые виды издержек, имеющие отношение к производству и реализации продукции, не включаются в калькуляцию, а возмещаются общей суммой из выручки. В этом состоит сущность системы учета неполной себестоимости.
Одной из модификаций данной системы является система «директ-костинг». Ее суть состоит в том, что себестоимость учитывается и планируется только в части переменных затрат, т.е. лишь переменные издержки распределяются по носителям затрат. Оставшуюся часть издержек (постоянные расходы) собирают на отдельном счете, в калькуляцию не включают и периодически списывают на финансовые результаты, т.е. учитывают при расчете прибылей и убытков за отчетный период. По переменным расходам оцениваются также запасы - остатки готовой продукции и незавершенное производство.
На первых этапах практического применения системы «директ-костинг» в себестоимость включались лишь прямые расходы, а все виды косвенных расходов списывались непосредственно на финансовые результаты. Отсюда и название системы - «direct-costing» (система учета прямых затрат).
Позднее «директ-костинг» трансформировался в такую учетную систему, когда себестоимость рассчитывается не только в части прямых переменных расходов, но и в части прямых постоянных расходов. Отсюда следует некоторая условность в названии.
Таким образом, применение системы «директ-костинг» на практике предполагает дифференцированный учет общепроизводственных расходов. Их следует разделить на постоянную и переменную части. К счету 25 «Общепроизводственные расходы» открываются два субсчета 25-1 «Переменные общепроизводственные расходы» - в конце отчетного периода, распределяясь по носителям затрат, списываются на счет 20 «Основное производство»; 25-2 «Постоянные общепроизводственные расходы» - закрывается счетом 46 «Реализация продукции (работ, услуг)».
В условиях постоянно развивающегося рынка администрация и менеджеры должны всегда иметь под рукой оперативную информацию о том, во что в действительности обходится предприятию производство продукции, оказание услуг, осуществление определенного вида деятельности вне зависимости от того, каковые затраты на содержание офисов или другие подобные управленческие расходы. Поэтому в настоящее время в теории и практике управления себестоимостью и прибылью на Западе декларируется и применяется следующий принцип оценки точности калькуляции: самая точная калькуляция изделия не та, которая наиболее полно после многочисленных расчетов и распределений включает в себя все виды расходов предприятия, а та, в которую включены только затраты, непосредственно связанные с выпуском данной продукции, выполнением работ или оказанием услуг.
Нормативный метод, применяемый в отечественной практике, соответствует широко применяемой на Западе системе «стандарт-кост», которая состоит из стандартов (норм) на затраты материалов, труда, накладных расходов и разработанных на их основе стандартных калькуляций. Сумма фактических затрат подразделяется на стандарты и отклонения от стандартов с целью контроля за формированием фактической себестоимости и активного управления этим процессом. Эта информация носит внутренний характер и не подлежит публикации.
2 Практическая часть - вариант 2
Задание 1 Рассчитать затраты на материалы для модернизации купе.
Предприятие ООО ”ВИТАЛЮР” оказывает услуги по ремонту, переоборудованию и модернизации интерьера пассажирских вагонов. В соответствии с заказом в месяц выполняется модернизация 10 пассажирских вагонов по 9 купе в каждом. Нормы материальных затрат (расход основных и вспомогательных материалов) на модернизацию купе пассажирского вагона приведены в таблице 1.
Таблица 4 – Нормы материальных затрат
Продукция | Основные и вспомогательные материалы | Ед. изм. | Норма расхода основных и вспомогательных материалов |
Шкаф-купе ”VIP” | ДВП ламинированное | м кв | |
Линолеум | м кв | ||
Крепления | шт | ||
Лента кромочная | м погон | ||
Зеркало | м кв | ||
Полкодержатель | шт | ||
Заглушка | шт | ||
Ролик | шт | ||
Салазки | м погон |
Расчет стоимости основных и вспомогательных материалов, используемых в производстве шкафа-купе ”Престиж” приведен в таблице 2.
Таблица 2 – Расчет стоимости основных и вспомогательных материалов
Продукция | Основные и вспомогательные материалы | Ед. изм. | Норма расхода основных и вспомогательных материалов | Цена материалов,руб. | Стоимость материалов |
Шкаф-купе ”VIP” | ДВП ламинированное | м кв | |||
Линолеум | м кв | ||||
Крепления | шт | ||||
Лента кромочная | м погон | ||||
Зеркало | м кв | ||||
Полкодержатель | шт | ||||
Заглушка | шт | ||||
Ролик | шт | ||||
Салазки | м погон | ||||
Прочие материалы | |||||
ИТОГО |
При этом транспортно-заготовительные расходы на единицу составили 550000 руб., а услуги сторонних организаций составили 300000 руб.
