Grand Marnier («Гран Марнье»)

Французский ликер Grand Marnier – напиток, созданный в 1880 году Александром Марнье-Лапостолем на основе бренди, эссенции горьких померанцев и сахара. Крепость – 40% об., ликер пьют в чистом виде в качестве дижестива с десертами или в составе коктейлей.

Точный рецепт хранится в секрете, но некоторые факты общеизвестны. Для производства ликера «Гран Марнье» компания использует только настоящий французский коньяк. Купажисты сами смешивают виноградные спирты, чтобы получить бленд, оптимально сочетающийся с цитрусовым букетом.

Горькие карибские померанцы собирают вручную, причем тщательно следят, чтобы плоды еще не достигли пика зрелости, иначе они потеряют аромат и львиную долю вкуса. Мякоть удаляют, а со шкурки снимают цедру, которую оставляют сохнуть на солнце. Высушенную цедру померанцев замачивают в спирте, потом готовую настойку перегоняют, чтобы получить концентрированную эссенцию.

Коньяк, померанцевый дистиллят и другие ингредиенты (точный состав неизвестен) смешивают и отправляют в дубовые бочки на выдержку. Наконец, готовый напиток разливают по фирменным бутылкам с характерной красной лентой на горлышке и восковой печатью. Ликер экспортируют в 150 стран.

Первая порция знаменитого ликера увидела свет в 1880 году, но его история началась немного раньше. В 1827 году Жан-Батист Лапостол основал винокурню. В 1876 году его внучка вышла замуж за Луи-Александра Марнье, выходца из семьи виноделов, дав начало новой династии. Четыре года спустя и был изобретен ликер «Гран Марнье», причем изначально он назывался «Кюрасао Марнье», в честь острова, на котором растут необходимые для производства плоды. Легенда утверждает, будто бы друг Луи-Александра, владелец сети отелей «Цезарь Ритц», попробовал ликер и воскликнул: «Да это же просто великолепный (фр. grand) Марнье!», став «крестным отцом» бренда.

К началу XX века напиток уже удостоился множества национальных и международных наград, например, на выставке в Чикаго в 1893 году или Парижском конкурсе в 1900 году. Луи-Александр умело продвигал бренд, предлагая ликер богатым и влиятельным покупателям. После одной из таких дегустаций австрийский император Франц Иосиф приобрел у производителя сразу 12 ящиков «Гран Марнье». Кроме того, винодел водил близкую дружбу с отельером Ритцем, благодаря чему новый ликер подавали постояльцам в конце каждой трапезы. В 1927 году появилось юбилейное «издание» Cuvee du Centenaire, а в 1933 Европу и США охватил «коктейльный бум», и ликер из горьких померанцев стал обязательным атрибутом любого уважающего себя бара. В 1975 году предприятие обзавелось собственной линией бутилирования в Нормандии, а два года спустя появился очередной праздничный сорт – Cuvee du Cent Cinquantenaire. Бренду уже почти 200 лет, и все это время он принадлежит одной семье, в которой сменилось уже шесть поколений.

Ликер можно пить в чистом виде или со льдом из коньячных или бокалов для виски. Закуска не требуется, так как «Гран Марнье» выступает в роли дижестива. Также «Гран Марнье» является практически незаменимым компонентом коктейлей на основе коньяков. Кроме того, ликер часто добавляют в кофе, выпечку, основные блюда, соусы и десерты.

Vana Tallinn («Вана Таллин»)

Vana Tallinn (в переводе на русский «Старый Таллин») – эстонский темно-коричневый ликер из ямайского рома, терпких трав, цитрусовых масел и сахара крепостью 35—50% об. Изобретен в 1962 году Яаном Сиимо и Бернардом Юрмо. Популярен в Прибалтике и европейской части России.

Ликер пьют в чистом виде со льдом, а также добавляют в чай или кофе. «Старый Таллин» подают как аперитив или дижестив, но это больше десертный напиток, который хорошо закусывать фруктами, сладкой выпечкой или конфетами.

Mozart («Моцарт»)

Шоколадный ликер «Моцарт» выпускают на родине великого композитора в Австрии. Линейка бренда насчитывает шесть наименований крепостью от 15% до 40% об. Производитель утверждает, что за каждой бутылкой стоят 150 лет опыта и вдохновения, благодаря этому удается создавать новые вкусы и поддерживать отменное качество. Бренд является лидером на мировом рынке шоколадных ликеров, поставляя продукцию в 70 стран.

