Терминологический словарь (глоссарий)

«Абзорпшен-костинг» (метод полной себестоимости) -метод каль­кулирования себестоимости продукции с полным поглощением всех про­изводственных затрат, или иначе - с распределением всех производствен­ных затрат между проданной продукцией и запасами.

«АВ-костинг» (пооперационное калькулирование) -нетрадици­онная калькуляционная система, в которой группы косвенных расходов идентифицируются с операциями. Носители затрат (драйверы, базы рас­пределения) обеспечивают более точное отнесение косвенных расходов на калькуляционные объекты.

Альтернативные затраты- условные затраты, характеризующие возможность, которой жертвуют или которая потеряна, когда выбор како­го-либо альтернативного варианта действий требует отказа от другого.

Амортизация- процесс постепенного перенесения стоимости средств труда по мере их износа на производимый с их помощью продукт.

Анализ безубыточности- анализ, основанный на зависимости между доходами, расходами и прибылью в течение краткосрочного периода, по­зволяющий, в частности, определить точку безубыточности организации.

Анализ динамики издержек производствавключает горизонтальный, вертикальный и трендовый элементы.

Аппарат управления- совокупность работников, руководящих дея­тельностью предприятия или иной производственной единицы.

База распределения косвенных расходов- показатель, пропорциональ­но которому косвенные расходы распределяются по носителям затрат.

Безвозвратные затраты- затраты, на которые нельзя повлиять управ­ленческими решениями, т.к. они воз­никли в результате ранее принятого решения.

Бизнес-процесс- горизонтальная иерархия зависимых между собой функциональных операций, конечной целью которых является выпуск продукции (работ, услуг), необходимой потребителю. В организации имеются процессы: ресурсные, непосредственно обеспечивающие вы­пуск продукции, управления и др.

Бухгалтер-аналитик- бухгалтер, наделенный управленческими функ­циями.

Бухгалтерский управленческий учет- вид деятельности в рамках од­ной организации, который обеспечивает ее управленческий персонал информацией для планирования, собственно управления и контроля деятельности организации. В основе информационной базы управлен­ческого учета - данные о затратах предприятия.

Бухгалтерский учет- процесс идентификации информации, исчис­ления и оценки показателей и предоставления данных пользователям информации для выработки, обоснования и принятия оптимальных решений. Различают бухгалтерский финансовый и бухгалтерский управ­ленческий учет. Цель первого - обеспечить бухгалтерской информаци­ей внешних пользователей, цель второго - внутренних пользователей.

Бюджет (смета)– 1) количественный план в денежном выражении, под­готовленный и принятый до определенного периода, обычно показыва­ющий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и (или) расходы, которые должны быть понесены в течение этого перио­да, а также капитал, который необходимо привлечь для достижения дан­ной цели. Является основой для оценки выполнения плана центрами от­ветственности; 2) финансовый доку­мент установленного формата, по которому планируются и учитываются результаты хозяйственной деятельности предприятия либо его подразде­ления.

Бюджетная ставка распределения косвенных расходов -заранее рас­считанный норматив, позволяющий предварительно распределить кос­венные расходы по носителям затрат.

Валовая прибыль- показатель, исчисляемый в системе «абзорпшен-костинг», равный разнице между объемом продаж и себестоимостью проданной продукции в части затрат на продукт.

Вертикальный анализ— исследование составных частей каждого по­казателя и их изменений в общем размере отклонений.

Визуальный метод- метод анализа поведения затрат, состоящий в том, что аналитик проводит прямую, которая, на его взгляд, наиболее аде­кватно отражает поведение затрат на графике, где разброс точек отражает степень взаимосвязи (корреляции) между затратами и объемным показа­телем.

Вмененные (воображаемые) затраты- затраты, которые бухгалтеру-аналитику необходимо вообразить для принятия правильного управлен­ческого решения. По существу, представляют упущенную выгоду предприятия.