Задание 2 Рассчитать стоимость возвратных отходов, образовавшихся в ходе работ.
При раскрое ДВП ламинированного в расчете на 1 купе образуются кусковые отходы в количестве 2 м кв, реализуемые по заключенному договору сторонней организации по цене 10000 рублей без НДС за 1м кв.
Стоимость возвратных отходов = (2м кв * 10000 руб.)/1м кВ = 20000 руб.
Задание 3 Рассчитать стоимость израсходованного топлива и электроэнергии на технологические цели при модернизации 1 купе.
Стоимость топлива и электроэнергии определяется исходя из объемов выпускаемой продукции и норм расхода условного топлива и электроэнергии, которые были разработаны для каждого вида или группы товаров. В состав затрат, относимых на себестоимость модернизации, стоимость топлива, электрической и тепловой энергии включается в пределах установленных норм (таблица 3).
Таблица 3 – Расход топлива и электроэнергии
Наименование статей затрат | Величина показателя |
Мощность установки, кВ-ч | |
Производительность установки, усл. ед./час | 0,2 |
Стоимость 1 кВ-ч, руб. | |
Стоимость электроэнергии на единицу |
Задание 4 Рассчитать основную заработную плату рабочих, занятых модернизацией вагонов.
На предприятии разрабатываются нормы времени на выполнение каждого вида работ в соответствии с технологическим процессом и рассчитывается трудоемкость выполнения работ по каждой категории работников
Таблица 4 – Расчет заработной платы за модернизацию одного купе
Профессия | Норма времени, мин | Количество рабочих часов в месяц, ч | Заработная плата за месяц, руб. | Заработная плата за 1 мин, руб. | Заработная плата, руб. |
Столяр-сборщик | |||||
Обрезчик | |||||
Оператор д/о станка | |||||
Зеркальщик | |||||
ИТОГО |
Задание 5 Рассчитать сумму общепроизводственных и общехозяйственных (постоянных) затрат, приходящихся на модернизацию 1 купе вагона.
Общепроизводственные затраты включают затраты, связанные с обслуживанием основных и вспомогательных цехов, а также расходы, связанные с эксплуатацией машин и оборудования (таблица 5).
Таблица 5 – Расшифровка общепроизводственных затрат за месяц
Статья затрат | Сумма, руб. |
Содержание аппарата управления цеха | |
Амортизация зданий и сооружений | |
Содержание зданий, сооружений и инвентаря | |
Рационализация и изобретательство | |
Охрана труда | |
Износ и ремонт отдельных предметов в составе оборотных средств | |
Прочие расходы | |
Сумма общепроизводственных затрат, приходящаяся на модернизацию за месяц |
Общехозяйственные затраты включают затраты на управление организацией, общехозяйственные сборы и отчисления, общие расходы непроизводственного характера (таблица 6).
Таблица 6 – Расшифровка общехозяйственных затрат за месяц
Статья затрат | Сумма, руб. |
Содержание аппарата управления предприятия | |
Амортизация зданий и сооружений | |
Содержание зданий, сооружений и инвентаря | |
Представительские расходы | |
Охрана труда | |
Расходы по проведению природоохранных мероприятий | |
Прочие расходы | |
Сумма общехозяйственных затрат, приходящаяся на модернизацию за месяц |
Амортизационные отчисления по технологическому оборудованию, включаются в сумме 50000 руб., прочие затраты в сумме 250000 руб. на единицу изделия.
Норма рентабельности составляет 30%.
Задание 6 Составить плановую калькуляцию на модернизацию купе пассажирского вагона в таблице 7.
Таблица 7 – Плановая калькуляция №1-01-22 единицы услуг
Наименование статьи затрат | Сумма, руб. |
Сырье и материалы | |
Возвратные отходы | -20000 |
Транспортно-заготовительные расходы | |
Услуги сторонних организаций | |
Топливо и электроэнергия на технологические цели | |
Заработная плата | |
Отчисления в фонд защиты населения | |
Отчисления в Белгосстрах | |
Амортизация | |
Прочие затраты | |
Общепроизводственные затраты | |
Производственная себестоимость | |
Общехозяйственные затраты | |
Полная себестоимость | |
Рентабельность, % к себестоимости | 30% |
Прибыль | |
Отпускная цена без НДС | |
Налог на добавленную стоимость (ставка НДС – 20%) | |
Отпускная цена с НДС |
Задание 7 Следует рассчитать показатели и дать обоснованные ответы на следующие вопросы:
1) Предприятие имеет возможность заключить контракт на модернизацию в заданном периоде 10 купейных вагонов по 9 купе в каждом по цене 8 млн. руб. за одно без НДС.
