Терминологический словарь (глоссарий)
«Абзорпшен-костинг» (метод полной себестоимости) -метод калькулирования себестоимости продукции с полным поглощением всех производственных затрат, или иначе - с распределением всех производственных затрат между проданной продукцией и запасами.
«АВ-костинг» (пооперационное калькулирование) -нетрадиционная калькуляционная система, в которой группы косвенных расходов идентифицируются с операциями. Носители затрат (драйверы, базы распределения) обеспечивают более точное отнесение косвенных расходов на калькуляционные объекты.
Альтернативные затраты- условные затраты, характеризующие возможность, которой жертвуют или которая потеряна, когда выбор какого-либо альтернативного варианта действий требует отказа от другого.
Амортизация- процесс постепенного перенесения стоимости средств труда по мере их износа на производимый с их помощью продукт.
Анализ безубыточности- анализ, основанный на зависимости между доходами, расходами и прибылью в течение краткосрочного периода, позволяющий, в частности, определить точку безубыточности организации.
Анализ динамики издержек производствавключает горизонтальный, вертикальный и трендовый элементы.
Аппарат управления- совокупность работников, руководящих деятельностью предприятия или иной производственной единицы.
База распределения косвенных расходов- показатель, пропорционально которому косвенные расходы распределяются по носителям затрат.
Безвозвратные затраты- затраты, на которые нельзя повлиять управленческими решениями, т.к. они возникли в результате ранее принятого решения.
Бизнес-процесс- горизонтальная иерархия зависимых между собой функциональных операций, конечной целью которых является выпуск продукции (работ, услуг), необходимой потребителю. В организации имеются процессы: ресурсные, непосредственно обеспечивающие выпуск продукции, управления и др.
Бухгалтер-аналитик- бухгалтер, наделенный управленческими функциями.
Бухгалтерский управленческий учет- вид деятельности в рамках одной организации, который обеспечивает ее управленческий персонал информацией для планирования, собственно управления и контроля деятельности организации. В основе информационной базы управленческого учета - данные о затратах предприятия.
Бухгалтерский учет- процесс идентификации информации, исчисления и оценки показателей и предоставления данных пользователям информации для выработки, обоснования и принятия оптимальных решений. Различают бухгалтерский финансовый и бухгалтерский управленческий учет. Цель первого - обеспечить бухгалтерской информацией внешних пользователей, цель второго - внутренних пользователей.
Бюджет (смета)– 1) количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и (или) расходы, которые должны быть понесены в течение этого периода, а также капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели. Является основой для оценки выполнения плана центрами ответственности; 2) финансовый документ установленного формата, по которому планируются и учитываются результаты хозяйственной деятельности предприятия либо его подразделения.
Бюджетная ставка распределения косвенных расходов -заранее рассчитанный норматив, позволяющий предварительно распределить косвенные расходы по носителям затрат.
Валовая прибыль- показатель, исчисляемый в системе «абзорпшен-костинг», равный разнице между объемом продаж и себестоимостью проданной продукции в части затрат на продукт.
Вертикальный анализ— исследование составных частей каждого показателя и их изменений в общем размере отклонений.
Визуальный метод- метод анализа поведения затрат, состоящий в том, что аналитик проводит прямую, которая, на его взгляд, наиболее адекватно отражает поведение затрат на графике, где разброс точек отражает степень взаимосвязи (корреляции) между затратами и объемным показателем.
Вмененные (воображаемые) затраты- затраты, которые бухгалтеру-аналитику необходимо вообразить для принятия правильного управленческого решения. По существу, представляют упущенную выгоду предприятия.
Внутренний коэффициент окупаемости- ставка процента (дисконта), при которой чистая приведенная стоимость капитальных вложений будет равна нулю. Определяется методом проб и ошибок, его приблизительная величина может быть представлена в статистических таблицах.
Внутренний экономический механизм (внутрихозяйственный) -совокупность средств и инструментов, целенаправленно воздействующих на создание благоприятных условий для достижения намеченных целей всего предприятия и его подразделений.
Внутренняя отчетность- система взаимосвязанных экономических показателей, характеризующая результаты деятельности подразделений за определенный промежуток времени.
