Глава 11. эффективность логистических систем
11.1. ОБЩЕХОЗЯЙСТВЕННЫЙ И СИНЕРГИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ
Эффективность логистической системы в обобщенном виде можно представить как комплексную экономическую категорию, характеризующую качество работы логистической системы (степень удовлетворения запросов потребителей) при заданном уровне общих (логистических) издержек. Если логистическую систему представить в виде системы массового обслуживания, то эффективность будет характеризоваться как вероятность успеха выполнения логистических операций при заданном критерии оптимальности.
Эффективность использования логистических методов и концепций в бизнес-деятельности подтверждается предпринимательской практикой как зарубежных, так и российских компаний. Внедрение концепции логистического управления позволяет сократить уровень запасов в снабжении, производстве и сбыте, интенсифицировать процессы движения продукции и ускорить оборачиваемость оборотного капитала, снизить затраты производства и обращения и, тем самым, обеспечить конкурентоспособность представляемой продукции или обслуживания. Особое значение придается проблемам обслуживания заказов потребителей, являющимися одной из важных сфер применения логистики. Недостаточное внимание к теории и практике логистики неизбежно приводит к снижению уровня обслуживания, повышению издержек участников деятельности по продвижению продукции от предприятий-поставщиков до конечных потребителей.
Главной задачей логистики как вида деятельности является обеспечение с наименьшими затратами максимальной приспособленности компаний и фирм к изменяющейся рыночной обстановке, увеличение на рынке своей доли и получение преимуществ перед конкурентами посредством создания эффективной интегриро-
ванной системы управления материальными, информационными, финансовыми и прочими потоками для гарантии высокого качества поставки продукции. Должна быть выстроена системная организация функционирования и управления процессами развития логистической системы с целью повышения эффективности на основе синхронизации, оптимизации и интеграции потоков в организационных системах. Все это должно осуществляться посредством выявления и устранения внутрисистемных и межсистемных конфликтов, преобразуемых во взаимовыгодные компромиссы корпоративного сотрудничества для повышения конкурентоспособности и доходов фирмы. Иными словами, необходимо установить синер-гические (древнегреческое synergia - сотрудничество, содружество) связи для придания системе эмерджентных (английское emergence -возникновение, появление нового) свойств, т. е. таких новых свойств и возможностей организованного целого, которыми не обладают составляющие систему части по отдельности. Наличие синергических связей позволяет увеличить общий эффект до большей величины по сравнению с простым суммированием эффектов составляющих целое частей, при условии, что они действуют независимо друг от друга.
В системе логистического управления синергические связи включают все контакты между поставщиками и потребителями при выполнении заказов. Услуга клиенту становится результатом объединенных усилий составных частей единого целого. Отличительной особенностью таких усилий становится их взаимозависимость, поэтому они суммируются не арифметически, а алгебраически, т. е. они влияют, как друг на друга, так и, в большей степени, на конечный результат. Рост одних издержек компенсируется значительным сокращением других.
В настоящее время среди предприятий достаточно широко развивается кооперирование, т. е. передача части непрофильных функций компании другой организации - которая специализируется в этой области и берется выполнять работы от имени заказчика за оговоренное вознаграждение. Экономические результаты деятельности компаний, использующих кооперирование в своей работе, говорят об экономической эффективности такого варианта сотрудничества: с одной стороны, предприятие снижает расходы на определенный непрофильный вид деятельности, а с другой стороны, специализированные фирмы способны обеспечить высокое качество предос-
тавляемых услуг, что привлекает клиентов и, в итоге, способствует росту прибыли предприятия.
Системность и компромиссы составляют суть концепции логистики. Как отмечалось ранее, системность применительно к логистике, во-первых, означает, что все участники процесса товародвижения (поставщики, транспорт, оптовые и розничные посредники, потребители) рассматриваются как части единого целого, а сам процесс - как комплексная проблема; во-вторых, связи между всеми участниками соответствующим образом организованы и сопряжены с технологией товародвижения; в-третьих, системность является необходимым условием получения внеотрас-левого (синергического) эффекта.