Компания Mozart Distillerie GmbH появилась в 1954 году в родном городе Вольфганга Амадея Моцарта Зальцбурге. Изначально предприятие называлась H.C. König в честь основателя Харальда Кенига. Затем руководство фирмы решило построить бренд вокруг имени Амадея Моцарта и не прогадало. Во время изготовления ликеров непрерывно играет музыка гениального композитора, а какао перемешивают с помощью ультразвука, благодаря чему ликер приобретает идеальную консистенцию. В 2008 году 50% акций компании были выкуплены Suntory Limited, дочерним предприятием концерна Suntory Group. Эта сделка позволила «Моцарту» выйти за пределы европейского рынка и завоевать признание на Востоке. Шоколадные ликеры – приоритетное, но не единственное направление деятельности компании. Также Mozart выпускает элитный шоколад.

Все ликеры «Моцарт» объединяет одна черта: они производятся из натуральных ингредиентов, таких как шоколад, тростниковый сахар, бурбонская ваниль и спирт. Красители, ароматизаторы и отдушки не используются. Точный рецепт содержится в секрете, однако известно, что основой для всех ликеров служит какао-дистиллят той или иной степени выдержки. Производитель считает, что успех продукта обусловлен удачным подбором пропорций ингредиентов и уникальной технологией дробления компонентов звуком и ультразвуком.

Сначала отборные зерна какао сортов «Форастеро» и «Тринитарио» подвергают холодной мацерации (замачиванию) в спирте из тростникового сахара. Настаивание длится не менее двух месяцев. Затем часть настоя перегоняют, а полученный дистиллят соединяют с оставшимся настоем методом конширования – интенсивного смешивания при высоких температурах под воздействием звука (в том числе музыкальных произведений Моцарта) и ультразвука. Компания называет эту технологию sound-milling (звуковое измельчение). Благодаря коншированию твердые частицы какао разбиваются и лучше смешиваются с другими составляющими, в результате получается алкогольный напиток идеальной консистенции. Наконец, ликер «Моцарт» разливают по характерным пузатым бутылочкам, заворачивают в нарядную светонепроницаемую упаковочную бумагу, защищающую от негативного воздействия солнечных лучей.

White Chocolate Cream Strawberry («Клубника с белым шоколадом») – подают охлажденным или со льдом в чистом виде. Также богатый фруктовый букет делает ликер незаменимым ингредиентом коктейлей. В состав входит рафинированный сахар, свежая клубника, бурбонская ваниль, сливки, масло какао. Крепость – 15% об.

Gold Chocolate Cream («Молочный шоколад») – в составе бельгийский шоколад, свежие сливки и ароматные нотки ванили и какао. Подается слегка охлажденным в качестве дижестива или добавляется в десерты, например ванильное мороженое. Прекрасно сочетается с кофе. Крепость – 17% об.

White Chocolate Vanilla Cream («Белый шоколад с ванилью») – среди ингредиентов ваниль, карамель, свежие сливки, белый шоколад. В букете ясно прослеживаются фруктовые нотки. Обладает мягким бархатистым вкусом, содержание жира на 60% меньше, чем в ликерах Irish Cream (самый известный представитель – «Бейлис»). Подают охлажденным, лучше всего – с сезонными фруктами. Крепость – 15% об.

Dark Chocolate («Горький шоколад») – во вкусе преобладает горький шоколад, ваниль и карамель, в букете чувствуются «дымные» нотки и легкая горчинка. Какао-дистиллят для этого ликера проходит двухлетнюю выдержку в дубовых бочках. Напиток пьют как в чистом виде, так и с кофе или в составе коктейлей. Крепость – 17% об.

R.G. Premium Chocolate Cream («Превосходный молочный шоколад») – изготавливается из элитного бельгийского шоколада, какао, мадагаскарской ванили, свежих сливок, масла какао и спирта. Какао-дистиллят вызревает в дубовых бочках не менее шести месяцев. Крепость – 17% об.

Chocolate Vodka («Шоколадная водка») – неразбавленный дистиллят шоколадной настойки без сахара. Производится на отдельном заводе. Крепость 40% об.

Benedictine («Бенедиктин»)

«Бенедиктин» – французский травяной ликер крепостью 40% об., изобретенный Александром Леграном в 1863 году. На этикетке каждой бутылки печатают буквы D.O.M., что означает Deo Optimo Maximo, в переводе с латыни – «Господу, всеблагому, величайшему». Именно эту аббревиатуру можно встретить в начале любого документа ордена бенедиктинцев – так монахи посвящают свою работу Богу. Горлышко бутылки огибает надпись «Настоящий Бенедиктин» с изображением католического креста.

