Продукции и услуг предприятий Мурманской области
Переход экономики России на рыночные принципы хозяйствования поставил одну из важнейших задач для хозяйствующих субъектов – повышение конкурентоспособности производимой ими продукции и услуг.
Конкурентоспособность определяется, с одной стороны, качеством товара (услуги), его техническим уровнем, потребительскими свойствами и, с другой стороны, ценами, устанавливаемыми продавцами товаров (услуг). Кроме того, на конкурентоспособность влияют продажный и послепродажный сервис, реклама, имидж производителя и так далее.
Россия имеет намерение вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО), при этом она должна выполнить ряд условий, которые содержатся в 21 типовом соглашении по самым различным направлениям. Основным соглашением является – «Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994» (ГАТТ-94), которое служит своего рода «конституцией экономической свободы» в международной торговле. ГАТТ-94 среди требований выдвигает основное – чтобы субъекты, регулируемые государством, не создавали необоснованных препятствий для свободного перемещения товаров и услуг между различными государствами в таких вопросах, как:
· национальный режим внутреннего налогообложения и регулирования;
· антидемпинговые и компенсационные пошлины;
· оценка товаров для таможенных целей;
· сборы и процедуры по оформлению ввоза и вывоза;
· субсидии и правительственная помощь экономическому развитию;
· чрезвычайные меры в отношении импорта отдельных товаров и услуг;
· территориальные аспекты (приграничная торговля, таможенные союзы, зоны свободной торговли).
Соблюдение соглашений означает, что экономика России будет интегрирована в мировую экономику.
При этом основными проблемами в регионах становятся:
· ограничение возможности применения протекционистских мер по поддержке местного производителя;
· повышение конкуренции со стороны мировой промышленности и, следовательно, разорение местных производителей;
· снижение таможенных и налоговых поступлений.
Однако при этом местные экспортеры получают возможность увеличения доходов за счет отмены в отношении России антидемпинговых мер и, соответственно, могут возрасти доходы бюджетов.
Такие требования вынуждают наши предприятия активизировать работу по повышению конкурентоспособности своей продукции (услуг) и, в первую очередь, за счет качества.
В этом вопросе на первый план выходит проблема управления качеством на основе международных стандартов серии ИСО 9000, которые определяют особые требования к организации производства продукции (услуг), начиная от закупки сырья, материалов, комплектующих, инструментов и заканчивая доставкой и сервисным обслуживанием.
В каталоге продукции, производимой в Мурманской области, ведущемся Мурманским центром метрологии и стандартизации, включено только 293 вида товаров (хотя их производится несколько тысяч), из них сертифицировано по ГОСТам – 167, по ОСТам – 20 и по ТУ – 106, причем в основном - это продукция пищевой промышленности.
По международным стандартам серии ИСО 9000 сертифицировано около 20.
Сертификация продукции по международным стандартам (а это дело сугубо добровольное), в первую очередь, создает преимущества при получении государственных заказов.
Сертификат на систему качества является «визитной карточкой» предприятия и служит гарантией того, что предприятие способно обеспечивать стабильное качество продукции.
Наличие сертификата избавляет предприятие от различных проверок, облегчает получение банковских кредитов и государственных субсидий, дает преимущества при страховании продукции.
В условиях конкуренции у таких предприятий возрастают возможности в продвижении продукции на экспорт, в поиске потенциальных заказчиков.
Таким образом, сертификация систем качества будет служить повышению конкурентоспособности в условиях рыночной экономики и Правительство области будет оказывать поддержку по:
· разработке, внедрению и сертификации систем качества в соответствии с международными стандартами ИСО 9000, а на предприятиях, производящих пищевую продукцию - внедрению принципов ХАССП (анализ рисков и критические контрольные точки) для повышения качества и конкурентоспособности товаров и услуг, производимых в Мурманской области, снижения затрат предприятий в результате проведения действий, направленных на предупреждение появления несоответствующей продукции;
· упорядочению государственного регулирования в сфере обеспечения качества продукции, в том числе:
- совершенствованию нормативно-правовой базы по вопросам качества;
- совершенствованию механизма подтверждения соответствия продукции (услуг) установленным требованиям в соответствии с изменениями в законодательстве Российской Федерации;
- созданию областной системы идентификации качества продукции и контроля за ее производством, хранением и реализацией;
- созданию и развитию системы информационного обеспечения в сфере качества;
· совершенствованию экономических мер стимулирования выпуска высококачественной продукции;
· применению передовых способов учета ресурсов через внедрение высокотехнологичного метрологического контроля, снижающего потери при перегрузках, передачах и распределении (горнопромышленный комплекс, топливно-энергетический комплекс, рыбопромышленный комплекс);
· созданию в каждой базовой отрасли лабораторий с международной аккредитацией.
Кадровое обеспечение
Актуальность вопросов кадрового обеспечения связана с тем, что, во-первых, почти полностью прекратился приток молодых специалистов в Мурманскую область из других областей России, и, во-вторых, существенно уменьшились возможности местной молодежи в получении образования за пределами региона.
При этом система профессионального образования Мурманской области оказалась не готовой полностью взять на себя выполнение задач подготовки кадров для экономики области. Существует дефицит молодых кадров всех уровней на предприятиях горно-металлургической промышленности, в наукоемких производствах, учреждениях науки и образования. Актуален этот вопрос и для планируемого развития в Мурманской области объектов нефтегазового комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, сельскохозяйственного производства, энергетики и других отраслей.
В 2001 году в 26 учреждениях начального профессионального образования Мурманской области обучалось 10,5 тыс. человек по 60 профессиям и специальностям. При этом получение начального профессионального образования осуществляется как на базе основного общего образования (83,6%), так и на базе среднего (полного) общего образования (14,1%).
