Расчет численности и заработной платы рабочих локомотивных бригад
Количество локомотивных бригад зависит от объема перевозок, нормы работы на одну локомотивную бригаду и прогрессивных норм использования локомотивов. Объем бригады локомотивов принимается в пределах участков работы бригад.
В пассажирском и грузовом движении локомотивы обслуживаются сменными бригадами.
Плановая численность рабочих локомотивных бригад в грузовом движении:
,
,
где – линейный пробег поездных локомотивов за год на участках обслуживания локомотивными бригадами, км;
Sбр – пробег одной бригады за месяц, км.
Месячная норма пробега бригады
,
где – удвоенная длина участка обслуживания локомотивными бригадами, км;
К – количество поездок бригады в месяц.
Количество поездок бригады в месяц (на 2009 г.):
,
где .
Величину tдоп также принять равной 1 ч. на одну поездку.
На маневровой работе плановая численность локомотивных бригад определяется исходя из количества локомотивов, работающих на маневрах ММ, нормы обслуживания Нбр и сменности работы Ссм:
;
.
При круглосуточной работе .
Число маневровых локомотивов принимается по заданию.
Расчет численности рабочих локомотивных бригад следует производить в табличной форме (табл. 4).
Среднемесячная заработная плата рабочих локомотивных бригад определяется по видам движения по статьям Номенклатуры доходов и расходов в тепловозном депо – ст. 3301, 3310, 3312.
Таблица 4
Расчет численности рабочих локомотивных бригад
Наименование показателя | Расчетная формула | Расчет по формуле | Значение показателя |
Грузовое движение | |||
Линейный пробег на участке обслуживания локомотивных бригад, млн. лок.-км | |||
Оборот бригады, ч | |||
Количество поездок | |||
Среднемесячный пробег локомотивной бригады, км | |||
Явочная численность рабочих локомотивных бригад, чел | |||
Списочная численность рабочих локомотивных бригад, чел | |||
Маневровое движение | |||
Количество маневровых локомотивов | ММ | ||
Количество смен (явочное) | ССМ | ||
Численность рабочих локомотивных бригад явочная, чел | |||
Списочная численность рабочих локомотивных бригад, чел |
Таблица 5
Часовые тарифные ставки для рабочих локомотивных бригад
Вид движения | Часовые тарифные ставки |
Грузовое движение | |
Машинисты локомотивов | 81,75 |
Помощники машинистов локомотивов | 61,44 |
Маневровая работа | |
Машинисты локомотивов | 67,81 |
Труд рабочих локомотивных бригад в грузовом движении оплачивается по сдельно-премиальной системе за выполнение локомотиво-км. Труд рабочих локомотивных бригад, обслуживающих маневровые локомотивы на решающих участках производства, оплачивается сдельно–премиально. Сдельный приработок планируется исходя из перевыполнения нормы на 10% в грузовом и в маневровом движении.
Тарифная ставка устанавливается за 1 ч работы и приведена в табл. 5. Месячная тарифная ставка определяется умножением часовой тарифной ставки на среднемесячное количество часов работы – 166, 58.
При расчете среднемесячной зарплаты должны быть учтены следующие доплаты и премии:
а) доплата за работу в праздничные дни в размере 2,4% от тарифной ставки или сдельного заработка;
б) доплата за работу в ночное время с 22 до 6 ч, т.е. за 8ч. Размер данной доплаты 20% от тарифной ставки соответствующего работника;
в) надбавка за класс квалификации машинистам и за право управления локомотивом помощникам машинистов принять для машинистов 25%, для помощников машинистов 15% из расчета месячной тарифной ставки;
г) премия по фонду заработной платы: в грузовом движении – 50%и на маневровой работе за выполнение плана отправления поездов (вагонов) со станции в размере – 40% от тарифной ставки или сдельного заработка без учета доплаты за работу в праздничные дни, ночное время и класс квалификации.
Расчет среднемесячной заработной платы рабочих локомотивных бригад отдельно в каждом виде движения и годовой фонд заработной платы следует производить в табличной форме (табл.6).
Б. Расчет численности и заработной платы рабочих по текущему ремонту локомотивов
Планирование контингента рабочих по текущему ремонту локомотивов производится исходя из рассчитанной программы текущего ремонта по видам ремонта и технического обслуживания, сериям локомотивов и нормам затрат человеко-ч на отдельные виды ремонта, приведенным в табл.7. Данные нормы принимаются как прогрессивные с учетом роста производительности труда.
Контингент рабочих по каждому виду ремонта и сериям локомотивов определяется как:
,
,
где Ч – численность рабочих по соответствующему ремонту, чел;
Тi – трудоемкость на единицу ремонта по сериям локомотивов, чел.–ч;
N – программа ремонта по сериям локомотивов, ед.;
ФГОД – годовой фонд рабочего времени (по данным соответствующего года), час;
КЗАМ – коэффициент на замещение (принять 1,15).
Премия планируется следующим образом.
