Тариф на перевозки. Методы установления тарифов

В условиях развития рыночной экономики и высокой степенью изменчивости окружающей среды, в которой главной целью стало получение максимальной прибыли при минимуме затрат, не могло не затронуть сферу транспортных услуг и ее тарифную политику.

Специфика современного периода развития обществен­ного производства оказывает сильное влияние на все отрас­ли, в том числе и на транспорт и требует поиска новых решений, методов повышения эффективности его работы.

Правильная тарификация работ и услуг, выполняемых транспортом, — задача достаточно сложная и заслуживает комплексного рассмотрения. Наряду с этим проблему о том, какими должны быть тарифы на перевозку грузов, необхо­димо рассматривать как часть системы тарифов на услуги разных видов транспорта, как самостоятельную сферу цено­образования, которая формируется под воздействием ряда факторов и в первую очередь издержек производства.

Один из существен­ных факторов, влияющих на выбор перевозчика, является сто­имость перевозки. Борьба за клиентов, неизбежная в условиях конкуренции, также может вносить коррективы в транспорт­ные тарифы. Например, железные дороги Российской Федера­ции испытывают сегодня серьезную конкуренцию автомобиль­ного транспорта в области перевозок небольших партий грузов так называемых мелких и малотоннажных отправок. Это оказы­вает сдерживающее влияние нарост соответствующих железно­дорожных тарифов.

Транспорт как систему можно представить в различных видах и формах построения.

В результате формирования современного рынка транс­портных услуг роль транспортных тарифов повышается. В связи с этим актуальна информация, связанная с происходящи­ми изменениями в уровне транспортных тарифов, в коли­чественных и качественных характеристиках тарифных сис­тем.

Целью курсовой работы является изучение особенностей и принципов построения тарифов на транспорте.

В процессе изучения ставятся следующие задачи: понять сущность тарифной системы и способы ее формирования; рассмотреть систему транспортных тарифов на различных видах транспорта.
Глава 1. Транспортные тарифы: понятие и сущность тарифов.

1.1. Транспортные тарифы: понятие и правила их расчета.

Составной частью системы цен за логистические услуги являются грузовые тарифы. Как экономическая категория, транспортные тарифы являются формой цены на продукции транспорта. Они должны обеспечить возможность расширенного воспроизводства на транспорте.

Тарифы включают в себя:

- непосредственно плату, взимаемую за перевозку грузов;

- сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов.

Правила исчисления плат и сборов.

Тарифы должны разрабатываться, а в дальнейшем корректироваться с учетом немногих, но очень важных для развития принципов. В конечном итоге они должны быть построены таким образом, чтобы обеспечить, с одной стороны нормально работающему перевозчику возмещение себестоимости перевозок и возможность получения прибыли, а с другой, потребителю транспортных услуг выгодность связей транспортом общего пользования.

В предыдущих разделах уже отмечалось, что одним из определяющих факторов, влияющих на выбор перевозчик и транспортных средств, является стоимость перевозки.

Тарифы должны содействовать решению важнейших макрологистических задач:

-Рациональному размещению производительных сил регионе, стране.

- Сближению потребителей и поставщиков материальных ресурсов.

- Развитию регионов, экономики, производства и сфер делового обслуживания.

- Рациональному распределению грузопотоков в макрологистической системе.

- Оптимизации грузооборота между различными видам транспорта.

- Полному использованию подвижного состава.

- Снижению уровня нерациональных перевозок до минимума.

- Ликвидации порожних пробегов и т.д.

В связи с этим тарифы различных видов транспорта соответствующими организациями в зависимости от целеполагания на конкретном этапе периодически пересматриваются . Этому способствуют и такие серьезные причины, как:

- динамика развития производственных сил;

- изменения в себестоимости перевозок по причинам как глобального, так и локального характера;

- конкурентная борьба за потребителей транспортной продукции.

При планировании тарифной политики важно обеспечить экономически обоснованные соотношения по трем направлениям:

- перевозки различных грузов;

- перевозки различными видами транспорта

- перевозки однородных грузов, но различными видами транспорта.

Следует отметить еще один аспект. Тарифное соотношение, сложившееся на определенный момент, не остается надолго стабильным. Помимо вышеуказанных причин это вызвано неустойчивостью затрат на производство транспортной продукции в процессе функционирования различных видов транспорта. Искомые затраты зависят от ряда факторов, в том числе от:

- дальности перевозок;

- степени использования живого и овеществленного труда;

- технической оснащенности;

- уровня производительности труда;

- деловой активности и т.д.