Легенда гласит, что рецепт разработали в Средние века монахи бенедиктинского монастыря в Нормандии – святые братья стремились создать лекарство на основе душистых трав. На самом деле истинный изобретатель, Александр-Проспер-Хуберт Легран, придумал этот напиток во второй половине XIX века в соавторстве с местным химиком, а красивую историю про древние монашеские традиции написал только для того, чтобы повысить продажи. Именно Александр назвал напиток «Бенедиктином», начал использовать бутылки характерной легко узнаваемой формы и выстроил фабрику-«дворец» по производству «Бенедиктина» в неоготическом стиле.

По легенде изобретателем ликера считается венецианский монах Бернардо Винчелли, алхимик и травник, который якобы дистиллировал некоторые лекарственные растения. Ликер получился так хорош, что его по достоинству оценили даже при королевском дворе. С течением времени рецепт был утерян, пока в 1863 году его не нашел виноторговец Легран.

Оригинальный рецепт ликера «Бенедиктин» известен только трем людям. Воспроизвести напиток пока никому не удалось: производитель даже открыл выставку «зал подделок», в которой коллекционирует неудачные попытки копировать знаменитый ликер. Уже в 1873 году производство нового бренда достигло 150 тыс. бутылок в год. На 2010 год 75% всей продукции шло на экспорт, преимущественно в США, Малайзию и Сингапур.

Более-менее доподлинно известно, что в состав напитка входят 27 трав и специй: корица, мед, апельсиновая цедра, ваниль, гвоздика, лимон и т. д. Ингредиенты разбивают на группы, каждую из которых настаивают отдельно. Полученные настойки дистиллируют в медных кубах один или два раза, затем купажируют дистилляты в определенных пропорциях, а полученный напиток выдерживают два года в дубовых бочках и разливают в бутылки.

«Бенедиктин» можно пить в чистом виде как аперитив или дижестив, добавив в бокал пару кубиков льда, закуска не предусмотрена. Однако чаще всего этот ликер используется в качестве кулинарного или коктейльного ингредиента. Также напиток хорошо сочетается с кофе и десертами, а подают его в маленьких рюмках.

Frangelico («Франжелико»)

«Франжелико» – итальянский ликер на основе лесного ореха и трав. Чтобы придать напитку красивый золотистый оттенок, его подкрашивают карамелью. Крепость ликера составляет 20% об. Бренд известен своей оригинальной упаковкой: бутылка выполнена в форме монаха, подпоясанного белой веревкой. На рынке встречаются два варианта объема: 750 мл и 375 мл. Ликеру присущ интенсивный ореховый аромат и богатый букет с явными, но деликатными тонами лесного ореха, нюансами ванили, темного шоколада.

Согласно легенде, название происходит от имени отшельника брата («фра») Анжелико, который жил в Пьемонте 300 лет назад и якобы создал уникальную рецептуру напитка. Несмотря на то что благочестивый старец принадлежал к ордену доминиканцев, бутылка выполнена в форме монаха-францисканца. Ликер «Франжелико» был создан в 1978 году семьей итальянских виноделов Барберо.

Способ изготовления «Франжелико» похож на методы производства большинства ореховых ликеров: очищенный, поджаренный и дробленый фундук заливают разбавленным спиртом и настаивают. Затем эту настойку дистиллируют и смешивают с экстрактами какао, ванили, кофе, других трав (разумеется, точный рецепт и пропорции держатся в секрете). Готовую смесь доводят до нужной крепости, фильтруют, подслащивают. Еще 6—8 недель ликер выдерживают в чанах: это время необходимо, чтобы все использованные спирты «поженились» и смешались в один гармоничный напиток. Наконец, «Франжелико» бутилируют, маркируют, «подпоясывают» веревочкой и отправляют на прилавки.

Сами производители так описывают напиток: «темный снаружи и светлый внутри, сладкий, но восхитительно освежающий». Они утверждают, что богатый вкус «Франжелико» обусловлен происхождением ингредиентов: для производства напитка используются отборные орехи из итальянского региона Пьемонт. Этот фундук такой особенный, что даже обладает собственным названием: Tonda Gentile. Сорт растет исключительно на севере Италии, это крупные «мясистые» орехи с тонкой шкуркой, их можно поджаривать, не рискуя получить горьковато-горелый привкус.

Ликер «Франжелико» можно пить в чистом виде, со льдом, разбавлять содовой или добавлять в кофе.

Amarula («Амарула»)

Ликер «Амарула» имеет крепость 17% об., содержит 20% сахара и запоминается мягким карамельно-молочным вкусом. Напиток изготавливают с 1989 года из плодов «слоновьего дерева» (другие названия – «свадебное дерево», марула, склерокария эфиопская) и свежих сливок. Производством занимается одна компания в мире – Southern Liqueur Co. Бренд получил признание и является вторым по популярности сливочным ликером в мире после ирландского «Бейлиса».