Выгоден ли такой заказ? Какой минимальный заказ в натуральных единицах, гарантирующий безубыточность предприятия? Какова производственная себестоимость единицы услуги? Какую прибыль получит предприятие?
Производственная себестоимость единицы услуги составляет 6038794 руб.
Прибыль можно определить как разницу между выручкой и полной себестоимостью продукции.
Как видно из расчетов, оказание услуг по данной цене принесёт предприятию убытки в размере 6491520 рублей, т.к. установленная цена за единицу услуги меньше её себестоимости на 72128 руб.
Постоянные затраты предприятия определяются как сумма общехозяйственных и общепроизводственных затрат.
Постоянные затраты = 71000000 + 183000000 = 254000000 руб.
Переменные же затраты на производство одной единицы продукции как видно по таблице 7 равняются 5249905 руб. Основываясь на этих данных построим график для определение точки безубыточности графическим методом.
Рисунок 1 – График для определения точки безубыточности графическим методом
Так же точка безубыточности может быть получена расчетным путем как отношение постоянных затрат к разнице цены единицы изделия и переменных затрат на единицу изделия:
Точка безубыточности =
Как видно из расчетов, для безубыточной работы предприятия в данном месяце, необходимо реализовать 93 единицы изделия по цене 8млн. рублей, что совпадает с графиком.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что данный контракт не выгоден, однако возможен для того чтобы покрыть большую часть общехозяйственных и общепроизводственных расходов предприятия и свести к минимуму убытки в этом месяце.
2) За заключение данного контракта идет конкурентная борьба
Организация должна предложить более выгодные условия для покупателя, снизив цену на услуги.
Допустим, организация с целью получения заказа снижает уровень цены до 7,0 млн. руб. без НДС.
Выгоден ли такой заказ? Какой минимальный заказ в натуральных единицах, гарантирующий безубыточность предприятия? Какую прибыль получит предприятие?
Сколько нужно произвести продукции для получения прибыли равной полученной в первом вопросе.
Прибыль можно определить как разницу между выручкой и полной себестоимостью продукции.
Как видно из расчетов, оказание услуг по данной цене принесёт предприятию убытки в размере 96491520 рублей.
Определим точку безубыточности по графику и подтвердим полученный результат расчетами.
Рисунок 2 – График для определения точки безубыточности графическим методом
Точка безубыточности =
Контракт на данных условиях не выгоден для предприятия, т.к. принесёт убытки, однако отсутствие даже такого контракта приведёт к убыткам в размере 254 млн. рублей лишь для того, чтобы покрыть общехозяйственные и общепроизводственные расходы.
3) Предприятие, имея заказ на 90 единиц в месяц, предполагает, что для полной загрузки имеющихся мощностей необходимо модернизировать в месяц еще 3 вагона по 9 купе в каждом. Есть возможность заключить договор с инодорогой на модернизацию дополнительных вагонов для полной загрузки производственной мощности ВИТАЛЮР. Однако дополнительные вагоны по условиям заказчика могут быть модернизированы лишь по 6,0 млн.руб. без НДС за каждое купе.
Выгоден ли дополнительный заказ? Какова от него прибыль? Какова прибыль в целом по предприятию за месяц?
Ввиду того, что предприятие выиграло конкурентную борьбу за контракт на 10 вагонов по 9 купе в каждом ценой в 7 млн. рублей за одно без НДС, часть постоянных затрат предприятия будет покрыта прибылью от этого контракта, а значит для нового контракта в этом месяце постоянными затратами будет выступать лишь не покрытая первым контрактом часть, а именно 96491520 рублей.
Определим прибыль от дополнительного контракта:
Прибыль = (6000000 – 5249905) * 27 = 20252565руб.
Определим прибыль по предприятию в целом:
Прибыль = (6000000 – 5249905) * 27 – 96491520 = –76238955 руб.
Дополнительный контракт выгоден т.к. он позволяет покрыть часть общехозяйственных и общепроизводственных расходов, а именно 20252565 рублей.
В целом предприятие по итогам месяца понесёт убытки в размере 76238955 рублей.