Показатели основных разделов производственной программы
ОГЛАВЛЕНИЕ
Цели и задачи учебной дисциплины | ||
Лекция 1 Лекция 2 | Методологические основы планирования Стратегическое планирование | |
Лекция 3 Лекция 4 Лекция 5 Лекция 6 Лекция 7. Лекция8. Лекция 9. | Тактическое планирование Планирование продаж Планирование производственной программы Планирование потребности в персонале Планирование средств на оплату труда Планирование издержек Планирование финансов | |
Список рекомендуемойлитературы. |
Цели и задачи учебной дисциплины
Основная цель дисциплины - освоение теоретических знаний и практических навыков по разработке различных видов планов предприятия
Задачами дисциплины являются обеспечение студента теоретическими знаниями в области методологии и методики планирования деятельности предприятия; сформировать практические навыки по проведению плановых технико-экономических расчётов.
Лекция 1. Методологические основы планирования
1.1 Сущность планирования.
Планирование – процесс или совокупность действий хозяйствующего субъекта по установлению целей и задач его функционирования.Планированиепредставляет собой умение предвидеть цели организации на перспективу, способы их реализации, ресурсное обеспечение и контроль за достижением поставленных целей.
Объекты планирования на предприятии - социально-экономические процессы, явления и события, происходящие на уровне предприятия, на которые направлена деятельность по разработке прогнозов и планов.
Субъекты планирования– юридические или физические лица, осуществляющие планирование объекта. В условиях рынка, в этой роли могут выступать: органы государственной власти на уровне РФ, субъектов РФ, муниципального и местного самоуправления; корпорации и предприятия; научно-исследовательские и консалтинговые организации, отдельные эксперты, осуществляющие разработку прогнозов.
Особенности планирования в условиях рыночной экономики:
- должно быть ориентировано на потребителя, т.е. по своей сути должно быть маркетинговым, основанным на изучении рыночных потребностей и постоянном поиске привлекательных «рыночных ниш»;
- должно быть направлено на получение устойчивой прибыли (соразмерение рыночных потребностей с возможностями предприятия);
- должно учитывать неопределённость, присущую рынку;
- должно иметь системный характер, учитывая как внешние, так и внутренние условия жизнедеятельности предприятия;
- должно рассматриваться как «открытая система» (предприятие должно приспособить всю свою внутреннюю деятельность к изменениям в окружающей среде в политике, экономике, обществе, технологии, экологии);
- должен быть присущ предпринимательский дух (способность принятия решений и способность рисковать, без чего невозможно выработать стратегию выживания, развития и роста).
Функции планирования: инициирование; прогнозирование; оптимизация; координация и интеграция; безопасность управления; упорядочение; контроль; воспитание и обучение; документирование.
Инициирование – активизация, стимулирование и мотивация намечаемых действий, проектов и сделок.
Прогнозирование – предвидение и обоснование желаемого состояния предприятия в процессе анализа и учета совокупности факторов.
Оптимизация – обеспечение выбора допустимого и наилучшего варианта развития предприятия в конкретной социально-экономической среде.
Координация и интеграция – учет взаимосвязи и взаимозависимости всех структурных подразделений предприятия с ориентацией их на единый общий результат.
Безопасность управления – обеспечение информацией о возможных рисках для своевременного принятия упреждающих мер по уменьшению или предоставления отрицательных последствий.
Упорядочение – создание единого общего порядка для успешной работы и ответственности.
Контроль – возможность оперативного отслеживания выполнения плана, выявления ошибок и возможной его корректировки.
Воспитание и обучение – благоприятное воздействие образцов рационально спланированных действий на поведение работников и возможность обучении их, в том числе, и на ошибках.
Документирование – представление действий в документальной форме, что может быть доказательством успешных или ошибочных действий руководителей предприятия.
Основные функции планирования тесно связаны между собой и ориентируют предпринимателей на всестороннее обоснование плановых показателей и достижение наилучших социально – экономических результатов предприятия.
