Оценка внешней среды предприятия
Внешняя среда организации - это все те факторы, которые находятся за пределами организации и могут на нее воздействовать (рис.2)
Рис.2. Элементы внешней среды
Кратко рассмотрим каждый элемент относительно нашего предприятия:
• Конкуренты: ООО ТЗК «Автокомпонент», НАО «АО ТДАКОМ», ООО «БАЛТКАМ», ООО «ТК Корпорация атошинснап», ООО «НижБел», ООО «Автопарт», ООО «Лекор», ООО «Агро-Лига», ООО «Ман+Хуммель», ООО «Автокомфорт»;
• Потребители: Предприятия, занимающиеся выпуском автомобилей и их составляющих (КАМАЗ, МАЗ, УралАЗ, ПАЗ, ЛиАЗ, НЕФАЗ, КАВЗ, АМАЗ, КрАЗ), коммерческие организации (сервисы технического обслуживания, оптовые фирмы), автолюбители;
• Партнеры: KOLBENSCHMIDT;
• Поставщики: ОАО «КамАЗ-Дизель» (поставщик сборочных конвейеров), ОАО «Автодизель» (Ярославский моторный завод), УП «Минский моторный завод», ОАО «Ульяновский моторный завод», ОАО «ПО «Алтайский моторный завод», ОАО «Тутаевский моторный завод»;
• Государство: есть определенная поддержка со стороны государства (Например, заем в размере 200 млн рублей от Фонда развития промышленности (ФРП) Минпромторга России);
• Международное окружение: страны импортеры АО «КЗА» Афганистан, Ирак, Сирия, Монголия, Польша, Украина, Болгария, Молдова, Вьетнам, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Азербайджан, Туркменистан, Таджикистан, Грузия, Армения, Беларусь, Литва, Куба;
• Научно-технический прогресс: научно-технические разработки, инновации, модернизация производства (современное роботизированное оборудование - литейные и обрабатывающие комплексы: ERGO, TAKISAWA, GOETZE, KOLBENSCHMIDT, DUKER, DEGUSSA, ZIPPEL, OTTO HARRANDT);
• Политические факторы: политическая ситуация в стране,стабильность,
лояльность властей,протекционизм в отрасли, наличие административных барьеров;
• Экономические факторы: темпы роста отраслей,динамика развития рынка и его насыщенность, уровень инфляции и безработицы,процентные ставки за кредит,инвестиционная и налоговая политика,политика в области заработной платы и цен, налоговая база и т.д.;
• Социально-культурные факторы:отношение людей к работе и качеству жизни, средний уровень дохода и прожиточный минимум, доминирующие в обществе обычаи и религиозные верования, разделяемые моральные ценности,демографическая и половозрастная структуры общества, уровень образования.
SWOT-анализ
SWOT-анализ позволяет определить причины эффективной или неэффективной работы компании на рынке, это сжатый анализ маркетинговой информации на основании которого делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свой бизнес и в конечном итоге определяется распределение ресурсов по сегментам. Результатом анализа является разработка маркетинговой стратегии или гипотезы для дальнейшей проверки.
При прочих равных возможностях и ресурсах, стратегия должна строиться так, чтобы максимально эффективно использовать свои сильные стороны, а также появляющиеся рыночные возможности, компенсировать слабые стороны, избегать или снижать негативное воздействие угроз.
SWOT-матрица для АО «КЗА» представлена в Приложении 2.
Разрабатываемая стратегия предприятия должна быть направлена на максимальное использование предоставляемых возможностей и максимально возможную защиту от угроз.
Таким образом, проанализировав возможности и угрозы АО «КЗА», его слабые и сильные стороны, исходящих из внешней среды, можно сделать следующие выводы:
1. АО «КЗА» имеет достаточно небольшое количество сильных сторон, однако их хватает для удержания лидирующих позиций на рынке автокомпонентов страны. Главным достоинством компании является многолетний опыт работы на российском рынке автокомпонентов;
2. На данном этапе развития компании наиболее существенной слабой стороной является невысокое качество и надежность выпускаемой продукции, в результате чего «КЗА» испытывает жестокую конкуренцию со стороны зарубежных производителей;
3.Для более успешного развития на данный момент компания использует такие возможности для роста, как партнерство с иностранными производителями(«с мировым гигантом и признанным экспертом в области производства ЦПГ - немецкой компанией KS Kolbenschmidt»),модернизация производственных мощностей и повышение качества продукции;
4.Анализ угроз показывает, что к критическому состоянию фирму могут привести либо выход в отрасль большого числа конкурентов (что крайне маловероятно), либо отказ потребителей от продукции «КЗА» в пользу иностранных производителей.
РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