Внутрихозяйственный механизм управления -система управления предприятием, состоящая из внутрипроизводственного планирования, организации производственных процессов, оперативного учета и диспетчирования хода производства, учета и контроля рационального использования производственных ресурсов, взаимоотношений (коммуникации) между подразделениями, между работниками, которые возникают в процессе производственной деятельности.
Внутрицеховой учет- текущее наблюдение, оформление, учет и контроль движения деталей, узлов и полуфабрикатов между рабочими местами внутри производственного подразделения.
Восстанавливаемые запасы- материалы, восстанавливаемые путем полной обработки.
Время транспортировки запасов- время, необходимое для подготовки к перемещению и для перемещения запасов между двумя пунктами.
Входящие затраты- приобретенные и имеющиеся в наличии ресурсы, которые должны принести доход в будущем.
Генеральный (общий) бюджет (смета)- финансовый документ, охватывающий всю деятельность организации.
Гибкий бюджет- бюджет, составленный для нескольких альтернативных уровней деловой активности организации.
Горизонтальный анализзаключается в выявлении отклонений от прошлого периода или смет за отчетный год.
График валовой прибыли- график, отражающий области прибыли и убытков при приемлемом диапазоне производства.
Графический метод- зависимость совокупного дохода и прибыли от объема производства на основе построения графиков экономической и бухгалтерской моделей безубыточности.
Группа распределяемых затрат- детализированная группа косвенных расходов, которую можно идентифицировать с конкретными операциями (продукцией).
Двухкруговая система бухгалтерского учета (вариант автономии)- организация бухгалтерского учета, при котором финансовый и управленческий учет являются самозамкнутыми системами.
Дегрессивные затраты- разновидность переменных затрат, темпы роста которых отстают от темпов роста деловой активности организации.
Деловая активность- производственная активность организации, которая может измеряться как натуральным, так и стоимостным показателем (например, деловая активность вуза - контингентом студентов; банка - количеством обслуживаемых клиентов; больницы - количеством койкомест и т.д.).
«Дерево» калькуляционных систем- сочетания калькуляционных систем из разных классификационных групп.
Диапазон релевантности (релевантный объем) -объем производства (продаж), при котором поведение затрат условно постоянно или переменно по отношению к объему производства.
«Директ-костинг» (метод сокращенной себестоимости) -система исчисления себестоимости в части переменных затрат, при которой общая сумма постоянных расходов показывается обособленно, что помогает в принятии многих решений (например, при выборе продукции для производства, ценообразовании и т. д.).
Дисконтирование- процедура приведения денежных средств к их стоимости в момент сравнения.
Дисконтированные издержки- вмененные издержки по капитальным вложениям, приведенные через коэффициент дисконтирования к текущему моменту.
Дисконтированная стоимость- расчетная величина денежных средств будущих поступлений, выраженная через текущую стоимость и коэффициент дисконтирования.
Добавленные затраты- издержки, производимые кем-либо в дополнение к ранее понесенным затратам.
Договорная цена- цена в каждом отдельном акте купли-продажи.
Доходы инкрементальныесм. Затраты и доходы дополнительные.
Доходы приростныесм. Затраты и доходы дополнительные.
Драйвер (носитель, база распределения) затрат -связующее звено группы косвенных накладных затрат с операцией. Например, затраты, связанные с работой бухгалтера-расчетчика, можно связать с операциями по начислению заработной платы через количество времени, затрачиваемого им на составление расчетных листков.
Единая общезаводская ставка- ставка распределения накладных расходов между производственными подразделениями, имеющими одинаковые затраты времени на все работы, выполненные в этих подразделениях и относящиеся к одному заказу.
Заказ- планово-учетная единица, объединяющая весь комплекс работ по выполнению заказа.
Заказываемая партия материала- количество запасов, которое заказывается и доставляется одной партией.
Запасоемкие затраты- затраты, осуществление которых ведет к увеличению стоимостной оценки запасов (см. Оценка запасов): затраты материальных ресурсов на оплату труда основных производственных рабочих с начислениями на нее, амортизация основных средств цехового значения и т.п.
Затраты- средства, израсходованные на приобретение ресурсов, имеющихся в наличии, и регистрируемые в балансе как активы предприятия, способные принести доход в будущем.
Затратная цена- цена, основанная на себестоимости продукции. Используется для установления порога рентабельности.
