Виды транспорта и их классификация

Лекция 8

Транспорт: понятие и виды. Транспортные системы: понятие, основные черты и свойства.

Транспорт: понятие и виды

Транспортная логистика является одним из основополагающих направлений науки об управлении информационными и материальными потоками в процессе движения товаров.

Ключевой функцией транспортной логистики является транспортировка, которая заключается в перемещении продукции транспортным средством по определенной технологии в цепи поставок и состоящая из логистических операций и функций.

Основной задачей транспортной логистики является осуществление деятельности по планированию, организации доставки материальных ресурсов от первичного источника сырья до конечного потребителя.

Предметом транспортной логистики является комплекс задач, связанных с организацией перемещения грузов транспортом.

Главным принципом транспортной логистики, как и логистики в целом, является оптимизация расходов. На транспорте он достигается при соблюдении экономии за счет масштабов грузоперевозки и дальности маршрутов.

Выделим основные задачи транспортной логистики:

· Выбор вида транспортных средств;

· Выбор типа транспортных средств;

· Совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным;

· Совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта (в случае смешанных перевозок);

· Обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;

· Определение рациональных маршрутов доставки.

Транспорт– это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. По назначению выделяют две основные группы транспорта:

Виды транспорта и их классификация.

Основными видами транспорта в РФ являются железнодорожный, автомобильный, авиационный, трубопроводный, морской и речной.

Каждый из данных видов транспорта выполняет в рамках транспортной системы России определенную функцию в соответствии со своими технико-экономическими особенностями, провозной способностью, географическими и историческими особенностями развития.

В условиях России железнодорожный транспорт наиболее эффективен для перевозки массовых видов грузов на средние и дальние расстояния с высокой концентрацией грузовых потоков, а также для перевозки пассажиров на средние расстояния и в пригородном сообщении.

Автомобильный транспорт не может составить конкуренции железнодорожному в массовых межрайонных грузовых перевозках, прежде всего из-за его высокой удельной энергоемкости и себестоимости перевозок, большой дальности перевозок и отсутствия современной сети автодорог высокого технического уровня.

Сфера применения автомобильного транспорта в России — внутригородские, пригородные и внутрирайонные грузовые и пассажирские перевозки, в также перевозки на средние и дальние расстояния малотоннажных ценных и скоропортящихся грузов.

Морской транспорт выполняет в основном внешние, экспортно-импортные перевозки (в том числе все грузовые перевозки в межконтинентальном сообщении).

Внутренний водный (речной) транспорт предназначен для перевозок отдельных массовых видов грузов на средние и дальние расстояния, а также для пассажирского сообщения (особенно пригородного).

Однако в последние десятилетия он не выдерживает конкуренции с другими видами транспорта и превратился в специфический вид технологического транспорта, предназначенного для перевозки минерально-строительных материалов.

Трубопроводный транспорт, в отличие от выше описанных универсальных видов транспорта, пока остается узкоспециализированным, предназначенным для перекачки на дальние расстояния жидких и газообразных продуктов ограниченной номенклатуры.

По своим функциям воздушный транспорт также относится к узкоспециализированным: он осуществляет в основном пассажирские перевозки на дальние и средние расстояния, хотя и имеют большое значение в транспортировке ряда ценных, скоропортящихся их срочных грузов.

По объему перевозимых грузов лидирующее положение занимает автомобильный транспорт — 79%, на втором месте — железнодорожный — 10,6%, на третьем — трубопроводный — 8%. На остальные виды транспорта приходится менее трех процентов от общего объема перевозимых грузов.

Транспорт общего пользования – отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности всех отраслей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров.

Транспорт общего пользования обслуживает сферу обращения и население. Его часто называют магистральным. Понятие транспорта общего пользования охватывает железнодорожный транспорт, водный транспорт (морской и речной), автомобильный, воздушный транспорт и транспорт трубопроводный.

Транспорт не общего пользования - внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным организациям.

Оптимизация транспортных систем, выбор вида и типа транспортных средств; определение разноканальных маршрутов доставки; обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса - все это включает транспортная логистика.

При выборе рациональных транспортных средств руководствуются, прежде всего, соответствием их типа свойствам перевозимых грузов. В качестве критериев при выборе транспортных средств принимают:

· сохранность грузов;

· наилучшее использование их вместимости и грузоподъемности;

· и снижение затрат на перевозку.

Для того чтобы решить задачу предварительной оценки при выборе рационального вида транспорта, приведем данные (Таблица 8.1) по пятибалльной системе, которая учитывает различные качественные критерии полезности. Лучшая оценка вида транспорта соот­ветствует меньшему числу баллов.

Таблица 8.1

Вид транспорта   Срок доставки Частота отправлений по плану перевозок   Надеж­ность соблю­дения Графика постав­ки Универ­саль­ность   Доступ­ность в географическом плане Стоимость  
Железнодорожный              
Водный     5        
Автомобильный              
Трубопроводный              
Воздушный              

Окончательный выбор варианта доставки грузов, обосновывается технико-экономическими расчетами.

В качестве основного критерия выбора транспортного сред­ства принимаются комплексные транспортные издержки.

Транспортные издержки — это затраты на транспор­тировку продукции от места производства до непосредствен­ных потребителей, выполняемую как транспортом общего пользования, так и собственным транспортом.

Они являются дополнительными издержками, связанными с продолжением процесса производства в сфере обращения.

К основным статьям транспортных издержек относятся:

♦ Оплата транспортных тарифов и различных сборов транспортных организаций.

♦ Затраты на содержание собственного транспорта.

♦ Стоимость погрузочно-разгрузочных работ.

♦ Затраты на экспедирование и охрану.

♦ Затраты, связанные с подачей и уборкой транспортных средств и т. д.

♦ Расходы по взвешиванию грузов.

При дифференцированном определении размера транспорт­ных издержек учитывается вид перевозимого груза, величи­на одной отправки (мелкая, контейнерная, повагонная и т. д.), а также схема перевозки: одним или последовательно не­сколькими видами транспорта.

Наши рекомендации