Диаграмма 59. Потребление полимерных укупорочных средств предприятиями в сегменте «Бытовая химия».
Уровень потребления
Далеко не все организации, занимающиеся производством и/или продажей фармацевтических препаратов, самостоятельно упаковывают свою продукцию, либо не используют при этом полимерную упаковку.
Из тех же, кто все-таки упаковывает (причем именно в полимерную упаковку), большинство (62,5%) предпочитает использовать однокомпонентные укупорочные средства. Несколько меньше внимания уделяется двухкомпонентным средствам. Их используют 43,75% предприятий (см. диаграмму).
Стоит отметить, что ассортимент большинства предприятий весьма разнообразен, в результате для разной продукции используются разные (оптимальные) укупорочные средства.
Диаграмма 60. Распределение предприятий в сегменте по типу используемых крышек
Сезонность потребления укупорочных средств
Почти ¾ респондентов (73%) отметили, что сезонность в той или иной степени влияет на объемы потребления укупорочных средств.
Диаграмма 61. Оценка сезонности потребления укупорочных средств предприятиями сегмента.
Стоит оговориться, что в основном делался акцент не на том сезоне, когда уровень производства (а значит и объемы потребления) возрастают, а с точностью до наоборот: отмечалась тенденция к снижению этих объемов в летний период. Причем, зимой отмечали увеличение объемов потребления производители сиропов, мазей, растворов и т.п. Летом же снижается потребление населением (а значит и объемы производства) биодобавок, кремов, различных лекарственных препаратов.
Диаграмма 68. Оценка наибольших периодов потребления укупорочных средств в сегменте
Характеристика используемых крышек.
Материал.
Наиболее распространенным материалом для крышек, потребляемых фармацевтической отраслью является полипропилен. 50% предприятий работают с укупорочными средствами, изготовленными из этого материала.
Несколько меньше в чести ПЭВД. Крышки из него используют 31,25% предприятий отрасли. А ПЭНД и того меньше – 18,75% (см. диаграмму 69).
Диаграмма 63. Распределение используемых крышек по виду материала.
Диаметр крышек
Наиболее распространенными являются крышки диаметром 20-22мм и 27-29мм. Самыми редкими являются крышки диаметром 8-12 мм.
Предохранение от вскрытия
Ответы респондентов на данный вопрос разделились точно пополам: одни используют какой-то метод предохранения своей продукции от вскрытия, а другие – нет.
Наиболее распространенным методом предохранения является использование на упаковке предохранительного кольца. Две трети предприятий отрасли используют именно его.
В качестве другого метода предохранения продукции от вскрытия используются различные способы. В качестве примера можно привести защелку и резьбу на флаконе.
Диаграмма 64. Использование методов предохранения от вскрытия.
Планы на будущее.
Большинство действующих в отрасли предприятий (44,44%) не задумывались о том, чтобы обеспечивать себя крышками самостоятельно, или открыть совместное производство.
Также, немалая доля опрошенных отметила, что при их объемах производства это просто не выгодно. Надо сказать, что средние объемы потребления крышек по отрасли составляют около 66 тыс/мес. При этом дисперсия является весьма и весьма значительной (от 1,5 до 300 тыс/мес).
У некоторых, хотя доля их в общей массе не велика (16,67%), собственное производство уже есть, либо есть собственные пресс-формы.
Диаграмма 65. Планирование собственного производства крышек предприятиями сегмента.
Тенденции развития отрасли
Общий объем российского фармацевтического рынка оценивается приблизительно в $2,8 млрд. в ценах производителя и $4,8 млрд. в потребительских ценах. Фармацевтический рынок России интересен сегодня как с точки зрения влияния внешних процессов, происходящих на мировом рынке, так и его внутренних национальных особенностей. Доля иностранных производителей неуклонно растет, а российских - падает.
Импорт лекарств на территорию РФ за три квартала 2003 года почти вдвое превысил темпы роста внутреннего производства препаратов. В абсолютном выражении за девять месяцев 2003 года в Россию ввезено фармакологической продукции на сумму $1,473 млрд., а собственное производство составило $767 млн. При этом на десятку ведущих российских производителей по итогам обозначенного периода приходится 52% от общего оборота российских производителей. Суммарный оборот лидирующих компаний составил $396 млн. в январе-сентябре 2003 года против $328 млн. в январе--сентябре прошлого года.
Рост поступления продукции зарубежных производителей в Россию за январь-сентябрь 2003 года по сравнению с аналогичным периодом 2002 года составил 43% против показателя в 18% по динамике объема внутреннего производства.
В 2003 году отмечается относительная стабилизация российского фармацевтического рынка после того, как по нему был нанесен «удар» в связи с введением с 1 января 2002 г. 10% НДС на лекарства. В прошлом 2002 году из-за данного налога импорт лекарств в нашу страну сократился с 1,7 до 1, 4 млрд. долларов, а половина отечественных фармацевтических заводов и фабрик закончила финансовый год с убытками.
В 2004 г. рост фармацевтического рынка РФ в соответствии с оптимистичным прогнозом составит 15-17%, согласно пессимистичным предположениям – от 10 до 15%. По экспертным оценкам пессимистичный сценарий развития рынка реализуется в том случае, если не произойдет существенного роста доходов населения, а также сократится перечень лекарственных средств, субсидируемых государством (для льготных категорий граждан). С другой стороны, как показывают другие исследования, динамические показатели рынка последние три года замедляются. Так, если в 2000 г. объем рынка лекарств в РФ в ценах производителя возрос на 41% по отношению к предыдущему году, то аналогичный показатель в 2001 г. составил 22%, в 2002 г. – 17%. При этом прирост в реальных объемах и с учетом инфляции в 2000 г. составил 17,6%, в 2001 г. – 7%, в 2002 г. – 7,1%. Рынок лекарств в России растет быстрее, чем платежеспособность населения, и, как считают эксперты, такая тенденция сохранится, по крайней мере, в ближайшие несколько лет.
По данным маркетологов на покупку лекарств в 2003 г. россияне потратили более 4 млрд. долларов. Один москвич в год тратит на лекарства 55 долларов, житель Санкт-Петербурга – 26 долларов, а среднестатистический россиянин меньше – 20 долларов. При этом 60-70% стоимости медикаментов оплачивается заболевшими самостоятельно. То есть доля компенсации со стороны государства или страховых систем совсем невысока. В настоящее время импортных лекарств в России в 3 раза больше, чем отечественных. Это объясняется тем, что после введения 10% НДС большинство иностранных фармацевтических компаний значительно увеличили объемы ввоза медикаментов в Россию. Специалисты отрасли не делают утешительных прогнозов на будущее российской фарминдустрии. По их мнению, в ближайшие годы рост российских фармпредприятий будет сдерживаться в связи с необходимостью инвестиций для обеспечения перехода отечественных предприятий на стандарты GMP (good manufacturing practice) к 2005 г.
Кроме того, стоит учитывать ряд особенностей российского фармацевтического рынка. Прежде всего, это касается ассортиментной структуры российского фармацевтического рынка. Оригинальные импортные препараты для большинства населения недоступны по цене, а российские - практически не производятся в связи с отсутствием исследовательской базы, позволяющей создавать новые конкурентные препараты, сопоставимые по технологической уникальности с научными разработками ведущих мировых фармкомпаний. 70% российского рынка представлены препаратами, давно не используемыми в мировой практике - малоэффективными, морально устаревшими и не всегда качественными, но зато дешевыми и привычными для многих поколений людей.