Современные методы обучения персонала
Современные методы обучения персонала интегрируют в себе все вышеперечисленные виды обучения персонала. Сюда относятся и активные, и пассивные методы обучения, групповые и индивидуальные, с отрывом и без отрыва от производства и т. п.
К современным методам обучения персонала относятся следующие.
Видеообучение является наиболее простым, но самым наглядным и продуктивным видом обучения. Как показывает опыт, видео в сочетании с отработкой материала путем обсуждения, различных интерактивных упражнений, а затем и на практике — более эффективно, чем просто лекции или инструктаж. Особенно хорошо делать это командой, всем коллективом, сочетая потенциал опытных и молодых сотрудников.
Учебные кино- и видеофильмы могут демонстрироваться как с использованием видео-, так и компьютерной техники.
Преимущества видеообучения: связь с практикой: в основе сюжетов лежат реальные события, происходившие на конкретных рабочих местах; наглядность и доступность подачи материала. Видео максимально приближенно к жизни, с его помощью возможно показать объекты и процессы в деталях и в движении; возможность самообучения и повторения.
Любой сотрудник в удобное для него время может взять видеокурс и самостоятельно изучить тему, просматривая фильм и следуя предложенным инструкциям; возможность многократного использования при групповых занятиях и индивидуально; как для новых сотрудников, которым необходима адаптация к должности и повышения предыдущего уровня развития деловых навыков, так и для давно работающих сотрудников, чтобы освежить их знания, познакомить с нововведениями; удобство использования: обучение может производиться в удобном темпе, в удобном месте, в удобное время, что психологически комфортно для большинства.
Недостатки видеообучения:
любой просмотр оставляет участников пассивными, не давая им возможности задавать вопросы, обсуждать (поэтому необходимо использовать видео как один из приемов организации групповой работы); кино- и видеофильмы не позволяют учитывать индивидуальные различия в образовательном уровне и профессиональным опыте обучающихся; необходимое условие — наличие внутренней мотивации. Для многих людей очень трудно бывает организовать себя, выделить время на учебу, заняться повышением своей квалификации или переобучением; при просмотре видеофильмов исключается такой мощный фактор воздействия на обучающихся, как личность преподавателя. Убежденность, энергетика, личное обаяние преподавателя повышают готовность слушателей к усвоению учебного материала.
Дистанционное обучение. Данная форма обучения является разновидностью заочного обучения и предполагает использование телекоммуникационных технологий, которые позволяют обучать персонал на расстоянии. С помощью дистанционного обучения учащийся может самостоятельно организовывать свои занятия, выбирая удобное для этого время.
Схема дистанционного обучения заключается в следующем: учащийся выбирает интересующую его тему и проходит предварительное тестирование. По данному тестированию делается вывод о его уровне знаний. Далее высылается пробный фок, который необходимо выполнить. После выполнения рядауроков по одной тематике учащийся пишет контрольный тест. В зависимости от его результатов высылаются упражнения на повторение темы или задания из новой темы.
Преимущества дистанционного обучения:
в учебный процесс можно вовлечь большое число сотрудников;
обучение осуществляется на рабочем месте;
сотрудники меньше отрываются от своих обязанностей;
возможность выбора удобного времени для обучения;
знания, приобретенные в процессе обучения, можно тут же применить на практике в Вашей компании.
Модульное обучение. Модуль — это отдельная, самостоятельная часть какой-либо системы. Например, в тренинге модулем является завершенный фрагмент занятия, направленный на решений конкретной бизнес-задачи или развития необходимого навыка. Учебный курс обычно включает не более трех модулей. При этом отдельным модулем может быть теоретический блок, и практические работы, и итоговые проекты.
Модульное обучение широко используется в подготовке менеджеров по продажам, НР-специалистов, управленцев, маркетологов.
Преимущества метода: гибкость, избирательность, а также возможность менять последовательность модулей в зависимости от запроса слушателей.
Кейс-обучение. Метод активно использовался еще в 20-х гг. в США. Он находит все более широкое применение в изучении различных дисциплин: финансы, маркетинг, управление персоналом и др.