Отличительной особенностью функционирования любых системных образований в условиях рыночной экономики является достаточно большая неопределенность внешней среды, обусловливающая высокий уровень возможных изменений предпринимательской деятельности. При этом достижение целесообразной эффективности функционирования как отдельных хозяйствующих субъектов, так и образуемых ими систем возможно лишь при использовании самых разнообразных способов, если не исключения, то минимизации предпринимательских рисков. В теории и практике всю совокупность способов снижения рисков подразделяют на две основные группы: обеспечивающие «не наступление» возможных рисков и позволяющие снизить отрицательное воздействие рисков на результаты предпринимательской деятельности.
Способы, объединенные в первую группу, реализуются при помощи соответствующих мероприятий, позволяющих избежать любого, возникающего в процессе деятельности, риска. При этом решение об отказе от излишне рискованного бизнеса может быть принято как на предварительной стадии (на стадии принятия решения об организации той или иной предпринимательской деятельности), так и на стадии непосредственного ее осуществления (если фактические риски оказались значительно выше предполагаемых). Способы уменьшения рисков первой группы, хотя являются наиболее простыми и позволяют значительно сократить потери хозяйствующих субъектов, уменьшают потенциальную прибыль предпринимательской деятельности, так как ограничивают сферу хозяйствования.
Сущность способов управления предпринимательскими рисками второй группы заключается в достижении минимальных потерь хозяйствующих субъектов в процессе их деловой активности путем
разделения и распределения или комбинации различных рисков. Это, чаще всего, достигается за счет рассредоточения активов конкретной компании по различным направлениям предпринимательской деятельности. При этом происходит максимальное сокращение возможных потерь на одно рисковое событие с одновременным увеличением потенциального числа случаев риска. Активы фирмы могут быть распределены как путем их физического разделения, так и путем деления по формам собственности.
Комбинация рисков осуществляется тогда, когда возможный риск делится между несколькими хозяйствующими субъектами. Различные фирмы разъединение риска обусловливают возможностью его минимизации для конкретной фирмы при увеличении числа хозяйствующих субъектов, делящих его между собой.
Распределение и комбинация предпринимательских рисков, проводимые с целью оптимизации движения финансовых, а также материальных и информационных потоков, являются по своей сути логистическими методами управления и могут быть широко использованы для повышения эффективности любых потоковых процессов. Так, например, в качестве характерного применения распределения рисков в логистике можно рассматривать существующие системы управления запасами.
Для всякой хозяйственной структуры главной целью является достижение положительных финансовых показателей за счет ведения своей хозяйственной деятельности. Система управления предприятием должна обеспечивать такую организацию хозяйственной деятельности, финансовые результаты которой позволяли бы проводить постоянное развитие компании (фирмы). Для любой компании источником дохода является реализация производимой продукции (услуги). С целью повышения эффективности каждая организация должна иметь разработанную бизнес-стратегию. Несмотря на очевидную необходимость разработки бизнес-стратегии, лишь немногие предприятия ее разрабатывают. Хорошая бизнес-стратегия должна отвечать на следующие вопросы: что производить?, сколько производить?, как и на чем производить?, какие применять технологии?, кому продать и по какой цене?, у кого купить сырье и комплектующие?, где и под что взять оборотные средства?, как получить деньги за проданную продукцию? Разработка бизнес-стратегии необходима любой компании и при любых условиях. Целью бизнес-стратегии является обеспечение планомерного раз-
вития компании с учетом существующих положительных моментов в финансово-хозяйственной деятельности. При возникших сложных проблемных ситуаций бизнес-стратегия позволяет сконцентрировать все имеющиеся ресурсы на этих проблемах в соответствии с выработанными направлениями развития. При отсутствии бизнес-стратегии ожидаемые результаты расплывчаты и не позволяют провести объективный анализ деятельности структурных подразделений и отдельных должностных лиц.
Теперь о компромиссах в логистике, которые рассматриваются как метод балансировки расходов, доходов и прибыли фирм. Выражаться компромиссы могут в расчетах, отражающих интересы различных структурных составляющих компаний (фирм) и всех участников логистической системы. Интересы же у всех, как правило, разные и нередко даже противоположные. Например, чисто транспортные предприятия, в целях снижения себестоимости перевозок грузов, заинтересованы в больших объемах поставок продукции, хотя это приводит к росту их запасов. Производители, напротив, стремясь к сокращению своих запасов и складских емкостей, заинтересованы в снижении объемов запасов, что снижает степень надежности сети сбыта. Логистика помогает найти и реализовать на практике оптимальное соотношение затрат, запасов и качества обслуживания. Для этого выполняются многовариантные расчеты. Принимается к реализации тот вариант, который приносит наибольшую выгоду системе в целом.
