Расчет тарифов на услуги автотранспорта
Тарифом называется цена транспортной услуги.
Выбор расчётной базы и виды тарифов определяются конкретными условиями доставки грузов, объёмами перевозок, их регулярностью, постоянством технологических нормативов, возможностями определения количественных и качественных характеристик транспортного процесса.
Сдельные тарифы (за 1 т, за 1 т-км) применяются при массовых перевозках однородных грузов при условии точного определения массы перевозимого груза.
Покилометровый тариф (за 1 км) устанавливают при больших расстояниях перевозок.
Применение повременных тарифов (за 1 ч) обусловлено, как правило, неопределённостью количественных характеристик перевозок,
нестабильностью временных интервалов, в течение которых осуществляется производительное использование подвижного состава.
Чтобы избежать недостатков и объединить преимущества различных видов тарифов, применяют комбинированный тариф.
Например, тариф за 1 ч работы и 1 км пробега. При этом затраты делят на две группы:
- затраты, зависящие от времени работы автомобиля на линии;
- затраты, изменяющиеся пропорционально пробегу автомобиля.
К первой группе относят, как правило, заработную плату водителей, ко второй - все остальные затраты.
Показатель | обозначение | Марка автомобиля | Всего | ||||
Камаз-55111 | КамАЗ-541115 | ЗИЛ-45085 | ЗИЛ-442160 | ГАЗ-3307 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Затраты, зависящие от времени работы автомобиля (заработная плата с начислениями), тг. | Фо.тр | 81510763,6 | 24124564,5 | 79973840,5 | 9794935,9 | 53141379,7 | 248545484,2 |
Время работы автомобиля на линии, ч | Тн | 29890 | 9072 | 34251 | 3521 | 11858 | 88592 |
Ставка комбинированного тарифа за 1 ч работы, тг. | Цч | 3408,7 | 3324,04 | 29186,6 | 3477,33 | 5601,8 | 44998,4 |
Затраты, изменяющиеся пропорционально пробегу автомобиля, тг. | Зкм | 51862505 | 41220968 | 188252242,4 | 14293552,4 | 33651673,4 | 329280941,2 |
Общий годовой пробег автомобилей, км | 1109160 | 453250 | 1343100 | 125500 | 317360 | 3348370 | |
Ставка комбинированного тарифа за 1 км пробега,тг. | Цкм | 58,5 | 113,7 | 175,2 | 142,3 | 132,5 | 622,2 |
Ставка комбинированного тарифа за 1 ч работы:
(37)
где Цц - ставка комбинированного тарифа за 1 час работы, тг.;
Фо.тр- затраты, зависящие от времени работы автомобиля на
линии (заработная плата водителей с начислениями), тг.;
Тн - время работы автомобиля на линии, ч;
Рт - планируемая рентабельность, %. Принимаем Рт =25%.
КамАЗ 55111: = 3408,7 тг
КамАЗ 54115: = 3324,04 тг
ЗиЛ 45085: =29186,6 тг
ЗиЛ 442160: = 3477,3 тг
Газ 3307: = 5601,8 тг
Затраты, изменяющиеся пропорционально пробегу автомобиля:
- общий годовой пробег автомобилей, км.
КамАЗ 55111:133373268,9-81510763,6=51862505 тг
КамАЗ 54115:65345532,5-24124564,5=41220968 тг
ЗиЛ 45085:268226082,9-79973840,5=188252242,4 тг
ЗиЛ 442160:24088488,3-9794935,9=14293552,4 тг
Газ 3307:86793053,1-53141379,7=33651673,4 тг
Ставка комбинированного тарифа за 1 ч работы определяется по формуле:
(38)
где - ставка комбинированного тарифа за 1 км пробега, тг.;
- затраты, изменяющиеся пропорционально пробегу автомобиля, тг.;
КамАЗ 55111: =58,5 тг
КамАЗ 54115: =113,7 тг
ЗиЛ 45085: =175,2 тг
ЗиЛ 442160: =142,3тг
Газ 3307: =132,5 тг.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовом проекте я рассмотрел методику разработки производственной программы и плана эксплуатации грузового подвижного состава, изучил порядок и методику определения основных статей затрат автотранспортного предприятия и себестоимости единицы транспортной работы.
Кроме того, в процессе выполнения расчётного задания я ознакомился с основными показателями, характеризующими использование грузового автотранспорта, с методикой определения различных видов тарифов на грузовые перевозки и условиями их применения.