Затраты, включенные в себестоимость готовой продукции -расходы, связанные с производством готовой продукции и незавершенным производством до момента реализации.
Затраты - эффективность- критерий оптимальности решений, применяемый в экономических расчетах и оценке альтернативных способов использования ресурсов для достижения определенных целей.
Затраты на запасы- затраты, издержки и убытки, связанные с приобретением, хранением и истощением запасов.
Затраты на запуск партии товара- общая сумма затрат на заказ, которая в основном зависит от количества заказов, а не от количества изготовленных единиц продукции.
Затраты на период (затраты отчетного периода, периодические затраты)- затраты, относимые на уменьшение прибыли в том отчетном периоде, в котором они возникли (в России - на себестоимость проданной продукции), не участвующие в расчете себестоимости НЗП и готовой продукции (например, издержки обращения за исключением транспортных расходов).
Затраты на продукт- затраты, включаемые в себестоимость производимой продукции. Они не полностью относятся на себестоимость проданной продукции, оседают в остатках НЗП и готовой продукции.
Затраты на производство- совокупность расходов предприятия на производство продукции (работ и услуг) и ее реализацию, выраженных в денежной форме.
Затраты на содержание запасов- затраты, связанные с приобретением и хранением запасов.
Затраты отчетного периодасостоят из затрат, исключающих расходы на изменение запасов готовой продукции и незавершенного производства. См. Затраты на период.
Затраты прошлых периодов- затраты, возникшие в результате ранее принятого решения. Они нерелевантны для принятия решений.
Идеальные нормы затрат- минимальные затраты для деятельности в идеальных условиях производства.
Идеальные стандартыпредполагают благоприятные цены на материалы, тарифы, услуги, ставки на оплату труда и сметные ставки накладных расходов.
Иерархическая структура производства -организационная структура, характеризующаяся многоуровневым управлением и незначительным объемом управления на каждом уровне.
Избыточные запасыобразуются на складе сверх нормального количества в результате изменения темпа использования материалов, а так же если их использование не предвидится для удовлетворения нужд производства из-за ошибки при заказе или из-за приобретения материалов специального назначения.
Издержки- денежное измерение суммы ресурсов, используемых с какой-либо целью. Издержки, понесенные организацией в момент приобретения каких-либо материальных ценностей или услуг, составляют затраты организации.
Инвестиции- долгосрочные вложения капитала в различные сферы экономики в целях его сохранения и увеличения.
Инвестиционная деятельность- вид деятельности предприятия, направленный на сохранение и развитие экономического потенциала. Регулируется законами РФ.
Инвестиционная программа- совокупность инвестиционных проектов, имеющих целевую направленность.
Инвестиционный проект- планируемый и реально реализованный комплекс мероприятий по вложению капитала в различные отрасли и сферы экономики в целях его увеличения. Связан со всеми видами деятельности предприятия.
Инвестиционный процесс– совокупность широкого круга технико-организационных процедур, связанных по времени, направленных на реализацию инвестиционных проектов или программ.
Индекс прибыльности- относительный показатель, характеризующий привлекательность проекта отношением текущей стоимости денежных поступлений к объему инвестиций.
Индивидуальное производство- производство с длительным циклом, выпускающее неповторяющиеся или повторяющиеся не периодически изделия различных модификаций.
Инкрементные затраты и доходы- дополнительные затраты и доходы, возникающие в случаях изготовления дополнительной партии продукции.
Инновационный менеджмент- управление стратегией предприятия, которая направлена на разработку и внедрение новой продукции, дальнейшее развитие производства традиционной продукции, снятие с производства устаревших продуктов.
Информационная отчетность- информирует руководство предприятия о событиях, происходящих в подразделениях, составляется по запросу.
Информация- факты, данные, наблюдения, расширяющие знания о предмете.
Иррелевантные затратысм. Нерелевантные затраты.
Истекшие затраты- израсходованные ресурсы, которые принесли доход в настоящем и потеряли способность приносить доход в будущем.
Калькуляция- исчисление себестоимости единицы продукции (работы, услуги), а также один из элементов метода бухгалтерского учета.
Калькуляционная единица- единица измерения калькуляционного объекта.
