Формирование тарифов на пассажирские перевозки
По объему пассажирских перевозок Российские железные дороги занимают четвертое место в мире после Китая, Индии и Японии. В России доля железных дорог в пассажирообороте всех видов транспорта составляет около 40 %. Таким образом, в условиях огромных размеров территории страны тарифы на перевозку пассажиров оказывают большое влияние на транспортную доступность регионов и уровень транспортной подвижности граждан, что, в свою очередь, влияет на благосостояние населения.
Тарифы на пассажирские перевозки различаются по видам сообщений: пригородное, внутреннее (местное и прямое), межгосударственное и международное.
На железных дорогах при перевозке пассажиров во внутреннем и пригородном сообщениях применяют следующие виды тарифов и сборов:
– общий пассажирский тариф для проезда в поездах прямого дальнего и местного сообщений, который утверждается для общих линий железных дорог; на линиях, не примыкающих к общей сети (Сахалинская дорога), ОАО «РЖД»; на линиях с водными переправами – начальниками железных дорог;
– пригородный тариф для проезда в поездах пригородного сообщения, который подразделяется на зонный, покилометровый, общий без страхового сбора и абонементный (общий и льготный);
– общий багажный тариф для всех железнодорожных линий общего пользования по правилам тарифных расстояний, таким же как и для общего пассажирского тарифа. Тариф на перевозку грузобагажа включает в себя оплату погрузки, взвешивания, перевозки и выгрузки и определяется Тарифным руководством № 5. Минимальная расчетная масса отправки грузобагажа – 10 кг. Ценность груза багажа также оплачивается по правилам Тарифного руководства № 5. За хранение, взвешивание и транзит грузобагажа взимаются дополнительные сборы;
– различные тарифы и сборы с пассажиров, например, за пользование комнатами матери и ребенка, предварительную продажу билетов и т. д.
Во всех случаях размерность тарифных платежей зависит от расстояния поездки.
Общий пассажирский тариф построен с учетом снижения стоимости проезда одного пассажира на 1 км при увеличении расстояния поездки. Для поездов дальнего следования за основу взят тариф на проезд в жестком вагоне с местами для сидения в зависимости от расстояния поездки. Плата за проезд исчисляется по маршруту следования пассажирского поезда в соответствии с Указателем пассажирских сообщений и Тарифным руководством № 4. Если маршрут поездки не совпадает с Указателем пассажирских сообщений и составленным на их основании указателем пассажирских маршрутов, то стоимость определяется по приложению 8 Тарифного руководства № 5.
Начиная с 1993 г. в Российской Федерации тарифы на перевозку пассажиров в дальнем следовании во внутригосударственном сообщении стали делиться на две составляющие: билетную и плацкартную части. При этом в билетную часть включаются затраты на содержание инфраструктуры, локомотивов и вокзалов, а плацкартную часть – на содержание и обслуживание пассажирских вагонов. Таким образом, стоимость проезда пассажиров на железнодорожном транспорте в дальнем следовании определяется по формуле
(4.11)
где ТПАС.ПЕР – стоимость проезда (тариф) пассажира на железнодорож-ном транспорте в дальнем следовании, руб.; SБ – стоимость билета, руб.;
SП – стоимость плацкарты, руб.
Разделение тарифа на билет и плацкарту связано с необходимостью распределения провозных платежей между участниками перевозки пассажиров. Стоимость билета распределяется в прямом сообщении пропорционально проследованному расстоянию между всеми государствами и соответственно железными дорогами. И наоборот, стоимость плацкарты целиком направляется дороге, которая сформировала состав либо является собственником прицепного вагона.
Стоимость проезда пассажиров различается в зависимости от рода вагона и категории поезда.
Стоимость проезда в жестком общем вагоне пассажирского поезда служит основой пассажирского тарифа. Применительно к этой стоимости рассчитываются все доплаты за проезд в вагонах более высоких категорий и в скорых поездах. Тариф на билет и тариф на плацкарту построены по единому принципу в зависимости от про-следованного расстояния, а доплаты за купейность, мягкость и скорость не являются производными от тарифа.
Стоимость проезда определяется по Прейскуранту № 10-02-16, который включает следующие расчетные таблицы:
– таблица 1. Стоимость проезда по железным дорогам;
– таблица 2. Стоимость проезда детей по железным дорогам;
– таблица 3. Стоимость полного билета;
– таблица 4. Стоимость детского билета;
– таблица 5. Стоимость плацкарты;
– таблица 6. Доплата за скорость;
– таблица 7. Доплаты к полному билету жесткого общего вагона пассажирского поезда при проезде в вагонах или поездах более высокой категории;
– таблица 8. Доплаты к детскому билету жесткого общего вагона пассажирского поезда при проезде в вагонах или поездах более высокой категории;
– таблица 9. Провозные платы за перевозку багажа и грузобагажа по железным дорогам.
Все перечисленные таблицы составлены для внутреннего сообщения по железным дорогам Российской Федерации.
