Калькулирование полной производственной себестоимости
Традиционным для отечественного учета является калькулирование полной производственной себестоимости, включающей все затраты предприятия, связанные с производством и продажей продукции. Эти затраты условно делятся на две большие группы — прямые и косвенно-распределяемые.
К прямым затратам относят:
1) прямые материальные затраты;
2) прямые затраты на оплату труда.
Называются они прямыми потому, что могут быть прямо отнесены на носитель затрат. Для отнесения косвенных расходов на продукт требуются специальные приемы.
Учет прямых затрат. Затраты основных материалов являются первым элементом прямых издержек (вспомогательные материалы, как правило, учитываются в составе косвенных расходов).
Определение фактической себестоимости основных материалов, списываемых на носитель затрат, в управленческом учете производить следующими методами: по себестоимости первых по времени закупок (ФИФО); по себестоимости последних по времени закупок (ЛИФО); по средней себестоимости.
Метод ЛИФО, запрещенный в финансовом учете для целей составления внешней финансовой отчетности, может использоваться в системе управленческого учета организации, если подготовленная с его помощью информации оказывает помощь менеджерам в принятии ими управленческих решений. Применение избранного организацией метода прописывается в учетной политике для целей управленческого учета.
Оценка запасов методом ФИФО основана на допущении, что материальные ресурсы используются в течение отчетного года в последовательности их закупки, т. е. ресурсы, первыми поступающие в производство (в торговле — в продажу), должны быть оценены по себестоимости первых по времени закупок с учетом стоимости ценностей, числящихся на начало месяца. При применении этого метода оценка материальных ресурсов, находящихся в запасе (на складе) на конец отчетного периода, проводится по фактической себестоимости последних по времени закупок, а в себестоимости реализованной продукции (работ, услуг) учитывается стоимость ранних по времени закупок.
Метод ЛИФО, в отличие от метода ФИФО, основан на том, что ресурсы, первыми поступающие в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости последних в последовательности по времени закупок. При применении этого метода оценка материальных ресурсов, находящихся в запасе (на складе) на конец отчетного периода, проводится по фактической себестоимости ранних по времени закупок, а в себестоимости реализованной продукции (работ, услуг) учитывается стоимость поздних по времени закупок.
Более точные результаты можно получить тогда, когда средняя стоимость материалов будет пересчитываться после каждого нового поступления и по этой перманентной средней себестоимости оцениваться расход на конкретную дату после следующего поступления.
В условиях инфляции при использовании метода ЛИФО себестоимость изделия оценивается более высоко, а прибыль формируется в меньшей сумме. Применение метода ФИФО (разрешенного в финансовом учете), напротив, обеспечивает организации максимально возможную величину чистого дохода, что делает его финансовую отчетность более привлекательной для внешних пользователей. Наиболее близкие к реальной действительности результаты будут получены при расчетах перманентной средней себестоимости запасов.
Помимо рассмотренных выше в системе управленческого учета списание материалов может осуществляться и другими методами:
—методом себестоимости каждой единицы— оцениваются МПЗ, используемые организацией в особом порядке (драгоценные металлы, драгоценные камни и т.п.), или запасы, которые не могут обычным образом заменять друг друга. Такой способ применяется в исключительных случаях или при небольшой номенклатуре ТМЦ. Он характеризуется особенной трудоемкостью, при условии, что применяется на предприятиях с большой номенклатурой;
—методом ХИФО, предполагающим списание материалов по принципу: вошедший по наивысшей стоимости входит первым. Материальные ресурсы, числящиеся в запасе на складе на конец месяца, оцениваются по фактической себестоимости закупок с наименьшей стоимостью, а в себестоимости реализованной продукции учитывается стоимость закупок с наивысшей стоимостью;
—методом ЛОФО, согласно которому списание материалов на производство происходит по принципу: вошедший по наименьшей стоимости выходит первым. Этот метод во многом перекликается с методом ФИФО;
— методом НИФО: «следующим пришел, первым ушел». Это означает, что списание материалов на производство происходит в порядке очередности, начиная с цены второй закупленной партии. Остатки сырья и материалов на складах на конец месяца оцениваются по цене первой закупленной партии.
Выбор того или иного метода зависит от управленческих задач, решаемых организацией. Он прописывается в учетной политике для целей управленческого учета.
