Показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия. методика их расчета

Финансовое состояние характеризуют многие показатели, которые можно, исходя из их назначения, объединить в следу­ющие группы.

I. Показатели платежеспособности:

• коэффициент абсолютной ликвидности;

• промежуточный коэффициент покрытия;

• общий коэффициент покрытия.

II. Показатели финансовой устойчивости:

• коэффициент собственности (независимости);

• доля заемных средств;

• соотношение заемных и собственных средств.

III. Показатели деловой активности:

• общий коэффициент оборачиваемости;

• скорость оборота;

• оборачиваемость собственных средств.

IV. Показатели рентабельности:

• имущество предприятия;

• собственные средства;

• производственные фонды;

• долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения;

• собственные и долгосрочные заемные средства;

• норма балансовой прибыли;

• чистая норма прибыли.

Исходными данными для расчета показателей всех этих групп в основном являются данные бухгалтерского баланса предприятия и формы № 2.

Анализ финансового состояния предприятия необходим не только для того, чтобы знать, в каком положении находится предприятие на тот или иной отрезок времени, но и для эффективного управления с целью обеспечения финансовой устойчивости предприятия.

Остановимся более подробно на сущности и методике расчета вышеупомянутых показателей.

Методика расчета показателей платежеспособности. В целом показатели платежеспособности характеризуют возможность предприятия в конкретный момент времени рассчитаться с кредиторами по краткосрочным платежам собственными сред­ствами.

показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия. методика их расчета - student2.ru

показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия. методика их расчета - student2.ru

показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия. методика их расчета - student2.ru

Предприятие считается платежеспособным, если эти по­казатели не выходят за рамки следующих предельных зна­чений:

• коэффициент абсолютной ликвидности — 0,2 — 0,25;

• промежуточный коэффициент покрытия — 0,7 — 0,8;

• общий коэффициент покрытия — 2,0 — 2,5.

Показатели финансовой устойчивости характеризуют сте­пень защищенности привлеченного капитала. Эти показатели, как и предыдущие, рассчитываются на основе данных бухгал­терского баланса предприятия.

показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия. методика их расчета - student2.ru

показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия. методика их расчета - student2.ru

показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия. методика их расчета - student2.ru

В странах с развитой рыночной экономикой установ­лены следующие их предельные значения:

коэффициент собственности (независимости) не ниже 0,7;

коэффициент заемных средств не выше 0,3;

соотношение заемных и собственных средств не выше 1.

Показателиделовой активности рассчитываются следу­ющим образом:

показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия. методика их расчета - student2.ru

показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия. методика их расчета - student2.ru

показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия. методика их расчета - student2.ru

показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия. методика их расчета - student2.ru

показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия. методика их расчета - student2.ru

показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия. методика их расчета - student2.ru

Существует и ряд других показателей, характеризующих деловую активность предприятия. Показатели деловой актив­ности необходимо наглядно представлять в коэффициентах. В странах с развитой рыночной экономикой по наиболее важ­ным показателям деловой активности устанавливаются нор­мативы по экономике в целом и по отраслям. Как правило, такие нормативы отражают средние фактические значения этих коэффициентов. Так, в большинстве цивилизованных рыночных стран нормативом оборачиваемости запасов явля­ются 3 оборота, т.е. примерно 122 дня, нормативом оборачи­ваемости дебиторской задолженности — 4,9, или примерно 73 дня.

Следует заметить, что среднюю стоимость активов и пас­сивов за период, например год, рассчитывают как среднюю хронологическую по месячным данным; если нет такой воз­можности — то по квартальным данным; если в распоряжении финансового аналитика имеется лишь годовой баланс, то применяется упрощенный прием: средняя из сумм данных на начало и конец периода (года).

Показателиоценки рентабельности предприятия определя­ются следующим образом:

показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия. методика их расчета - student2.ru

показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия. методика их расчета - student2.ru

показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия. методика их расчета - student2.ru

показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия. методика их расчета - student2.ru

показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия. методика их расчета - student2.ru

В зарубежной практике этот показатель называется маржой прибыли (коммерческой маржой). Экономический смысл его — отражение удельного веса чистой прибыли в каждом рубле оборота.

Выводы

В современных условиях правильное определение реаль­ного финансового состояния предприятия имеет большое зна­чение не только для самого предприятия, его акционеров, но и для возможных инвесторов.

Систематический контроль финансового состояния пред­приятия позволяет оперативно выявлять негативные стороны в работе предприятия и своевременно принимать действенные меры по выходу из сложившейся ситуации. Поэтому анализу финансового состояния на предприятии должно уделяться самое пристальное внимание.

ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Планирование и прогнозирование являются важнейшими со­ставными частями управления предприятием, и без них вряд ли возможна успешная работа предприятия. Они позволяют:

• предвидеть перспективу развития предприятия на бу­дущее;

• более рационально использовать все ресурсы пред­приятия;

• избежать риска банкротства;

• более целеустремленно и эффективно проводить научно-техническую политику на предприятии;

• своевременно обновлять и модернизировать выпускае­мую продукцию и повышать ее качество в соответствии с конъюнктурой рынка;

• повышать эффективность производства и улучшать фи­нансовое состояние предприятия.

Но для того чтобы прогнозирование и планирование могли выполнять эти функции, они должны быть построены на научных принципах и методах.

Подпринципами планирования понимаются основные те­оретические положения, которыми следует руководствоваться в процессе планирования на предприятии.

К основным принципам планирования относятся:

• непрерывность планирования. Этот принцип означает, что на предприятии должны разрабатываться долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные (годовые) планы. Среднесроч­ные и долгосрочные планы должны систематически пересмат­риваться и корректироваться с учетом изменившихся обсто­ятельств, а годовые планы должны вытекать из среднесрочных планов. Этим достигается непрерывность планирования на предприятии;

• научность. Этот принцип означает, что планирование должно осуществляться на научной основе, т.е. на достоверной информации и научно проверенных методах. Кроме того, этот принцип означает, что в планах должны использоваться самые последние достижения в науке и технике, а также передовые методы работы отдельных предприятий, появившиеся в миро­вом сообществе государств;

• нацеленность планов на рациональное использование всех ресурсов предприятия, на повышение эффективности про­изводства и на достижение максимальной прибыли;

• принцип ведущих звеньев и приоритетность их реализа­ции. Это означает, что на предприятии всегда необходимо выбирать ведущие звенья, от реализации которых зависит успех дела, и стремиться их реализовать в первую очередь. Выбор ведущих звеньев должен основываться на глубоком анализе состояния дел на предприятии, и это под силу только настоящим менеджерам;

• принцип взаимной увязки и координации. Планирование должно охватывать все производственные подразделения предприятия с целью обеспечения сбалансированности в рабо­те между ними.

В отечественной практике применяются различныеметоды планирования на предприятии:

балансовый метод, наиболее широко используется при пла­нировании на народнохозяйственном уровне. Он применяется и на уровне предприятия. При использовании этого метода составляются следующие виды балансов:

• материальные (балансы топлива, электроэнергии, обору­дования, строительных материалов и т.д.);

• трудовые (баланс рабочей силы);

• финансовые (баланс денежных доходов и расходов, бух­галтерский баланс, кассовый план и др.);

нормативный метод, сущность его заключается в том, что при планировании применяется целая система норм и нор­мативов использования ресурсов предприятия (нормы рас­хода сырья и материалов, нормы выработки и обслуживания, трудоемкость, нормы численности, нормативы использова­ния машин и оборудования, нормативы организации произ­водственного процесса, длительность производственного ци­кла, запасы сырья, материалов и топлива, незавершенного производства).

Этот метод может успешно применяться только, если используется прогрессивная нормативная база, т.е. когда нор­мы и нормативы пересмотрены с учетом планируемых меро­приятий по внедрению новой техники и технологии, а также совершенствованию организации производства и труда;

программно-целевой метод, в основном используется при планировании НТП, так как он позволяет:

сосредоточить и направить ресурсы предприятия на выпол­нение важнейших научно-технических программ;

обеспечить сквозное планирование — от идеи до внедрения в производство;

увязать реализацию научно-технических программ с пла­ном экономического и социального развития предприятия;

метод планирования по технико-экономическим факторам,применяется в основном при планировании издержек произ­водства и реализации продукции, производственной програм­мы и других разделов плана экономического и социального развития предприятия.

При этом методе планирования учитываются следующие факторы:

технические (внедрение новой техники и технологии, новых материалов, реконструкция и техническое перевооружение предприятия и др.);

совершенствование организации производства и труда;

изменение объема производства, номенклатуры и ассор­тимента выпускаемой продукции;

инфляция;

особые факторы, связанные со спецификой предприятия и производства.

Этот метод применяется при разработке производственной программы, плана по труду и кадрам, планов по издержкам производства и реализации продукции.

Как правило, при планировании на предприятии использу­ется не один метод из вышеперечисленных, а весь их комплекс.

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПЛАНА ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ И ИХ СОДЕРЖАНИЕ

При плановой экономике каждое предприятие на основе контрольных цифр, которые доводились ему вышестоящей организацией, по строго определенной методике разрабаты­вало техпромфинплан, который состоял из 13 разделов.