Стоимость проезда в вагонах различного типа по сравнению с вагонами, взятыми за основу (общий вагон пассажирского поезда), повышается на 22–27 % за проезд в жестком некупейном (открытом) вагоне с местами для лежания; 59–62 % в купейном вагоне с четырехместными купе;
80–90 % в мягком вагоне с четырехместными купе; 113–130 % в вагоне СВ с двухместными купе. Пассажирский тариф учитывает не только затраты на перевозку, но и степень удобств и комфорт, предоставленный пассажиру. Так, для ускорения поездки пассажир может доплатить за скорость (ехать в скором поезде).
В состав пассажирского тарифа включен сбор обязательного страхования.
С 2003 г. на железнодорожном транспорте производится гибкое регулирование тарифов на перевозки пассажиров в поездах дальнего следования. Следует отметить, что решения об установлении стоимости проезда принимаются ОАО «РЖД» самостоятельно на сегменте транспортного рынка, связанного с перевозкой около 30 % пассажиров и получением более 50 % доходных поступлений.
Некоторым категориям пассажиров при проезде по железным дорогам предоставляются льготы в виде бесплатного проезда или скидки с установленного тарифа.
Таким образом, при построении пассажирских тарифов на перевозки в дальнем сообщении учитываются следующие факторы:
– расстояние перевозки – протяженность сети железных дорог от 1 до 12420 км разделена на пояса дальности, расстояние внутри пояса дальности увеличивается с увеличением дальности следования;
– тип пассажирского вагона – общий плацкартный вагон, купированный вагон с 4-местными купе и с 2-местными купе (мягкий или СВ-вагон);
– скорость перевозки – при расчете тарифа учитывается категория поезда – пассажирские поезда, скорые и фирменные поезда.
В отличие от общего пассажирского тарифа в пригородных тарифах стоимость проезда 1 км повышается при увеличении дальности поездки, однако он в два раза ниже общего пассажирского тарифа.
В пригородных пассажирских перевозках используются преимущественно два вида тарифов общие и зонные.
Общие тарифыустанавливаются по принципу построения тарифов в дальнем сообщении – для перевозки пассажиров в плацкартном вагоне с местами для сидения без страхового сбора. Общий тариф взимается по установленным поясам дальности и стоимость проезда определяется за среднее расстояние пояса.
Зонные тарифы используются на пригородных участках, имеющих высокие пассажиропотоки. При этом все расстояние пригородного направления разбивается на участки (зоны), в зависимости от числа наиболее крупных станций и величины пассажиропотока на станциях или между ними. Стоимость проезда устанавливается для всей зоны в целом.
В пригородных пассажирских перевозках применяются также покилометровые тарифы – на отдельных участках железных дорог, при этом стоимость проезда зависит от расстояния поездки и взимается за каждый километр; и абонентные тарифы – обычно устанавливаются на конкретный период (месяц, полугодие, год) и предполагают разовую оплату перевозок за весь период и имеют более низкую стоимость (на 10–30 % ниже разовой оплаты).
Дополнительные услуги, предоставление которых для пассажиров не обязательно, а производится по их желанию, оплачивается по тарифам на отдельные услуги. Эти тарифы устанавливаются каждой железной дорогой самостоятельно в зависимости от себестоимости и востребованности пассажирами. К таким услугам на железных дорогах относятся, например, просмотр видеопрограмм во время проезда в мягких вагонах поездов, заказ из поезда такси, гостиницы, пребывание в комнате матери и ребенка на вокзале, пребывание в комнатах отдыха на вокзале в ночное время, хранение багажа и ручной клади в камерах хранения и подноска ее к поезду или остановкам городского транспорта.
К дополнительным сборам относится также оплата услуг по оформлению и перевозке багажа и грузобагажа, уведомлению о его прибытии и хранении в течение определенного срока. За пользование постельным бельем в поезде взимается соответствующая плата с выдачей квитанции пассажирам.
Следует отметить, что в последнее время спектр дополнительных услуг предоставляемых железной дорогой пассажирам расширяется и совершенствуется.
Для расчета платежей за проезд пассажиров по территории других государств СНГ и Балтии применяется межгосударственный тариф. Структура межгосударственного тарифа соответствует структуре внутреннего тарифа (Прейскурант 10-02-18) и содержит такие же таблицы. Базовый межгосударственный тариф, введенный с 1 марта 1995 г., рассчитан в швейцарских франках.
Важно подчеркнуть, что межгосударственный тариф применяется на весь путь следования как для билета, так и для плацкарты. Особенность расчета межгосударственного тарифа на пассажирские перевозки заключается в следующем:
– стоимость билета рассчитывается по каждому государству отдельно, причем перелом тарифа предусмотрен на пограничных пунктах;
– стоимость плацкарты определяется за общее расстояние следования без переломов по границам.
В расчет стоимости проезда в межгосударственном сообщении вводится налог на добавленную стоимость (НДС) в размере 18 % и коэффициенты индексации, которые устанавливаются различными государствами.