Цель данного метода — научить слушателей как при самостоятельной работе, так и при работе в группе анализировать информацию, структурировать ее, выявлять ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути решения, оценивать их, выбирать оптимальные и вырабатывать программы действий.
Сущность метода заключается в том, что слушатели знакомятся с описанием ситуаций, реально имевших место (с указанием точной хронологии, действующих лиц и другой значимой для дальнейшего анализа информации), или событий вымышленных, но достаточно правдоподобных.
Обучающемуся необходимо определить, в чем заключается проблема, проанализировать ее в контексте описанной ситуации и предложить возможные пути ее решения.
В дискуссии по разбору различных вариантов решений следует проанализировать предлагаемые в них методы управленческого воздействия, оценить их приемлемость и эффективность в предложенных условиях. Процесс выработки решений составляет сущность метода разбора практических ситуаций, данный процесс часто является не менее важным, чем само решение.
Особенно хорошо такой метод зарекомендовал себя при обучении руководителей разного уровня. Изучение образцов управленческих решений на примере успешной или неуспешной деятельности конкретных руководителей позволяет примерить на себя их опыт, освоить те подходы, которые могут оказаться более успешными в тех условиях, где работают слушатели, соотнести их ошибки и просчеты, успехи и достижения со своей практикой.
Метод можно использовать также для проверки понимания слушателями уже пройденного материала, оценки его усвоения, определения умения применять полученные знания на практике. Если же обучающимся для анализа и разбора предлагаются реальные проблемы организации, то это позволяет приблизить процесс обучения к профессиональной деятельности слушателей и получить реальную практическую отдачу от реализуемых учебных программ.
Преимущества метода: каждый участник имеет возможность сопоставить свое мнение с мнением других участников; актуальность решаемых проблем и их тесная связь с профессиональным опытом участников; высокая мотивация и высокая степень активности участников.
Недостатки метода: плохо организованное обсуждение может потребовать слишком много времени; можно не достичь желаемых результатов, если участники не обладают необходимыми знаниями и опытом; высокий уровень требований к квалификации преподавателя, который должен правильно организовать работу и задать направление обсуждения, чтобы добиться желаемого результата.
Тренинг. Под тренингом понимается такое обучение, в котором теоретические блоки материала минимизированы, а основное внимание уделяется практической обработке навыков и умений. В ходе проживания или моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся получают возможность развить и закрепить необходимые навыки, освоить новые модели поведения, изменить отношение к собственному опыту и подходам, ранее применяемым в работе. В тренингах обычно используются разнообразные методы и техники активного обучения: деловые, ролевые и имитационные игры, разбор конкретных практических ситуаций и групповые дискуссии.
Тренинг обеспечивает интенсивное и интерактивное обучение и ориентирован в первую очередь на получение практических навыков, необходимых в повседневной работе, на обмен опытом между слушателями, что позволяет получить результат, обладающий высокой практической ценностью, кроме того, экономит время и ресурсы сотрудников и организации в целом.
Начиная с середины 80-х гг. все более широкое распространение стали приобретать тренинги навыков делового общения для разных категорий работников с использованием видеозаписи как средства обратной связи. Особое значение обучение навыкам эффективного делового общения имеет для тех категорий работников, для которых успех в выполнении должностных обязанностей определяется именно эффективностью в сфере межличностных взаимодействий.
Тренинг является очень эффективным методов обучения еще и потому, что повышает мотивацию персонала. Во время тренинга происходит не только передача знаний, но и определенная эмоциональная зарядка людей: пробуждается потребность применить новые знания на практике.
При этом необходимо помнить, что умение, навык формируется не менее чем после 21-го повторения и сохраняется при регулярной практике!
Существует ряд причин, которые препятствуют закреплению навыков тренинга:
• дефицит самодисциплины для отработки и закрепления навыка/умения, полученного в ходе тренинга;
• желание делать сразу все быстро и правильно;
• психологический дискомфорт от того, что не все получается;
• сложность анализа собственного настроения и поведения.
Очень важным является обеспечение поддержки изменений после окончания тренинга — посттренинговое сопровождение персонала: комплекс мероприятий и занятий, с актуализацией тем прошедшего тренинга, который направлен на поддержание, закрепление и усиление тренинговых эффектов.