Дерево марула растет только в Южной Африке и плодоносит раз в году – в середине лета. Плоды – насыщенно-желтые овальные фрукты с мясистой белой мякотью. В одной маруле содержится в четыре раза больше витамина С, чем в среднем апельсине, а во вкусе фрукта чувствуются ореховые, цитрусовые и сливочные нотки. Особенность дерева заключается в том, что его нельзя культивировать и селекционировать – марула сама выбирает, где расти. Если «слоновьему дереву» не понравится почва, оно приживется, но плодоносить не будет. Когда на маруле появляются плоды, воздух наполняется сладковатым ароматом, привлекающим слонов, – это верный знак, что пора приступать к сбору урожая.

Созревшие, налитые соком и напитавшиеся солнечным светом плоды марулы собирают вручную, очищают от шкурки и косточек, перемалывают в однородную массу и отправляют на брожение. Затем получившееся вино подвергают двойной дистилляции и оставляют на два года в дубовых бочках. В результате выдержки дистиллят приобретает тона ванили и поджаренных тостов. Наконец, на последнем этапе в ликер добавляют сливки и разливают готовую «Амарулу» по бутылкам.

Виды:

– Amarula Cream – сливочный ликер;

– Amarula Gold – дистиллят без добавления сливок.

Сами производители рекомендуют пить сливочный ликер, добавив кубики льда и любуясь африканскими пейзажами. Закусывать напиток можно фруктами, десертами и мороженым. «Амарулу Голд» обычно пьют с имбирным пивом или содовой, разбавляя в пропорции 1:8 (25 мл «Амарулы» на 200 мл напитка). Также это крепкое спиртное можно смешивать с любым лимонадом или соком.

Kahlúa («Калуа»)

«Калуа» – мексиканский кофейный ликер крепостью 20—35% об. на основе рома с добавлением кукурузного сиропа и ванили, а также других ингредиентов. Считается десертным спиртным и входит в состав многих коктейлей.

Ликер «Калуа» появился в 1936 году, когда четверо молодых мексиканцев решили открыть свое дело. Один из них стал идейным вдохновителем и создал рецепт, двое других предоставили первоклассный кофе, а четвертый сумел перевести проект на коммерческие рельсы и наладить производство нового напитка. По одной из версий, создатель ликера Педро Домек назвал свое изобретение «Дом людей Акольуа» в честь исчезнувшей народности долины Мехико, что на языке ацтеков звучит Kahlua. Однако на официальном сайте компании сказано, что термин взят из древнеарабского языка и означает «кофе».

Требуется семь лет, чтобы изготовить партию «Калуа», при этом шесть лет занимает выращивание правильного кофе. Для ликера годятся только особенные зерна, которые созревают в тени, а не на солнце, поэтому процесс идет гораздо медленнее, чем при обычных условиях. Собранные зерна дополнительно выдерживают полгода в холщовых мешках, в это время производитель занимается созданием алкогольной основы напитка – рома. Затем ром настаивают на кофейных зернах четыре недели, фильтруют, в зависимости от рецептуры добавляют другие ингредиенты и разливают готовый напиток по бутылкам.

Мексиканский кофейный ликер отлично сочетается с молоком, сливками, кофе и кокосовым молоком. В зависимости от личных предпочтений его пьют в чистом виде со льдом, добавляют в кофе или чай, поливают мороженое, брауни (шоколадное пирожное), сладкие пироги.

Advocaat (адвокат)

Адвокат (гол. advocaat) – голландский ликер на основе яиц, сахара и бренди, обладает богатым букетом и бархатистым вкусом, по консистенции и аромату похож на заварной крем. Крепость варьируется от 14 до 20% об. В состав входят яичные желтки, выдержанные дистилляты, сахар, мед, бренди, ваниль, иногда сливки. По типу напиток очень похож на славянский гоголь-моголь, только с алкоголем. Название не принадлежит одному производителю или региону.

Advokaat в переводе с голландского означает «адвокат». Изначально ликер назывался advocatenborrel – «напиток адвокатов», так как его текстура идеально годится, чтобы «промочить горло» во время затяжных публичных выступлений. Со временем трудновыговариваемое название сократилось до простого «адвоката».

Бытует оригинальная версия, будто напиток зародился на Карибских островах или в Южной Африке, а для его изготовления использовались плоды авокадо. Со временем искаженное название этого растения и стало названием ликера. В конце XVII века голландцы привезли рецепт в Европу, заменив авокадо на яичные желтки. Интересно, что «авокадо» звучит по-голландски Advocaatpeer, поэтому версия имеет право на существование.

