Анализ движения и эффективности использования трудовых ресурсов.

Движение кадров может быть внутренним и внешним, и связано с необходимостью заполнения вакантных мест и потребностью в трудовых ресурсах, в продвижении их по служебной лестнице.

Для оценки внешнего движения кадров используются специальные коэффициенты оборота:

Коэффициент оборота по приему характеризует интенсивность приема работников, которая определяется:

Анализ движения и эффективности использования трудовых ресурсов. - student2.ru

Коэффициент оборота по выбытию рассчитывается следующим образом:

Анализ движения и эффективности использования трудовых ресурсов. - student2.ru

По выбытию различают необходимые и излишние обороты. Необходимые обороты включают численность работников выбывших по причине общегосударственного характера.

Причины производственного характера:

-ограничение сроков договора;

-уменьшение объемов работ;

-увольнение по собственному желанию;

-увольнение за прогулы;

-увольнение по решению судебных органов.

Коэффициент текучести кадров рассчитывается как:

Анализ движения и эффективности использования трудовых ресурсов. - student2.ru

Отражает негативные процессы в связи с тяжелыми условиями труда, низкой заработной платы, отсутствие социальных гарантий.

Коэффициент постоянного состава персонала определяется следующим образом:

Анализ движения и эффективности использования трудовых ресурсов. - student2.ru

Общий внутрифирменный оборот работников определяется коэффициентом внутрифирменного оборота и исчисляется как:

Анализ движения и эффективности использования трудовых ресурсов. - student2.ru

Эффективность использования трудовых ресурсов оценивается по показателям производительности труда, используя рабочее время, трудоемкость продукции прибыли на одного работника.

Проведение анализа трудовых ресурсов на примере ОАО «Завод бурового оборудования».

Дать оценку движения трудовых ресурсов и качеству работы предприятия по их воспитанию, подготовке и т.п. по данным таблицы 3.

Таблица 3 - Данные для расчета показателей движения кадров по категории: рабочие

    Показатели На начало периода чел При нято чел Уволено На конец периода чел Числен ность постоянного состава Коэффициенты
Всего чел. в т.ч. Коборота по приему Коборота по выбытию Ктекучести Кпостоянства состава
по собственному желанию за прогулы
Баз. год                      
Всего 0,37 0,29 0,28 0,67
в т.ч. рабочие 0,53 0,38 0,3 0,53
Отчетный год                      
Всего 0,41 0,53 0,58 0,53
в т.ч. рабочие 0,61 0,72 0,83 0,33

Исходя их таблицы 3 видно, что число работников на начало отчетного периода увеличилось на 27 человек, при этом в отчетном году было принято на работу 86 человек, что на 9 человек меньше, чем в базисном году.

Возросло число уволенных в отчетном году по сравнению с предыдущим, с 68 до 136 человек, из них 122 человека – рабочих и 5 человек – служащих.

За прогулы было уволено 4 человека, и в связи с прекращением сроков договора 7 человек. Такая текучесть кадров обусловлена тем, что в условиях финансового кризиса предприятие не получает заказы, в связи с этим не стабильно выплачивается заработная плата работникам предприятия.

Численность постоянного состава за анализируемый период снизилась на 41 человек и составила в отчетном году 123 человека.

Коэффициент оборота по выбытию в отчетном году, превышает коэффициент оборота по приему, это говорит о том, что число выбывших работников больше, чем число принятых в этом периоде.

Коэффициент постоянства состава в отчетном году снизился по сравнению с базисным, с 0,67 до 0, 53, это свидетельствует о непостоянстве численности работников на предприятии.

Коэффициент текучести кадров высокий, в отчетном году составил 0,58, это говорит о снижении эффективности трудовых ресурсов и отражает негативные процессы связанные с тяжелыми условиями труда, низкой заработной платой, отсутствием социальных гарантий.

Мероприятия по стабилизации показателей использования трудовых ресурсов:

· повысить уровень квалификации работников;

· поднять заработную плату;

· выплачивать работникам премии и вознаграждения;

· предоставлять социальный пакет;

· освоить новые виды деятельности, оказание услуг.

Наши рекомендации