Деловая игра. Деловые игры — это такая форма обучения, когда отработка учебной тематики происходит на основе ситуаций и материала, моделирующих те или иные аспекты профессиональной деятельности слушателей.
Деловые игры представляют собой метод обучения, наиболее близкий к реальной профессиональной деятельности обучающихся. Деловая игра предполагает наличие определенного сценария, правил работы и вводной информации, определяющей ход содержания игры.
Проведение игры проходит в три этапа: подготовка, непосредственное проведение и разбор хода игры, подведение итогов.
Особенно интересен и содержателен разбор игр, когда при ее проведении используется видеозапись.
Преимущества деловых игр состоят в том, что они позволяют: всесторонне исследовать проблему, подготовить и принять решение; обучить сотрудников моделировать реальные ситуации, научить действовать, как в жизни, чтобы в реальной ситуации не растеряться, не наделать ошибок, действовать эффективно; позволяют оценить готовность и умения персонала решать те или иные проблемы.
Метафорическая игра. Особенность данного методы в том, что для решения в деловой ситуации берется метафора. Например, Вам необходимо найти новые подходы противодействия конкурентам. Для решения такой задачи Вы можете использовать метафорическую игру «Выкуп невесты». Невесте необходимо сделать выбор из нескольких женихов. Для того, чтобы каждый жених мог выиграть, его готовит «группа поддержки». В задачи «группы поддержки» входит изучение конкурентов, выработка оптимальной стратегии для завоевания невесты. Задача женихов — применить разработанную стратегию для того, чтобы получить благосклонность невесты. По окончании игры проводится ее разбор с целью выявить эффективные модели поведения и перенести их на рабочую ситуацию.
Использование такой формы обучения помогает активизировать творческие способности участников, дает возможность по-новому взглянуть на ситуацию конкурентной борьбы и изменить сложившиеся стереотипы.
Преимущества применения метафорической игры: развитие креативности сотрудников; снижение тревожности участников по поводу решения той или иной проблемы; повышение привлекательности тренинга для участников; побуждение участников самостоятельно найти решение по заданной ситуации.
Ролевая игра. Данный метод активного обучения становится все более популярным при обучении руководителей разных уровней и кандидатов (резерв на занятие руководящих должностей). Чаще всего ролевые игры используют в ходе тренингов различного рода.
Особенно полезны ролевые игры при обучении навыкам межличностного общения.
Игровые ситуации обычно моделируют или воспроизводят реальные или типичные рабочие ситуации, где несколько обучающихся играют определенные роли (например, начальника и подчиненного, сотрудника организации и клиента) в определенных обстоятельствах, стараясь добиться решения поставленной учебной задачи. Участие в ролевых играх может предваряться специальным инструктированием со стороны преподавателя (тренера), устанавливающего основные условия, в которых разворачивается игровая ситуация.
Преимущества ролевых игр: проигрывание ролей и последующее обсуждение результатов ролевой игры позволяют слушателям лучше понять мотивы поведения и того работника, чья роль проигрывается, и мотивы противоположной стороны; участие в ролевых играх помогает увидеть типичные ошибки, допускаемые в ситуациях.
Поведенческое моделирование используется преимущественно в рамках тренингов, предполагающих более широкое использование методов активного обучения, к которым относится и данный метод. Он учит конкретным навыкам и установкам, связанным с выполнением профессиональной деятельности, через следующие шаги: предъявление «поведенческой модели» (примера для подражания, идеала) профессионального поведения, которое предлагается освоить; практика обучающихся, когда им в учебных или рабочих ситуациях предлагается максимально точно воспроизвести предложенную «поведенческую модель»; обеспечение обратной связи и подкрепления, свидетельствует о степени успешности овладения соответствующими моделями поведения.
Типичным примером поведенческого моделирования является ситуация, когда опытный сотрудник (наставник) показывает новичку образец того, как следует работать с клиентом, после этого новичкам дается возможность самостоятельно воспроизвести предложенную модель поведения.
Поведенческое моделирование проводится либо на индивидуальной основе в паре ученик/наставник, либо в небольших учебных группах до 12 участников.
