Экономические издержки безработицы.

Экономические издержки безработицы, выраженные в отставании объема ВНП, - это товары и услуги, которые общество теряет, когда его ресурсы находятся в вынужденном простое.

Закон Оукена устанавливает, что один процент прироста безработицы сверх естественно уровня приводит к 2.5 %-ному увеличению отставания ВНП.

1. Инфляция: сущность, виды, способы измерения и причины ее возникновения.
В переводе с латинского языка инфляция означает «вздутие», т.е. переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами не обеспеченными соответствующим ростом товарной массы.

Инфляция — это снижение покупательной способности денег, проявляющееся, в первую очередь, через относительно быстрый рост цен.

Инфляцияобесценивание бумажных денег вследствие выпуска их в обращение в размерах, превышающих потребности товарооборота, что сопровождается ростом цен на товары и падением реальной заработной платы.

Термин «инфляция» впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно-денежного обращения. В XIX веке этот термин употреблялся также в Англии и во Франции. Широкое распространение в экономической литературе понятие «инфляция» получило в ХХ веке сразу после Первой мировой войны. В советской экономической литературе понятие «инфляция» возникло лишь в середине 20-х годов ХХ в.

Наиболее лаконичное определение инфляции – повышение общего уровня цен, наиболее общее – переполнение каналов обращения денежной массы сверх потребностей товарооборота, что обесценивает денежную единицу и, соответственно, вызывает рост товарных цен.

Инфляционные причины роста цен:


  1. несбалансированность государственных доходов и расходов, выражающаяся в дефиците госбюджета;

  2. диспропорциональность финансирования инвестиций;

  3. изменение структуры рынка.


Для измерения инфляции выделяют группы различных товаров, для которых рассчитывают индекс цен. К числу наиболее значимых из них относятся:


  • индексы цен на потребительские товары;

  • индексы цен производителей;

  • индексы цен потребителей на продукцию и услуги производственно-технического назначения;

  • индексы – дефляторы.


При формировании индекса цен учитывается ряд принципиальных требований. Прежде всего, он не должен быть подвержен влиянию различий в ценах, обусловленных изменением качества товаров. Для этого используется метод наблюдения за изменением цен на товары и услуги-представители, иначе говоря, учитывается изменение цен на сопоставимую продукцию.

Под товаром (услугой)-представителем понимается вся совокупность марок, артикулов и т.п. определенного вида товаров, одинаковых по функциональному назначению.

Итак, рассмотрим подробнее индексы цен.

^ 1. Индекс потребительских цен (ИПЦ) измеряет изменение стоимости фиксированного набора основных потребительских товаров и услуг (потребительской корзины) и является главным оперативным индикатором, характеризующим уровень инфляции в стране и ее регионах.

В качестве потребительских цен принимаются регистрируемые цены реализуемых товаров, имеющихся в свободной продаже и оплаченных наличными деньгами (включая НДС, налог с продаж, акцизы и прочие косвенные налоги). В России для оперативной информации проводится еженедельная регистрация уровня и изменения цен и тарифов по 57 продовольственным, 40 непродовольственным товарам, 25 видам платных услуг (всего 122 позиции) по выборочной сети предприятий торговли и сферы услуг в 132 городах.

Ежемесячный расчет ИПЦ осуществляется путем регистрации цен в период с 15-го по 25-е число каждого месяца в республиканских, краевых, областных и районных центрах по 409 группам товаров и услуг.

^ 2. Индекс цен производителей рассчитывается по фактическим ценам реализации продукции, отгружаемой на внутренний рынок без НДС, акцизов и других косвенных налогов, транспортных и погрузочно-разгрузочных расходов.

^ 3. Индекс цен на продукцию и услуги производственно-технического назначения, приобретенные предприятиями-потребителями, включает, кроме цены производителей, транспортные расходы, косвенные налоги, оплату услуг торговых организаций и охватывает как отечественную продукцию, так и импортную, потребляемую отечественными предприятиями.

