Стратегии предпринимательской деятельности
Стратегия предпринимательской деятельности — это определение долговременных целей и ресурсов при их достижении. От нее в значительной степени зависит успешная и устойчивая работа сельскохозяйственных товаропроизводителей. Различают стратегии: товарную (рыночную), ценовую и финансовую.
Товарная (рыночная) стратегия состоит в определении потенциальных возможностей производства и реализации продукции (работ, услуг) на основе технико-экономического обоснования с последующим составлением бизнес-плана. Товарная стратегия необходима как для вновь организующегося, так и для действующего предприятия. При этом рекомендуется соблюдать следующие основные принципы.
Получение максимума прибыли в результате внедрения научно-технических достижений и передовой практики, организации производства новых видов продукции, применения прогрессивных технологий и высокопроизводительной техники, использования маркетинговых исследований и осуществления других новаторских мероприятий.
Гибкость в определении стратегии, которая предполагает изменение и структуры товарной продукции в результате изменения рыночного спроса, совершенствование намечаемой технологии на, : основе новых достижений научно-технического прогресса, замену : рынков сбыта на более выгодные и т. д.
Рациональный выбор стратегической роли на рынке предусматривает, что предприятие может быть лидером, претендентом на лидерство, ведомым другими лидерами и новичком. Если предприятие станет лидером, то ему придется защищаться от претендентов на лидерство и применять соответствующие меры, например, распространять информацию о снижении цен, диверсифицировать производство, укреплять позиции на перспективных рынках. Претендент на лидерство будет использовать те же приемы, прежде всего, рекламу, изменение цен, обновление продукции. Ведомый не станет участвовать в конкуренции и будет следовать за лидером и претендентом на лидерство по проторенному пути, держась от них на определенном расстоянии. Новичок попытается найти свою нишу на рынке, которая должна быть достаточно крупной, перспективной и не вызывающей интереса у конкурентов.
Стратегическая роль на рынке обусловливается также размерами и специализацией предприятия. Если оно крупное и будет развивать одну-две отрасли, то сможет поставлять продукцию на рынок большими партиями и быть лидером. Мелкие хозяйства, хотя и не имеют такого преимущества, но более гибкие в производстве и реализации продукции в соответствии с запросами потребителей и быстрее приспосабливаются к отдельным сегментам рынка.
Использование выгодных этапов жизненного цикла продукции путем проведения маркетинговых исследований. Это позволяет спрогнозировать возможные изменения потребностей покупателей и необходимость соответствующей перестройки производства в намечаемом периоде. Например, при сокращении жизненного цикла товарной продукции целесообразно принимать меры по его удлинению или прекращать ее производство. Одновременно следует предусматривать переход на выпуск новых товаров с получением ,более высоких доходов на этапах внедрения и роста спроса. Этого можно достичь путем освоения рациональных севооборотов и культурооборотов, использования наибольшего спроса потребителей на ранние овощи, картофель, ягоды и др. Так, в начале июля, когда начинается массовый сбор огурцов в открытом грунте, многие тепличные комбинаты ликвидируют эту культуру и высаживают томаты с таким расчетом, чтобы не затовариться ранними овощами летом, а поставлять их осенью после завершения уборки на полях.
Ценовая стратегия заключается в обосновании уровня цен и причин их изменений в период намечаемой предпринимательской деятельности, исходя из того, что они должны возмещать затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) и обеспечивать получение прибыли. При этом максимальные цены могут быть установлены только при высоком покупательском спросе, а минимальные и средние — в зависимости от конкуренции на рынке и целей предприятия.
Кроме того, ценовую стратегию определяет жизненный цикл товарной продукции, каждый этап которого 'характеризуется своими особенностями. Например, если намечается организовать выпуск нового вида продукции, то возможны два следующих альтернативных варианта.
Стратегия «снятия сливок» состоит в установлении на первых этапах жизненного цикла самой высокой цены, которая позволит получить значительную прибыль при больших затратах. Она будет сдерживать также покупательский спрос, что важно в условиях недостатка производственных мощностей в этот период, формировать у потребителей мнение о хорошем качестве продукции, ее престижности, и облегчит реализацию при снижении цены на последующих этапах жизненного цикла.
Стратегия «проникновения на рынок» предусматривает установление низкой цены на продукцию, чтобы увеличить объемы продаж, численность покупателей, занять значительную часть рынка и закрепиться на нем. Она предпочтительна для крупных предприятий, так как позволяет за счет большого объема реализации компенсировать потери прибыли из-за низкой цены, а также сдерживать проникновение на рынок мелких предприятий, у которых себестоимость продукции, как правило, выше.
При определении ценовой стратегии целесообразно разрабатывать систему цен на все виды продукции, в том числе на новые более привлекательные сорта и гибриды, продукцию для разных групп потребителей (перерабатывающие, торговые предприятия, общественное питание, оптово-розничные рынки и др.), что обеспечит больший объем реализации и получение максимальной прибыли.
Финансовая стратегия представляет собой прогноз потребности в ресурсах, необходимых для достижения долговременных целей, и источников их поступления. Она позволяет более реально оценить обоснованность и выполнимость товарной и ценовой стратегий.
Для предпринимательской деятельности необходимы трудовые (в том числе фонд оплаты труда), материально-технические и финансовые ресурсы, а источниками их поступления могут быть как собственные, так и заемные средства. Важно также определить основные направления капитальных вложений (мероприятия по улучшению земель — орошение, осушение и т.д., приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, строительство производственных помещений и сооружений, закладка и реконструкция многолетних насаждений и др.), их объемы, сроки окупаемости, возможность привлечения внешних инвестиций.
