Основные причины взрывов баллонов и их предотвращение.
На предприятиях используются баллоны со сжатыми, сжиженными и растворенными газами, давление в которых достигает до 15МПа.
Причины взрывов баллонов:
·Общие
·Специфические
Общие:
1) удары или падения баллонов, особенно при высоких или низких температурах
2) переполнение баллона сжиженным газом без оставления свободного объема 10%
3) влияние высоких температур
Давление увел-ся и определяется: , атм
α, β – коэффициенты объемного расширения и сжатия
t1, t2 - конечная и начальная температура в баллоне
4) ошибочное заполнение баллона другим газом, поэтому для инертных газов и кислорода баллоны имеют правую резьбу, а горючие – левую, баллоны маркируются (различные цвета, надписи и полосы).Негорючие газы – черный цвет, горючие – красный, ацетилен – белый, аммиак – желтый, кислород – голубой.
5) быстрое наполнение или отбор газа из баллона, которое сопровождается резким нагревом. Отбор газа осуществляется при помощи редуктора.
6) длительное хранение баллона.
Специфические:
1) попадание масла
2) наличие ржавчины или окалины в баллоне, при движении которой могут возникнуть искры
3) низкое качество пористой массы ацетиленовых баллонов.
На верхней сферической части баллона имеется клеймо, на котором устанавливается: товарный знак, масса, номер, вместимость, дата изготовления (испытания), год последующего испытания, рабочее пробное давление.
Безопасность эксплуатации компрессоров и аммиачных холодильных установок.
Сжатый воздух, газы широко используются на предприятиях АПК, в связи с этим широко применяются компрессоры.
Причины взрыва компрессоров:
1 – увеличение температуры при сжатии газов или воздуха
, К
где Т1 – абсолютная температура воздуха до сжатия, К
Р1, Р2 – абсолютное давление газа до и после сжатия, Па
т – показатель политропы
Для снижения температура сжимаемого воздуха используют рубашки: водяные (Р>3 атм), воздушные (Р<3 атм).
2 – разложение смазочных масел, т.к. при этом происходит выделение легких газообразных фракций (Н2, СН3) и тяжелых (смола, сажа). Тяжелые отлагаются на стенках цилиндра, что увеличивает трение и приводит к местным перегревам и возгоранием. При высокой температуре смазочные масла испаряются и могут образовывать с воздухом взрывоопасные смеси. Поэтому для смазки компрессоров используют высококачественные масла с температурой воспламенения более 400°С.
3 – превышение давления сжатого воздуха.
4 – утечка или подсос газа
5 – образование статического электричества, поэтому компрессоры заземляют, сопративление заземления не более 100 Ом.
Основные причины взрыва холодильных установок:
1) гидравлический удар в результате попадания жидкого аммиака в цилиндр компрессора;
2) разрушение нагнетательного трубопровода при отказе предохранителей;
3) утечка хладагента через неплотности;
4) разрыв баллонов, заполненных аммиаком;
5) взрыв газо-воздушной смеси при ремонтных работах рядом с открытым пламенем.
Для безопасной работы предусматривают реле температур РТ, реле давления РД, предохранительные клапаны, манометры, термометры и др.
Аммиачные холодильные установки располагают в отдельно стоящей камере, т.к. они относятся по пожаро-взрывоопасности к классу А и В-Іб.