В то время существует ряд общих очевидных факторов, которые оказывают влияние на уровень тарифов, в связи, с чем их необходимо учитывать в процессе планирования логистической деятельности. Наиболее важные из них следующие:

- грузоподъемность;

- загрузка транспортного средства;

- род груза;

- вид груза;

- размер отправки;

- скорость перевозки;

- расстояние перевозки и др.

Принципиально расчет средней тарифной ставки можно осуществить по формуле:

Т = С + П,

где Т - размер тарифной ставки;

С - себестоимость перевозки;

П - прибыль, приходящаяся на единицу транспортной продукции.

Квалифицированным регулированием уровня тарифных ставок можно стимулировать спрос не только на основную продукцию транспорта, но и на дополнительные транспортно-экспедиционные услуги.

Некоторые из факторов, воздействующих на ценообразование услуг в сфере транспорта, были уже в той или иной мере рассмотрены. Здесь целесообразным будет обратить внимание на зависимость величины тарифов от расстояния перевозки. Эта зависимость может быть выражена следующим образом:

C=(A+Bl)/l

где С - денежные затраты (руб.) на перевозку груза массой 1 т на расстояние 1 км ;

А - денежные затраты в начальном и конечном пунктах, не зависящие от дальности перевозки (руб./т-км);

В - затраты, непосредственно связанные с перемещением (руб./т-км);

l - расстояние перевозки.

Из представленной формулы видно, что при увеличении расстояния себестоимость перевозки 1 т-км снижается. Данная закономерность используется при планировании тарифов и учитывается на всех видах транспорта. Более того, на практике очень часто в целях рационализации грузопотоков и стимулирования спроса на продукцию транспорта тарифные ставки намеренно отклоняются от расчетных.

Для водного транспорта вышеприведенная общая формула принимает вид:

C=(A+B(L-lm))/100

Где L - общее расстояние перевозки (км);

1 т - минимум расстояния перевозки (км).

Таким образом, дифференциация тарифных ставок осуществляется за перевозку груза массой 1 т на расстояние 1 км . Исходя из этого, провозную плату в общем виде можно рассчитать, умножив тарифную ставку за 1 т-км на расстояние перевозки.

На железнодорожном транспорте применяются также тарифы за перевозку груза в вагоне - 1 вагон, в контейнерах - 1 контейнер.

Расчет тарифных таблиц за каждый километр является процессом трудоемким, а сами таблицы нередко бывают очень громоздкими. Поэтому на транспорте, чтобы упростить расчетные, организационные и коммерческие процессы во многих тарифных системах принят принцип группировки расстояний по поясам.

Тарифный пояс представляет собой интервал дальности перевозок, внутри которого действует тарифная ставка для всех расстояний данного пояса.

На различных видах транспорта расстояние, образующее тарифный пояс, колеблется в довольно широких пределах, например на железнодорожном транспорте он составляет от 10 до 200 км , а наречном - от 10 до 100 км .

1.2. Особенности транспортных тарифов.

Всеми видами транспорта как поощрительная мера для транзитных перевозок широко используется так называемая транзитная льгота. Она выражается в том, что перевозчик за дополнительную плату предоставляет заказчикам (грузоотправителю, грузополучателю) право прерывать перевозку в промежуточном пункте на пути следования, но при этом оплачивать перевозку по сквозному тарифу.

Как правило, транзитные льготы предоставляются по различным массовым грузам (зерно, древесина, металлопродукция и т. д.) для их переработки в пути следования или для промежуточного хранения в заранее обусловленных случаях. Одновременно с указанными льготами заказчикам предоставляется право самостоятельно забирать из промежуточного пункта часть или весь переработанный, готовый к дальнейшей транспортировке груз.

Транзитная льгота может также предоставляться транспортными организациями грузоотправителям в тех случаях, когда в пути следования предусматривается возможность распродажи крупнопартионных грузов более мелкими партиями.

При выполнении международных перевозок взимаются таможенные пошлины и таможенные сборы. Таможенные пошлины представляют собой налоги, накладываемые таможней при пропуске товаров через таможенную границу. Перечень облагаемых таможенными пошлинами товаров и ставки таможенных пошлин сводятся в таможенный тариф.

Различают ввозные и вывозные таможенные пошлины.

Определение таможенных пошлин во многом зависит от механизма, на основе которого предполагается их взимание. На практике используется три подхода, базирующихся на:

- твердых ставках за единицу измерения товара {специфические пошлины);

- процентах от цены товара {адвалорные пошлины);

- комбинированном способом, обусловливающем совмещение специфических и адвалорных пошлин.

