Рыночное предложение. закон предложения
Предложение (supply) – это желание и готовность производителей (продавцов) предложить к продаже свои товары. Предложение количественно измеряется величиной предложения.
Величина предложения – это количество товаров и услуг, которое производитель желает и способен продать по данной цене в определённый момент времени.
В экономической теории различают индивидуальное и рыночное предложение.
Индивидуальное предложение– это предложение товара отдельным производителем (продавцом).
Рыночное предложение– это суммарное предложение всех продавцов на данном рынке. Объём рыночного предложения определяется количеством производителей, уровнем цен на товары, уровнем налогообложения и иными факторами.
Цена предложения – это минимальная цена, по которой продавец согласен продать определённое количество данного товара в определённый момент времени на данном рынке.
К факторам (детерминантам), определяющим предложение, относятся:
· цена товара (Р);
· технология производства (КТ);
· издержки производства, определяемые ценой используемых факторов производства (РF);
· налоги (T)и субсидии (Н);
· ожидания производителей (W);
· количество производителей (N);
· цены на другие товары (Pn);
· прочие факторы (B).
С учётом всех этих факторов общую функцию предложения можно представить в следующем виде: QS = f (Р,KТ, PF, T, Н, W, N, Pn, B).
Функция предложения – количественная зависимость между величиной предложения и определяющими его факторами (детерминантами).
Если допустить, что все неценовые факторы для рассматриваемого периода являются неизменными, то можно перейти к функции предложения от цены:
Qs = f(Pi),
где QS— величина предложения на товар i;
Pi — цена анализируемого товара i.
Графическое изображение зависимости величины предложения от рыночной цены осуществляется с помощью кривой предложения.
Кривая предложения – представленная в графической форме зависимость между величиной предложения товара на рынке и ценой этого товара при неизменных прочих (неценовых) факторах, влияющих на предложение. На кривой предложения по вертикали отображаются Р – возможные цены, а по горизонтали Q – количества предлагаемого к продаже товара. Зависимость предложения от цены может быть линейной (рис.3, а) или нелинейной (рис. 3, б).
Рис. 3. Кривая предложения
Кривая предложения графически отображает закон предложения – прямую зависимость между ценой и количеством блага, которое производители (продавцы) хотят и могут приобрести в единицу времени.
Закон предложения – с ростом цен на товар увеличивается объём предложения этого товара при прочих равных условиях.
При изменении цены блага величина предложения движется в том же направлении вдоль линии предложения. При увеличении цены с Р1 до Р2 объём предложения также увеличивается с Q1 до Q2 (рис.4,а).
Рис. 4. Изменение объёма предложения и сдвиг кривой предложения
При снижении цены величина предложения уменьшится. Если же изменятся неценовые факторы предложения, то установится новая зависимость между ценой и объёмом предложения, изменится функция предложения от цены и произойдёт сдвиг кривой предложения (рис. 4.2.2,б) вправо (при увеличении предложения) или влево (при уменьшении предложения).
Положение кривых спроса и предложения, а также их смещения под влиянием различных факторов существенным образом влияют на рыночную ситуацию, приближая её к состоянию равновесия или удаляя от него.
РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ
Для графического отображения взаимодействия спроса и предложения на графике совмещают кривые спроса и предложения (рис. 5).
Рис. 5. Равновесие спроса и предложения
Совпадение интересов покупателей и продавцов графике характеризует точка пересечения кривых спроса и предложения (Е). Данную точку принято называть точкой рыночного равновесия, поскольку спрос в ней точно уравновешен предложением.
Рыночное равновесие – примерное равенство спроса и предложения на определённый товар в данное время и на данном рынке.
Точке рыночного равновесия соответствуют равновесная цена
РЕ = PS = PD
и равновесный объём
QЕ= QS = QD.
Равновесная цена – цена товара, устанавливающаяся на рынке при уравновешивании величин спроса и предложения на этот товар.
Равновесный объём– объём, предлагаемый и продаваемый на рынке по сформировавшейся равновесной цене, равной ценам производителя и потребителя.
Если реальная цена выше равновесной (P1 >PЕ), то возникает избыток предложения. На графике хорошо видно, что при такой цене продавцы готовы предложить значительно больше товаров, чем покупатели могут купить (Q1S>Q1D). Если цена ниже равновесной (Р2< PЕ), возникает избыток спроса (или недостаточное количество товара – его дефицит), т.е. количественно предложение меньше спроса (Q2S < Q2D).
Равновесная цена выполняет ряд функций:
1) информационную - её величина служит ориентиром для всех субъектов рыночной экономики;
2) нормирующую - она нормирует распределение товаров, сигнализируя потребителю о том, доступен ли ему данный товар и на какой объём потребления он может рассчитывать при имеющемся уровне дохода. Одновременно она воздействует на производителя, показывая, сможет ли он окупить свои расходы или ему следует воздержаться от производства данного товара. Тем самым через рыночные цены нормируется спрос производителя на ресурсы;
3) стимулирующую - она вынуждает производителя расширять или сокращать производство, менять технологию и ассортимент, чтобы издержки «уложились» в цену и осталась ещё какая-то прибыль.
