Организация и место человека в ней
Современный мир — это мир организаций. Большинство задач, которые стоят перед обществом в целом и каждым человеком в отдельности, не могут быть решены в одиночку, они требуют кооперации, совместных усилий большого количества людей.
Мир организаций обширен и многообразен. Каждый из нас ежедневно, прямо или косвенно, сталкивается с их деятельностью. Все они отличаются друг от друга, могут быть большими и маленькими, иметь вековую историю или только возникнуть, они могут иметь разную направленность и преследовать разные цели, но у них есть некие общие принципы функционирования, определяемые тем, что их движущей силой являются люди. [3]
Организацией называют объединениё людей, работающих совместно для достижения определенных целей. [1]
Любая организация, вне зависимости от ее конкретного назначения, имеет ряд общих параметров, среди которых основными являются: [2]
· социальный характер взаимодействия;
· наличие цели деятельности организации;
· структурированность (упорядоченность) деятельности;
· границы организации (документы, подтверждающие принадлежность объекта, либо субъекта к деятельности проводимой организацией).
Внутренней средой организации называется все, что находится внутри границ организации, все, на что руководство предприятия может оказывать прямое влияние.
Внутренняя среда организации характеризуется тремя составляющими:[2]
· ресурсами;
· структурой;
· культурой.
Рисунок – Соотношение составляющих внутренней среды организации
Ресурсы – это наличные или необходимые средства, обеспечивающие работу организации. Выделяют шесть видов ресурсов: [2]
1. человеческие;
2. материальные (сырье);
3. финансовые;
4. технологические (оборудование, технология);
5. информационные;
6. временные.
Ресурсы попадают в организацию из внешней среды. Агенты, предоставляющие организации ресурсы называются поставщиками.
Структура организации – это состав и взаимоотношение элементов организации, т.е. взаимное их расположение. [2]
Культура организации – это система общепринятых норм ценностей и норм поведения. [2]
Внешняя среда организации – это то, что находится за границами организации, то на что руководство предприятия напрямую повлиять не может.
Во внешней среде выделяют две области: [2]
1.Внешняя среда прямого воздействия или микросреда – это элементы внешней среды, которые непосредственно контактируют с организацией и составляют сферу ее деятельности. К ним относятся: потребители, поставщики, конкуренты, местные органы управления, рынок труда региона и другие.
2. Внешняя среда косвенного воздействия или макросреда – это те элементы внешней среды, которые напрямую с организацией не взаимодействуют, но могут на нее влиять посредством элементов микросреды. К ним относят: законодательство, развитие технологий, глобальную экономическую ситуацию, общественную культуру, демографические факторы и другое.
Рисунок – Взаимодействие организации с внешней средой
Если мы посмотрим на любую эффективную организацию, то, прежде всего, в глаза бросаются ее успехи в финансовых делах, маркетинге, технологии. Так и хочется сказать: «Они хорошо работают, потому что у них много денег, хорошая реклама, новое оборудование». Однако более подробный анализ даст ясный ответ на вопрос о реальных причинах успеха компаний-лидеров. Все эти преимущества обеспечивает персонал – люди – главное богатство любой организации.
Важно понимать, что большинство организаций могут иметь те или иные проблемы, связанные со сбытом, снабжением, финансами, а также испытывать технологические трудности. Однако в большинстве случаев они являются отражением недостатков и провалов, связанных с особенностями поведения и деятельности работников. Не сделали, не сумели, не захотели, не знали. Перечень этих «не» — отражение проблем управления, неспособности руководства организации обеспечить эффективную работу персонала. [3]