При расчетах индексов цен используется метод агрегирования. Это означает, что начинают с расчета индексов по отдельным товарам-представителям, а затем рассчитывают по товарным группам, производствам, отраслям.

4. Дефлятор ВВП – средневзвешенный индекс, или уровень, цен на товары и услуги, формирующие ВВП. Он используется для анализа динамики ВВП, а также для характеристики темпа инфляции. Дефлятор ВВП есть отношение объема ВВП в ценах текущего года (номинальный ВВП) и того же объема ВВП в ценах базового года (реальный ВВП). В России, начиная с 1996 г., расчет дефлятора ВВП осуществляется ежеквартально.

Количественно уровень (темп) инфляции можно определить следующим образом:

Темп инфляции Индекс цен текущего года Индекс цен прошлого года × 100%
Индекс цен прошлого года


Уровень инфляции показывает, на сколько процентов изменился уровень цен за исследуемый период, а дефлятор ВВП показывает, во сколько раз изменился уровень по сравнению с базовым годом. В случае инфляции уровень инфляции положителен, а в случае дефляции (снижение уровня цен) – отрицателен.

По характеру инфляционных процессов существуют два основных типа инфляции: скрытая и открытая. В основе обоих типов лежит нарушение равновесия между стоимостью всей массы товаров и услуг и противостоящей ей денежной массой.

^ Скрытая инфляция существует, как правило, в нерыночной экономике, в которой цены и заработные платы контролируются и определяются государством. Она проявляется через товарный дефицит через ухудшение качества выпускаемых товаров.

Открытая инфляция проявляется через рост цен на товары и услуги. Бумажные деньги обесцениваются, возникает избыточная денежная масса, не обеспеченная соответствующим количеством товаров и услуг.

В зависимости от темпов роста показателей инфляции различают следующие виды инфляции:


  1. ^ Ползучая инфляция. Темп роста цен – до 10 % в год. Инфляция, проявляющаяся в длительном, постепенном росте цен. Для ползучей инфляции характерны относительно невысокие темпы роста цен, примерно до 10 % в год. Ползучая инфляция обладает как отрицательным, так и положительным влиянием на национальную экономику. С одной стороны, ползучая инфляция негативно влияет на благосостояние населения, обесценивая его сбережения и уменьшая у значительной его части возможность удовлетворения повседневного спроса. С другой стороны, незначительная инфляция (сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы) способна при определенных условиях стимулировать развитие производства, модернизацию его структуры. На основе принципа действия инвестиционного мультипликатора некоторый рост денежной массы; ускоряет платежный оборот, удешевляя кредиты, способствует активизации инвестиционной деятельности и росту производства. Рост производства, в свою очередь, приводит к восстановлению равновесия между товарной и денежной массами при более высоком уровне цен. Ползучая инфляция стала в странах с развитой рыночной экономикой практически неотъемлемым элементом государственной экономической политики. Средний уровень инфляции по странам ЕС за последние годы составил 3 – 3,5 % в год. Вместе с тем всегда существует опасность выхода полученной инфляции из-под государственного контроля. Она особенно велика в странах, где отсутствую, отработанные механизмы регулирования хозяйственной деятельности, а уровень производства не высок и характеризуется наличием структурных диспропорций;

  2. ^ Галопирующая инфляция. Темп роста цен—до 300—500% в год.Месячные темпы роста измеряются в двухзначных числах. Такая инфляция оказывает негативное влияние на экономику: сбережения становятся убыточными (процент по вкладам ниже темпов инфляции), долгосрочные инвестиции становятся слишком рискованными, уровень жизни населения значительно сокращается. Такая инфляция характерна для стран со слабой экономикой или стран с переходной экономикой, например, латиноамериканских стран в 80-е годы, бывших социалистических стран в 90-е годы. Так, например, динамика инфляции в России характеризуется в годовом исчислении следующими цифрами (в процентах к предыдущему году): 1993 г. — 360%, 1994 г. — 320, 1995 г. — 231, 1996 г. — 122, 1997 г.— 111%;