Внутренний коэффициент окупаемости- ставка процента (дисконта), при которой чистая приведенная стоимость капитальных вложений будет равна нулю. Определяется методом проб и ошибок, его приблизительная величина может быть представлена в статистических таблицах.

Внутренний экономический механизм (внутрихозяйственный) -сово­купность средств и инструментов, целенаправленно воздействующих на создание благоприятных условий для достижения намеченных целей всего предприятия и его подразделений.

Внутренняя отчетность- система взаимосвязанных экономических показателей, характеризующая результаты деятельности подразделений за определенный промежуток времени.

Внутрихозяйственный механизм управления -система управления предприятием, состоящая из внутрипроизводственного планирования, организации производственных процессов, оперативного учета и диспетчирования хода производства, учета и контроля рационального использования производственных ресурсов, взаимоотношений (ком­муникации) между подразделениями, между работниками, которые возникают в процессе производственной деятельности.

Внутрицеховой учет- текущее наблюдение, оформление, учет и контроль движения деталей, узлов и полуфабрикатов между рабо­чими местами внутри производственного подразделения.

Восстанавливаемые запасы- материалы, восстанавливаемые путем полной обработки.

Время транспортировки запасов- время, необходимое для подготовки к перемещению и для перемещения запасов между двумя пунктами.

Входящие затраты- приобретенные и имеющиеся в наличии ре­сурсы, которые должны принести доход в будущем.

Генеральный (общий) бюджет (смета)- финансовый документ, охва­тывающий всю деятельность организации.

Гибкий бюджет- бюджет, составленный для нескольких альтернатив­ных уровней деловой активности организации.

Горизонтальный анализзаключается в выявлении отклонений от прошлого периода или смет за отчетный год.

График валовой прибыли- график, отражающий области прибыли и убытков при приемлемом диапазоне производства.

Графический метод- зависимость совокупного дохода и прибыли от объема производства на основе построения графиков экономической и бухгалтерской моделей безубыточности.

Группа распределяемых затрат- детализированная группа косвен­ных расходов, которую можно идентифицировать с конкрет­ными операциями (продукцией).

Двухкруговая система бухгалтерского учета (вариант автономии)- организация бухгалтерского учета, при котором финансовый и управ­ленческий учет являются самозамкнутыми системами.

Дегрессивные затраты- разновидность переменных затрат, темпы роста которых отстают от темпов роста деловой активности организации.

Деловая активность- производственная активность организации, которая может измеряться как натуральным, так и стоимостным пока­зателем (например, деловая активность вуза - контингентом студентов; банка - количеством обслуживаемых клиентов; больницы - количе­ством койкомест и т.д.).

«Дерево» калькуляционных систем- сочетания калькуляционных систем из разных классификационных групп.

Диапазон релевантности (релевантный объем) -объем производ­ства (продаж), при котором поведение затрат условно постоянно или пе­ременно по отношению к объему производства.

«Директ-костинг» (метод сокращенной себестоимости) -система исчисления себестоимости в части переменных затрат, при которой об­щая сумма постоянных расходов показывается обособленно, что помога­ет в принятии многих решений (например, при выборе продукции для производства, ценообразовании и т. д.).

Дисконтирование- процедура приведения денежных средств к их стоимости в момент сравнения.

Дисконтированные издержки- вмененные издержки по капиталь­ным вложениям, приведенные через коэффициент дисконтирования к текущему моменту.

Дисконтированная стоимость- расчетная величина денежных средств будущих поступлений, выраженная через текущую стоимость и коэф­фициент дисконтирования.

Добавленные затраты- издержки, производимые кем-либо в допол­нение к ранее понесенным затратам.

Договорная цена- цена в каждом отдельном акте купли-продажи.

Доходы инкрементальныесм. Затраты и доходы дополнительные.

Доходы приростныесм. Затраты и доходы дополнительные.

