Формирование финансовой структуры предприятия
Проблема формирования финансовой структуры предприятия или фирмы является одной из центральных при постановке бюджетирования. По сути дела выбор финансовой структуры - это выбор объектов бюджетирования.
Финансовая структура предприятия - это набор бизнесов или других сфер финансовой ответственности, распределенных между структурными подразделениями предприятия, выступающих в качестве объектов бюджетирования и управленческого учета.
Как правило, в финансовой структуре принято выделять центры прибыли,
центры убытков, центры доходов и расходов, центры затрат, венчур-центры, центры инвестиций и т. д.
Учет по центрам ответственности может быть внедрен только при условии не просто выделения отдельных подразделений в центры ответственности, но и закрепления за менеджерами соответствующих центров персональной ответственности за достижение результативных показателей.
В системе управления организацией учет по центрам ответственности выполняет две важнейшие функции - информационную и контрольную. Система управленческого учета по центрам ответственности позволяет оперативно отслеживать процесс достижения центрами ответственности целевых показателей и тем самым удовлетворяет информационные потребности высшего руководства организации. С другой стороны, она позволяет оценивать результативность деятельности центров ответственности, и, таким образом, выполняет контрольную функцию. Важно, что бы оценка деятельности руководителей на уровне каждого конкретного центра ответственности проводилась только на основании контролируемых им показателей, на величину которых он может влиять своими действиями и решениями.
Бюджетный контроль и анализ отклонений
Заключительный контроль выполнения бюджетов производится в форме отчетов об их выполнении, а также ревизионных проверок деятельности различных центров ответственности.
Для эффективного функционирования системы процедуры заключительного (выходного) контроля необходимо выполнение следующих условий:
а) контролируемое действие или деятельность должно иметь определенную цель или систему целей;
б) результат контролируемого действия или деятельности должен быть измерим;
в) для объекта контроля должен существовать способ выявления отклонений достигнутого результата от желаемого;
г) должна существовать возможность принятия определенных мер для исправления выявленных недостатков и отклонений.
При выявлении отклонений, их подразделяют на благоприятные и неблагоприятные. Отклонения, которые при прочих равных условиях ведут к росту прибыли – являются благоприятными (рост выручки, объемов продаж и производства, снижение затрат). Отклонения, которые влекут за собой падение прибыли (рост затрат, снижение производства и реализации) - неблагоприятны.
Управление по отклонениям подразумевает текущий и итоговый анализ отклонений и выявление их причин. При этом целесообразно установить уровень существенности для анализируемых отклонений (в процентах к бюджету, или по абсолютной величине). Анализу должны подвергаться как неблагоприятные, так и благоприятные отклонения.
Организация контроля выполнения бюджетов предполагает отслеживание хода выполнения плановых заданий с помощью контрольной отчетности, составляемой с определенной периодичностью и детализацией. Помимо бюджетной информации, контрольная отчетность может включать информацию об отклонениях в процентах к бюджету или в абсолютном количественном выражении, информацию технико-технологического характера и различные комментарии. Контрольная отчетность по центрам ответственности должна содержать указания насчет контролируемости статей бюджета менеджерами центра ответственности.
Использование учетной информации в процессе принятия управленческих решений
Понятие «управленческое решение». Информационное обеспечение управленческих решений
Анализ зависимости «затраты - объем производства - прибыль»
Ограничения и допущения анализа безубыточности
Анализ безубыточности и производственный риск организации