Льготы и гарантии в области рабочего времени (ст. 114 ТК).

Для работников моложе 18 лет устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени: в возрасте от 14 до 16 лет — не более 23 часов в неделю, от 16 до 18 лет — не более 35 часов в неделю.

Продолжительность рабочего времени учащихся общеобразовательных школ, профессионально-технических учебных заведений, работающих в течение учебного года в свободное от учебы время, не может превышать половины максимальной продолжительности рабочего времени, предусмотренной для лиц соответствующего возраста.

Продолжительность ежедневной работы (смены) определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиком работ (сменности) с соблюдением нормы продолжительности рабочей недели, установленной нанимателем в соответствии со ст. 112–114 ТК.

Продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:

1) для работников в возрасте от 14 до 16 лет — 4 часа 36 минут, от 16 до 18 лет — 7 часов;

2) для учащихся общеобразовательных школ, профессионально-технических учебных заведений, работающих в течение учебного года в свободное от учебы время, в возрасте от 14 до 16 лет — 2 часа 18 минут, в возрасте от 16 до 18 лет — 3 часа 30 минут.

По общему правилу, которое распространяется и на несовершеннолетних, работа не производится в государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные Президентом Республики Беларусь нерабочими. Такие дни определены Указом Президента Республики Беларусь от 26 марта 1998 г. № 157 «О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь» с последующими изменениями и дополнениями.

20. предельно допустимые нагрузки для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную

Установлены предельные нормы подъем­а и перемещения тяжестей для женщин. В случае подъема и перемещения тяжестей при чередовании с другой работой (до 2 раз в час) — 10 кг. Если подъем и перемещение тяжестей осуществляется постоянно в течение рабочей смены — 7 кг. В массу поднимаемого и перемещаемого груза включается вес тары и упаковки.

21. что такое коллективный договор и соглашение

Основой регулирования трудовых и связанных с ними отношений являются коллективные договора и соглашения, которые позволяют обеспечить учет и согласование интересов всех участников трудовых отношений.
Коллективный договор – локальный нормативный акт, регулирующий трудовые и социально-экономические отношения между нанимателями и работающими у него работниками.
Коллективные договоры могут заключаться в организациях любых организационно-правовых форм независимо от численности работников.
Соглашение – нормативный акт, содержащий обязательства сторон по регулированию отношений в социально-трудовой сфере на уровне определенной профессии, отрасли, территории.
Соглашения заключаются на республиканском (генеральное соглашение), отраслевом (тарифное соглашение) и местном (местное соглашение) уровнях.
Основными принципами заключения коллективного договора и соглашения являются:
– социальное партнерство;
– равноправие сторон;
– обязательность ведения коллективных переговоров, если одна из сторон выступает с таким предложением;
– учет реальных возможностей материального, производственного и финансового обеспечения принимаемых обязательств.
Законодательство обязывает стороны вести коллективные переговоры, но не обязывает заключать коллективные договоры (соглашения), если стороны не придут к согласию об этом и не договорятся о соответствующих условиях договора (соглашения).

22. служба охраны труда на автотранспортных предприятиях

Функции организации и координации работ в области охраны труда, управления охраной труда на АТП в целом и в структурных подразделениях следующие:

  1. формирование органов управления, установление обязанностей и порядка взаимодействия лиц, участвующих в управлении, принятие и реализация управленческих решений;
  2. планирование работ по охране труда;
  3. определение заданий подразделениям и службам автопредприятия;
  4. контроль за состоянием охраны труда и функционированием системы управления охраной труда (СУОТ);
  5. проверка состояния условий труда работающих, выявление отклонений от требований стандартов системы стандартов безопасности труда, норм и правил органов государственного надзора и других нормативных документов по охране труда, проверка выполнения службами и подразделениями обязанностей в области охраны труда и т. д.

Под управлением охраной труда понимается подготовка, принятие и реализация решений по осуществлению организационных, технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.

Объектом управления является деятельность функциональных служб и структурных подразделений АТП.