Драйвер (носитель, база распределения) затрат -связующее звено группы косвенных накладных затрат с операцией. Например, затраты, связанные с работой бухгалтера-расчетчика, можно связать с операциями по начислению заработной платы через количество времени, затрачивае­мого им на составление расчетных листков.

Единая общезаводская ставка- ставка распределения накладных расходов между производственными подразделениями, имеющими одинаковые затраты времени на все работы, выполненные в этих под­разделениях и относящиеся к одному заказу.

Заказ- планово-учетная единица, объединяющая весь комплекс ра­бот по выполнению заказа.

Заказываемая партия материала- количество запасов, которое за­казывается и доставляется одной партией.

Запасоемкие затраты- затраты, осуществление которых ведет к увеличению стоимостной оценки запасов (см. Оценка запасов): затра­ты материальных ресурсов на оплату труда основных производствен­ных рабочих с начислениями на нее, амортизация основных средств цехового значения и т.п.

Затраты- средства, израсходованные на приобретение ресурсов, имеющихся в наличии, и регистрируемые в балансе как активы пред­приятия, способные принести доход в будущем.

Затратная цена- цена, основанная на себестоимости продукции. Используется для установления порога рентабельности.

Затраты, включенные в себестоимость готовой продукции -расходы, связанные с производством готовой продукции и незавершенным про­изводством до момента реализации.

Затраты - эффективность- критерий оптимальности решений, приме­няемый в экономических расчетах и оценке альтернативных способов ис­пользования ресурсов для достижения определенных целей.

Затраты на запасы- затраты, издержки и убытки, связанные с приобретением, хранением и истощением запасов.

Затраты на запуск партии товара- общая сумма затрат на заказ, ко­торая в основном зависит от количества заказов, а не от количества изготовленных единиц продукции.

Затраты на период (затраты отчетного периода, периодические затраты)- затраты, относимые на уменьшение прибыли в том отчетном периоде, в котором они возникли (в России - на себестоимость проданной продукции), не участвующие в расчете себестоимости НЗП и готовой продукции (например, издержки обращения за исключением транспорт­ных расходов).

Затраты на продукт- затраты, включаемые в себестоимость произ­водимой продукции. Они не полностью относятся на себестоимость про­данной продукции, оседают в остатках НЗП и готовой продукции.

Затраты на производство- совокупность расходов предприятия на производство продукции (работ и услуг) и ее реализацию, выраженных в денежной форме.

Затраты на содержание запасов- затраты, связанные с приобрете­нием и хранением запасов.

Затраты отчетного периодасостоят из затрат, исключающих расходы на изменение запасов готовой продукции и незавершенного производства. См. Затраты на период.

Затраты прошлых периодов- затраты, возникшие в результате ра­нее принятого решения. Они нерелевантны для принятия решений.

Идеальные нормы затрат- минимальные затраты для деятельности в идеальных условиях производства.

Идеальные стандартыпредполагают благоприятные цены на мате­риалы, тарифы, услуги, ставки на оплату труда и сметные ставки на­кладных расходов.

Иерархическая структура производства -организационная структу­ра, характеризующаяся многоуровневым управлением и незначитель­ным объемом управления на каждом уровне.

Избыточные запасыобразуются на складе сверх нормального коли­чества в результате изменения темпа использования материалов, а так ­же если их использование не предвидится для удовлетворения нужд производства из-за ошибки при заказе или из-за приобретения мате­риалов специального назначения.

Издержки- денежное измерение суммы ресурсов, используемых с какой-либо целью. Издержки, понесенные организацией в момент при­обретения каких-либо материальных ценностей или услуг, составляют затраты организации.

Инвестиции- долгосрочные вложения капитала в различные сферы экономики в целях его сохранения и увеличения.

Инвестиционная деятельность- вид деятельности предприятия, на­правленный на сохранение и развитие экономического потенциала. Регулируется законами РФ.

Инвестиционная программа- совокупность инвестиционных проек­тов, имеющих целевую направленность.