Калькулирование себестоимости- процесс исчисления себестоимости с использованием определенных правил. Калькулирование - это составление калькуляции. Различают плановую, фактическую и сметную калькуляции.
Капиталовложения в максимальные запасы -сумма стоимости страховых запасов и заказываемых партий материала в рублях.
Карта стандартной себестоимости- регистр, обобщающий нормативную информацию по изделию, заказу по производственным подразделениям, принимающим участие в изготовлении этого изделия, заказа.
Кассовая консолидированная смета- расчет кассовой наличности на любой момент, соответствующий уровню производственных операций в системе бюджетирования.
Классификация затрат на производстве- группировка затрат по направлениям учета, принципам обобщения и целям управления себестоимостью.
Классификация затрат на рабочую силу- группировка расходов по целям учета, видам, элементам, по составу работников, их категориям, по направлениям затрат и видам продукции, по структурным подразделениям, функциям управления.
Классификационный признак- признак, отражающий общие свойства группы экономической информации, на основе которого производится классификация.
Контроль- проверка осуществления конкретных и детальных планов со стороны руководителя, менеджера.
Контролируемые затраты- затраты, поддающиеся контролю со стороны менеджеров данного центра ответственности.
Контрольно-учетная точка- место нахождения незаконченной продукции, в котором производят контроль и учет полуфабрикатов собственной выработки.
Контрольный отчет- основная форма внутренней отчетности, обеспечивающая действенность системы контроля. Нередко носит название отчета об исполнении сметы.
Концепция СБЕ («Стратегическая бизнес-единица»)- концепция, позволяющая оптимизировать организационную структуру предприятия. Предполагает разработку независимой стратегии для каждой единицы бизнеса, называемой СБЕ.
Косвенные расходы (затраты)– это расходы, которые невозможно или экономически невыгодно прямо относить на носитель затрат. Распределяются между отдельными носителями согласно выбранной предприятием методике, описываемой в учетной политике. Косвенные затраты распределяются на себестоимость продукции пропорционально какой-либо базе (традиционное калькулирование) или с помощью драйверов (пооперационное калькулирование).
Коэффициент оборачиваемости- величина, получаемая делением средней суммы капиталовложений в запасы для группы материалов на ежегодную общую сумму затрат на содержание запасов для этой группы ТМЦ.
Коэффициент своевременности поставок- количество поступающих заказов из каждых 100, которые доставляются в срок или до того, как заказанный материал становится необходим.
Критическая(«мертвая») точка- объем продаж, при котором предприятие имеет затраты, равные выручке от реализации всей продукции.
Лимит- предельная величина расхода, которая может быть установлена потребителю ресурсов на определенный период.
Лимитирование- способ установления предельной величины расхода производственных ресурсов, рассчитанной исходя из норм расхода и установленной производственной программы.
Линейные производственные отношенияпредполагают выдачу указаний начальником подчиненным лицам.
ЛИФО- метод оценки запасов, основанный на допущении, при котором ресурсы, первыми поступающие в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости последних в очередности по времени закупок.
Максимальная величина запаса- сумма страховых запасов и заказываемых партий ТМЦ.
Максимальный цикл запасов- время, в течение которого потребность обеспечивается максимальной величиной запасов.
Маржинальные затраты- дополнительные затраты в расчете на единицу продукции в калькуляционной системе «директ-костинг».
Маржинальный доход- показатель, характерный для калькуляционной системы «директ-костинг», исчисляемый как разница между объемом продаж и суммой переменных расходов (ценой и удельными переменными расходами).
Маржинальный подход- подготовка информации для принятия управленческих решений на базе переменных расходов. Характерные показатели - маржинальный доход и уровень маржинального дохода.
Маркетинг- деятельность по осуществлению обменов, направленных на удовлетворение нужд и потребностей людей и производства.
Маркетинговая информация- информация, обеспечивающая выполнение всех функций маркетинга. Она состоит из внутренней отчетности, сбора и обработки текущей внешней информации маркетинговых исследований, анализа, выработки стратегии, планирования, контроля и регулирования.
Массовое производство- производство с ограниченной номенклатурой и большим количеством непрерывно изготовляемой в течение значительного времени продукции различных наименований.
Масштабная база- определенный период в деловой активности организации, в котором затраты ведут себя определенным образом, имеют четко выраженную тенденцию.