Слесари комплексных бригад и специализированных отделений, занятые на ТР-3, ТР-2, ТР-1 и ТО-3 премируются в размере 60% от сдельного заработка.
Рабочие заготовительных отделений за выполнение установленных заданий в срок премируются в размере 50% сдельного заработка, подсобные рабочие – 50% тарифной ставки.
Средняя величина премии на каждом виде ремонта определяется исходя из распределения рабочих по группам работ, занятых на техническом обслуживании и ремонте локомотивов. Пример расчета среднемесячной заработной платы рабочих, занятых текущим ремонтом ТР-3 тепловозов приведен в табл. 10.
Средневзвешенная тарифная ставка на каждом виде ремонта определяется по рабочим-сдельщикам с учетом удельного веса рабочих, оплачиваемых на работах в тяжёлых условиях труда (принимаем 5%), и с учетом подсобных рабочих (принимаем 2%). К работам в тяжёлых и вредных условиях труда в локомотивном депо относятся: ремонт и обслуживание горячего оборудования в машинном отделении тепловозов и дизельном отделении моторных вагонов дизель-поездов, ремонт и обслуживание ходовой части локомотивов, дизель-поездов на техническом обслуживании.
В курсовой работе принимаем, что работы в тяжелых и вредных условиях труда составляют 5% от всех работ на ремонте локомотивов; доплата за тяжелые и вредные условия труда – 8% от тарифной ставки.
Таблица 6
Расчет среднемесячной заработной платы рабочих локомотивных бригад
Профессия | Численность явочная, чел | Количество часов за месяц | Часовая тарифная ставка, руб. | Месячная тарифная ставка, руб. | Сдельный приработок, руб. | Сдельный заработок, руб. | Доплата за работу в праздничные дни, руб. | Доплата за работу в ночное время, руб. | Доплата за класс квалификации, руб. | Премия, руб. | Среднемесячная зарплата, руб. | Фонд заработной платы за год, тыс. руб. |
Грузовое движение | ||||||||||||
Машинист | ||||||||||||
Помощник машиниста | ||||||||||||
Маневровое движение | ||||||||||||
Машинист |
Таблица 7
Трудоемкость технического обслуживания и ремонта электровозов и тепловозов, чел.-ч на единицу
Вид и серия локомотива | Виды технического обслуживания и ремонта | ||||
ТО-2 | ТО-3 | ТР-1 | ТР-2 | ТР-3 | |
Тепловозы грузовые 2ТЭ10 2ТЭ116 ТЭМ1 ТЭМ2 ЧМЭ3 | 6,0 7,0 5,0 5,0 5,0 | 70,0 70,0 72,0 | 150,0 170,0 160,0 | 550,0 600,0 800,0 | 1400,0 1400,0 1800,0 |
Труд рабочих, занятых на ремонте локомотивов, оплачивается по сдельно-премиальной системе, кроме труда подсобных рабочих. Тарифная ставка по каждому виду ремонта определяется умножением часовой тарифной ставки, приведенной в таблице 8, и взятой по среднему разряду, на месячную норму часов – 166,58 ч. Средний разряд рабочих принять: на ТР-3, ТР-2 и ТР-1 - 4,5, а на ТО-З – 5-й. Для подсобных рабочих предусмотреть повременно-премиальную оплату труда по 3-му разряду (часовая ставка – 33,52 руб.).
Средневзвешенную тарифную ставку по каждому виду ремонта следует определять по количеству рабочих – сдельщиков с учетом числа подсобных рабочих, принимаемых по табл. 9.
Кроме тарифной ставки рабочим-сдельщикам планируется сдельный приработок за перевыполнение установленных норм выработки в размере 10%.
Рабочим, занятым на техническом обслуживании и ремонте локомотивов, планируется премия по фонду заработной платы за высокое качество ремонта, гарантирующее пробег локомотива до очередного планового ремонта и выполнение установленных норм простоя в ремонте. Размер премии определяется видом ремонта и конкретной группой рабочих, занятых на ремонте. Распределение рабочих по группам работ на каждом виде ремонта производится по данным табл. 9.
Таблица 8
Часовые тарифные ставки рабочих, занятых на ремонте, наладке и обслуживании локомотивов, руб.