Поведенческое моделирование является эффективным при соблюдении следующих требований: пример для подражания должен быть привлекательным хотя обучающегося и вызывать у него доверие и готовность следовать предложенному образцу; он должен демонстрировать желаемую последовательность и правильный порядок действий в стандартной ситуации; учащийся должен видеть, что соблюдение желательной последовательности или порядка действий вознаграждаются тем ли иным образом.
Метод поведенческого моделирования тем эффективнее, чем выше уровень мотивации обучающихся, чем лучше они понимают значение моделируемого поведения для успешного решения задач, которые стоят перед ними в их профессиональной деятельности.
Преимущества метода поведенческого моделирования: позволяет учитывать индивидуальные особенности обучаемых; достаточно гибок, чтобы давать больше времени обучающимся участникам для решения.
Сторителлинг. (от английского Stогу Теlling — «рассказывание историй») заключается в том, чтобы в помощью мифов историй из жизни организаций обучать молодых сотрудников правилам работы в корпорации. При подборе персонала на вакантные должности интервьюер рассказывает о компании, таким образом подготавливая к ее традициям, философии, корпоративной культуре.
Перед выходом на работу сотрудник знакомится со всеми необходимыми ему локальными нормативными актами: правилами внутреннего трудового распорядка, политикой в области управления персоналом и пр.
Непосредственный руководитель курирует деятельность вновь принятого сотрудника, помогая ему быстрее познакомиться с коллегами, организационной структурой компании (куда и с каким вопросом можно обратиться), планом вхождения в должность (контрольные сроки), должностной инструкцией, стандартами и философией компании.
Преимущества метода: облегчает период адаптации нового сотрудника;
формирует лояльность нового сотрудника к компании.
Обучение действием («асtion learning»). Метод обучения действием позволяет наиболее эффективно решать возникшие организационные проблемы, разрабатывать структуру и динамику организационных изменений.
Технология «асtion learning» широко применяется в организациях по всему миру. Длительность одного цикла составляет от 3 до 13 месяцев. Число участников одной группы, как правило, не превышает шести сотрудников. Периодичность встреч может колебаться от трех раз в неделю по два часа до двухдневных семинаров в выходные дни.
Основой в «обучении действием» является группа менеджеров, ключевых сотрудников компании, каждый из которых решает поставленную перед ним задачу. В данном подходе применяется сочетание регулярного анализа ситуации и постановки целей, продумывание шагов по их достижению с периодами реальных действий, осуществления запланированных шагов. Участники работают над реальными задачами, а не над упражнениями или искусственными ситуациями для того, чтобы преодолеть разрыв между тем, что «говорят» в организации, и тем, что в ней «делают».
Преимущества обучения действием: развитие у менеджеров навыков принятия решений; развитие навыков планирования и постановки целей; возможность решать производственные задачи; повышение ответственности менеджерского состава за разработанные действия;
реальная возможность перейти от «слов» к «делу».
Обучение в рабочих группах. В рабочих ситуациях, когда необходимо найти способы решения проблемы используется метод формирования рабочих групп. Данный метод широко применяется в Японии и Германии, меньшую популярность он приобрел в США и Европе.
Состав рабочей группы — не более 9 человек. Участниками такой группы могут быть специалисты любого уровня: от линейного сотрудника до менеджера высшего звена. Перед специалистами ставится определенная задача, которую им нужно решить за конкретный промежуток времени. В рабочей группе выбирают ответственного, который определяет количество участников, организовывает встречи, составляет протоколы и фиксирует итоговые решения группы. Группа в свою очередь разрабатывает алгоритм действий для эффективного решения поставленной задачи, а также определяет сроки ее реализации.
Отличие от метода «обучение действием» заключается в том, что рабочая группа выносит свои решения в форме шагов достижения цели. Предложение, сформулированное участниками, передается на рассмотрение руководству компании. Руководство компании может принять во внимание решение группы или отклонить их предложение.
Преимущества работы в группах: развитие самостоятельности сотрудников; формирование у сотрудников навыка принятия решений;
повышение мотивации сотрудников за счет того, что они осознают степень своего влияния на ситуацию внутри организации.
