При попроцессном (попередельном) калькулировании

Позаказный метод

Этот метод калькулирования себестоимости применяется на предприятиях с единичным или серийным типом производства, где выпускается особая, уникальная продукция по специальным заказам. Этот метод применяется как на машиностроительных, судостроительных, авиастроительных предприятиях, так и в малом бизнесе - при производстве мебели, визитных карточек, при предоставлении аудиторских услуг.

Особенностями единичного или серийного производства явля­ются:

- широкая номенклатура выпускаемой продукции при неболь­шом количестве изделий каждого наименования (в единич­ном производстве объем партии - одна единица);

- применение, как правило, универсального технологического оборудования;

- использование специально разработанных на данном предприятии форматов учетно-управленческой документации - карточек заказов, калькуляционных карточек, сопроводи­тельных листов и т. д.

Под серийным производством понимается изготовление неко­торого заранее оговоренного количества технологически идентич­ных изделий, выполняемое одновременно или последовательно в течение ограниченного промежутка времени. Когда продолжи­тельность периода изготовления серии невелика, с учетно-управ­ленческой точки зрения серию можно рассматривать как заказ.

Заказ - это особым образом оформленное требование клиента производителю изготовить изделие (или несколько изделий) с опре­деленными характеристиками. Конкретный формат такого требова­ния и его юридическое оформление зави­сят от особенностей продукции и потребностей договаривающихся сторон.

Сущность позаказного метода учета затрат и исчисления себе­стоимости состоит в отнесении прямых (основных) расходов в разрезе заранее установленных статей калькуляции на отдельные заказы и распределении косвенных (накладных) расходов по зака­зам в соответствии с установленными ставками (нормами) распре­деления. Объектом и учета затрат, и калькулирования здесь явля­ется отдельный заказ.

Заказ на изготовление продукции счи­тается выполненным, если продукт (услуга) отгружен покупателю и клиентом подписан акт выполненных работ. Если этого не произошло в течение отчетного периода, заказ считается в составе незавершенного производства на конец периода.

Учет затрат по заказу ведется с помощью карточки заказа. В ней фиксируются затраты, сде­ланные в связи с изготовлением данного заказа в разрезе установ­ленных статей. Вместе с отпуском материалов в карточке регист­рируется время основных рабочих, затраченное на данный заказ, и соответствующие этому времени суммы затрат на оплату труда. Если в организации принято калькулирование по полным затра­там, к суммам прямых затрат добавляется доля производст­венных накладных расходов по нормативным ставкам.

Учет затрат по функциям

В рассмотренных выше методах калькулирования используется традиционная система распределения на­кладных расходов. Она была разработана сравнительно давно и позволяет определить полную себестоимость выпуска, отнести на продукты производственные накладные расходы и, таким образом, произвести оценку запасов.

Однако, в усло­виях высококонкурентного рынка и быстро меняющейся бизнес-среды информация о затратах, формирующаяся в среде традици­онных учетных систем, перестала отвечать требованиям эффективного управления ресурсами в процессе производства и реализации продукции. В 1988 году британские исследователи Купер и Каплан разработали систему отнесения накладных расходов на про­дукт, которую они назвали учетом затрат по функциям (ActivityBasedCosting - сокращенно ABC). Данный метод получил широкое распространение на европейских и американских пред­приятиях.

Суть метода сводится к следующему: вместо распределения на­кладных расходов по производственным подразделениям затраты соотносятся с определенными видами активности (функциями), которые осуществляются в интересах производства и реализации того или иного вида продукции. В числе таких функ­ций может рассматриваться снабжение материалами, наладка оборудования, контроль качества. Затраты, связанные с определенным видом ак­тивности, группируются в пул. Затем определяется характеристи­ка, которая определяет динамику затрат по каждому пулу. Эта ха­рактеристика называется драйвером затрат - она являет­ся аналогом базы распределения затрат в классических системах.

Представление производства или всего хозяйствующего субъек­та как набора определенных операций (функций) позволяет проводить качественную оценку деятельности в различных сферах и способствует повышению конкурентоспособности хозяйствующего субъекта, обес­печивает информацией руководителей различных уровней управления. При всех очевидных достоинствах данного метода его внедре­ние достаточно дорого, требует глубокого понимания его сути и необходимости внедрения в каждом конкретном случае.

Наши рекомендации