Задачи планирования в условиях рынка:
-формулировать состав предстоящих плановых проблем, определять системы ожидаемых опасностей или предполагаемых возможностей развития предприятия;
-обосновывать выдвигаемые стратегии, цели и задачи, которые планирует осуществить предприятие в предстоящий период, проектировать желаемое будущее предприятия;
-планировать основные средства достижения поставленных целей и задач;
-определять потребности ресурсов, планировать объемы и структуру необходимых ресурсов и сроков их поступления;
-проектировать внедрение разработанных планов и осуществлять контроль за их выполнением.
Конечным результатом планирования является ожидаемый экономический эффект, определяющий в общем виде степень достижения заданных плановых показателей, социально-экономических и других целей. Сравнение планируемого и фактического эффекта является основанием для оценки достигнутых конечных результатов, но и степени научной разработанности применяемых методов планирования на предприятии.
Принципы планирования - основные теоретические положения, которыми следует руководствоваться в процессе планирования на предприятии.
Принципы планирования: принципнаучности; принцип комплексности; принцип непрерывности; принцип гибкости; принцип участия; принципадекватности; принцип точности; принцип необходимости; принцип единства.
Принцип научностиозначает, что планирование должно осуществляться на научной основе, т.е. на достоверной информации и научно проверенных методах, в планах должны использоваться самые последние достижения в науке и технике.
Принципкомплексности предполагает наличие взаимосвязи и отражение в плане всех направлений финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Принципнепрерывности означает, что процесс планирования это не единовременное действие, это непрерывный, постоянный процесс, планы сменяют друг друга по схеме и логической увязки.
Принцип гибкости тесно связан с непрерывностью планирования и предполагает возможность корректировки установленных показателей и координации планово-экономической деятельности предприятия.
Принцип участия предполагает важность самого процесса планирования, с точки зрения вовлечения в него всех возможных участников процесса функционирования предприятия.
Принцип адекватности означает отражение реальных проблем в процессе планирования.
Принципточности - требует обоснованности, детализации и конкретизации плановых показателей. Обоснованность плана в числовом значении означает его соответствие имеющимся ресурсам, в том числе нормальным способностям и трудозатратам исполнителей.
Принцип необходимости - означает повсеместное и обязательное применение планов при выполнении любого вида трудовой деятельности.
Принцип единства - предполагает комплексный, системный характер процесса планирования.
Метод планирования -способы и приемы разработки и обоснования плановых документов. Методы планирования призваны наиболее полно реализовывать в практической деятельности сущность и принципы планирования.
Методы планирования на предприятии: балансовый; нормативный; технико-экономический; опытно-статистический; факторный.
Балансовый метод – метод взаимного сопоставления ресурсов (материальных, трудовых, финансовых) и потребностей в них. Реализуется через систему балансов.
Нормативный методпланирования заключается в том, что плановые показатели рассчитываются на основе прогрессивных норм использования ресурсов с учетом их изменения в результате внедрения организационно-технических мероприятий в плановом порядке.
Технико-экономический метод планирования позволяет с меньшими затратами времени и средств находить количественное выражение взаимосвязи между сложными социально-экономическими, технологическими и иными процессами, опосредованными в показателях (например, оптимальную зависимость между партией поставки товаров и издержками на их транспортировку и хранение; объемом деятельности и издержками с учетом необходимой прибыли; объемом капиталовложений и прибылью).
Опытно-статистический метод предусматривает для установления плановых показателей использование фактических и статистических данных за предыдущие годы.
Факторный метод планирования позволяет определить плановые значения показателей на основе расчетов влияния важнейших факторов, вызывающих изменение этих показателей.
Лекция 2.Стратегическое планирование
В рыночных условиях стратегическое планирование:
- является инструментом преодоления неопределённости и подвижности рыночной среды, позволяет предприятию выработать направления развития, чтобы избежать рисков или ослабить их негативные последствия;
-позволяет заблаговременно осуществлять мероприятия по использованию результатов научно-технического прогресса, необходимых для повышения конкурентоспособности предприятия.