Таможенные сборы представляют собой всевозможные сборы, которые взимаются помимо таможенных пошлин. К данной категории, в частности, можно отнести различного рода марочные сборы, лицензионные сборы, бандерольные сборы и др.

Попутно отметим, что таможня является особым государственным органом, который осуществляет контроль над провозом грузов (багажа) через границу. Таможни располагаются в морских и речных портах, на железнодорожных станциях, в аэропортах, а также в автомобильных пунктах пересечения границы, через которые осуществляется провоз экспортно-импортных и транзитных грузов.

Для характеристики изменения уровня тарифов на перевозки определенной совокупности грузов в процессе логистического анализа и при планировании продвижения материальных потоков рассчитывается тарифный индекс. Он определяется как отношение величины доходов транспортного предприятия от перевозок текущего периода к величине, которую могло бы получить это предприятие за те же перевозки при условии сохранения тарифов на уровне базисного периода.

Огромное значение не только в транспортной логистике, но и вообще в процессе ценообразования на товары имеют базисные условия поставки.

Базисными условиями поставки называют специальные условия, которые фиксируются в контрактах купли-продажи и определяют обязанности продавца и покупателя по доставке товара. При этом устанавливается момент переход риска случайной гибели или повреждения товара с продавца на покупателя.

Основная цель базисных условий поставки имеет прямую логистическую направленность - определить, кто несет расходы, связанные с транспортировкой товара.

Как уже отмечалось, данная совокупность логистических расходов очень разнообразна и достаточно велика, составляя иногда 40 - 50% цены товара. Они могут включать:

- Расходы по подготовке товара к отгрузке (проверка качества и/или количества, отбор проб, упаковка, маркировка груза и пр.);

- Оплату погрузки продукции на транспортные средств;

- Оплату непосредственной транспортировки продукции к месту назначения;

- Оплату страхования грузов в пути;

- Расходы по хранению и охране продукции в пути, также по ее перевалке и перевариванию;

- Расходы по доставке продукции от промежуточного (процессе транспортировки) пункта назначения до конечного, т. е. на склад получателя;

- Оплату таможенных пошлин, налогов и сборов и т. д.

Базисные условия вырабатываются и постоянно совершенствуются международной практикой.

Далее остановимся на характеристике некоторых наиболее употребляемых на практике конструкций базисных условий поставки.

Транспортные тарифы, как и любая цена, обладают рядом функ­ций: во-первых, цены выражают затраты труда; во-вторых, ока­зывают материальное стимулирование развития и совершенствования производства; в-третьих, формируют общественные по­требности; в-четвертых, цена обладает распределительной функ­цией, поскольку через цену идет важный и сложный процесс. Распределения вновь созданной стоимости на нужды производства, потребления и накопления.

Транспортные тарифы также способствуют разрешению важней­ших народнохозяйственных задач: рациональному размещению производительных сил в стране; приближению промышленности к источникам сырья, развитию новых районов; рационально распределению грузооборота между различными видами транспорта; полному использованию подвижного состава, ликвидности излишне дальних перевозок, максимальной загрузке пробегов; укреплению хозяйственного расчета на транспорте; развитию экономических связей между районами страны.

Установление тарифов (цен) — одна из самых важных облас­тей принятия решений в любом бизнесе, в том числе и логисти­ческом. Поведение цен на рынке представляет сложный про­цесс, и установив ту или иную цену, фирма может получить как большие прибыли, так и иметь значительные потери. Важно от­метить, что процесс принятия решения о ценообразовании ос­нован не на данных одной какой-то науки, а опирается на зна­ния и достижения множества различных теоретических разрабо­ток, в частности, в области бухгалтерского учета, экономики и маркетинга. С уверенностью можно утверждать, что установле­ние цены не имеет ничего общего (или имеет мало общего) с затратами, понесенными в ходе перевозок и реализации рассмат­риваемого продукта или услуги, но зато оно весьма прочно свя­зано с рыночной конъюнктурой.

В основе построения тарифов (цен) лежат средние затраты, связанные с перевозками продукции, плюс прибыль (надбавки к издержкам). Уровень надбавки определяется целями, которые преследует фирма и которые могут оказывать влияние на уста­новленную в качестве цели норму прибыли на вложенный капи­тал. Специалисты утверждают, что процент надбавки имеет тен­денции к росту в ситуациях, когда фирма считает, что прибыль получить проще (в период экономического бума), и к сниже­нию — в ситуации, когда фирма полагает, что прибыль полу­чить труднее, т.е. в период экономического спада. Тем не менее этот метод установления цены (тарифа) является неплохим сред­ством достижения максимальной прибыли в ситуациях изменчивости и неопределенности

Наши рекомендации