В Бельгии и Голландии продается густой ликер на основе только яичных желтков, небольшие партии этой вариации экспортируют в Германию и Австрию. Напиток настолько плотный, что его не пьют, а едят десертной ложечкой, как мороженое. Такой «Адвокат» слишком приторный, чтобы потреблять его в чистом виде: чаще им намазывают вафли или выпечку.

Экспортный «Адвокат» гораздо менее густой, для его приготовления используют целое яйцо (желток и белок). Ликер охлаждают и пьют в чистом виде из рюмок в качестве дижестива или аперитива, также применяют в коктейлях. Иногда в чистый ликер добавляют корицу и мускатный орех. 8

Drambuie («Драмбуи»)

«Драмбуи» – ликер на основе выдержанного шотландского виски, верескового меда, сахара и ароматных трав (в состав входят анис, шафран, мускатный орех и другие добавки) крепостью 40% об. Цвет напитка зависит от выдержки виски и варьируется от золотого до янтарно-коричневого.

Несмотря на солидную крепость, ликер обладает мягким вкусом со свежим послевкусием, в букете ясно чувствуются тона шафрана и цитруса, но точный состав «Драмбуи», хранится в секрете. Доподлинно известно, что за основу берется односолодовый скотч 15-17-летней выдержки, а после смешивания напиток благородно стареет в дубовых бочках порядка 20 лет.

Легенда утверждает, что в 1746 году после поражения в битве при Каллодене принц Карл Эдуард Стюарт (Красавчик Чарли) бежал на остров Скай, где нашел приют у капитана Джона МакКиннона из клана МакКиннонов. В благодарность за гостеприимство и помощь дворянин оставил своему спасителю рецепт ликера «Драмбуи». Впрочем, исследователи считают, что эта версия не выдерживает критики, а красивая история придумана только для того, чтобы «раскрутить» бренд и обеспечить марке коммерческий успех.

Как бы то ни было, в конце XIX века семейство МакКиннонов передало рецепт Джону Россу, который в свою очередь оставил записи сыну Джеймсу – бизнесмену и отельеру. В течение 1880-х годов Джеймс Росс работал над улучшением рецептуры напитка, заменив, в частности, бренди шотландским виски. Джеймс Росс стал крестным отцом ликера, назвав его Drambuie, что весьма вольно переводится с гэльского как «напиток, который приносит радость».

Сначала новый ликер использовали исключительно камерно – Росс угощал им друзей и гостей отеля, – но увидев, что «Драмбуи» многим пришелся по душе, в 1893 году Джеймс зарегистрировал новый бренд и начал поставлять продукт на экспорт. После смерти предпринимателя его жена Элеонора была вынуждена продать рецепт, чтобы оплатить образование детям. По удивительному стечению обстоятельств покупателем стал клан МакКиннонов, который и обладал исключительными правами на производство ликера вплоть до 2014 года, когда рецепт перекупила компания William Grant & Sons.

Чаще всего «Драмбуи» подают охлажденным до 10—14° C или комнатной температуры. Это праздничное спиртное, приберегаемое для особых случаев. Благодаря разнотравью в составе «Драмбуи» может использоваться в качестве дижестива – рекомендуется немного согреть его в ладонях, чтобы полнее почувствовать аромат. Если напиток оказался слишком крепким, его можно разбавить содовой (минералкой). Лучше всего медовый ликер сочетается с десертами или сырами. Также «Драмбуи» добавляют в кофе или чай, он с успехом заменяет виски в коктейлях.

Chartreuse («Шартрез»)

«Шартрез» – травяной ликер, рецепт которого вот уже более четырех веков охраняют монахи картезианского ордена. И пока святые братья не собираются делиться секретами производства. Крепость напитка варьируется от 40 до 72% об., а в состав входит более 130 трав, корений, специй, цветов и семян.

Благодаря богатой палитре самых разнообразных трав ликер «Шартрез» одновременно сладкий, жгучий и пряный. Многие дегустаторы отмечают откровенно «лекарственный» букет, но уже после нескольких глотков напиток начинает играть нюансами, давая глубокое послевкусие и неожиданные нотки. Кроме того, вкус напрямую зависит от температуры подачи: холодный «Шартрез» лучше раскрывается, а растительные ароматы чувствуются полнее, теплый – слишком душистый. Ликер получил название в честь «родительского» монастыря Гранд Шартрез, а святая обитель, в свою очередь, переняла имя у горного хребта во французском регионе Гренобль.