Межцеховой учет- текущее наблюдение, оформление и учет движения деталей, узлов и полуфабрикатов между подразделениями предприятия, между цехами и складами;
Место возникновения затрат (МВЗ)- структурное подразделение организации (рабочее место, участок, цех), по которому организуется планирование, нормирование и учет издержек производства для контроля и управления ими.
Метод абсолютного прироста (мини-максный, метод наивысшей и низшей точки)- метод анализа поведения затрат, использующий крайние значения (наименьшее и наибольшее) независимой и зависимой переменных в области релевантности.
Метод анализа счетов- метод анализа поведения затрат; проводится специалистом на основе интуиции и опыта, наблюдения динамики затрат прошлых периодов.
Метод высшей и низшей точекпозволяет разделить затраты на постоянную и переменную части, описав их формулой у = а + bх, где у - совокупные затраты; а - постоянная часть;b - удельные переменные затраты; х - деловая активность предприятия.
Метод маржинального дохода- разновидность метода уравнения, основанного на разнице выручки от реализации продукции и величины переменных затрат.
Метод оценки затрат- метод, по которому состав затрат определяется из принципа «различная себестоимость для различных целей»: полная себестоимость в размере нормальных затрат, нормативных затрат, частичных затрат.
Метод полной себестоимостисм. «Абзорпшен-костшг».
Метод расчета чистой прибыли- метод, основанный на соотношении нормы фондоотдачи и общей суммы затрат на производство.
Метод регрессионного анализа- метод анализа поведения затрат, использующий статистическую процедуру для нахождения среднего значения соотношения зависимой и независимой переменных.
Метод сегментного анализа- метод, основанный на данных многоступенчатого сегментного учета затрат и вложений в общую сумму прибыли от каждой зоны.
Метод технологического нормирования (инженерный метод) -
метод анализа поведения затрат; предусматривает нормирование затрат с одновременной детальной оценкой их поведения.
Метод уравнений- метод определения критической точки с помощью исчисления чистой прибыли по формуле.
Метод условных единицпозволяет пересчитать не полностью законченные обработкой изделия в условно готовые изделия.
Метод учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции- совокупность приемов документирования и отражения производственных затрат, обеспечивающих определение фактической себестоимости единицы продукции. По объектам учета затрат выделяют попроцессный, попередельный и позаказный методы, по полноте учитываемых издержек - калькулирование полной и неполной себестоимости, по оперативности - методы учета фактической себестоимости и нормативных затрат. Метод учета затрат на производство и калькулирования выбирается предприятием самостоятельно.
Метод учета фактических затрат- последовательное накопление Данных о фактически произведенных издержках без отражения в учете Данных об их величине по действующим нормам. Позволяет рассчитать фактическую («историческую») себестоимость продукции (работ, услуг).
Механизм хозяйствования- сложная организационно-экономическая система, включающая экономические рычаги и стимулы, организационные структуры хозяйственных служб, различные методы и формы участия коллективов предприятий в управлении производством и распределении.
Механическая структура- традиционно-бюрократическая форма организации.
Многоступенчатый учет затрат на производство- вариант, при котором накапливают наценку (маржу) для покрытия затрат каждой ступени.
Наиболее экономичный размер партии- величина заказанной партии товара, которая позволяет сократить до минимума ежегодную общую сумму затрат на запасы при определенных условиях, ценах и налогах.
Накладные расходы- комплексные расходы, связанные с обслуживанием и управлением производством, с управлением предприятием.
Направление учета затрат на производство- область деятельности, где необходим обособленный целенаправленный учет затрат на производство.
Незавершенное производство- затраты производственных ресурсов, которые в силу технологических особенностей не превратились на определенный момент в готовые продукты.
Незапасоемкие затраты- коммерческие и административные затраты, не влияющие на оценку запасов и не участвующие в калькулировании производственной себестоимости.
Неконтролируемые (нерегулируемые) затраты- затраты, не зависящие от деятельности менеджеров данного центра ответственности или от деятельности субъектов управления
Нелинейные (штабные) производственные отношениявозникают в тех случаях, когда одно подразделение организации предоставляет услуги другим подразделениям.
Необходимый страховой цикл- разница во времени возникновения спроса и его удовлетворения. Позволяет поставить материал в нужном количестве и к нужному сроку.