Особенности стратегического планирования:
-стратегическое планирование должно дополняться текущим;
-стратегические планы разрабатываются на совещаниях высшего руководства фирмы, которые проводятся ежегодно;
- годовая детализация стратегического плана осуществляется одновременно и в тесной связи с разработкой тактического плана;
-основное преимущество стратегического планирования состоит в большей степени обоснованности плановых показателей, большей вероятности реализации планируемых сценариев развития событий;
-имеет недостатки, которые ограничивают сферу его применения: не дает в силу своей сущности детального описания будущего; не имеет четкого алгоритма плана; требует для своего осуществления значительных затрат ресурсов и времени по сравнению с традиционным перспективным технико-экономическим планированием; негативные последствия стратегического планирования, как правило, гораздо серьезнее, чем традиционного перспективного; само по себе стратегическое планирование результата принести не может. Оно должно быть дополнено механизмами реализации стратегического плана.
Характеристики стратегического планирования
Стратегическое планирование характеризуется: степенью неопределённости; временной ориентацией; горизонтом планирования.
Степень неопределённости обусловлена рыночными условиями, для которых характерны нестабильность политики экономики. Может быть высокой, средней и низкой, что обуславливает уровень рисков.
Горизонт планирования - период времени, на который составляются планы. Стратегическое планирование может быть краткосрочным (1-3года), среднесрочным (3-5лет) и долгосрочным (10-15лет).
Временная ориентация процесса планирования учитывает в процессе планирования его отношение к прошлому, настоящему и будущему. По классификации Р.Л. Акоффа, планирование бывает реактивным (учет прошлого опыта), инактивным (приспосабливающим к настоящему), преактивным (направленным в будущее) и интерактивным (ориентированным на взаимодействие всех лучших идей по данным видам планирования в настоящем, прошлом и будущем).
Этапы стратегического планирования:
1-й этап - определение миссии предприятия;
2-й этап - формулирование целей и задач функционирования предприятия;
3-й этап - анализ и оценка внешней среды;
4-й этап - анализ и оценка внутренней среды предприятия;
5-й этап - разработка и анализ стратегических альтернатив;
6-й этап - выбор стратегии.
На первом этапе определяется миссия предприятия, которая включает установление смысла существования предприятия, его предназначения, роли и места в рыночной экономике. Наличие сформулированной миссии как основы плана стратегического развития компании позволяет руководству правильно ориентироваться в ситуации, вселяет клиентам уверенность в надежности ее персонала, обеспечивая тем самым дополнительные конкурентные преимущества.
На втором этапе формулируется цель. Цель - конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена её деятельность. Установление целей переводит стратегическое видение и направление развития компании в конкретные задачи, связанные с производством и результатами деятельности фирмы.
Анализ и оценка внешней и внутренней среды осуществляется на третьем и четвёртом этапах. Анализ внешней среды предполагает исследование двух ее компонентов: макросреды и непосредственного окружения.Анализ макроокружения включает изучение влияния на фирму таких компонентов среды, как состояние экономики, правовое регулирование, политические процессы, природная среда и ресурсы, социальная и культурная составляющие общества, научно-технологический уровень, инфраструктура и т.д. Непосредственное окружение анализирует следующие основные компоненты: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы, финансово-кредитные организации и т.д. Анализ внутренней среды проводится по направлениям: производство, рабочая сила(профессионально-квалификационный состав); менеджмент (структура управления, затраты на управления, его эффективность);финансы (показатели платёжеспособности, доходности).
Пятый этап включает разработку и анализ стратегических альтернатив. Стратегия — это комплекс принимаемых менеджментом решений по размещению ресурсов предприятия. Стратегия организации вырабатывается исходя из целей организации с учетом результатов анализа внешней и внутренней среды.
На шестом этапе выбора стратегий из всех рассмотренных стратегий должна быть выбрана одна, в наибольшей степени удовлетворяющая потребностям предприятия.
Лекция 3. Тактическое планирование
Тактическое планирование занимает промежуточное положение между долгосрочным (стратегическим) и краткосрочным (оперативным).
Тактический план - развёрнутая программа всей производственной, хозяйственной и социальной деятельности коллектива предприятия, направленная на выполнение заданий стратегического плана.
Тактическое планирование по ряду признаков существенно отличается от стратегического планирования:
- управленческие решения, принимаемые при тактическом планировании, базируются на более объективной и полной информации, чем при стратегическом планировании;
- решения более детальны и конкретны, связаны с меньшим риском, так как разрабатываются на меньший временной период;
- текущие плановые решения легче количественно оценивать, ранжировать по критериям и выбирать наиболее оптимальный вариант.