Общий фактический расход материала за отчетный период (первый элемент прямых затрат) определяется по формуле:
Рф = Онп + П – В – Окп,
где Рф — фактический расход материала за отчетный период, руб.;
Онп — остаток материала на начало отчетного периода, руб.;
П — документально подтвержденное поступление материала в течение отчетного периода, руб.;
В — внутреннее перемещение материала в течение отчетного периода (возврат материала на склад, передача в другие цехи и т. п.), руб.;
Окп — остаток материала на конец отчетного периода, определяемый по данным инвентаризации, руб.
Фактический расход на каждое изделие определяют путем его распределения пропорционально нормативному расходу. Результатом документального оформления движения и расходования основных материалов и выполненных расчетов становится проводка:
Дебет 20 «Основное производство»
Кредит 10 «Материалы».
Вторым элементом прямых затрат является заработная плата основных производственных рабочихс соответствующими начислениями на нее. Для расчета заработной платы работников, находящихся на повременной оплате труда, используются данные табелей учета отработанного времени. В условиях сдельной формы оплаты труда могут применяться различные системы учета выработки рабочих-сдельщиков, в частности система пооперационного учета выработки. Она предусматривает приемку, подсчет и фиксирование информации о выработке рабочего (или бригады рабочих) в первичных документах контролером ОТК или мастером после выполнения каждой операции.
В условиях мелкосерийного и индивидуального производства основным первичным документом по учету выработки является наряд на сдельную работу. В серийном производстве первичными документами для учета выработки рабочих являются маршрутные листы или карты.
После умножения сдельной расценки на фактически достигнутую выработку получают размер начисленной заработной платы рабочего-сдельщика. Подобным образом выполненные и оформленные расчеты позволяют в управленческом учете составить следующую проводку:
Д-т сч. 20 «Основное производство»
К-т сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
Одновременно по установленным ставкам производятся расчеты отчислений от основной заработной платы в государственные внебюджетные фонды — социального, обязательного медицинского страхования, в Пенсионный фонд:
Д-т сч. 20 «Основное производство»
К-т сч. 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».
Учет косвенно-распределяемых расходов. Косвенно-распределяемыми расходами, в первую очередь, являются общепроизводственные и общехозяйственные расходы.
Общепроизводственные расходы возникают в производственных подразделениях — участках, цехах, производствах, переделах. Назначение, характер и функциональная роль этих затрат связаны непосредственно с производством. Общепроизводственные расходы состоят из:
1) расходов на содержание и эксплуатацию оборудования;
2) общецеховых расходов на управление.
Аналитический учет общепроизводственных расходов осуществляется по подразделениям предприятия, а в их разрезе — по установленной номенклатуре общепроизводственных (цеховых) расходов.
Наиболее распространена следующая типовая номенклатура статей затрат:
1. Содержание аппарата управления цеха.
2. Содержание прочего цехового персонала.
3. Содержание и ремонт производственного оборудования.
4. Содержание и ремонт производственных зданий.
5. Расходы по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности.
6. Перемещение грузов внутри предприятия.
7. Потери от простоев, порчи материальных ценностей и пр.
8. Прочие общепроизводственные расходы.
9. Общепроизводственные расходы непроизводительного характера.
Внутри каждой статьи можно организовать аналитический учет для более подробной расшифровки затрат с целью их конкретизации.
Общепроизводственные расходы учитываются на счете 25 «Общепроизводственные расходы» в корреспонденции со счетами учета производственных запасов, расчетов с персоналом по оплате труда, расчетов посоциальному обеспечению и страхованию, кассы, расчетного счета и др.
Общехозяйственные расходы связаны с общим обслуживанием и организацией производства и управлением организацией в целом. Они учитываются на одноименном счете 26. Аналитический учет общехозяйственных расходов строится по группам этих расходов, а внутри групп — по статьям, что позволяет предприятию контролировать исполнение сметы общехозяйственных расходов.
Предусмотрено выделение следующих статей общехозяйственных расходов промышленных предприятий:
Расходы на управление предприятием
1. Заработная плата аппарата управления.
2. Командировки и перемещения.
3. Представительские расходы.
4. Содержание пожарной, военизированной и сторожевой охраны.
5. Прочие расходы.
Общехозяйственные расходы
1. Содержание прочего общезаводского персонала.
2. Амортизация основных средств.
3. Содержание и ремонт зданий, сооружений и инвентаря общезаводского назначения.
4. Производство испытаний, опытов, исследований, изобретательство и техническое усовершенствование.
5. Охрана труда.
6. Подготовка кадров.