Контрольные вопросы
1.Что такое риск и рискованная сделка, какие потери связаны с риском?
2.Как классифицируют риски?
3.Каковы уровни, показатели и критерии рисков?
4.Какие методы применяют для оценки предпринимательского риска, их сущность?
5.Каковы понятие и способы менеджмента риска?
6.Что понимают под стратегией предпринимательской деятельности, на какие виды ее подразделяют?
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие…………………………………………………………….3
Раздел I. ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА ………………………..5
Глава 1. Предмет, задачи и методы науки «Организация сельскохозяйственного производства…………………………………………5
1.1. Предмет науки.......................................... ………………………...5
1.2. Задачи науки............................................ ………………………….7
1.3. Методы науки.......................................... …………………………9
Глава 2. Принципы и формы организации сельскохозяйственного производства ипредприятий……………………………………………………16
2.1. Закономерности, принципы и формы организации сельскохозяйственного производства…………………………………………16
2.2. Принципы организации и организационно-правовые формы сельскохозяйственных предприятий…………………………………………24
2.3.Организационно-экономические основы сельскохозяйственных кооперативов……………………………………………………………………30
2.4.Организационно-экономические основы хозяйственных товариществ и обществ ………………………………………………………….42
2.5. Организационно-экономические основы государственных и муниципальных унитарных предприятий …………………………………….49
2.6. Организационно-экономические основы крестьянских (фермерских) хозяйств.................................................................................. ………………………..51
Глава 3. Система ведения хозяйства и внутрихозяйственное планирование.................................................................................. ………………………53
3.1.Система ведения хозяйства...................... ……………………….53
3.2.Принципы, методы и система внутрихозяйственного планирования… ………………………..58
3.3.Перспективные планы………………………………………………64
3.4.Годовые, оперативные планы и технологические карты …………74
3.5.Планирование площадей, урожайности и валовых сборов сельскохозяйственных культур..................................................................... …………………………85
3.6.Планирование себестоимости продукции и финансовых результатов, в растениеводстве ………………………………………………..90
Глава 4. Специализация, сочетание отраслей и размеры
предприятий……………………………………………………………101
4.1.Сущность, формы и факторы специализации……………………101
4.2.Сочетание отраслей на сельскохозяйственных предприятиях…105
4.3.Показатели специализации и сочетания отраслей………………110
4.4.Концентрация производства и размеры сельскохозяйственных предприятий ……………………….113
Глава 5. Формирование земельной территории сельскохозяйственных предприятий и организация земель…………………………………………118
5.1.Состав и учет земельных угодий, контроль за их охраной и использованием………………………………………………………………118
5.2.Основы организации землеустройства………………………….124
5.3.Организация территории сельскохозяйственных предприятие…128
5.4.Защита почв от эрозии и восстановление нарушенных земель …..134
Глава 6. Формирование и организация использования средств производства…………………………………………………………………138
6.1.Основные и оборотные средства, источники их формирования…138
6.2.Организация использования машинно-тракторного парка и внутрихозяйственного транспорта……………………………………………147
6.3.Организация нефтехозяйства и электрохозяйства……………….157
6.4.Организация технического обслуживания, ремонта и хранения машин…………………………………………………………………………161
Глава 7. Основы рациональной организации труда…………………167
7.1. Основные принципы инаправления рациональной организации труда……………………………………………………………………………167
7.2. Организация трудовых коллективов………………………………169
7.3. Организация трудовых процессов………………………………174
7.4.Улучшение условий труда………………………………………178
7.5.Укрепление дисциплины труда и развитие творческой активности работников……………………………………………………………………182
Глава 8. Нормирование труда…………………………………………184
8.1.Принципы, методы и организация нормирования труда …………184
8.2.Изучение и рационализация трудовых процессов ……………….189
8.3.Методика установления норм выработки…………………………196
8.4.Применение типовых норм выработки на полевые механизированные работы ……………………207
Глава 9. Оплата труда …………………………………………………209
9.1.Основные принципы оплаты труда........ ………………………209
9.2.Формы, виды и системы оплаты труда……………………………212
9.3.Тарифная система.................................... ……………………214
9.4.Оплата труда работников растениеводства………………………219
9.5.Оплата труда бригадиров, их помощников, звеньевых и старших работников……………………………………………………………………233
9.6.Оплата труда руководителей и специалистов……………………234
Глава10. Организация хозяйственного расчета ивнутрихозяйственных отношений................................................................................. ………………………238
10.1.Сущность и основные принципы хозяйственного расчета……238
10.2.Правовые основы деятельности сельскохозяйственных предприятий…………………………………………………………………242
10.3.Государственное регулирование деятельности сельскохозяйственных предприятий…………………………………………247
10.4.Взаимоотношения сельскохозяйственных предприятий с финансовой системой и банками……………………………………………252
10.5.Взаимоотношения сельскохозяйственных предприятий с другими
предприятиями АПК. Лизинг................................ ……………………261
10.6.Основные принципы и формы внутрихозяйственного расчета (модели внутрихозяйственных экономических отношений).......... ………………267
10.7. Мероприятие по внедрению внутрихозяйственного расчета…271
10.8. Веление внутрихозяйственного расчета………………………275
Глава П. Анализ хозяйственной деятельности предприятий …288
11.1.Залами, виды и приемы анализа …………………………………288
11.2.Организация аналитической работы……………………………295
11.3.Анализ условий, размеров, организационной структуры, специализации и интенсификации производства……………………………297
11.4. Анализ обеспеченности основными средствами (фондами), рабочей силой и их использования……………………………………………303
11.5.Анализ развития растениеводства……………………………309
11.6. Анализ реализации продукции и финансовых результатов…319