Функции тактического планирования:
- функция прогнозирования;
-функция координации;
-функция контроля.
Функция прогнозирования заставляет руководителей и специалистов всех уровней предприятия направлять свои усилия на конкретизацию целей и задач, реализующих установки стратегического плана, а также определение средств и методов их достижения.
Функция координации устанавливает определённые пропорции между ресурсами и видами деятельности, создавая основу для координации усилий всех работников предприятия.
Функция контроля направлена на осуществление контроля за выполнением плана, непосредственно связана с системой отчётности о выполнении плана, методами оценки и измерения результатов деятельности предприятия.
Задачи тактического планирования:
- сформировать оптимальную продуктовую программу, обеспечивающую достижение требуемого уровня финансового результата предприятия;
- разработать комплекс соответствующих функциональных и проектных мероприятий.
Требования к разработке тактического плана: гибкость планирования; полнота планирования; поддержка со стороны высшего руководства; комплексность планирования; ответственность за разработку и выполнение плана; приоритет текущих решений над планом; точность, ясность, лаконичность формулировки плана; участие исполнителей в разработке плана.
Гибкость планирования – возможность изменений, означает, что план хотя и носит директивный характер, но не должен сковывать инициативу людей, работающих по нему.
Полнота планирования - учёт при принятии плановых решений всех факторов, влияющих на эффективность и реализуемость заданий тактического плана.
Поддержка со стороны высшего руководства заключается при следующих условиях: организационная структура предприятия должна быть чётко очерчена (каждый руководитель и подчинённый должен знать свои права, ответственность и функции); должна быть эффективная система морального и материального стимулирования работников.
Комплексность планирования заключается в интеграции всех планов со стратегическими и оперативными планами.
Ответственность за разработку и выполнение плана подразумевает необходимость добиваться того, чтобы каждый работник отвечал за свою работу по плану.
Приоритет текущих решений над планом проявляется в том, чтоплан не должен довлеть над решениями. Он составляется для того, чтобы направлять действия работника, служить в качестве инструмента достижения целей предприятия.
Точность, ясность, лаконичность формулировки плана означает то, что план должен быть сформулирован так, чтобы не допускать разночтений.
Участие исполнителей в разработке плана означает,что исполнители должны понимать цели и ограничения, сформулированные в плане.
Структура и содержание тактического планирования
Структура тактического планирования зависит от: специфики и отраслевой принадлежности предприятия; методов управления; традиций;
управленческой культуры; состояния экономики; рыночной конъюнктуры и т.д.
В расширенном варианте тактический план содержит следующие разделы: экономическая эффективность производства; нормы и нормативы; производство и реализация продукции; материально-техническое обеспечение производства; персонал и оплата труда; издержки производства, прибыль и рентабельность; инновации (техническое и организационное развитие предприятия); инвестиции и капитальное строительство; охрана природы и рациональное использование природных ресурсов; социальное развитие коллектива; фонды специального назначения; финансовый план.
Экономическая эффективность производства. В данном разделе проводятся обобщающие расчеты эффективности по всем мероприятиям, при этом учитывается разрыв во времени между осуществлением предприятия и получением эффекта, в результате определяются решения, обеспечивающие более эффективное использование ресурсов в планируемом периоде.
Нормы и нормативы. В разделе разрабатываются или уточняются нормы и нормативы с учетом всех запланированных инновационных мероприятий. С помощью норм и нормативов регламентируются связи между структурными подразделениями предприятия, устанавливаются научно обоснованные пропорции в производстве и распределении производимой продукции и получаемого дохода, осуществляется контроль за уровнем затрат на производство и сбыт продукции.
Основными задачами раздела производства и реализации продукции являются: определение оптимального объема продукции (работ, услуг); изысканиевозможностей наиболее полного удовлетворения спроса на продукцию; эффективное использование производственных мощностей, основных фондов идругих материальных и трудовых ресурсов.
Раздел материально-технического обеспечения производства решает задачи, направленные на: установление потребностей предприятия в материальных ресурсах, необходимых для выполнения производственной программы; разработку мероприятий, предусмотренных планом технического развития и организации производства.
План по персоналу и оплате труда включаетточный расчёт потребности предприятия в персонале и дальнейшее его эффективное использование.