Нерегулируемые (неконтролируемые) затраты- затраты, на которые руководитель центра ответственности влиять не способен. См. так же Неконтролируемые затраты .
Нерелевантные (иррелевантные) затраты- затраты, не существенные для принятия конкретного решения (искажающие или загромождающие информацию).
Нестандартные запасы- сумма всех видов запасов, за исключением страхового и оборотного, а также запасов материалов, находящихся в процессе обработки и транспортировки.
Неэффективные затраты- расходы непроизводственного характера, в результате которых не будет произведен продукт.
Норма- заранее установленное числовое выражение результатов хозяйственной деятельности в условиях прогрессивной технологии и организации производства.
Нормальное (смешанное) калькулирование- калькуляционная система, в которой основные материалы и заработная плата производственных рабочих учитываются исходя из фактических затрат, расходы по обслуживанию производства и управления - по плановому коэффициенту распределения.
Нормальные стандартырассчитаны по средним в течение экономического цикла ценам.
Нормативная система управления затратами- совокупность процедур по планированию, нормированию отпуска материалов в производство, составлению внутренней отчетности, калькулированию себестоимости продукции, экономическому анализу и контролю на основе норм затрат.
Нормативная ставка- расчетная величина готовой суммы накладных расходов (смета затрат) и суммы отнесенных к себестоимости остатков незавершенного производства, готовой продукции на складе и реализованной продукции.
Нормативное хозяйство предприятий- система текущих норм, нормативов и смет расхода сырья, материалов, покупных изделий, топлива, энергии всех видов, затрат труда, расходов на обслуживание производства и управление.
Нормативные затраты- научно обоснованный уровень затрат, обусловленный рядом ограничений и ориентирующий предприятие на будущее.
Нормативный метод учета затратпредполагает предварительное определение затрат по операциям, процессам, объектам с выявлением в ходе производства отклонений фактических издержек от нормативных. Позволяет рассчитать нормативную себестоимость и отклонения от нее.
Нормативно-справочная информацияхарактеризует ресурсы предприятия, различного рода предметы, которые в процессе производства длительное время не меняют своих характеристик, а сведения о них многократно используются в плановых и учетных расчетах.
Нормирование- процесс научно обоснованного расчета оптимальных норм и нормативов, направленный на обеспечение эффективного использования производственных ресурсов.
Носитель затрат (объект калькулирования)- вид продукции (работ, услуг) предприятия, предназначенный на продажу.
Область релевантности- см. Диапазон релевантности.
Обобщенная смета- проект отчета о прибылях и убытках.
Обобщенная финансовая смета (бюджет) -единый сводный документ, в котором в концентрированной форме представлены доходы и расходы, расчет движения денежной наличности, баланс.
Оборотные запасы- запасы, которые доставляются на склад для удовлетворения предполагаемых требований. Представляют собой разницу между общим количеством имеющихся в наличии запасов и страховыми запасами.
Обработка данных- процесс анализа первичной информации и синтеза из нее информационных совокупностей, отвечающих заранее поставленным целям.
Общие затраты- затраты связанные с производством группы изделий (работ, услуг).
Общие нормативные трудозатратыопределяют исходя из количества единиц продукции, выпущенных за отчетный период, и нормативных трудовых затрат на единицу готовой продукции.
Объект калькулирования- вид продукции, полуфабрикатов, различных продуктов разной степени готовности, работ и услуг определенной потребительной стоимости.
Объект учета затрат на производство- вид деятельности, продукт, производственное подразделение, место возникновения затрат, задача, поставленная менеджером, на которые относят расходы предприятия.
Однокруговая (интегрированная) система- организация бухгалтерского учета, в которой применяется единая система счетов и бухгалтерских проводок для финансового и управленческого учета.
Операция- событие, задание или единица работы, имеющая определенную цель. «АВ-костинг» использует себестоимость этих операций как промежуточную ступень для отнесения затрат на продукцию (работы, услуги) и как информацию, имеющую самостоятельное значение.
Оперативно-производственное планирование- плановые работы по уточнению, детализации, конкретизации показателей по структурным подразделениям, рабочим местам на короткие промежутки времени.