Равновесие на рынке часто нарушается либо под воздействием факторов спроса, либо под воздействием факторов предложения. Изменение положения точки рыночного равновесия представлено на рисунке 6. На рисунке 6, а показан сдвиг кривой спроса в сторону увеличения (вправо), который приводит к росту равновесной цены с PЕ1 до PЕ2 при одновременном увеличении равновесного объёма с QЕ1 до QЕ2.
Снижение спроса (рис. 6, б) приводит к сдвигу его кривой влево, уменьшению равновесной цены с PЕ1 до PЕ2 при одновременном уменьшении равновесного объёма с QЕ1 до QЕ2.
Снижение рыночного предложения (рис. 6, в) сопровождается сдвигом его кривой влево, который приводит к росту равновесной цены с PЕ1 до PЕ2 при одновременном уменьшении равновесного объёма с QЕ1 до QЕ2.Рост рыночного предложения (рис. 6, г) приводит к сдвигу его кривой вправо, снижению равновесной рыночной цены с PЕ1 до PЕ2 при одновременном увеличении равновесного объёма с QЕ1 до QЕ2.
На участках кривых спроса и предложения, предшествующих точке рыночного равновесия, равновесная цена ниже той максимальной цены, по которой могли бы покупать товар некоторые потребители, и выше той минимальной, по которой товар могли бы реализовывать наиболее передовые производители (рис.7).
Количество продукции QA потребители готовы были бы купить по цене PAD>PЕ, а производители продать по цене PAS< PЕ. В действительности все сделки были осуществлены по равновесной цене, т.е. покупатели этого товара заплатили меньше, а производители получили больше, чем ожидали. В итоге и те, и другие получают выгоду в виде излишков потребителя и производителя.
а) рост спроса вызывает увеличение и равновесной цены, и равновесного объёма продаж | б) снижение спроса вызывает уменьшение и равновесной цены, и равновесного объёма продаж |
в) снижение предложения вызывает увеличение равновесной цены, и снижение равновесного объёма продаж | г) рост предложения вызывает снижение равновесной цены, и увеличение равновесного объёма продаж |
Рис. 6. Сдвиг точки рыночного равновесия[1]
Излишек потребителя – это разница между той суммой денег, которую потребитель был согласен уплатить, и той суммой, которую он реально уплатил.
Излишек производителя – это разница между той суммой денег, за которую производитель был согласен продать свой товар, и той суммой, которую он реально получил.
Общественная выгода продавцов и покупателей – это сума излишков потребителей и производителей[2]. Вместе с тем наряду с выигравшими от равновесной цены есть и проигравшие. Равновесная цена, выполняя свои функции, сделала данный товар недоступным какому-то числу более бедных потребителей (кривая спроса правее от точки Е) и нерентабельным его производство для производителей с издержками производства, превышающими рыночную цену (отрезок кривой предложения правее от точки Е).
Рис. 7. Излишки потребителя и производителя
В экономике принято различать три периода: мгновенный, в котором все факторы производства рассматриваются как постоянные, короткий (краткосрочный), в котором одна группа факторов рассматривается как постоянная, а другая - как переменная, и длительный (долгосрочный), в котором все факторы производства рассматриваются как переменные. Соответственно этим периодам выделяют мгновенное, кратковременное и длительное равновесие.
В мгновенном периоде (рис. 8, а) продавец лишён возможности приспособить объём предложения к объёму спроса, поскольку он располагает строго фиксированным количеством товара. В этом случае равновесная цена определяется исключительно спросом, она совпадает с ценой спроса, тогда как объём продаж зависит только от объёма предложения.
а) мгновенный период | б) короткий (краткосрочный) период |
Рис. 8. Равновесие в мгновенном и коротком периоде
В коротком (краткосрочном) периоде неизменными считаются производственные мощности предприятия, но может изменяться интенсивность их использования (в одну, в две, в три смены). Следовательно, изменяются объём используемых переменных ресурсов и объём выпуска продукции. В этом случае линия предложения состоит из двух сегментов (рис. 8, б). Первый сегмент, имеющий положительный наклон, ограничен по оси абсцисс точкой, соответствующей производственной мощности QK.
Второй сегмент представлен вертикальным отрезком, что указывает на невозможность выйти в условиях короткого периода за пределы, ограниченные наличной производственной мощностью. Вплоть до этой границы равновесные объём и цена определяются пересечением линий спроса и предложения, а за её пределами, как и в мгновенном периоде, цена определяется спросом, тогда как объём предложения – размером производственных мощностей.
В длительном периоде производитель может менять и интенсивность использования производственных мощностей, и их размеры, т.е. возможно изменение масштабов производства. При этом возможны три ситуации. В первом случае (рис. 9, а), когда изменение масштаба производства происходит при неизменных затратах, рост равновесного объёма происходит без изменения равновесной цены. Во втором случае (рис. 9, б) изменение масштаба производства происходит при возрастающих затратах (например, за счёт роста цен на используемые ресурсы). При этом рост равновесного объема сопровождается и ростом равновесной цены.
а) при неизменных затратах | б) при возрастающих затратах | в) при снижающихся затратах |
Рис. 9. Равновесие в длительном периоде
В третьем случае (рис. 9, в), когда изменение масштаба производства происходит при снижающихся затратах (например, за счёт снижения цен на используемые ресурсы), рост равновесного объёма сопровождается снижением равновесной цены.