Логистическая концепция управления перевозками грузов привела к смене приоритетов, когда основой деятельности взаимосвязанных производственных и транспортных предприятий и организаций становится не получение максимальной прибыли для каждого участника в отдельности, а ее совокупная максимизация и справедливое распределение. Логистическое управление перевозками существенно меняет традиционный подход в экономических и организационных отношениях между взаимодействующими видами транспорта. Наибольшие изменения логистика внесла в понимание экономической выгоды замены традиционной практики перевозки «от двери к двери» на систему сквозной перевозки «от места происхождения груза до места его конечного назначения». В такой системе значимым компонентом стал контроль над грузом. Тот, кто контролирует груз по всей логистической цепи, независимо от используемого вида транспорта и типа подвижного состава,
имеет конкурентное преимущество перед тем, кто контролирует груз только на отдельных участках перевозки. Контроль и отслеживание перемещения груза на всем пути следования различными видами транспорта, позволяет принимать все управленческие решения по выбору маршрута движения, перевозчика, вида транспорта, узла перевалки, складских помещений и перегрузочного оборудования, освобождая от этих работ отправителей грузов. Все шире применяются прямые смешанные перевозки в виде мультимодальных и интермодальных технологических схем. Работа экспедитора начинает строиться на обеспечении экономичной и рациональной доставки продукции на всех стадиях товародвижения в необходимом количестве и в гарантированные сроки.
Последовательное проведение концепции логистического управления требует учета дополнительных расходов, связанных с качеством транспортного обслуживания. К этим расходам необходимо добавить потери, возникающие в процессе перевозки в связи с утерей или порчей груза в пути. В целом же источниками снижения себестоимости при логистическом подходе к организации перевозки являются:
снижение различного рода запасов по технологии «точно-в-срок» (ЛТ), когда изделия поставляются по согласованным графикам и в необходимом объеме;
уменьшение расходов на упаковку, маркировку и погрузку-разгрузку за счет применения широкого параметрического ряда разнообразных контейнеров;
сокращение расходов на предпродажную подготовку товаров при использовании специализированного подвижного состава; использование безбумажной электронной документации; снижение затрат на монтаж и установку оборудования за счет применения новейших типов подвижного состава и способов погрузки-выгрузки .
Реализация логистических принципов связана с расширением функций экспедиторских и агентских транспортных фирм, принимающих на себя функции доработки, углубленной переработки сырья и полуфабрикатов, распределения их между потребителями. Они также выполняют и отдельные функции централизованного снабжения. При формировании производственно-транспортных корпораций появляются новые возможности взаимосогласованного сотрудничества синергической природы между производством
и транспортом, позволяющие получить дополнительный совокупный экономический эффект.
В целом, можно сформулировать следующие три основные принципа организации перевозок в системе логистического управления, соблюдение которых делает возможным существенное снижение общих (логистических) затрат и расходов:
принцип максимально возможного сокращения дополнительных затрат живого и овеществленного труда у обслуживаемой клиентуры и на сопутствующие операции с грузом;
принцип максимально возможного сокращения различных потерь перевозимых грузов, как прямых (просыпание, выветривание, хищение и т. д.), так и по причине ухудшения качества грузов в процессе их доставки (включая выполнение погрузочно-разгру-зочных работ);
принцип, по которому снижение внутритранспортных затрат выходит на первый план только после соблюдения в полном объеме первых двух принципов.
Приведенные принципы взаимозависимы и взаимно дополняют и обусловливают друг друга, в связи с чем их следует реализовывать одновременно и в комплексе как единое целое. При таком подходе каждый из принципов приобретает эмерджентные свойства, приводящие к значительному синергическому эффекту, не достижимому при соблюдении каждого из принципов отдельно, изолированно от других, вне связи с их влиянием на повышение эффективности производственно-транспортного комплекса в целом.
Проведению в жизнь принципов логистического управления в наибольшей степени способствуют следующие условия организации работы.
1. Использование различных видов транспорта, участвующих в перевозках, как взаимно дополняющих друг друга, а не конкурентов.