Легенда гласит, что в 1605 году генерал Франсуа Д’Эстрэ передал монахам алхимический рецепт «эликсира долголетия», но потребовалось более ста лет, чтобы воспользоваться записями. Только в 1737 году монастырскому аптекарю Жерому Мобеку удалось выпустить первую порцию напитка. Тогда крепость «Шартреза» достигала 72% об., это было исключительно лечебное снадобье, использовавшееся в медицинских целях. Четверть века спустя монахи и жители окрестных поселений поняли, что напиток хорош сам по себе, и стали употреблять его в качестве дижестива – так в 1764 году появился «Зеленый шартрез».

История ликера полна поистине детективных приключений: в конце XVIII века во время Французской революции картезианцы были вынуждены покинуть стены монастыря, но рецепт забрали с собой. В определенный момент тщательно охраняемый секрет производства ликера оказался в руках Наполеона I, но император не заинтересовался напитком, поэтому инструкцию отдали назад картезианцам. В 1816 году святые братья вернулись в свою обитель и продолжили выпускать ликер, но уже в 1903 году снова отправились в изгнание. Монахи переселились в Испанию, где и возобновили изготовление напитка, только под новым именем – «Таррагона». В начале XX века французское правительство желало получить вожделенный рецепт, так как сохранило за собой право на название Chartreuse, но выпускаемый под этим именем спиртной напиток и близко не стоял с продукцией ордена, поэтому бренд стремительно терял популярность.

У властей не было другого выхода, кроме как помириться с хранителями секрета. В 1921 году монахи вернулись во Францию, со временем обосновались в городе Вуарон и возобновили выпуск ликера, а «Таррагону» сняли с производства в 1989 году. С тех пор настоящий «Шартрез» производится только в Вуароне, и, хотя это название нигде не запатентовано и не имеет официального статуса, охраняемого по происхождению, все-таки полный состав напитка до сих пор не разгадан, а оригинальный рецепт является исключительной и безусловной собственностью ордена. С 1970 года за производство ликера отвечает общество Chartreuse Diffusion, в состав которого входят все те же монахи-картезианцы.

Из технологии производства монахи не делают тайны: проводят экскурсии по подвалам и заводу, с удовольствием показывают, какие этапы проходит будущий ликер. Доподлинно известно, что все ингредиенты замачивают в винном спирте и «Шартрез» получается в результате мацерации – холодного настаивания крепкого алкоголя на растительных компонентах. Затем в напиток добавляют мед и сахарный сироп, а получившуюся заготовку выдерживают в дубовых бочках. По легенде, когда одного из монахов спросили, что же все-таки входит в состав напитка, тот ответил: «Гамбургер и козий сыр». После розлива в бутылки «Шартрез» не портится, а благородно стареет и со временем становится только лучше.

Виды ликера «Шартрез»:

– зеленый (55% об.) – выпускается с 1764 года;

– желтый (40% об.) – производится с 1838 года. Более мягкий, желтый цвет обусловлен шафраном;

– белый (37—40% об.) – выпускался с 1860 по 1900 год;

– «растительный эликсир Гранд Шартрез» – на данный момент вариация, наиболее близкая к первоначальному рецепту. Крепость 69% об., редко употребляется в чистом виде, чаще входит в состав коктейлей, используется в качестве базы к грогу или применяется в медицинских целях.

Зеленый и желтый «Шартрез» могут подвергаться особо длительной выдержке в дубовых бочках (10 лет), после чего приобретают маркировку V.E.P. и крепость 42—54% об.

Чаще всего «Шартрез» сервируют в бокалах или небольших рюмках и ставят на стол после еды. Ликер правильно пить медленными глотками в чистом виде, со льдом или в составе коктейлей. Напиток подают как охлажденным до 10—15° C, так и комнатной температуры.

«Шартрез» не обязательно закусывать, но если без еды он кажется слишком крепким, можно поставить на стол фрукты или десертные блюда.

Killepitsch («Киллепич»)

Немецкий ликер «Киллепич» знаменит двумя вещами – историей и рецептурой. Этот дюссельдорфский напиток долгое время был визитной карточкой города и законной гордостью местных жителей, однако не пользовался большой популярностью за пределами Дюссельдорфа. Сегодня «Киллепич» экспортируется по всему миру, знаменитый бальзам служит приманкой для туристов и превосходным сувениром из Германии. Хоть у этого ликера и нет статуса названия, контролируемого по происхождению, Killepitsch – авторский напиток только с одним производителем, на сегодня это Питер Буш, внук Вилли Буша, изобретателя рецепта.