Инвестиционный проект- планируемый и реально реализованный комплекс мероприятий по вложению капитала в различные отрасли и сферы экономики в целях его увеличения. Связан со всеми видами деятельности предприятия.

Инвестиционный процесс– совокупность широкого круга технико-организационных процедур, связанных по времени, направленных на реализацию инвестиционных проек­тов или программ.

Индекс прибыльности- относительный показатель, характеризую­щий привлекательность проекта отношением текущей стоимости де­нежных поступлений к объему инвестиций.

Индивидуальное производство- производство с длительным циклом, выпускающее неповторяющиеся или повторяющиеся не периодически изделия различных модификаций.

Инкрементные затраты и доходы- дополнительные затраты и доходы, возникающие в случаях изготовления дополнительной партии продукции.

Инновационный менеджмент- управление стратегией предприятия, которая направлена на разработку и внедрение новой продукции, даль­нейшее развитие производства традиционной продукции, снятие с про­изводства устаревших продуктов.

Информационная отчетность- информирует руководство предприятия о событиях, происходящих в подразделениях, составляется по запросу.

Информация- факты, данные, наблюдения, расширяющие зна­ния о предмете.

Иррелевантные затратысм. Нерелевантные затраты.

Истекшие затраты- израсходованные ресурсы, которые принесли доход в настоящем и потеряли способность приносить доход в будущем.

Калькуляция- исчисление себестоимости единицы продукции (работы, услуги), а также один из элементов метода бухгалтерского уче­та.

Калькуляционная единица- единица измерения калькуляционно­го объекта.

Калькулирование себестоимости- процесс исчисления себестои­мости с использованием определенных правил. Калькулирование - это составление калькуляции. Различают пла­новую, фактическую и сметную калькуляции.

Капиталовложения в максимальные запасы -сумма стоимости стра­ховых запасов и заказываемых партий материала в рублях.

Карта стандартной себестоимости- регистр, обобщающий норма­тивную информацию по изделию, заказу по производственным подраз­делениям, принимающим участие в изготовлении этого изделия, заказа.

Кассовая консолидированная смета- расчет кассовой наличности на любой момент, соответствующий уровню производственных опера­ций в системе бюджетирования.

Классификация затрат на производстве- группировка затрат по направ­лениям учета, принципам обобщения и целям управления себестоимостью.

Классификация затрат на рабочую силу- группировка расходов по целям учета, видам, элементам, по составу работников, их категориям, по направлениям затрат и видам продукции, по структурным подразде­лениям, функциям управления.

Классификационный признак- признак, отражающий общие свой­ства группы экономической информации, на основе которого произво­дится классификация.

Контроль- проверка осуществления конкретных и детальных пла­нов со стороны руководителя, менеджера.

Контролируемые затраты- затраты, поддающиеся контролю со стороны менеджеров данного центра ответственности.

Контрольно-учетная точка- место нахождения незаконченной про­дукции, в котором производят контроль и учет полуфабрикатов собст­венной выработки.

Контрольный отчет- основная форма внутренней отчетности, обеспечивающая действенность системы контроля. Нередко носит название отчета об исполнении сметы.

Концепция СБЕ («Стратегическая бизнес-единица»)- концепция, позволяющая оптимизировать организационную структуру предприятия. Предполагает разработку независимой страте­гии для каждой единицы бизнеса, называемой СБЕ.

Косвенные расходы (затраты)– это расходы, которые невозможно или эконо­мически невыгодно прямо относить на носитель затрат. Распределяют­ся между отдельными носителями согласно выбранной предприятием методике, описываемой в учетной политике. Косвенные затраты распределяются на себестоимость про­дукции пропорционально какой-либо базе (традиционное калькулирова­ние) или с помощью драйверов (пооперационное калькулирование).

Коэффициент оборачиваемости- величина, получаемая делением сред­ней суммы капиталовложений в запасы для группы материалов на ежегод­ную общую сумму затрат на содержание запасов для этой группы ТМЦ.