В 28 учреждениях среднего профессионального образования, обучалось около 13 тыс. человек, в том числе 9 негосударственных учреждений с контингентом около 1600 человек. В них осуществляется подготовка по 53 специальностям, при этом наиболее значимыми направлениями являются: «Экономика и управление» – 27%; «Образование» – 10,6%; «Транспорт» – 9,7%; «Здравоохранение» – 7,7%; «Гуманитарно-социальное» – 7,4%.
Существенное упрощение процедуры открытия негосударственных образовательных учреждений и проблемы получения высшего образования за пределами области в традиционных образовательных центрах России привели к тому, что в Мурманской области сейчас действуют 38 учреждений высшего профессионального образования. При этом сеть государственных высших профессиональных учебных заведений в 2001 году включает в себя 2 государственных вуза (МГТУ и МГПИ) и 22 филиала государственных вузов, в которых обучается 20893 человека. В 14 негосударственных образовательных учреждениях обучается 7900 человек.
За счет средств федерального бюджета в 2000 - 2001 учебном году обучалось 10800 человек, это составило 38% от общего числа студентов или 107 человек на 10 тысяч человек населения области, что существенно ниже нормы, предусмотренной Федеральным законом «Об образовании» (170 студентов на 10 тысяч населения).
Вместе с тем, такое расширение объемов подготовки в вузах не всегда оправданно и обоснованно. Большинство новых вузов не имеют естественно-научных и технических специальностей, а готовят специалистов в сфере юриспруденции, экономики, финансов и управления.
Проблема подготовки молодых специалистов усложняется неблагоприятным развитием демографической ситуации как в России в целом, так и в Мурманской области.
Контингент выпускников учреждений общего образования, начиная с 2001 года, будет практически непрерывно уменьшаться и достигнет к 2015 году величины 6190 человек, что составит 42% от уровня 2001 года, причем, минимум выпуска из 9 класса будет наблюдаться уже в 2010 году (44% от уровня 2001 года), а из 11 класса - в 2012 году (40% от уровня 2001 года).
Контингент абитуриентов учреждений профессионального образования различного уровня уменьшится к 2012 году примерно до 41% от уровня 2001 года, что актуализирует вопрос об избыточности мест в системе профессионального образования Мурманской области и необходимости её реформирования.
Следует предположить, что перераспределение абитуриентов будет происходить в пользу средних специальных учебных заведений (ССУЗ) и высших учебных заведений (ВУЗ), поэтому от снижения контингента учащихся в первую очередь пострадают учреждения начального профессионального образования (УНПО), что ещё более обострит дефицит квалифицированных молодых рабочих для экономики области. Этому также будет способствовать процесс увеличения количества выпускников УНПО, которые поступят не на рынок труда, а продолжат обучение в учреждениях среднего и высшего профессионального образования. В свою очередь, уменьшение конкурса при приеме в ССУЗЫ и ВУЗЫ, а в дальнейшем его полное отсутствие из-за уменьшения контингента абитуриентов, неизбежно приведет к снижению качества выпускаемых специалистов.
Кроме того, анализ номенклатуры направлений подготовки специалистов в системе профессионального образования Мурманской области свидетельствует о том, что традиционная кадровая пирамида, основу которой когда-то составляли специалисты инженерно-технического профиля, работники материального производства, постепенно поворачивается, в сфере профессионального образования, в сторону социально-экономических направлений, символизируя собой реальную опасность потери кадрового, а, следовательно, и социально-экономического равновесия в регионе.
Чтобы удержать указанное равновесие, требуется создание надежной и управляемой региональной системы профессионального образования (СПО). При этом в качестве главных организационно-структурных элементов региональной СПО целесообразно принять регионально-федеральные университетские комплексы (УК), которые могут быть созданы на основе интеграции интеллектуального, научно-технического, учебно-методического, материального и социально-культурного потенциала государственных учреждений науки и профессионального образования всех видов и уровней. Роль базовых центров при создании УК может быть возложена на Мурманский государственный технический университет (МГТУ), Мурманский государственный педагогический институт (МГПИ), Кольский филиал Петрозаводского государственного университета (КФПГУ) и Кольский научный центр Российской Академии наук (КНЦ РАН).
Для решения этих задач предполагается на первом этапе (2002 – 2010 гг.):
· преобразовать МГПИ в Мурманский государственный педагогический университет (МГПУ);
· преобразовать КФПГУ в классический Кольский (Арктический) государственный университет (КГУ);
· принять эффективные меры по поддержке МГТУ, МГПУ и КГУ на основе многоканального финансирования как базовых вузов Мурманской области;
· развернуть, при активном участии институтов КНЦ РАН, сеть филиалов МГТУ, МГПУ и КГУ в городах Мурманской области.
На втором этапе (2010 – 2015 гг.) приступить к формированию на базе МГТУ, МГПУ, КГУ, КНЦ РАН университетских научно-образовательных комплексов (УК), в число учредителей которых могут войти Министерство образования России, областная администрация, администрации городов и районов Мурманской области.
Кроме того, в ближайшее время необходимо:
· существенно повысить роль и возможности Совета ректоров вузов Мурманской области в вопросах координации деятельности создаваемых УК;
· сформировать региональный банк данных по объемам, номенклатуре и уровню образовательных услуг, обеспеченных заказами различных уровней;
· сформировать региональный заказ кадров с указанием объема, уровня подготовки, номенклатуры специальностей и мест размещения заказа;
· разработать региональную целевую программу «Кадровое обеспечение стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года» и приступить к её реализации.