7. Оргнабор рабочей силы.
8. Прочие общехозяйственные расходы.
Налоги, сборы, отчисления
Непроизводительные расходы
1. Потери от простоев.
2. Недостачи и потери от порчи материалов при хранении на складе.
Обычно в организациях предварительно составляют смету общепроизводственных и общехозяйственных расходов, с тем чтобы руководители производства знали размер допустимых затрат, могли аргументированно принимать управленческие решения. Смету могут корректировать с учетом фактически достигнутого объема производства и сопоставлять с фактическими расходами.
В процессе калькулирования полной себестоимости продукции для распределения косвенных расходов между носителями затрат применяются следующие базы:
1. Время работы производственных рабочих (человеко-часы).
2. Заработная плата производственных рабочих.
3. Машино-часы.
4. Прямые затраты. Косвенные производственные расходы распределяются пропорционально стоимости потребленных на продукт основных материалов и основной заработной платы производственных рабочих.
5. Стоимость основных материалов.
6. Объем произведенной продукции в натуральном или стоимостном выражении.
7. Распределение пропорционально сметным (нормативным) ставкам.
Важнейшим принципом выбора способа распределения накладных расходов является максимальное приближение результатов распределения к фактическому расходу на данный вид продукции (работы, услуги). Это влияет на достоверность определения себестоимости продукции и в конечном счете — на прибыль организации.
При калькулировании полной производственной себестоимости фактическая сумма общехозяйственных расходов распределяется между видами продукции пропорционально выбранной базе распределения.
В результате списания прямых издержек, общепроизводственных и общехозяйственных расходов на счете 20 «Основное производство» накапливаются затраты. Одна их часть, в конечном счете, становится готовой продукцией и по истечении отчетного периода перечисляется в дебет счета 43 «Готовая продукция», другая — в виде сальдо остается на счете 20 и характеризует размер незавершенного производства на конец периода.
На рис.1 дана схема учетных записей при калькулировании полной производственной себестоимости продукции. Начальное и конечное сальдо по счету 20 «Основное производство» (23 «Вспомогательные производства») отражает размер незавершенного основного (вспомогательного) производства по полной себестоимости соответственно на начало и на конец отчетного периода. Учет готовой продукции возможен в двух вариантах — по фактическим и по нормативным затратам с использованием счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)».
70, 69 | ||||||||||||||
02, 05, 04 | ||||||||||||||
60, 68, 71.. | ||||||||||||||
Рис.1. Схема учетных записей по формированию полной производственной себестоимости
От правильной оценки незавершенного производства зависит достоверность калькуляционных расчетов, а, следовательно, и размер продекларированной прибыли.
Незавершенным производством называется продукция (работа, услуга) частичной готовности, т.е. не прошедшая всех стадий обработки. Готовая продукция, не принятая ОТК, также числится в составе незавершенного производства.
Вместе с прохождением продуктов по отдельным производственным стадиям их стоимость все более возрастает. Появляется необходимость в оценке остатков незавершенного производства. Для решения этой задачи требуется на какое-то время прервать производственный процесс. Такой перерыв на практике происходит в конце года при инвентаризации незавершенного производства. В силу использования прямого сплошного счета метод инвентаризации дает точные результаты, но лишь в конце года. Более частые перерывы производства сложны и дороги.
Для того чтобы получить непрерывные текущие данные о размерах незавершенного производства, используют балансовый метод учета, который получил наибольшее распространение. Сущность метода состоит в том, что в результате инвентаризации незавершенного производства на начало года оценивается вступительное сальдо по счету 20 «Основное производство». Затем в дебет счета 20 относят остальные издержки производства (прямые и непрямые). В результате дебет счета 20 характеризует общую массу затрат предприятия. Готовая продукция учитывается на кредите этого счета, где отражается все то, что поступает на склад предприятия.
Кредитовый оборот счета никогда не совпадает с дебетовым, поскольку в процессе производства в любой момент имеется какое-то незавершенное производство, которое переходит на следующий период для продолжения производственного процесса.
Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ предусмотрены четыре метода оценки незавершенного производства по:
1) фактическим производственным затратам;
2) нормативной (плановой) производственной себестоимости;
3) прямым статьям расходов;
4) стоимости материальных затрат.
Далее из итога по дебету счета 20 «Основное производство» вычитают стоимость незавершенного производства на конец периода. Полученную разность принимают в качестве стоимостного выражения изготовленных за период изделий.