Органом управления охраной труда на АТП в целом является руководитель (главный инженер), в непосредственном подчинении которого находится служба охраны труда, выполняющая организационно-методическую работу (подготовка управленческих решений и контроль за их реализацией). Управление охраной труда в цехах, автоколоннах, на участках и в других структурных подразделениях и службах осуществляют их руководители. Для эффективности управленческой деятельности она должна быть скоординирована между всеми звеньями и службами.

Для разработки и принятия управленческих решений необходимо получение информации, проведение анализа и оценки показателей состояния охраны труда и функционирования СУОТ, стимулирование работы по охране труда — создание заинтересованности работающих в обеспечении безопасных и здоровых условий труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах и на автопредприятии в целом.

Управление охраной труда решает следующие задачи:

  1. обучение работающих методам безопасности труда и пропаганда охраны труда. Решение этой задачи предусматривает разработку системы обучения, инструктажа и аттестации работающих на основе ГОСТ «ССБТ. Организация обучения работающих безопасности труда. Общие положения» и пропаганду охраны труда с использованием печати, плакатов, радио, телевидения, кино, выставок, лекций и других средств пропаганды;
  2. обеспечение безопасности производственного оборудования. Данная задача решается на стадии разработки и изготовления оборудования и в процессе его эксплуатации. Производственное оборудование должно отвечать требованиям стандартов ССБТ, норм и правил органов государственного надзора и других нормативных документов по охране труда.
  3. Оборудование должно поддерживаться в технически исправном состоянии и подвергаться своевременным планово-предупредительным ремонтам. В необходимых случаях устаревшее оборудование должно заменяться новым безопасным оборудованием;
  4. обеспечение безопасности производственных процессов. Эта задача решается путем приведения действующих технологических процессов в соответствии с требованиями стандартов ССБТ, норм и правил органов государственного надзора и других нормативных документов по охране труда, а также внедрения новых безопасных технологических процессов, средств механизации и автоматизации;
  5. обеспечение безопасности зданий и сооружений. Решение задачи достигается соблюдением требований охраны труда при строительстве, реконструкции, эксплуатации и ремонте зданий и сооружений;
  6. нормализация санитарно-гигиенических условий труда. Задача решается путем устранения причин возникновения опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах и применения эффективных средств коллективной защиты;
  7. обеспечение работающих средствами индивидуальной защиты. В соответствии с действующими нормами и установленным порядком (см. Инструкцию о порядке обеспечения рабочих и служащих специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты) рабочим и служащим выдаются средства индивидуальной защиты, организуется их правильное хранение, пользование ими, уход;
  8. обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха работающих. Эта задача решается в первую очередь для работающих с повышенными физическими и нервно-эмоциональными нагрузками в условиях монотонности и воздействия опасных и вредных производственных факторов;
  9. организация лечебно-профилактического обслуживания работающих. Задача предусматривает предварительные и периодические медицинские осмотры работающих. Организуется лечебно-профилактическое питание и проводятся лечебные мероприятия по предупреждению заболеваний работающих;
  10. санитарно-бытовое обслуживание. Включает обеспечение работающих санитарно-бытовыми помещениями и устройствами;
  11. профессиональный отбор работающих по отдельным специальностям. Предусматривает установление физиологической и психофизиологической пригодности работающих по отдельным специальностям (например, водителей транспортных средств) к безопасному выполнению работ.

23. основные задачи производственной санитарии и гигиены труда

Производственная санитария- это система организационных, гигиенических и санитарно- технических мероприятий, предотвращающих или уменьшающих воздействие на работающих вредных производственных факторов. Опасные и вредные производственные факторы подразделяются на 4 группы: физические, химические, биологические, психофизиологические.

Основными опасными и вредными факторами, имеющими место на большинстве производств, являются следующие:

повышенная запыленность, и загазованность воздуха рабочей зоны: повышенная температура воздуха рабочей зоны или поверхностей оборудования;

повышенная или пониженная влажность и подвижность воздуха в рабочей зоне;

повышенный уровень шума; повышенный уровень вибрации;

повышенный уровень различных электромагнитных излучений;

отсутствие или недостаток естественного света; недостаточная оснащенность рабочей зоны и другие.

Количество и величина вредных факторов зависят от специфики производственных процессов.

