Предупреждающие надписи, сигнальная окраска

С целью повышения внимания работающих, предупреждения их о возможной опасности на рабочем месте рекомендуется окрашивать машины и оборудование в сигнальные цвета.

Установлены такие сигнальные окраски соответственно межгосударственному стандарту ГОСТ 12.4.026-76 ССБТ. «Цвета сигнальные. Знаки безопасности»

Красный – запрет, непосредственная опасность, средства пожаротушения;

Жёлтый – предупреждение, возможная опасность;

Зелёный – предписание, безопасность;

Синий – указание, информация.

Для лучшего восприятия сигнальные цвета необходимо использовать на фоне контрастных цветов: жёлтый – на чёрном, зелёный и красный – на белом.

Для снижения уровня травматизма и повышения культуры труда строительно-монтажное оснащение и оборудование обязательно окрашивают в жёлтый сигнальный цвет. В этот же цвет окрашивают и тару, которая содержит опасные и вредные вещества.

В зелёный цвет окрашивают сигнальные лампы нормального режима работы оборудования. В красный цвет – внутренние поверхности корпусов и кожухов, которые ограждают движущиеся части машин и механизмов, двери шкафов токопроводящих элементов, трубопроводы горячей воды, электромашины, сигнальные лампы «тревога» и т.д. В синий цвет окрашивают указательные знаки, места для присоединения заземлителей и т.д.

Открытые трубопроводы окрашивают в разные цвета, в зависимости от вещества, которое транспортируется:

Красный – для пара;

Голубой – для воздуха;

Коричневый – для масел;

Серый – для кислоты;

Зелёный – для воды;

Тёмно-коричневый – для щелочи.

Предварительное окрашивание в виде сплошных полос наносят на оборудование, которое оборачивается, а также на негабаритные грузы (в виде прямоугольников типа «зебра»). Цвет одежды для лиц, которые работают в опасной зоне, должен быть резко контрастным по отношению к местности.

ЗНАКИ БЕЗОПАСТНОСТИ.

Безопасность работ на производстве главным образом зависит от доходчивости, скорости и точности зрительной информации. Особую роль играют знаки безопасности.

Знаки безопасности труда предназначены для привлечения внимания работающих к непосредственной или возможной опасности, о необходимости применения соответствующих средств защиты, а также разрешают или запрещают определенные действия работающих, а также для получения необходимой информации.

Если знак безопасности установлен на воротах или входных дверях помещения, при въезде на объект или участок, это значит, что действие знака распространяется на всё помещение, на весь объект или участок.

Знаки безопасности должны контрастно выделяться среди окружающей среды и быть в поле зрения людей, которых они касаются. Форма, размер и цвет знаков безопасности должны соответствовать действующему стандарту.

Знаки безопасности устанавливают в местах возможной опасности для работающих, а также на рабочем оборудовании, что является источником опасности. Они подразделяются на четыре группы: запрещающие, предупреждающие, предписывающие и указательные.

Запрещающие знаки (используют красный цвет)– запрещают определенные действия, («Запрещено курить», «Запрещено использование открытого огня».

Предупреждающие знаки (желтого цвета) – предупреждают о возможной опасности, («Осторожно. Движение транспорта»), («Опасная зона. Работает кран».

Предписывающие знаки (зелёного цвета) – разрешают действия только при выполнении конкретных требований безопасности труда. («Здесь работать в безопасном поясе».

Указательные знаки (синего цвета) – предназначены для обозначения местонахождения различных объектов, пунктов отдыха, убежищ и т.д.

(«Запасной выход», «Убежище 100 м »).

Тема 2/7-8

Средства коллективной и индивидуальной защиты от вредных и опасных производственных факторов. Примеры контроля безопасных условий труда.

Средства защиты работающих – средства, применение которых предотвращает или уменьшает воздействие на работающих опасных и вредных производственных факторов. Они подразделяются на коллективные и индивидуальные средства защиты.

Средство коллективной защиты – средство, предназначенное для предохранения двух и более работающих от вредного фактора производства.

Средства коллективной защиты предназначены для:

1. Нормализации воздушной среды производств помещений и рабочих мест. (вентиляция, кондиционеры, отопление и т.д.).