Виды работ | Часовые тарифные ставки, руб. |
Ремонт и наладка основного технологического оборудования подвижного состава: 4-й разряд 5-й разряд | 44,89 51,29 |
Таблица 9
Распределение по группам работ рабочих, занятых на техническом обслуживании и ремонте локомотивов, %
Работы | Виды ремонта тепловозов | |||
ТР-3 | ТР-2 | ТР-1 | ТО-3 | |
Слесарные, выполняемые комплексными и специализированными бригадами | 50,0 | 73,0 | 73,0 | 73,0 |
Слесарные, выполняемые в заготовительных отделениях | 45,0 | 20,0 | 20,0 | 20,0 |
Подсобные | 5,0 | 7,0 | 7,0 | 7,0 |
Таблица 10
Пример расчета среднемесячной заработной платы рабочих, занятых текущим ремонтом ТР-3 тепловозов
Виды работ | Количество часов за месяц | Средний разряд рабочих | Часовая тарифная ставка, руб. | Месячная тарифная ставка, руб. | Сдельный приработок 10% Тмес, руб. | Сдельный заработок, руб. | Премия от сдельного заработка, руб. | Среднемесячная зарплата, руб. |
Слесарные, выполняемые комплексными и специализированными бригадами (68%) | 166,58 | 51,29 | 8543,89 | 854,39 | 9398,28 | 5638,97 | 15037,25 | |
То же, в заготовительном отделении (30%) | 166,58 | 44,89 | 7477,78 | 747,78 | 8225,56 | 4112,78 | 12338,34 | |
Подсобные (2%) | 166,58 | 33,52 | 5583,77 | - | - | 2791,89 | 8375,66 |
Расчет средневзвешенной тарифной ставки:
;
Расчет средневзвешенного сдельного приработка:
руб.
Расчет средневзвешенной премии:
Доплата за бригадирство:
руб.
Среднемесячная заработная плата на ТР-3 тепловозов:
руб.
Фонд заработной платы на год на ТР-3:
.
В таком порядке определяется среднемесячная зарплата и фонд заработной платы на каждом виде ремонта.
Контингент работников по экипировке определяется в зависимости от категории депо. Для тепловозных депо данный штат может быть принят 3 человека в смену:
,
где K – количество объектов обслуживания = 2;
N – норма обслуживания, чел;
C – количество смен (4.3).
(КЗАМ принять 1,5).
Труд рабочих по экипировке оплачивается по повременно-премиальной системе по 5-му разряду.
Размер премий за высокое качество экипировки составляет 60% тарифной ставки. Планируется доплата за работу в праздничные дни и ночное время.
Расчеты производить в таблице аналогично расчетам среднемесячной заработной платы рабочих локомотивных бригад (табл. 6).
Затраты по оплате труда производственного персонала за непроработанное время (статья 757) предусматривает затраты на оплату труда в соответствии с действующим законодательством очередных (ежегодных) и дополнительных отпусков, льготных часов подростков, перерыв в работе матерей для кормления ребенка, времени, связанного с прохождением медицинских осмотров, выполнением государственных обязанностей и др., основная заработная плата которых планируется на статьях основных расходов. Затраты по оплате труда производственного персонала за непроработанное время определяется по процентам от годового фонда заработной платы каждой группы рабочих: для локомотивных бригад – 15% и для остальных рабочих – 12%.
По статье 757 планируется также оплата труда за непроработанное время работников, основная заработная плата которых отражена по статьям основных общих для всех мест возникновения затрат (статьи 768, 765) и остальным статьям для всех мест возникновения затрат (табл. 12).
Численность работников депо, планируемая по данным статьям, и их месячная тарифная ставка или оклад принимается по таблице 12. Величина оплаты за непроработанное время (ст. 757) определяется в размере 12% годового фонда заработной платы по статьям 765 и 768.
В контингент локомотивного депо включается персонал, не относящийся к аппарату управления, а также работники аппарата управления предприятия. Численность этих работников и их оклады принимаются по табл. 11.
Фонд заработной платы работников, учитываемых по статьям 765 и 768, а также остальных работников, планируемых по статьям основных расходов, общих для всех мест возникновения затрат, рассчитывается исходя из средних месячных тарифных ставок, приведенных в табл. 11. Фонд заработной платы работников, учитываемых по статьям 785 и 830, планируется, исходя из средних должностных окладов (см. табл. 12), премии в размере 50% и вознаграждения за выслугу лет – 13%.
Все показатели объема, качества работы локомотивного депо, а также показатели использования трудовых ресурсов должны быть сведены в таблицу бюджета производства локомотивного депо (Приложение 1).
Таблица 11
Численность работников, планируемая по основным общим и общехозяйственным расходам локомотивного депо
Номер статьи | Наименование статьи | Численность работников явочная, чел. | Фонд заработной платы за год, тыс. руб. |
Содержание и эксплуатация оборудования, кроме оборудования и объектов природоохранного назначения | 5940,0 | ||
Обслуживание и текущий ремонт зданий и сооружений | 1450,0 | ||
Остальные статьи основных расходов, общих для всех мест возникновения затрат | 2160,0 | ||
Содержание персонала, не относящегося к аппарату управления | 5400,0 | ||
Затраты по оплате труда работников аппарата управления | 3168,0 |
* Коэффициент замещения рабочих на ремонте kзам принять равным 0,13.
Важнейшим показателем эффективности использования трудовых ресурсов является производительность. Производительность труда работников на эксплуатации определяется как отношение тонно-км брутто к среднесписочной численности работников, т.е.
где åPlбр – т-км брутто на участках обслуживания локомотивными бригадами.
В списочный контингент Чсп включаются все работники депо, занятые в эксплуатации.