Коэффициент своевременности поставок- количество поступающих заказов из каждых 100, которые доставляются в срок или до того, как заказанный материал становится необходим.

Критическая(«мертвая») точка- объем продаж, при котором пред­приятие имеет затраты, равные выручке от реализации всей продукции.

Лимит- предельная величина расхода, которая может быть уста­новлена потребителю ресурсов на определенный период.

Лимитирование- способ установления предельной величины рас­хода производственных ресурсов, рассчитанной исходя из норм расхода и установленной производственной программы.

Линейные производственные отношенияпредполагают выдачу указа­ний начальником подчиненным лицам.

ЛИФО- метод оценки запасов, основанный на допущении, при ко­тором ресурсы, первыми поступающие в производство (продажу), долж­ны быть оценены по себестоимости последних в очередности по времени закупок.

Максимальная величина запаса- сумма страховых запасов и зака­зываемых партий ТМЦ.

Максимальный цикл запасов- время, в течение которого потреб­ность обеспечивается максимальной величиной запасов.

Маржинальные затраты- дополнительные затраты в расчете на единицу продукции в калькуляционной системе «директ-костинг».

Маржинальный доход- показатель, характерный для калькуляци­онной системы «директ-костинг», исчисляемый как разница между объе­мом продаж и суммой переменных расходов (ценой и удельными пере­менными расходами).

Маржинальный подход- подготовка информации для принятия управленческих решений на базе переменных расходов. Характерные по­казатели - маржинальный доход и уровень маржинального дохода.

Маркетинг- деятельность по осуществлению обменов, направленных на удовлетворение нужд и потребностей людей и производства.

Маркетинговая информация- информация, обеспечивающая вы­полнение всех функций маркетинга. Она состоит из внутренней отчет­ности, сбора и обработки текущей внешней информации маркетинго­вых исследований, анализа, выработки стратегии, планирования, кон­троля и регулирования.

Массовое производство- производство с ограниченной номенк­латурой и большим количеством непрерывно изготовляемой в тече­ние значительного времени продукции различных наименований.

Масштабная база- определенный период в деловой активности организации, в котором затраты ведут себя определенным образом, име­ют четко выраженную тенденцию.

Межцеховой учет- текущее наблюдение, оформление и учет дви­жения деталей, узлов и полуфабрикатов между подразделениями предприятия, между цехами и складами;

Место возникновения затрат (МВЗ)- структурное подразделение органи­зации (рабочее место, участок, цех), по которому организуется плани­рование, нормирование и учет издержек производства для контроля и управления ими.

Метод абсолютного прироста (мини-максный, метод наивысшей и низшей точки)- метод анализа поведения затрат, использующий крайние значения (наименьшее и наибольшее) независимой и зависимой переменных в области релевантности.

Метод анализа счетов- метод анализа поведения затрат; проводится специалистом на основе интуиции и опыта, наблюдения динамики затрат прошлых периодов.

Метод высшей и низшей точекпозволяет разделить затраты на по­стоянную и переменную части, описав их формулой у = а + bх, где у - совокупные затраты; а - постоянная часть;b - удельные переменные затраты; х - деловая активность предприятия.

Метод маржинального дохода- разновидность метода уравнения, основанного на разнице выручки от реализации продукции и величины переменных затрат.

Метод оценки затрат- метод, по которому состав затрат определя­ется из принципа «различная себестоимость для различных целей»: полная себестоимость в размере нормальных затрат, нормативных за­трат, частичных затрат.

Метод полной себестоимостисм. «Абзорпшен-костшг».

Метод расчета чистой прибыли- метод, основанный на соотношении нормы фондоотдачи и общей суммы затрат на производство.

Метод регрессионного анализа- метод анализа поведения затрат, использующий статистическую процедуру для нахождения среднего зна­чения соотношения зависимой и независимой переменных.