План по издержкам производства позволяет установить рациональную структуру затрат; обосновать уровень затрат, выявить и определить возможность использования резервов; определить балансовую прибыль; осуществить расчет рентабельности.
План инноваций отражает научно-техническую, организационную и экономическую политику предприятия в планируемом периоде. План инноваций разрабатывается на базе стратегического плана и служит средством обоснования плана по инвестициям. На основе мероприятий плана инноваций: формируется система норм и нормативов по использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов, с помощью которых достигается реальность всех планов; производятся сводные расчёты экономической эффективности по всем мероприятиям в разрезе основных источников экономии; обосновывается производственная мощность предприятия, необходимая для расчета производственной программы предприятия.
В задачи плана по инвестициям и капитальному строительствувходят следующие:обоснование решений по наращиванию производственных мощностей и основных фондов; разработка организационных, технических и экономических мер, направленных на наиболее эффективное использование капитальных вложений, улучшение их структуры, техническое перевооружение и реконструкцию основных фондов.
В плане по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов обосновывается перечень важнейших природоохранных мероприятий с указанием технико-экономических параметров. План должен быть увязан с разделами планов по инновациям и инвестициям.
План социального развития коллектива охватывает следующие задачи: изменение социально-демографической структуры трудового коллектива; улучшение условий и охраны труда, укрепление здоровья работников; улучшение социально-культурных и жилищно-бытовых условий работающих; совершенствование стиля и методов руководства коллективом.
Раздел плана по фондам специального назначения позволяет установить размеры и направления использования средств специальных фондов предприятия.
Финансовый план является обобщающим разделом сводного плана. Он включает: определение конечных целей деятельности предприятия; расчёт финансовых ресурсов, необходимых для ведения производственно-хозяйственной деятельности; определяет финансовые взаимоотношения предприятия с государственным бюджетом, учреждениями банковской системы, а также вышестоящими организациями.
Лекция 4. Планирование продаж
Планирование продаж — начальная стадия системы планирования предприятия в целом, так как на основании планов продаж строятся планы для всех остальных направлений деятельности.
Цель планирования продаж: состоит в том, чтобы своевременно предложить покупателям такую номенклатуру товаров и услуг, которая бы соответствовала в целом профилю производственной деятельности предприятия и возможно полнее удовлетворяла их потребности.
Основные задачи планирования продаж:
-определение существующих и перспективных потребностей покупателей, анализ способов использования данной продукции, исследование закономерностей покупательского поведения на соответствующих рынках;
-критическая оценка продукции предприятия, осуществляемая с позиции покупателя;
-оценка конкурирующих изделий по различным показателям конкурентоспособности;
-принятие решенийо номенклатуре изделий предприятия, (какие изделия следует исключить из-за недостаточной конкурентоспособности и снизившейся рентабельности, а какие следует добавить в номенклатуру выпускаемой продукции, в том числе за счет развития других направлений производства, выходящих за рамки сложившейся специализации предприятия);
-изучение возможностей производства новых или модернизации выпускаемых изделий;
-прогнозирование возможных объемов продаж продукции, цен, себестоимости и рентабельности;
-проведение рыночных тестов новой продукции для выяснения ее приемлемости потенциальными покупателями;
-разработка рекомендаций производственным подразделениям предприятия относительно потребительских свойств параметрического ряда изделий, их цен, упаковки, предпродажного и послепродажного сервиса в соответствии с результатами тестирования.
Технологическая схема планирования объёма продаж включает разделы: исследование конъюнктуры рынка; планирование ассортимента; оценка конкурентоспособности товара; планирование цены; прогнозирование величины продаж.
Исследование конъюнктуры рынка- исследование спроса и предложения на товар. Включает в себя: анализ продаж за предшествующий период; сегментацию рынка; выбор целевого рынка; определение ёмкости рынка; прогноз развития рынка.