2. Охват логистическим управлением всех участников продвижения грузов от их зарождения до конечной реализации потребителем.
3. Согласование режимов работы транспорта и партионности доставки грузов с режимами работы и пропускными возможностями производственных подразделений и погрузочно-разгрузочных пунктов.
4. Полная ответственность транспортных предприятий за сохран
ость и качество перевозимых грузов на всех участках транспорти-
рования, включая доставку их к производственным агрегатам, складам, торговым комплексам и выполнение погрузочно-разгру-
зочных работ.
5. Вовлечение в логистическую систему управления современных компьютерных технологий информационного обеспечения, включая современные (спутниковые) системы контроля и слежения за местонахождением и продвижением грузов.
Логистические принципы в организации перевозок грузов стимулируют развитие и инновационные процессы транспортного комплекса, появление новых видов деятельности транспортного сектора страны, экономят финансовые средства и усиливают взаимосвязь видов транспорта вместо банальной конкуренции между ними.
11.2. АУТСОРСИНГ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ
В статье «Цели и методы аутсорсинга», опубликованной в журнале «Логистика» № 2 за 2003 г. в качестве эпиграфа приведено высказывание Генри Форда, определяющее суть аутсорсинга: «Если есть что-то, что у нас не получается делать лучше и дешевле, чем у конкурентов, то нет смысла это делать. Мы должны эту работу передать тем, кто может ее выполнить с заведомо лучшим результатом».
Термин аутсорсинг (outsourcing) появился как сокращение английского словосочетания «outside resource using», что соответствует использованию ресурсов. Американцы дают аутсорсингу следующее определение: «оказание услуг или снабжение продукцией внешними поставщиками или производителями для уменьшения издержек и повышения конкурентоспособности предприятий». Иными словами аутсорсинг является эффективным инструментом современного бизнеса, обеспечивающим конкурентоспособность
предприятий.
Резкое обострение конкуренции как в национальном, так и международном масштабах обусловило активизацию эффективных методов, обеспечивающих стабильное присутствие компаний на рынке. Одним из таких методов является аутсорсинг, показавший в последнее время свои преимущества перед другими, хотя решение проблемы «make or buy» или «сделать самому или выгодно купить у поставщика» известно достаточно давно. Основное содержание аутсорсинга заключается в том, что компания для повышения конкурентоспособности заключает договор с компанией-партнером
на изготовление комплектующих изделий или выполнение определенных услуг, обеспечивающих нормальное протекание производственных процессов. Компания-партнер, естественно, должна изготавливать комплектующие или предоставлять услуги с меньшими затратами, в нужные сроки и с более высоким качеством. Только при этих условиях целесообразно заключение контракта даже с возможной передачей в структуру компании-парнера отдельных подразделений с их производственными активами. Такое партнерство, когда компании сосредотачивают внимание и усилия на своей основной деятельности и передают партнерам несвойственные или недостаточно организованные функции, позволяет уменьшить издержки и повысить качество продукции и услуг. Как правило, в аутсорсинг передают поддерживающие производство звенья, структуры, функции.
Достаточно интересные данные по использованию аутсорсинга в зарубежной практике приведены в журнале «Логистика» № 2 за 2003 г. В частности, данные опроса директоров 450 крупнейших предприятий США и Европы, представляющих 30 отраслей экономики, продемонстрировали высокую значимость аутсорсинга в деятельности компаний. В рейтинге основных инструментов управления он занял четвертое место после таких инструментов, как стратегическое планирование (76 % респондентов), формирование миссии предприятия (70 %), бенчмаркинг (69 %). Аутсорсингу отдали предпочтение 63 % всех участников опроса. По степени использования и результативности он опередил такие известные инструменты управления, как TQM, CRM, SCM, реинжениринг. Подобный опрос, проведенный на предприятиях Азиатско-Тихоокеанского региона, показал, что аутсорсингу там отдали предпочтение 70 % респондентов. Среди других инструментов управления он занял первое место.
Институт аутсорсинга и фирма Dunand Bradstreet в США оценивают общий объем работ и услуг, выполненных на условиях аутсорсинга в 2000 г., в 340 млрд. дол., а среднегодовой прирост этого объема в 13 %. По услугам наибольшая доля аутсорсинга приходится на сферу информационных технологий (20 %), административно-управленческих функций (15 %) и логистики (10 %).