Метод сегментного анализа- метод, основанный на данных много­ступенчатого сегментного учета затрат и вложений в общую сумму при­были от каждой зоны.

Метод технологического нормирования (инженерный метод) -

метод анализа поведения затрат; предусматривает нормирование затрат с одновременной детальной оценкой их поведения.

Метод уравнений- метод определения критической точки с помо­щью исчисления чистой прибыли по формуле.

Метод условных единицпозволяет пересчитать не полностью закон­ченные обработкой изделия в условно готовые изделия.

Метод учета затрат на производство и калькулирования себестоимос­ти продукции- совокупность приемов документирования и отражения производственных затрат, обеспечивающих определение фактической себестоимости единицы продукции. По объектам учета затрат выделя­ют попроцессный, попередельный и позаказный методы, по полноте учитываемых издержек - калькулирование полной и неполной себе­стоимости, по оперативности - методы учета фактической себестои­мости и нормативных затрат. Метод учета затрат на производство и каль­кулирования выбирается предприятием самостоятельно.

Метод учета фактических затрат- последовательное накопление Данных о фактически произведенных издержках без отражения в учете Данных об их величине по действующим нормам. Позволяет рассчитать фактическую («историческую») себестоимость продукции (работ, услуг).

Механизм хозяйствования- сложная организационно-экономическая система, включающая экономические рычаги и стимулы, организацион­ные структуры хозяйственных служб, различные методы и формы участия коллективов предприятий в управлении производством и распределении.

Механическая структура- традиционно-бюрократическая форма организации.

Многоступенчатый учет затрат на производство- вариант, при кото­ром накапливают наценку (маржу) для покрытия затрат каждой ступени.

Наиболее экономичный размер партии- величина заказанной партии товара, которая позволяет сократить до минимума ежегодную общую сумму затрат на запасы при определенных условиях, ценах и налогах.

Накладные расходы- комплексные расходы, связанные с обслужи­ванием и управлением производством, с управлением предприятием.

Направление учета затрат на производство- область деятельно­сти, где необходим обособленный целенаправленный учет затрат на производство.

Незавершенное производство- затраты производственных ресурсов, которые в силу технологических особенностей не превратились на оп­ределенный момент в готовые продукты.

Незапасоемкие затраты- коммерческие и административные за­траты, не влияющие на оценку запасов и не участвующие в калькули­ровании производственной себестоимости.

Неконтролируемые (нерегулируемые) затраты- затраты, не зави­сящие от деятельности менеджеров данного центра ответственности или от деятельности субъектов управления

Нелинейные (штабные) производственные отношениявозникают в тех случаях, когда одно подразделение организации предоставляет услуги другим подразделениям.

Необходимый страховой цикл- разница во времени возникновения спроса и его удовлетворения. Позволяет поставить материал в нужном количестве и к нужному сроку.

Нерегулируемые (неконтролируемые) затраты- затраты, на которые руководитель центра ответственности влиять не способен. См. так же Неконтролируемые затраты .

Нерелевантные (иррелевантные) затраты- затраты, не сущест­венные для принятия конкретного решения (искажающие или загромож­дающие информацию).

Нестандартные запасы- сумма всех видов запасов, за исключением страхового и оборотного, а также запасов материалов, находящихся в процессе обработки и транспортировки.

Неэффективные затраты- расходы непроизводственного характера, в результате которых не будет произведен продукт.

Норма- заранее установленное числовое выражение результатов хозяйственной деятельности в условиях прогрессивной технологии и организации производства.

Нормальное (смешанное) калькулирование- калькуляционная система, в которой основные материалы и заработная плата производст­венных рабочих учитываются исходя из фактических затрат, расходы по обслуживанию производства и управления - по плановому коэффициен­ту распределения.

Нормальные стандартырассчитаны по средним в течение экономи­ческого цикла ценам.