С переходом на рыночные отношения предприятиям уже никто не устанавливает контрольные цифры и не требует представить к определенному сроку план экономического и социального развития. Почувствовав свободу и бесконтрольность, некоторые предприятия стали меньше внимания уде­лять прогнозированию и планированию своей деятельности, и это была одна из первых и весьма существенных их ошибок. Как показывает анализ, такие предприятия в своем значитель­ном большинстве оказались в тяжелом финансовом положе­нии или стали банкротами.

В настоящее время не существует какой-то строгой, офици­ально утвержденной методологии по составлению плана эко­номического развития предприятия. Поэтому на многих пред­приятиях к этому процессу подходят по-разному, особенно это касается количества разделов плана.

Но на большинстве предприятий план экономического и социального развития состоит из следующих разделов:

• план производства и реализации продукции (услуг); этот раздел еще называется производственной программой;

• план научно-технического прогресса;

• план инвестиций;

• план материально-технического обеспечения;

• план по труду и кадрам;

• план по издержкам производства и реализации продукции;

• финансовый план;

• план социального развития коллектива предприятия;

• план мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов.

Многие из этих разделов плана рассмотрены в соответству­ющих главах учебника. Поэтому более детально остановимся на производственной программе предприятия.

Подпроизводственной программой предприятия понимается научно обоснованное плановое задание по объему, номенк­латуре, ассортименту и качеству выпускаемой продукции, раз­работанное на основе заключенных договоров и утвержденное на предприятии соответствующим органом.

Производственная программасостоит из следующих разделов:

I. Плановое задание по объему, номенклатуре и ассорти­менту выпускаемой продукции.

II. Плановое задание по качеству выпускаемой продукции.

III. План по специализации и кооперированию.

При разработке производственной программынеобходимо соблюдать следующие принципы:

научное обоснование использования производственных мощностей, материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

систематическое обновление номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции и повышение ее качества;

согласованность производственной программы предприя­тия с производственными программами других предприятий, тесно связанных по линии кооперирования;

наиболее полное и рациональное использование всех име­ющихся ресурсов на предприятии;

непрерывное наращивание выпуска и реализации продук­ции, если на нее имеется спрос.

Основой для разработки производственной программы яв­ляются результаты маркетинговых исследований, портфель заказов, наличие производственных мощностей и ресурсов на предприятии.

Производственную программу характеризуют следующие показатели: количественные и качественные, натуральные и стоимостные.

Количественные (объемные) показатели: объем реализации, объем товарной, валовой и чистой продукции.

Объем реализуемой продукции по плану (Vp) можно опре­делить по формуле

показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия. методика их расчета - student2.ru

где Vт — объем товарной продукции по плану;

Vнп1 , Vнп2 — остатки нереализованной продукции на начало и конец планового периода.

Товарная продукция — это готовая продукция, предназ­наченная для реализации на сторону, а также для удовлетворе­ния собственных нужд как производственного, так и непроиз­водственного характера. Объем валовой продукции (Vв) вклю­чает в себя объем товарной продукции и разницу незавершен­ного производства, полуфабрикатов и инструмента своего производства на начало и конец планового периода.

Объем чистой продукции (Vчп) может быть определен из выражения

показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия. методика их расчета - student2.ru

где МЗ — материальные затраты;

А — амортизация.

Качественные показателя: сортность, марка, содержание полезного компонента, доля продукции, соответствующая миро­вым стандартам и превышающая их, доля экспортной продук­ции, важнейшие технические параметры выпускаемой продукции.

Натуральные и стоимостные показатели: плановый выпуск продукции. В производственной программе этот показатель указывается как в стоимостном, так и в натуральном выраже­нии. Натуральные измерители зависят от специфики выпускае­мой продукции, поэтому она может быть указана в погонных метрах, м3, штуках, кг, т, секциях и других единицах, а также в условных. Объем реализуемой и товарной продукции показывается в действующих оптовых ценах предприятия, в сопо­ставимых ценах и в оптовых ценах отчетного периода.

Продукция, отправляемая на экспорт, показывается в кон­вертируемой инвалюте с последующим пересчетом в рубли в соответствии с действующим курсом. Такая стоимостная оцен­ка необходима не только для планирования производственной программы, но и для анализа ее выполнения.

Финансовый план является, по сути, заключительным разде­лом плана экономического и социального развития предпри­ятия, так как в нем отражаются конечные финансовые резуль­таты хозяйственной деятельности предприятия.

Финансовый план состоит из двух разделов:

I. Доходы и поступления средств; II. Расходы и отчисления средств.

Раздел I содержит такие показатели:

1. Прибыль от реализации продукции, работ, услуг.

2. Прибыль от прочей реализации (основных средств, дру­гих активов).