«Киллепич» крепче водки – 42% об. Это темно-красный ликер с коричнево-кирпичным оттенком, который поражает сочетанием тягучей сладости и горечи, наиболее отчетливо в богатом букете чувствуются карамель и мята. Ценители утверждают, что напиток обладает самым глубоким ароматом, а по количеству вкусовых нюансов и оттенков с ним не сравнится ни один другой бальзам.

Точный рецепт «Киллепича» хранится в секрете, известно лишь, что в состав входят экстракты 98 трав, цветов и специй, а готовый ликер после смешивания ингредиентов еще год настаивают в глиняных сосудах.

Во время Второй мировой войны два друга – довольно известный на тот момент сказочник Ханс Мюллер-Шлессер и профессиональный винокур Вилли Буш – потеряли надежду на спасение. Прячась в бомбоубежище от налетов стратегической авиации союзников, они топили страх в алкоголе. Однажды спиртное закончилось. Ханс попросил друга сделать им новую порцию горячительного. Вилли ответил, что винокурам запрещено производить алкоголь в такое время, но поклялся приятелю, что если судьба их пощадит, он создаст удивительный ликер, заставляющий людей сначала вздрагивать, а затем жмуриться от удовольствия.

Им удалось-таки выжить, а десять лет спустя, в 1955 году, Вилли позвал друга на открытие нового бара и поднес Мюллер-Шлессеру рюмку ликера «Киллепич», название которого можно вольно перевести как «убийственное пойло». В Дюссельдорфе до сих пор работает бар Et Kabuffke («Каморка»), торгующий «Киллепичем» «на разлив» из маленького окошечка, и немцы любят перехватить рюмку-другую прямо на ходу, по пути с работы.

Этот крепкий сладко-горький ликер пьют из маленьких 30-миллилитровых рюмок, нередко – на десерт без закуски для улучшения пищеварения и избавления от тяжести в желудке после плотного ужина. Также в Германии принято закусывать «Киллепич» национальным блюдом – свиной рулькой.

После первого глотка тягучая густая жидкость моментально обжигает горло, затем появляются нотки сладкой патоки и мяты. Горечь постепенно уходит, остается только приятное тепло во рту. Кроме того, «Киллепич» можно добавлять в кофе или чай. Разбавлять ликер соками или минеральной водой для снижения крепости не принято, поскольку теряется уникальный вкус.

Fernet (фернет)

Фернет – группа горьких ликеров на травах крепостью до 45% об. Точный состав и пропорции зависят от производителя, однако классическими ингредиентами считаются мирра, корень ревеня, ромашка, кардамон, алоэ, орегано и шафран. За основу берут виноградный спирт, а насыщенный коричневый оттенок готовый напиток получает за счет добавления карамели.

Существует пара версий возникновения напитка, сразу несколько европейских стран претендуют на звание родины фернета: Франция, Италия, Чехия, Австрия. Впрочем, большинство исследователей сходятся во мнении, что этот ликер появился в XIX веке в итальянском регионе Ломбардия. Предположительно создателями нового алкогольного напитка стали фармацевт Бернардино Бранка (основатель самой известной итальянской марки) и его компаньон, шведский врач господин Фернет, в честь которого и назван ликер.

Чтобы получить настоящий фернет, все травы вымачивают в виноградном спирте, затем настойку фильтруют и выдерживают в дубовых бочках от 6 до 12 месяцев. Точные детали технологии зависят от конкретного производителя и не становятся достоянием широкой общественности.

В Италии только ликер марки Branca («Бранка») имеет название Fernet, хотя продукция других производителей по составу может быть близка. Датой рождения напитка считается 1845 г. Производитель утверждает, что в состав ликера входят 27 трав, большая часть которых произрастает за пределами Европы и поставляется в страну специально для изготовления знаменитого напитка.

В Чехии выпускают Fernet Stock («Фернет Сток»). Чешский фернет настаивают на 14 травах, которые собирают в Альпийских горах. Крепость классической вариации составляет 40% об., однако для дам и любителей алкоголя послабее есть цитрусовый фернет крепостью 30% об.

Несмотря на принадлежность к одному и тому же виду алкоголя, «Фернет Сток» ни в коем случае нельзя путать с «Бранка» – у этих напитков совершенно разный состав, «пересекающийся» только несколькими ингредиентами, и, соответственно, разный вкус.

Ликер фернет очень популярен в Аргентине, куда его привезли итальянские эмигранты. Беженцы использовали ликер на травах больше в медицинских целях, однако аргентинцы быстро оценили вкусовые качества «лекарства», и сегодня в стране производится более 50 млн л фернета в год. Отсюда биттер попал в другие государства Латинской Америки. Кроме того, фернет полюбился в Дании и в американском штате Калифорния – там практически в любом баре можно заказать крепкий итальянский ликер с имбирным пивом.