Нормативная система управления затратами- совокупность проце­дур по планированию, нормированию отпуска материалов в произ­водство, составлению внутренней отчетности, калькулированию себе­стоимости продукции, экономическому анализу и контролю на основе норм затрат.

Нормативная ставка- расчетная величина готовой суммы наклад­ных расходов (смета затрат) и суммы отнесенных к себестоимости ос­татков незавершенного производства, готовой продукции на складе и реализованной продукции.

Нормативное хозяйство предприятий- система текущих норм, нор­мативов и смет расхода сырья, материалов, покупных изделий, топлива, энергии всех видов, затрат труда, расходов на обслуживание производ­ства и управление.

Нормативные затраты- научно обоснованный уровень затрат, обуслов­ленный рядом ограничений и ориентирующий предприятие на будущее.

Нормативный метод учета затратпредполагает предварительное опре­деление затрат по операциям, процессам, объектам с выявлением в ходе производства отклонений фактических издержек от нормативных. По­зволяет рассчитать нормативную себестоимость и отклонения от нее.

Нормативно-справочная информацияхарактеризует ресурсы пред­приятия, различного рода предметы, которые в процессе производ­ства длительное время не меняют своих характеристик, а сведения о них многократно используются в плановых и учетных расчетах.

Нормирование- процесс научно обоснованного расчета оптималь­ных норм и нормативов, направленный на обеспечение эффективного использования производственных ресурсов.

Носитель затрат (объект калькулирования)- вид продукции (работ, услуг) предприятия, предназначенный на продажу.

Область релевантности- см. Диапазон релевантности.

Обобщенная смета- проект отчета о прибылях и убытках.

Обобщенная финансовая смета (бюджет) -единый сводный доку­мент, в котором в концентрированной форме представлены доходы и расходы, расчет движения денежной наличности, баланс.

Оборотные запасы- запасы, которые доставляются на склад для удовлетворения предполагаемых требований. Представляют собой раз­ницу между общим количеством имеющихся в наличии запасов и стра­ховыми запасами.

Обработка данных- процесс анализа первичной информации и синтеза из нее информационных совокупностей, отвечающих заранее поставленным целям.

Общие затраты- затраты связанные с производством группы изде­лий (работ, услуг).

Общие нормативные трудозатратыопределяют исходя из количества единиц продукции, выпущенных за отчетный период, и нормативных трудовых затрат на единицу готовой продукции.

Объект калькулирования- вид продукции, полуфабрикатов, различных продуктов разной степени готовности, работ и услуг опреде­ленной потребительной стоимости.

Объект учета затрат на производство- вид деятельности, продукт, производственное подразделение, место возникновения затрат, задача, поставленная менеджером, на которые относят расходы предприятия.

Однокруговая (интегрированная) система- организация бухгалтер­ского учета, в которой применяется единая система счетов и бухгалтер­ских проводок для финансового и управленческого учета.

Операция- событие, задание или единица работы, имеющая опреде­ленную цель. «АВ-костинг» использует себестоимость этих операций как промежуточную ступень для отнесения затрат на продукцию (работы, ус­луги) и как информацию, имеющую самостоятельное значение.

Оперативно-производственное планирование- плановые работы по уточнению, детализации, конкретизации показателей по структурным подразделениям, рабочим местам на короткие промежутки времени.

Операционный бюджет- часть генерального бюджета, включающая план прибылей и убытков, который детализируется через вспомогатель­ные (частные) бюджеты (сметы), отражающие статьи расходов и дохо­дов организации.

Оперативный учет производства- учет движения деталей, узлов и полуфабрикатов в натуральном выражении по стадиям технологиче­ского процесса.

Оптимизация- процесс нахождения оптимума, соответствующего заданному критерию.

Организационная деятельность- функция управления, направлен­ная на установление постоянных связей и временных взаимоотноше­ний между всеми подразделениями предприятия; на определение по­рядка и условий функционирования предприятия. Реализуется через административное и оперативное управление.