3. Планируемые внереализационные доходы, в том числе:

доходы от долевого участия в уставном капитале других предприятий;

доходы, полученные по ценным бумагам;

доходы от хранения денежных средств на депозитных сче­тах в банках и других финансово-кредитных учреждениях, доходы от сдачи имущества в аренду.

4. Амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов и по нематериальным активам.

5. Поступление средств от других предприятий, в том числе:

в порядке долевого участия в строительстве;

по хоздоговорам на научно-исследовательские работы.

6. Поступления из внебюджетных фондов.

7. Прочие доходы.

Раздел II содержит показатели:

1. Налоги, уплачиваемые из прибыли (по видам налогов).

2. Распределение чистой прибыли, в том числе:

на накопление (по направлениям использования);

на потребление (по направлениям использования).

3. Долгосрочные инвестиции (по формам инвестиций), в том числе: за счет амортизационных отчислений; за счет дру­гих источников финансирования (по видам источников).

4. Прочие расходы.

В финансовом плане акционерного общества в доходной части необходимо выделить средства, мобилизуемые посред­ством размещения ценных бумаг, а также расходные статьи, отражающие отчисления прибыли в резервный фонд и выпла­ту доходов по акциям и облигациям.

На многих отечественных предприятиях параллельно раз­рабатывают как план экономического и социального развития, так и бизнес-планы.

Бизнес-планы в этом случае разрабатываются для эконо­мического обоснования выпуска новой продукции, внедрения новой техники и других нововведений. И если бизнес-планы одобрены и приняты к реализации, то в этом случае это должно быть отражено в плане экономического и социального развития предприятия.

Бизнес-план — это документ, описывающий все основные аспекты будущего коммерческого мероприятия, анализиру­ющий проблемы, с которыми может столкнуться фирма, и способы их решения.

Бизнес-план позволяет: всесторонне обосновать тот или иной проект или мероприятие; разработать стратегию и тактику поведения для достижения цели; определить фи­нансовые результаты от реализации проекта или мероп­риятия.

Правильно составленный бизнес-план в конечном счете от­вечает на вопрос: стоит ли вообще браться за то или иное дело?

Бизнес-план — это не только внутрифирменный документ, но и внешний. Он может сыграть важную роль для получения кредита и иностранных инвестиций. Получить иностранные инвестиции без наличия бизнес-плана практически невоз­можно.

Составление бизнес-плана требует личного участия руково­дителя фирмы с привлечением консультантов со стороны.

Какова структура бизнес-плана?

Бизнес-план начинается с конца, т.е. срезюме, которое открывает бизнес-план, но составляется в самом конце работы над ним. Объем резюме не должен превышать 3—4 машино­писных страниц, а само изложение должно быть простым, лаконичным и доступным для любого инвестора. Максималь­ное внимание, должно быть уделено разъяснению назначения товара, источников финансирования, чем будущий товар будет отличаться от продукции конкурентов и почему покупатели захотят приобрести именно его. Последняя страница резюме должна быть посвящена финансовым результатам, ожидае­мым от проекта. После этого излагаются основные разделы бизнес-плана. Перечислим основные из них:

в первом разделе, как правило, описываются товар или услуга, ради производства которых задумывался весь проект;

во втором — оценивается рынок сбыта товаров;

в третьем — анализируется информация о своих возмож­ных конкурентах: их товар, качество продукции, примерные цены и условия продажи.

в четвертом — рассматривается план маркетинга. Этот план, кстати, представляет собой самостоятельный, чрезвы­чайно важный документ для внутрифирменного пользования. К основным элементам плана маркетинга относятся: схема распространения товаров, ценообразование, реклама, методы стимулирования продаж, организация послепродажного об­служивания клиентов (для технических товаров), формирова­ние общественного мнения о фирме и товарах;

в пятом — рассматривается план производства. Главная задача здесь — доказать, что фирма в состоянии производить нужное количество товаров требуемого качества;

в шестом — рассматривается организация: надо указать, с кем будет организовано дело и как планируется наладить работу персонала;

в седьмом — рассматриваются правовые аспекты фирмы, в частности организационно-правовые формы хозяйствования;

в восьмом — освещаются оценка, прогнозирование и управ­ление разного рода рисками, т.е. что нужно сделать, чтобы эти риски свести к минимуму;

в девятом — рассматривается финансовый план, который как бы обобщает все предыдущие разделы и представляет их в стоимостном выражении (прогноз объемов реализации, баланс денежных расходов и поступлений, таблица доходов и затрат, баланс активов и пассивов предприятия, график достижения безубыточности);

в десятом разделе, который называют «стратегия финан­сирования», определяются средства, необходимые для финан­сирования проекта, источники их получения, срок окупаемости затрат.

Такова примерная структура бизнес-плана, которая излага­ется во многих отечественных учебниках.

Наши рекомендации