Используя средства производственной санитарии, на рабочих местах предприятий создают условия труда, способствующие высокой производительности и исключающие влияние вредных производственных факторов на человека.

Производственная характеристика включает в себя:

Оздоровление воздушной среды и нормализацию параметров микроклимата в рабочей зоне;

Защиту работающих от шума, вибрации, электромагнитных излучений и др;

Обеспечение требуемых нормативов естественного и искусственного освещения;

Поддержание в соответствии с санитарными требованиями территории предприятия, основных производственных и вспомогательных помещений.

Производственная санитария- это система организационных, гигиенических и санитарно- технических мероприятий, предотвращающих или уменьшающих воздействие на работающих вредных производственных факторов. Опасные и вредные производственные факторы подразделяются на 4 группы: физические, химические, биологические, психофизиологические.

Основными опасными и вредными факторами, имеющими место на большинстве производств, являются следующие:

повышенная запыленность, и загазованность воздуха рабочей зоны: повышенная температура воздуха рабочей зоны или поверхностей оборудования;

исключающие влияние вредных производственных факторов на человека.

Производственная характеристика включает в себя:

· Оздоровление воздушной среды и нормализацию параметров микроклимата в рабочей зоне;

· Защиту работающих от шума, вибрации, электромагнитных излучений и др;

· Обеспечение требуемых нормативов естественного и искусственного освещения;

· Поддержание в соответствии с санитарными требованиями территории предприятия, основных производственных и вспомогательных помещений.

Гигиена труда — это профилактическая медицина, изучающая условия и характер труда, их влияние на здоровье и' функциональное состояние человека и разрабатывающая научные основы и практические меры, направленные на профилактику вредного опасного действия факторов производственной среды и трудового процесса на работающих.

25. что такое надзор, контроль за соблюдением законодательства охраны труда

Надзор и контроль направлены на обеспечение соблюдения законодательства об охране труда, и в этом состоит их общность.

Контроль является объективно необходимым элементом управленческой деятельности, и с этой точки зрения он присущ всем управленческим структурам, которые осуществляют руководство всеми сторонами деятельности подчиненных организаций. Осуществляя контроль, управленческие структуры не только выявляют факты нарушений, но и анализируют их причины, намечают пути устранения не только нарушений, но и недостатков в работе подчиненных организаций.

Надзор уже контроля по сфере воздействия, так как в его задачу входит выявление нарушений и их пресечение путем применения предусмотренных санкций (предписание, приостановка дея­тельности, наложение штрафов и т.п.). В задачу надзорного органа или должностного лица, строго говоря, не входит выяснение того, насколько эффективно и рационально налажена работа, и дача рекомендаций, как улучшить организацию дела.

Как правило, надзорные органы не являются вышестоящими органами по отношению к организациям, где они осуществляют возложенные на них функции.

Большинство государственных органов являются надзорно-контрольными, т.е. ими осуществ­ляются как функции надзора, так и функции контроля.

Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда осуществляются Департаментом государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, иными специально уполномоченными государственными органами надзора и контроля в пределах их компетенции в соответствующих сферах деятельности.

Государственный контроль за соблюдением законодательства об охране труда также осуществляют республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы в порядке, предусмотренном законодательством.

Надзор за точным и единообразным исполнением законодательства об охране труда республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами, специально уполномоченными государственными органами надзора и контроля, работодателями и работающими осуществляют Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры.

Надзор и контроль отличаются и по формам реагирования на выявленные нарушения. Как указывалось выше, надзорные органы наделены определенными властными полномочиями. Од­нако и контрольные органы, хотя они и не наделены такими полномочиями, имеют немало средств воздействия для вмешательства в деятельность субъектов хозяйствования в целях устранения выявленных нарушений, упущений и недостатков в работе по обеспечению охраны труда.

Организации малого предпринимательства, как правило, не имеют вышестоящих органов управления. Однако их деятельность не может рассматриваться как подлежащая только надзору со стороны соответствующих государственных органов. Деятельность таких организаций подконтрольна местным исполнительным и распорядительным органам, зарегист­рировавшим их учредительные документы, т.к. нет такой сферы деятельности государства, кото­рая была бы изъята из-под их контроля.

Наши рекомендации