Аутсорсинг логистических услуг в основном сосредоточен в транспортной, складской и экспедиторской сферах деятельности, а также таможенной очистке грузов, таможенном декларировании и подготовке транспортной документации.
В настоящее время среди транспортных компаний наметилась и активно развивается тенденция передачи в аутсорсинг принадлежащей предприятиям различной транспортной тары многоразового использования в виде поддонов и различных контейнеров. Например, американская фирма «Tren Star» в конце 2002 г. заключила контракт на 15 лет с крупнейшей пивоваренной компанией из Великобритании Carlsberg-Tetley Brewing о передаче ей в оперативное управление всей принадлежащей компании пивной транспортной тары. По условиям контракта фирма «Tren Star» обязана осуществлять сбор пустой тары, ее очистку, ремонт и доставку на пивоваренные заводы. Кроме этого фирма должна пополнить парк многооборотной пивной тары (металлических бочек) в течение срока контракта на один миллион штук. Интересно, что фирма «Tren Star» оказывает подобные услуги не одной пивоваренной компании, а нескольким, в том числе и конкурирующим друг с другом на рынке пива.
Отдельные компании, как правило, нефтяные, владеющие морскими судами-танкерами, передают по аутсорсингу их эксплуатацию (как несвойственную им функцию) морским пароходствам, исключая для себя груз ответственности за те последствия, которые возникают в случае аварий с этими судами.
Организация производства с передачей части работ и функций другим предприятиям на принципах субконтракции является одной из разновидностей аутсорсинга. В основном такая организация свойственна как производственной, так научной и проектно-конструкторской сфере деятельности. При заключении договора или контракта о субконтракции одна компания (контрактор) поручает другой компании (субконтрактору) изготовление (выполнение определенного вида работ) в соответствии с оговоренными и согласованными требованиями, в заданные сроки комплектующих изделий (видов работ), обработку своих предметов труда. Например, если промышленное предприятие не имеет своего литейного производства, оно может заказать необходимую продукцию литейного производства на соответствующем и приемлемом предприятии-субконтракторе. Возникающие при этом дополнительные логистические издержки должны компенсироваться получением дополнительных доходов от увеличения продаж (реализации), связанных с ростом конкурентоспособности продукции.
В странах Европейского Сообщества (ЕС) в процесс промышленной субконтракции включились порядка 300 тыс. предприятий
с производственным персоналом 4 млн. человек. На долю субконтракции в общем объеме промышленного производства приходится около 15 %. По оценкам экспертов годовой объем выполненных по субконтракции работ в странах ЕС составляет почти 390 млрд. евро.
Подтверждением широкого практического использования принципов аутсорсинга целым рядом компаний и фирм является ежегодная выставка MIDSET, проводимая в Париже и полностью посвященная субконтракции. На ежегодной промышленной ярмарке в Ганновере раздел субконтракции представляют порядка 2 тыс. экспонентов.
Активно используется субконтракция в странах Юго-Восточной Азии, США, Бразилии и, естественно, Японии. Так ведущие японские компании по производству автомобилей Toyota и Nissan имеют объем поставок комплектующих изделий в общей стоимости выпускаемых ими легковых автомобилей более 10%. В транс-портно-машинном производстве Германии субконтракторы выполняют 45 % общего объема работ. Все больший удельный вес субконтракция занимает в производстве компьютеров. Если на начало 2003 г. ее доля составляла порядка 20 %, то в самые ближайшие годы ожидается увеличение до 60-70 %.
Среди предприятий-субконтракторов, присутствующих на появившемся рынке аутсорсинговых услуг, есть предприятия двух видов или двух уровней. Одни из предприятий напрямую поставляют детали и комплектующие узлы предприятиям-контракторам - это предприятия первого (высшего) уровня иерархии. Другие предприятия (второго уровня) работают по договорам (контрактам) с суб-контракторами первого уровня. Координация их деятельности осуществляется управлением логистическими цепочками поставок между контракторами и субконтракторами всех уровней.
Исключительно важным и значимым обстоятельством положительной динамики развития субконтракции становится широкое подключение к участию в этом процессе предприятий малого и среднего бизнеса.