Баскет-метод. Данный метод обучения (от англ.basket — корзина) основан на имитации ситуаций, часто встречающихся в практике работы руководителей. Обучаемому предлагают выступить в роли руководителя, которому требуется в срочном порядке разобрать накопившиеся на его столе деловые бумаги (корреспонденцию, докладные записки, факсы, телефонограмм и т. д.), предприняв по ним определенные действия. Кроме того, он получает всю необходимую информацию об организации и о руководителе, от лица которого ему приходится выступать. Упражнение можно усложнить, включив в него телефонные звонки, визиты разных людей, незапланированные встречи, экстренные ситуации и т. п.
В ходе самостоятельной работы слушатель должен проанализировать каждый документ, упорядочить всю предложенную информацию, выявить наиболее острые проблемы, установить, какая информация является наиболее существенной, на основе этого анализа принять решения и подготовить соответствующие документы (приказы, распоряжения, письма и пр.) для решения поставленных проблем.
Метод развивает способность к анализу, систематизации и отбору наиболее важных факторов и их классификации с учетом важности и срочности, к формулированию путей решения разных проблем.
Преимущества метода: высокий уровень мотивации участников и высокая их включенность в решение поставленных задач; позволяет оценить способность кандидата к работе с информацией, к ее распределению по степени важности, срочности, приоритетности и умение принимать решения на основе имеющейся информации.
Обучение по методу Shadowing. Данный метод обучения (от англ. —shadowingбыть тенью) активно используется на Западе (в Великобритании применяют 71% компаний).
Схема работы очень проста. Например, молодого сотрудника решили повысить в должности до уровня линейного руководителя. Компания предоставляет ему возможность около двух дней (не меньше) побыть «тенью» действующего руководителя. В роли «тени» такой сотрудник наблюдает и фиксирует моменты, в течение всего времени работы. Таким образом, сотрудник становится свидетелем «двух дней жизни менеджера», получает информацию о том, какие особенности есть
у выбранной им карьеры, каких знаний и навыков ему не хватает, какие задачи ему предстоит решать. После проведенной работы с сотрудником проводится дополнительное интервью о тех выводах, которые он для себя сделал.
Данный метод можно использовать в процессе переквалификации на другую специальность или адаптации нового сотрудника.
Преимущества применения метода : простота и экономичность; ускоряется процесс адаптации сотрудника к новому виду деятельности;
компания улучшает свой имидж посредством демонстрации своей активной позиции по развитию персонала; у сотрудника появляется возможность погрузиться в «реальную» обстановку.
Обучение по методу Secondment (командирование). Метод является разновидностью ротации персонала, при которой сотрудника «командируют» на другое место работы (в другой департамент, отдел или подразделение) на время, а потом он возвращается к своим прежним обязанностям. Особенно данный метод приветствуют в компании с плоской структурой, где ограничены возможности продвижения сотрудников и развития у них дополнительных навыков.
Временное перемещение сотрудников может быть как краткосрочным (около 100 ч рабочего времени), так и более длительным (до года). Secondment — метод развития персонала, в результате которого сотрудники осваивают новые навыки и приобретают новые знания.
Преимущества применения методы Secondment: личностное развитие сотрудников; укрепление командной работы; улучшение навыков межличностного общения.
Обучение по методу Buddying. Суть метода заключается в том, что за специалистом закрепляется «buddy», партнер. Его задача — предоставлять постоянную обратную связь о действиях и решениях того сотрудника, за кем он закреплен.
Метод Buddying основан на предоставлении информации или объективной и честной обратной связи, в первую очередь при выполнении задач, связанных с освоением новых навыков, во вторую очередь — связанных с выполнением текущих профессиональных обязанностей.
От наставничества (коучинга) ВшЫушй1 отличает то, что его участники абсолютно равноправны. В такой форме нет «старшего» и «младшего», наставника и подопечного, обучающего и обучаемого.
Обратную связь можно предоставлять после совещаний, планерок, дискуссий, телефонных переговоров.
Метод Buddying стал широко применяться в компаниях, где адаптация сотрудников предполагает закрепление «наставника».
Преимущества применения метода Buddying: возможность сотрудника получить объективную информацию о своей работе, наметить точки личностного и профессионального роста, увидеть недостатки и исправить их; создать интерактивное общение, улучшить навыки межличностного взаимодействия.