Операционный бюджет- часть генерального бюджета, включающая план прибылей и убытков, который детализируется через вспомогательные (частные) бюджеты (сметы), отражающие статьи расходов и доходов организации.
Оперативный учет производства- учет движения деталей, узлов и полуфабрикатов в натуральном выражении по стадиям технологического процесса.
Оптимизация- процесс нахождения оптимума, соответствующего заданному критерию.
Организационная деятельность- функция управления, направленная на установление постоянных связей и временных взаимоотношений между всеми подразделениями предприятия; на определение порядка и условий функционирования предприятия. Реализуется через административное и оперативное управление.
Организационная стратегия- инструмент контроля, с помощью которого менеджеры оказывают влияние на работников подразделений для действительного выполнения поставленных перед ними целей и задач.
Организационная структура предприятия- разделение предприятия на отдельные структурные подразделения и службы (центры ответственности) с целью распределения между ними управленческих функций таким образом, чтобы обеспечить эффективное достижение целей, стоящих перед организацией в целом. Различают централизованную и децентрализованную организационные структуры.
Основные затраты- затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом.
Основные нормы затрат- постоянные, остающиеся неизменными в течение длительного периода времени.
Ответственность- обязательство выполнять задания и обеспечивать их удовлетворительное завершение.
Отклонение- арифметическая разность между фактическими и предварительно установленными нормативными или сметными данными. Существенное отклонение - арифметическая разность составляет более 5% предварительно установленных нормативных данных.
Отклонение срока поставки- разница в рабочих днях между действительной и запланированной датами поставки.
Отчетность об экономических результатах -отчетность, предназначенная для оценки деятельности хозяйственных подразделений и служащая основой для принятия краткосрочных управленческих решений.
Официальная цена- цена, установленная для продавцов и покупателей.
Оценка запасов- расчет себестоимости незавершенного производства, готовой продукции на складе и запасов материалов.
Оценка деятельности- формальная процедура оценки работы подразделения (сотрудника) путем сбора информации о выполнении поставленных задач.
Передел - часть технологического процесса (совокупность технологических операций), заканчивающаяся получением готового полуфабриката, который может быть отправлен в следующий передел или реализован на сторону.
Переменные затраты- затраты, изменяющиеся пропорционально изменению объема производства в области релевантности.
Период окупаемости- время, по истечении которого чистый доход организации полностью покроет первоначально вложенный капитал.
Периодические затраты (затраты отчетного периода) -затраты, непосредственно не связанные с производством продукции (работ, услуг). Состоят из коммерческих и административных расходов. См. так же Затраты на период.
Планирование- выбор вариантов действий, которые могут быть осуществлены в будущем.
Планово-учетная единица - единые показатели измерения объемов производства, принятые в планировании и учете производства.
Подетальная норма затрат- величина, полученная в результате обобщения пооперационных норм, относящихся к отдельным наименованиям деталей.
Подход с точки зрения эффективности -тест на критерий оптимальности решений, применяемый в экономических расчетах и при оценке альтернативных способов использования ресурсов для достижения определенных целей.
Позаказный метод учета затрат и калькулирования -метод, используемый при изготовлении уникального или выполняемого по специальному заказу изделия. Применяется на предприятиях с индивидуальным и мелкосерийным характером производства: в сфере бытового обслуживания, в полиграфической промышленности, строительстве и т.п. Объектом учета затрат и объектом калькулирования является заказ-заявка клиента на определенное количество специально изготовленных для него изделий.
Поиздельная норма затрат- величина, регламентирующая расход материала, трудовых затрат на производство изделия в целом.
Пооперационные нормы затрат- расчет расхода материалов, трудовых затрат на отдельную операцию.
Пооперационное калькулированиесм. «АВ-костинг».
Попередельное калькулирование- метод учета затрат и калькулирования, применяемый в отраслях промышленности с серийным и поточным производством, когда одинаковые изделия проходят в определенной последовательности через все стадии производства, называемые переделами.
Попроцессный метод калькулированияприменяется в добывающих отраслях промышленности и энергетике, характеризующихся массовым характером производства, непродолжительным производственным циклом, полным отсутствием либо незначительными размерами незавершенного производства, ограниченной номенклатурой выпускаемой продукции, единой единицей измерения и калькулирования. Часто рассматривается как упрощенная разновидность попередел