  3. Гиперинфляция. Темп роста более 50% в месяц. В годовом исчислении — более 10000%. Исключительно быстрый рост цен, ведущий к быстрому обесцениванию денежной единицы, расстройству платежного оборота и экономическому кризису в стране. Принято считать, что гиперинфляция наступает при росте цен более чем на 50 % в месяц. Однако отдельные специалисты оспаривают такой критерий, полагая, что гиперинфляция не может иметь какого-либо количественного измерителя. Разрушение денежно-кредитной системы, массовое «бегство от денег» есть признак ее наступления. Причины этого: обвальное падение производства; разрыв хозяйственных связей; потеря управляемости; чрезмерный дефицит государственного бюджета. Последствия гиперинфляции чрезвычайно губительны: она расстраивает товарооборот страны, в связи с нарушением закона денежного обращения; обесценивает результаты труда; вызывает рост безработицы; снижение инвестиционной активности и др. Наиболее радикальный способ борьбы с гиперинфляцией – восстановление производства, рост его эффективности.


Для того чтобы эффективно бороться с инфляцией, необходимо устранить причины ее развития. Так как природа инфляционных процессов неодинакова, то соответственно существует и несколько точек зрения на причины ее развития.

Инфляция на основе роста спроса. Этот вид инфляции для краткости часто называют инфляцией покупателей. Разновидность инфляции, возникающей при избыточном по отношению к предложению спросе. Этот вид инфляции проявляется в экономической ситуации, когда совокупные денежные доходы населения и предприятий растут быстрее, чем происходит рост реального объема товаров и услуг. Как правило, инфляция спроса возникает в условиях полной занятости и полной загруженности мощности, когда производство не в состоянии отреагировать на избыток денежных средств в обращении необходимым увеличением объемов выпускаемой продукции и услуг. Возникающий избыток спроса, приводит к завышению цен на производимую продукцию. При этом не имеет значения, за счет чего увеличивается спрос – за счет увеличения расходов государства (госзаказы) или за счет повышения спроса в предпринимательской сфере (расширение инвестиционных вложений).

Инфляция на основе роста издержек производства. Этот вид инфляции для краткости часто называют инфляцией продавцов или инфляцией предложения. Один из видов инфляции, проявляющийся в росте цен на ресурсы, факторы производства, вследствие чего растут издержки производства и обращения, а также цены на выпускаемую продукцию. Причинами роста цен на ресурсы являются, как правило, изменение мировых цен на ресурсы и снижение курса отечественной валюты. Это отражается на росте цен на конкретные виды продукции (например, на энергоносители, импортное сырье и товары). В свою очередь, рост издержек на конкретный товар влияет на изменение цен на другие товары, т.к. для приобретение подорожавших товаров необходимо поднять цену на свой товар. Причина возникновения инфляции издержек в различных странах зависят в значительной степени от фазы экономического развития, места, занимаемого страной на мировом рынке, и условий производства в конкретной стране. В странах с развитой рыночной экономикой развитие инфляций издержек ограничено высоким уровнем конкурентоспособности производителей и стабильность курса национальной валюты.

Инфляционная спираль. Процесс взаимозависимого роста цен и заработной платы, при котором рост цен обуславливает необходимость повышения заработной платы, а ее повышение приводит к росту цен. Инфляционная спираль формируется следующим образом: сначала происходит установление нового уровня заработной платы (в результате пересмотра тарифного соглашения между наемными работниками и работодателями) на соответствующем сегменте рынка труда. Как следствие возникает изменение общего уровня заработной платы в масштабах национальной экономики. Если этот процесс не уравновешивается противодействующими факторами (например, ростом производительности труда), то увеличение издержек на единицу продукции приводит к сокращению производства. Тогда, при увеличении спроса, сокращение предложения приводит к росту цен. Рост цен, в свою очередь, дает новый импульс к переговорам между наемными работниками и работодателями об увеличении оплаты труда. Таким образом, ситуация повторяется на новом витке спирали « зарплата – цены»

Наши рекомендации