Изложенное выше свидетельствует об использовании аутсорсинга во многих сферах как производственной, так и коммерческой деятельности во многих странах с развитой рыночной экономикой. А как обстоят дела с применением принципов аутсорсинга в России? Здесь необходимо отметить, что по уровню развития аутсорсинга Россия отстает от многих развитых стран мира, хотя основополагающие принципы его эффективно использовались при разра-
ботке новых видов вооружения во время Великой Отечественной войны, а также создании атомной и водородной бомб, равно как и разработки атомных реакторов. Для этого лучшие умы России в разных областях знаний, способные лучше других решать задачи в конкретных и специфических сферах, собирались вместе для быстрого и эффективного достижения результата по поставленной проблеме.
Особенность функционирования российских предприятий заключается в том, что они создавались и развивались с теми структурными подразделениями, которые представляли социальную и никоим образом не затрагивали и не касались основной профильной деятельности. Иными словами, они строились по принципу натурального хозяйства. В Советском Союзе о передаче отдельных видов работ или функций другим предприятиям и организациям без детального согласования с вышестоящими директивными органами не могло быть и речи.
Осуществляющийся переход России к рыночной экономике, становление профессиональной сферы услуг вызвал желание многих компаний и фирм передать второстепенные и несвойственные им работы и функции (хотя и крайне важные) другим предприятиям, которые специализируются на этих работах и функциях, выполняют их лучше и с меньшими затратами. Такое желание проявляется особенно настойчиво при внедрении компаниями современных информационных технологий, использовании складских распределительных центров и пользующихся автоматизированным учетом и отчетностью.
В нашей стране создано более 15 региональных центров субконтракции, которые отбирают информацию о производственных возможностях компаний и фирм своего региона на сайтах и способствуют заключению договоров и контрактов субконтракции, а также организации логистических цепочек поставок и проведению тендеров заказов. Так в Москве еще в 1998 г. начал свою работу межрегиональный центр промышленной субконтракции и партнерства. По инициативе Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга, Северо-западного филиала ассоциации «Станкоинструмент» в сентябре 2002 г. образован и стал функционировать центр субконтракции «РИТМ» в г. Пскове. Только в Санкт-Петербурге образованы: ОАО «Петербургский субконтрактивный центр», ЗАО «Северо-западный субконтрактивный центр», произ-
водственно-субконтрактивный центр приборостроения «Ростурбо», субконтрактинговые центры ОАО «Электромеханика», завода им. Свердлова и др. Относительно недавно российская компания Data Fort провозгласила о начале проекта корпоративного аутсорсинга на базе собственного центра обработки данных при участии зарубежных фирм IBS и Cable Wireless. Согласно объявленному проекту применение аутсорсинга позволит обслуживаемым предприятиям более чем на 30 % снизить свои затраты, связанные с информатизацией производственных процессов.
Несмотря на то, что у нас в стране есть предприятия, использующие аутсорсинг, их все-таки очень мало. Крайне недостаточно литературы по аутсорсингу и редко проводятся семинары по нему. Поэтому неудивительно, что на вопрос, заданный менеджерам 132-х российских компаний об использовании аутсорсинга, только 20 % респондентов ответили утвердительно, а более 65 % из них вообще не имели представления об этом инструменте поддержки конкурентоспособности их бизнеса.
В 2001 г. журнал «iBusiness» опубликовал статью «Шесть «нет» аутсорсингу в России», в которой приведены шесть основных причин, препятствующих широкому использованию аутсорсинга в нашем экономическом пространстве. Они актуальны и в настоящее время:
низкое качество обслуживания;
недостаточная надежность;
запредельно высокая стоимость услуг, превышающая собственные издержки предприятий на передаваемые работы и функции;
отсутствие должной открытости и «прозрачности» в деятельности обслуживаемых предприятий;
работа российских аутсорсеров требует непрерывного и жесткого контроля со стороны предприятий-заказчиков их услуг, что создает им дополнительные трудности;
слабая компетентность аутсорсеров в специфике обслуживания конкретных предприятий.
Хочется надеяться, что эти трудности сопряжены с периодом становления и роста, носят временный характер, а российский аутсорсинг займет достойное место среди инструментов бизнеса и будет служить надежным средством повышения эффективности функциональных сфер логистики.