2. Нормализации освещения производственных помещений и рабочих мест, (источники света, осветительные приборы, светофильтры).

3. Защиты от ионизирующих, инфракрасных, ультрафиолетовых, электромагнитных, лазерных, магнитных и электрических полей (ограждение, герметизация, знаки безопасности, автоматический контроль и сигнализация).

4. Защиты от шума, вибрации (ограждения, звукоизоляция, виброизоляция).

5. Защиты от поражения электрическим током (разные виды ограждения, защитные заземление, автоматическое отключение, дистанционное управление).

6. Защиты от действий механических факторов (ограждения, автоматический контроль и сигнализация, знаки безопасности.

7. Защиты от химических факторов (ограждение, герметизация, вентиляция, знаки безопасности).

8. Защиты от высоких и низких температур окружающей среды (ограждения, автоматический контроль и сигнализация, термоизоляции).

Средство индивидуальной защиты – средство индивидуального использования для предохранения работающего от воздействия опасного и вредного производственного фактора.

Средства индивидуальной защиты, в зависимости от предназначения подразделяются на такие:

1. Изолирующие костюмы (пневмокостюмы, скафандры).

2. Средства защиты органов дыхания (противогазы, респираторы).

3. Специальная одежда (комбинезоны, куртки, штаны, костюмы).

4. Специальная обувь (ботинки, галоши, валенки).

5. Средства для защиты рук (рукавицы).

6. Средства для защиты глаз (очки).

7. Средства для защиты лица (защитные маски).

8. Средства для защиты головы (каски, шапки).

9. Средства для защиты от падения с высоты (предохранительные пояса, манипуляторы).

10. Средства защиты органов слуха (противошумные шлемы, наушники).

11. Защитные дерматологические средства (разные смывающие средства, пасты, кремы, мази).

Спецодежда и спецобувь обеспечивают защиту работника и его работоспособность. Они должны сохранять гигиенические и эксплуатационные качества на протяжении всего времени эксплуатации при условии ухода за ними.

ТРЕБОВАНИЯ К СПЕЦОДЕЖДЕ.

Для предотвращения и уменьшения воздействия на приёмосдатчиков груза и багажа опасных и вредных производственных факторов на рабочем месте, они должны быть одеты в спецодежду в соответствии с сезоном и климатическими условиями, которая должна быть исправна и отвечать размеру и росту работника, которому она выдается.

Согласно нормам спецодежда выдается бесплатно:

1. костюм хлопчатобумажный – на 12 месяцев;

2. плащ прорезиненный (во время выполнения грузовых операций на открытом воздухе) – на 36 месяцев;

3. рукавицы комбинированные – 1 месяц;

4. ботинки кожаные или полуботинки женские – 12 месяцев;

5. сигнальный жилет – 6 месяцев;

При внешних работах зимой дополнительно:

6. теплозащитный костюм – 36 месяцев;

7. валенки – 36 месяцев;

8. калоши на валенки – 36 месяцев.

Спецодежда, которая выдается бесплатно, считаются собственностью предприятия, поэтому работники должны бережно относиться к спецодежде.

Собственную одежду и спецодежду необходимо хранить отдельно в шкафах гардеробной, которые необходимо содержать в чистоте и порядке.

Осмотрщик вагонов обязан следить за исправностью спецодежды, своевременно сдавать ее для стирки и ремонта.

Спецодежда подлежит обязательному возврату при увольнении работника, переводе его в том же предприятии на другую работу, для которой спецодежда не предусмотрена нормами.

Тема 2/9-10

Техника безопасности при обслуживании и защита от наезда подвижного состава. План ликвидации аварии и действия в случае возникновения чрезвычайных ситуаций на предприятии. План эвакуации людей из помещений в случае аварии.

Работа осмотрщиков вагонов непосредственно связана с обслуживанием подвижного состава при движении поездов и производстве маневров. Железнодорожный путь является опасной зоной вследствие наличия угрозы наезда подвижного состава на людей. Поэтому, находясь на путях, необходимо быть особенно внимательным, соблюдать все требования безопасности, так как нарушение их может привести к тяжелому несчастному случаю.

