Вопрос 20. Оценка оборачиваемости оборотных активов
Коэффициент оборачиваемости активов – отношение выручки от реализации продукции ко всему итогу актива баланса. Данный показатель характеризует эффективность использования компанией всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их образования, т. е. показывает, сколько раз за год (или другой отчетный период) совершается полный цикл производства и обращения, приносящий прибыль компании, или сколько денежных единиц реализованной продукции принесла каждая денежная единица активов.
Для анализа скорости оборота оборотных активов в целом рассчитывают коэффициент оборачиваемости (Ко) – отношение выручки без учета НДС и акцизов (В) к средней сумме оборотных средств (ОБср) за период: Ко = В / ОБср
где, ОБср = (ОБСн + ОБСк)/2, ОБСн, ОБСк – соответственно величина оборотных средств на начало и конец периода.
Значение коэффициента оборачиваемости всех активов показывает эффективность использования оборотных активов, рост показателя в динамике свидетельствует о повышении эффективности использования оборотных активов в целом по предприятию. Коэффициент оборачиваемости активов прямо пропорционален объему продаж и обратно пропорционален сумме используемых активов.
Лучшее представление об эффективности использования активов обеспечивают показатели периода оборота активов, представляющие собой количество дней, необходимое для их превращения в денежную форму и являющиеся величиной, обратной коэффициенту оборачиваемости, умноженного на длительность периода. Для оценки продолжительности одного оборота в днях рассчитывают показатель – продолжительность одного оборота оборотных средств по формуле: То=360 / Ко или То =365 / Ко
Значение показывает, через сколько дней, средства, вложенные в оборотные активы или их составляющие, снова принимают денежную форму. Уменьшение этого показателя в динамике является положительным фактором. Аналогично рассчитываются значения для составляющих оборотных активов.
Аналогично рассчитываются значения для составляющих оборотных активов.
Анализ расчетов с дебиторами
Для оценки качества расчетов с дебиторами используют коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности, значение которого характеризует скорость возврата денежных средств за товары, проданные в кредит, увеличение этого показателя в динамике свидетельствует об улучшении работы с дебиторами, эффективности политики цен.
Коэффициент оборачиваемости и продолжительность оборота рассчитываются по формулам:
Ко(ДЗ) =В / ДЗср
То(ДЗ) = ДЗср / В * 360 или То(ДЗ) =360 / Ко(ДЗср)
Где, ДЗср – средняя за период сумма дебиторской задолженности
Анализ оборачиваемости денежных средств
Коэффициент оборачиваемости денежных средств рассчитывается по формуле:
Ко(ДС) = В / ДС
Значение показателя показывает сколько раз за период, денежные средства, находящиеся на счетах и в кассе организации совершили оборотов. Продолжительность оборота денежных средств рассчитывается по формуле: То(ДС) = 360 / Ко(ДС)
С помощью этих показателей оценивают деловую активность компании в использовании денежных средств.
Снижение оборачиваемости и рост среднего срока оборота денежных средств свидетельствует о нерациональной организации работы предприятия, допускающего замедления использования высоколиквидных активов, основное назначение которых – обслуживание производственно – хозяйственного оборота предприятия.
Анализ оборачиваемости материальных оборотных активов
Для оценки уровня использования запасов используют коэффициент оборачиваемости запасов, который показывает, насколько компания эффективно использует запасы, показывает скорость оборота запасов. Расчет осуществляется по формулам:
Ко(ЗАП) = В / ЗАП
Продолжительность оборачиваемости запасов с учетом выручки То(ЗАП):
То(ЗАП) = ЗАП / В*360 или То(ЗАП) = 360 / Ко(ЗАП)
Увеличение значения показателя в динамике свидетельствует об улучшении организации запасов на предприятии, повышении спроса на продукцию предприятия, снижении затоваренности и т.п. Снижение оборачиваемости запасов является основанием для проведения тщательного анализа организации производственно – хозяйственных процессов, организации маркетинговой деятельности и т.д.
При анализе предпочтительнее оценивать любой финансовый показатель не с точки зрения его соответствия неким нормативам, а скорее в контексте реального состояния дел в компании. При этом, безусловно, полезно сравнивать показатели рассматриваемой организации с показателями его конкурентов и в целом со средними по отрасли.
Кроме того, важно понимать, что стоит за каждым показателем. Например, для какого-нибудь крупного авиационного предприятия с длинным производственным циклом оборачиваемость запасов в 180 дней может быть абсолютно приемлемой, а для торговой сети такое значение может свидетельствовать о серьезных проблемах с реализацией товара.
Вопрос 21. Анализ запасов предприятия.