11.3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИИ
Эффективность логистических систем зависит от множества факторов и, прежде всего, от уровня организации. Логистическая система, функционирующая в условиях окружающей среды, постоянно испытывает воздействие внешних и внутренних возмущений, которые стремятся вывести систему из сбалансированного равновесного состояния. Настройка системы может осуществляться при различных сочетаниях численных значений параметров, определяющих ее функционирование. Различные варианты настройки, реализуемые через управленческие решения, позволяют получить различную устойчивость и различную эффективность при работе системы.
Управление тем и отличается от спонтанных действий, что имеет целью достижение вполне конкретных результатов. При этом выработка управленческих решений опирается на прогноз последствий этих решений. Без возможности прогноза развития того или иного процесса немыслимо управление им. На основе прогнозов строится курс действий - система целей и ориентиров, которых компоненты системы должны придерживаться в повседневной деятельности. Все это ограничивает область принятия решений и обеспечивает соответствие решения поставленным целям, придает единую структуру разным типам планов.
Логистический подход к управлению требует соответствующих методов и моделей для разработки и принятия управленческих решений, обеспечивающих единство снабжения, производства и сбыта.
Принятие комплекса квалифицированных управленческих решений крайне актуально в рыночных условиях, так как возможности выбора достаточно широки, а эффективных и реализуемых решений - единицы. Действия работников конкретных предприятий получают нужную направленность только при постановке перед ними понятной и ясной цели и определении, согласно этой цели, способа разрешения проблемной ситуации.
В любой системе управления с участием человека решение принимается на основе знаний, опыта, творчества и воли лица, принимающего то или иное решение. Однако воля должна основываться на знании законов, действующих в соответствующей функциональной области логистики, адекватной оценке сложившейся обстановки, имеющихся сил и средств. В противном случае неиз-
бежен субъективизм и волюнтаризм. Особенно это значимо при принятии решения по устранению проблемной ситуации в условиях риска и неопределенности. Управленческое решение-это основанный на закономерностях и действующих в конкретной среде принципах, правильном уяснении содержания проблемной ситуации и окружающей обстановки, результат творческого мышления и воли руководителя, определяющий цель действий, силы, средства, способы и сроки ее достижения, а также задачи работников предприятия (рис. 11.1).
Одним из главных требований к управленческому решению является его обоснованность, иными словами соответствие сложившейся и ожидаемой обстановке, проблемной ситуации, замыслу вышестоящего руководителя, закономерностям и принципам соответствующей функциональной области. Ошибочное управленческое решение оказывает большое отрицательное влияние на морально-психологическое состояние сотрудников и партнеров, подрывает авторитет руководителя и может свести на нет возможность достижения успеха. Кроме обоснованности, каждое управленческое решение должно быть своевременно принято.
Рис. 11.1. Сущность управленческого решения |
Как показывает практика, руководителю при принятии управленческого решения приходится сталкиваться со многими противоре-
чиями, для успешного разрешения которых необходимо творческое сочетание экономических, технических, технологических и математических методов, т. е. применение логистического подхода. Руководитель должен обладать глубокими знаниями и опытом, умением творчески мыслить, мужеством, решительностью, волей, интуицией, предвидением развития ситуации, способностью пойти на обоснованный риск и взять на себя ответственность за принятое решение. В условиях временных ограничений сам руководитель должен определять только те компоненты решения, которые в данных условиях являются главенствующими и которые не могут определить другие работники предприятия. Такими компонентами управленческого решения обычно являются:
замысел действий;
задачи подразделений или работников предприятий;
основные вопросы взаимодействия и порядок всестороннего обеспечения действий;
организация управления (рис. 11.2).
Рис. 11.2. Структура управленческого решения |
Замысел действий выражает основную идею руководителя, определяющую цель дальнейших действий, а также в общем виде силы,
средства и способы ее достижения. Замысел является главным компонентом любого управленческого решения и основой модели предстоящих действий. Замысел, как правило, устанавливает: направление сосредоточения основных усилий; кто клиент или конкурент и характер работы с ним; порядок воздействия на клиента или конкурента; расстановку работников для достижения цели.
Задачи подразделений или сотрудников предприятий определяются в решении строго с намеченным замыслом. Суть термина «задача» сводится к определению, на какого клиента или конкурента и как необходимо воздействовать подразделениям и работникам предприятия.