Организационная стратегия- инструмент контроля, с помощью которого менеджеры оказывают влияние на работников подразделе­ний для действительного выполнения поставленных перед ними це­лей и задач.

Организационная структура предприятия- разделение предприятия на отдельные структурные подразделения и службы (центры ответствен­ности) с целью распределения между ними управленческих функций таким образом, чтобы обеспечить эффективное достижение целей, сто­ящих перед организацией в целом. Различают централизованную и де­централизованную организационные структуры.

Основные затраты- затраты, непосредственно связанные с техно­логическим процессом.

Основные нормы затрат- постоянные, остающиеся неизменными в течение длительного периода времени.

Ответственность- обязательство выполнять задания и обеспечи­вать их удовлетворительное завершение.

Отклонение- арифметическая разность между фактическими и предварительно установленными нормативными или сметными данны­ми. Существенное отклонение - арифметическая разность составляет более 5% предварительно установленных нормативных данных.

Отклонение срока поставки- разница в рабочих днях между дейст­вительной и запланированной датами поставки.

Отчетность об экономических результатах -отчетность, предназна­ченная для оценки деятельности хозяйственных подразделений и слу­жащая основой для принятия краткосрочных управленческих решений.

Официальная цена- цена, установленная для продавцов и покупателей.

Оценка запасов- расчет себестоимости незавершенного производ­ства, готовой продукции на складе и запасов материалов.

Оценка деятельности- формальная процедура оценки работы под­разделения (сотрудника) путем сбора информации о выполнении по­ставленных задач.

Передел - часть технологического процесса (совокупность техно­логических операций), заканчивающаяся получением готового полу­фабриката, который может быть отправлен в следующий передел или реализован на сторону.

Переменные затраты- затраты, изменяющиеся пропорцио­нально изменению объема производства в области релевантности.

Период окупаемости- время, по истечении которого чистый доход организации полностью покроет первоначально вложенный капитал.

Периодические затраты (затраты отчетного периода) -затраты, не­посредственно не связанные с производством продукции (работ, услуг). Состоят из коммерческих и административных расходов. См. так же Затраты на период.

Планирование- выбор вариантов действий, которые могут быть осуществлены в будущем.

Планово-учетная единица - единые показатели измерения объемов производства, принятые в планировании и учете производства.

Подетальная норма затрат- величина, полученная в результате обобщения пооперационных норм, относящихся к отдельным наимено­ваниям деталей.

Подход с точки зрения эффективности -тест на критерий опти­мальности решений, применяемый в экономических расчетах и при оцен­ке альтернативных способов использования ресурсов для достижения оп­ределенных целей.

Позаказный метод учета затрат и калькулирования -метод, использу­емый при изготовлении уникального или выполняемого по специаль­ному заказу изделия. Применяется на предприятиях с индивидуальным и мелкосерийным характером производства: в сфере бытового обслужи­вания, в полиграфической промышленности, строительстве и т.п. Объек­том учета затрат и объектом калькулирования является заказ-заявка кли­ента на определенное количество специально изготовленных для него изделий.

Поиздельная норма затрат- величина, регламентирующая расход материала, трудовых затрат на производство изделия в целом.

Пооперационные нормы затрат- расчет расхода материалов, трудо­вых затрат на отдельную операцию.

Пооперационное калькулированиесм. «АВ-костинг».

Попередельное калькулирование- метод учета затрат и калькули­рования, применяемый в отраслях промышленности с серийным и поточным производством, когда одинаковые изделия проходят в определенной последовательности через все стадии производства, называемые переделами.

Попроцессный метод калькулированияприменяется в добывающих отраслях промышленности и энергетике, характеризующихся массо­вым характером производства, непродолжительным производственным циклом, полным отсутствием либо незначительными размерами неза­вершенного производства, ограниченной номенклатурой выпускаемой продукции, единой единицей измерения и калькулирования. Часто рас­сматривается как упрощенная разновидность попередел

Наши рекомендации