В основе планирования ассортимента лежит концепция жизненного цикла товара. Планирование должно быть построено так, чтобы на каждой стадии жизненного цикла товара предприятие получало бы максимальную прибыль. Номенклатура продукции – укрупнённый перечень выпускаемой предприятием продукции или оказываемых им услуг (состав изготавливаемой продукции по ее видам или наименованиям).Ассортимент – группы товаров по определённому признаку. Целесообразно весь ассортимент продукции разбить на ассортиментные группы:
-основная группа - товары, находящиеся в стадии роста и приносящие основную долю прибыли;
-поддерживающая группа - товары, стабилизирующие доходы от продажи и находящиеся в стадии зрелости;
-стратегическая группа - товары, признанные обеспечить будущие доходы предприятия;
-тактическая группа (товары, призванные стимулировать продажи основных товарных групп и находящихся в стадии роста и зрелости);
- группа товаров, снимаемых с продажи, товары находящиеся в стадии насыщения и спада.
Оценка конкурентоспособности товара (способность продукции, производимой данным предприятием, соответствовать требованиям и ожиданиям потребителей) включает следующие этапы: определение цели оценки (например, разработка мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности товара); формирование основных требований к товару и выбору образца (эталона, аналога) в качестве базы для сравнения; определение перечня параметров, по которым производится сравнение или оценка конкурентоспособности товара; расчёт показателей конкурентоспособности товара.
Показатели оценки конкурентоспособности товара:
-Показатель конкурентоспособности продуктапо единичному параметрическому показателю (отражает процентное отношение величины какого-либо параметра, характеризующего качество продукта, к величине того же параметра продукта-аналога, выпускаемого конкурентом):
К ЕПП.=ЕППисслед. прод. i / ЕППусл. образцаi,
где ЕПП – единичный показатель товара по i-ым параметрам.
-Показатель конкурентоспособности продуктапо групповому (сводному)параметрическому показателю продукта:
К ГПП =ГППисслед. прод. / ГППусл. образца,
где ГПП – групповой параметрический показатель товара;
ГПП= ,
гдеЕПП – единичный показатель товара по i-му параметру;
ai – вес i-го параметра.
Если КГПП<1, анализируемый продукт уступает образцу по конкурентоспособности;
если К ГПП>1, то он превосходит образец.
При одинаковой конкурентоспособности исследуемого продукта и продукта конкурента-лидера К ГПП =1.
- Интегральный показатель конкурентоспособности товара Кинт..
ИПП= ,
где ИПП-интегральный показатель продукта;
ГПП потр.– групповой показатель продукта по потребительским параметрам;
ГПП эконом. - групповой показатель продукта по экономическим параметрам.
Кинт. = ИППиссл. пр. / ИППусл. обр.
Планирование цены включает этапы: выявление ценообразующих факторов; постановка целей планирования цен; выбор метода ценообразования; разработка ценовой стратегии и определения цены.
На первом этапе в качестве факторов, влияющих на установление цены, анализируются рыночная среда, потребители продукции (услуг) предприятия и государство. На втором этапе постановка целей планирования цен осуществляется исходя из: положения предприятия в отрасли; внешних возможностей и угроз; слабых и сильных сторон предприятия.Третий этап включает выбор метода ценообразования (затратного или рыночного).
К затратным методам относятся: 1) определение цены на основе издержек производства; 2) метод ценообразования на основе безубыточности предприятия. Рыночные методы включают:1) определение цены с ориентацией на уровень конкуренции; 2) определение цены с ориентацией на спрос; 3) определение цены в зависимости от различных параметров товара, важнейшее место среди которых занимают показатели качества товара.
На четвёртом этапе определяется комплекс средств и методов, с помощью которых реализуются цели планирования цен. Популярные ценовые стратегии: стратегия проникновения на рынок (стратегия низких цен); стратегия снятия сливок; стратегия дифференцированных цен; стратегия льготных цен; стратегия гибких цен.
Прогнозирование величины продаж последний этап во всём планировании продаж. Количественно измерить спрос чрезвычайно сложно, а порой и невозможно вследствие того, что он порождается огромным количеством субъективных, порой противоречивых и неподдающихся формализации и оценке факторов. Существует ряд методов прогноза продаж. Эффективность применения того или иного метода прогноза продаж зависит от: конкретных условий; специфики хозяйственной деятельности предприятия.
Лекция5. Планирование производственной программы
Производственная программа предприятия – план производства продукции, характеризующий годовой объем, номенклатуру, качество и сроки выпуска товаров.