Прежде всего, работники не должны находиться на путях без производственной необходимости. Подходя к пути, надо внимательно осмотреться и убедиться в том, что по этому пути не приближается подвижной состав, и только после этого переходить путь под прямым углом. При этом не следует наступать на рельсы и становиться между остряками и рамными рельсами или в желоба крестовины стрелочного перевода. Нельзя переходить или перебегать путь перед приближающимся поездом, локомотивом или маневровым составом.

Вдоль пути идти можно только посередине междупутья или обочине земляного полотна на расстоянии не ближе чем 2 м от крайнего рельса. При этом надо внимательно прислушиваться и чаще осматриваться, наблюдая за движением поездов по смежным путям. Идти внутри колеи и по концам шпал запрещается. Чтобы не споткнуться, необходимо обращать внимание на кабельные стойки, муфты, коробки, дроссель - трансформаторы, тяги, электроприводы и другие устройства, и предметы, находящиеся на территории станции.

На территории станций организуют наиболее безопасные маршруты служебного прохода. Вдоль таких маршрутов устанавливают указательные знаки «Служебный проход » в виде прямоугольника синего цвета. На территории станции могут быть и запрещающие знаки «Проход запрещен » в виде круга с красной каймой, предупреждающие знаки «Берегись поезда » и «Осторожно! Негабаритное место » в виде треугольника желтого цвета с черной каймой.

Сооружения и устройства, расположенные с отступлением от габарита приближения строений, должны иметь предупреждающую окраску. Такую же окраску должны иметь сооружения и устройства, если между ними и подвижным составом персоналу находиться опасно. Основным цветом предупреждающей окраски является желтый, а вспомогательным ¾ черный. Окраску выполняют в виде чередующихся желтых и черных полос равной ширины, при этом полосы располагают под углом 45°.

При переходе через пути, занятые вагонами, надо пользоваться тормозными площадками вагонов или обходить стоящий состав на расстоянии не менее 5 м от крайнего вагона или локомотива. Нельзя проходить между расцепленными вагонами, если расстояние между ними менее 10 м. Запрещается пролезать под стоящими вагонами, переходить по сцепным приборам, а также пользоваться тормозными площадками вагонов движущегося поезда.

Прежде чем воспользоваться переходной площадкой, необходимо убедиться, что специальные поручни, подножки, настил площадки и ограждения со стороны автосцепки исправны, не имеют обрывов и деформации. Спускаться с площадки необходимо лицом к вагону, держась обеими руками за поручни и предварительно убедившись, что внизу нет ям, запасных частей и посторонних предметов (проволока, стекла, и др.)

Вовремя встречи поезда (пропуска) работники должны находиться на специально отведенном для этого месте (островок безопасности) или не ближе 2 м от крайнего рельса при скорости движения поездов до 140 км/ч.

На электрифицированных путях не допускается подниматься на крышу вагонов, контейнеров, на машины и другую крупногабаритную технику, размещенную на платформах или в полувагонах. Выполнять техническое обслуживание, при котором работники или предметы, какими они пользуются, могут приблизиться до контактного провода или части контактной сети, что находиться под напряжением на величину, менее 2 м.

Не допускается проверять состояние люков (крышек) цистерн и вагонов под контактной сетью, так как это связано с подъемом на них.

При необходимости подъёма на вагон, контейнер, цистерну или выполнения технического обслуживания на электрифицированном пути, контактная сеть должна быть предупредительно выключена и заземлена установленным порядком работниками станции электроснабжения.

При определении выявления нарушений габарита, обрыва проводов контактной сети линии электропередачи, что пересекает железнодорожные пути, а также снятие с проводов посторонних предметов и других отклонений от норм нормативных актов охраны труда, работники станции должны немедленно сообщить об этом дежурному по станции, маневровому диспетчеру, энэргодиспетчеру или поездному диспетчеру. До приезда аварийной бригады опасное место необходимо оградить и принять меры по недопущению людей на расстояние ближе 10 м к оборванному проводу.

Особую бдительность необходимо проявлять при нахождении на железнодорожных путях в темное время суток и при неблагоприятных метеорологических условиях, когда видимость и слышимость значительно ухудшаются. Головной убор в зимний период не должен снижать слышимость звуковых сигналов и команд. Зимой необходимо также остерегаться наледей, сугробов снега, чтобы не поскользнуться и не упасть.

Наши рекомендации