Любой ликер фернет чаще всего подают после обильного обеда, так как содержащиеся в составе лекарственные травы способствуют пищеварению, поэтому напиток прекрасно справляется с ролью дижестива. По этой же причине фернет можно пить и до приема пищи, чтобы еда лучше усваивалась. Травяной ликер также нередко добавляют по паре капель в кофе или чай.

Некоторые гурманы пьют фернет в чистом виде – как охлажденным, так и комнатной температуры, закусывая цитрусовыми, в основном апельсинами и грейпфрутами. Степень нагрева влияет на аромат и резкость вкуса: чем выше температура сервировки, тем сильнее чувствуются травы. Классическим сочетанием считается фернет с колой (пропорции зависят от вкуса дегустатора), также не возбраняется разбавлять крепкий ликер содовой, обычной водой и лимонным соком.

Maraschino (мараскино)

Мараскино – общее название бесцветных ликеров с миндальным привкусом из мараскиновой вишни. Наименование не является зарегистрированным товарным знаком и не защищается по региональному принципу, а это значит, что надпись Maraschino может использовать любой производитель независимо от страны. Сделанный по классической технологии ликер имеет крепость 32% об. и производится преимущественно в Италии, хотя родина напитка – хорватский город Задар.

Мараскиновая вишня – балканский сорт ягод со специфическим терпко-горьковатым вкусом, который растет только на побережье Адриатического моря. Отличительные особенности вида – небольшие плоды, суховатая мякоть и горьковатый вкус. Название Marasca происходит от латинского корня amarus («горький») и прекрасно подходит для описания самой ягоды и получаемого из нее ликера.

Самый старый из сохранившихся рецептов мараскино относится к XVI веку. В то время ароматный напиток из мараскиновой вишни изготавливали монахи-доминиканцы. Первым промышленным производителем стал венецианский купец Франческо Дриоли, открывший небольшую фабрику в 1759 году в городе Зара (старое название Задара), столице балканского региона Далмация, на тот момент это была территория Венецианской республики. К концу XVIII века ликер «Мараскино» стал популярен по всей Европе, особенно в Англии. Уже в 1779 году в лондонской прессе появились объявления, призывающие британских аристократов отведать импортный ликер Maraschino из Зары. Особенно реклама хвалила тонкий и изысканный вкус. Экзотический напиток пользовался любовью и покровительством самого благородного дворянства, включая королевский дом Британии. Обратной стороной этого успеха стало возросшее количество подделок и связанных с ними судебных тяжб, юридические разбирательства продолжались долгие годы, даже после закрытия фабрики Франческо Дриоли в 1980 году.

«Мараскино» традиционно разливался в бутылки зеленоватого муранского стекла с соломенной оплеткой: такая тара легко переносила длительные морские путешествия, сохраняла аромат и вкусовые качества напитка. Фабрика Дриоли в Заре была первой, но не единственной: после успеха дона Франческо в том же городе открылись предприятия Джироламо Люксардо (1821 г.) и Романо Влахов (1861 г).

Концом «золотого века» стала Вторая мировая война, когда многие члены семьи Люксардо погибли, а город отошел Югославии. Тройка производителей бежала в Италию и там, разделившись, попыталась возродить бизнес в местечках Мира (недалеко от Венеции), Торрелья (у Падуи) и Болонья. Уже к 1946 году Витторио Дриоли вернул бренду былую славу и популярность. Производителю удалось найти золотую середину между следованием вековым традициям и модернизацией, необходимой послевоенной Европе. Витторио был последним прямым наследником Франческо, и после его смерти в 1980 году компания прекратила существование, а основным производителем стал завод Люксардо (в первую очередь марка известна своей самбукой).

«Визитная карточка» мараскино – нежный узнаваемый вкус с легким миндальным оттенком – обусловлен не только сортом вишни, но и особенностями производства ликера. Вначале дистиллят ягод (чистый вишневый самогон без сахара) несколько месяцев настаивают на прессованных вишневых косточках того же сорта. В результате появляется легкая горечь. Затем в течение трех лет напиток выдерживают в ясеневых бочках, что смягчает вкус.

Получается бесцветный ликер – ясеневая древесина содержит минимум танинов, поэтому не меняет цвет дистиллята. Стандарты производства запрещают добавлять в готовый мараскино фруктовые эссенции или соки, но допускают внесение небольшого количества сахарного сиропа. Все-таки напиток позиционируется как ликер и должен быть хотя бы немного сладким.

Самый известный и дорогой бренд – Luxardo Maraschino, на долю этой марки приходится до 85% мирового рынка. Следом идет Maraska Mar

Наши рекомендации