Исходные данные при разработке производственной программы:
-результаты фактического выполнения производственной программы за предыдущие периоды;
-данные по спросу на продукцию предприятия;
-сведения о рекламациях, замечаниях по качеству продукции предприятия за предыдущий период;
-сведения об объеме реализации продукции за предыдущий период по месяцам (кварталам);
-расчеты производственной мощности предприятия;
-прогрессивные технико-экономические нормы и нормативы;
-решения высших органов управления предприятия о стратегических перспективах его развития.
Продукты промышленного предприятия - созданные на нем изделия, детали и другие объекты, объем каждого вида, которых может быть выражен в натуральных единицах (тоннах, штуках, метрах).
В технологическом цикле имеются определенные стадии, которые отражают производство продукта во времени: от момента запуска продуктов в производство до момента его готовности.
Постадии готовности продукты промышленного предприятия делятся на три категории:
1. Незавершенное производство (начальная ступень готовности продукта) продукция, находящаяся в обработке в пределах подразделения предприятия и не получившая законченного товарного вида.
Если изделие закончено, но не сдано на склад готовой продукции, т.е. не имеет соответствующего документа (акта), то его относят к незавершенному производству. Если изделие забраковано, но может быть исправлено в дальнейшем его также относят к незавершенному производству.
2. Полуфабрикат – продукт, который закончен производством и получил документальное подтверждение готовности и годности в пределах отдельного цеха, но должен подвергаться обработке в других цехах того же предприятия.
3. Готовое изделие – продукт, полностью прошедший обработку в пределах данного предприятия.
Основные этапы планирования производственной программы.
1. Анализ выполнения плана производства.
2.Анализ портфеля заказов.
3.Расчёт производственной мощности предприятия.
4. Планирование объёма выпускаемой продукции в натуральном выражении.
5.Планирование выпуска продукции в стоимостном выражении.
6. Оценка производственной программы.
7.Разработка мер по реализации программы.
Разделы производственной программы:
План производства продукциив натуральном выражении - устанавливает объем выпуска продукции соответствующего качества по номенклатуре и ассортименту в физических единицах измерения (т, м, шт). Он определяется, исходя из полного и лучшего удовлетворения спроса потребителя и достижения максимального использования производственных мощностей.
План производства продукции в стоимостном выражении в показателях валовой, товарной и чистой продукции;
План реализации продукции в натуральном и стоимостном выражении. Он составляется, исходя из заключенных договоров на поставку продукции, а также полуфабрикатов, узлов и деталей по договорам кооперации с другими предприятиями.
План по производству продукции предприятия
1.1.Валовая продукция – это вся продукция, произведенная на предприятии в календарном периоденезависимо от степени ее готовности.
Объем валовой продукциив стоимостном выражении:
ВП =ТП +∆ НЗП +∆ СПО;
где ТП - объём товарной продукции, руб;
∆ НЗП - изменение остатков незавершенного производства, руб.: ∆ НЗП = НЗПк – НЗПн, где НЗПк, НЗПн – величина незав. производства соответственно на конец и начало рассматриваемого периода.
∆ СПО - изменение остатков полуфабрикатов, инструментов, приспособлений, производимых для внутреннего использования на предприятии (которая конструируется и изготавливается в инструментальных цехах предприятия, так как это самостоятельная продукция инструментальных цехов), руб. : ∆ СПО = СПОк-СПОн.
1.2. Товарная продукция-продукция, подготовленная для передачи потребителям.Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не входят те результаты производственной деятельности, которые остаются на самом предприятии и не предназначаются к отпуску за его пределы (к ним относятся изменения остатков полуфабрикатов собственного производства, незавершенного производства, инструментов, штампов, опок и других приспособлений).
Объём товарной продукции в стоимостном выражении для конкретного изделия:
ТПи=Nи *Ци,
гдеТП и- объём товарной продукции конкретного изделия, руб;
Nи- объем производства изделия в натуральном выражении (шт, тонны, метры);
Ц -оптовая цена изделия, руб.
Суммарныйобъём товарной продукции в стоимостном выражении (по всем изделиям)
ТП =Сгп + Спф + Срп + Cпс,
гдеСгп - стоимость всех изделий (суммарный объём всех изделий), выработанной из своего сырья, реализованной или предназначенной