Тема 1. Общие представления о лидерстве

КоНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Лидерство и управление командой»

Григорова О.Н.

Тема 1. Общие представления о лидерстве

Организация и место человека в ней

Понятие и элементы лидерства

Лидерство, управление и власть

Эволюция теорий лидерства

Понятие и элементы лидерства

Слово "лидер" в переводе с английского ("leader" - лидер) означает "руководитель", "глава", "командир", "вождь", "ведущий". Но все эти слова, кроме слова ведущий, не отражают современные взгляды на лидерство, они подходят к устаревшим, ранним трактовкам лидерства. Если посмотреть глубже на происхождение слова, то корень в слове лидер означает «путь» или «дорога». Глагол лидировать означает «путешествовать». Таким образом, лидер — это тот, кто, идя впереди, показывает своим спутникам дорогу. И это уже более близко к сути лидерства. Это упрощенные трактовки, построенные только лишь на переводах слов.

Несмотря на кажущуюся простоту этого понятия, в современной науке существуют очень разные определения лидерства. За основу возьмем одно определение, но по мере освоения новых тем, будем уточнять его.

Лидерство– это способность вести за собой людей с помощью процесса влияния на них для достижения определенных целей. Этой способностью могут обладать, как отдельные люди, так и группы людей, а также целые организации. Сразу отметим, что лидерство – это и способность вести за собой и процесс влияния, через который реализуется способность вести. То есть это и свойство субъекта, и его действия. Тех, кто, оказывая влияние, ведет за собой, называют лидерами.

Лидерство – это взаимодействие между членами группы при котором отдельные люди, влияют на других людей в большей степени, чем действия других людей влияют на них самих. [3]

Лидер – это человек у которого есть последователи. [2]

Важно также уже на этом этапе освоения дисциплины понимать, что лидерство строится не на одностороннем влиянии лидера на других людей, а это всегда взаимное влияние лидера и последователей. Поэтому верно и следующее определение.

Лидерство – процесс межличностного влияния, обусловленный реализацией ценностей, присущих членам группы и направленный на решение поставленных групповых целей. В первой трактовке лидерства (способность вести за собой) мы его будем рассматривать в теме индивидуальное лидерство, а во второй (процесс взаимовлияния) – в теме групповое лидерство.

В теориях лидерства мы еще раз рассмотрим разные трактовки лидерства. Это нам поможет точнее понять сущность лидерства и его многогранность, но пока остановимся на данных определениях и будем считать основным первое определение.

Ответы на вопрос «Из чего складывается лидерство или способность вести за собой?» можно давать самые разные и их мы рассмотрим далее в других темах. Но бесспорно, что лидерство – это и наука (знания), которые преобразуются в практику (навыки, умения, модели поведения, строящиеся на реализации личных качеств), и искусство (создание нового знания, собственных приемов лидерства, творчество).

В этой связи можно предложить такую модель лидерства:

 
 
  (ЛК + ПН) × (ПУ + ПК)

где ЛК – личные качества;

ПН – приобретенные навыки;

ПУ – психологическая установка;

ПК – поведенческая компетентность.

Эта модель отражает индивидуальное лидерство, но не групповое и не стратегическое. Их мы будем рассматривать позднее.

Элементы лидерства

Лидерство – это не просто проявление воли, желаний и способностей отдельно взятого человека. Чтобы лидерство состоялось как процесс влияния, как способность повести за собой, требуются еще некоторые обязательные элементы.

В структуру лидерства входят шесть основных элементов:

1) лидер — с определенными личностными чертами, способностями и возможностями, ориентированными на цель;

2) последователи — со своими качествами и возможностями для реализации целей;

3) задачи, которые взаимодействующие сотрудники пытаются решить;

4) ситуация, в которой происходит процесс взаимодействия;

5) группа, в которой происходят все процессы межличностного взаимодействия.

6) среда, в которой находится группа, лидер и последователи.

Связь, влияние друг на друга этих элементов составляет содержание различных теорий или подходов к лидерству, а на практике образует реальный процесс лидерства.

Рассмотрим эти элементы.

Лидер. Это первый участник процесса лидерства. Лидер– член организации, обладающий определенным набором качеств и высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций лидерства. Названы четыре важнейших атрибута лидера – лидерские качества, статус, влияние и функции лидерства. То есть, лидеру всегда присущи определенные черты, которые выделяют его среди других: компетентность или коммуникабельность, интуиция или другие способности, с помощью которых ему удается достичь, а затем удерживать лидирующее положение или статус, успешно справляться с функциями, в том числе влиянием.

Каждый из нас в какой-либо ситуации какое-то время проявлял лидерство – лидерство в семье, в кругу друзей и т.д., лидерство при принятии конкретного решения и прочих обстоятельствах. Понятие лидерства связано с лидирующей позицией человека некоторое время, даже когда сама по себе деятельность этого человека воспринимается со стороны как незначительная, не очень весомая. Лидирующая позиция означает, что человек влиял на решения и поведение других людей.

Однако очень важно понимать, что лидером можно считать только того, кто неоднократно занимал лидирующую позицию и находился в ней достаточно долгое время. Например, сотрудник организации, предположим, бухгалтерии, является лидером в организации корпоративного новогоднего праздника. Но бесспорным лидером он будет считаться тогда, когда неоднократно, стабильно этот человек профессионально организует разные неформальные мероприятия.

Последователи.Джон Максвелл, авторитетный специалист по лидерству приводит следующую поговорку: «Тот, кто думает, что ведет за собой людей, но за ним никто не следует, всего лишь совершает прогулку». Без последователей нет лидерства, как и без лидера нет последователей. Без лидера последователи представляют собой просто некую совокупность людей. Все члены группы должны взаимодействовать между собой на пути к общей цели. При таком взаимодействии и выделяется лидер.

Задачи. Являются настолько важной характеристикой деловой ситуации, что их можно рассматривать в качестве самостоятельного элемента лидерства. Какое значение задачи играют в лидерстве? Как они влияют на проявление лидерства, на появление лидера? Существует следующая взаимосвязь.

Мы знаем, что задачи определяются целями. Цель – к чему мы стремимся, наш результат, задачи – как это можно достичь, это наши средства и промежуточные результаты. Задачи определяют функции – что необходимо сделать для достижения целей и задач. Задачи через функции определяют деятельность группы и требования к лидеру – к его функциям (что должен делать) и к его качествам (какой он должен быть).

Тема 1. Общие представления о лидерстве - student2.ru

Рисунок -Взаимосвязь задач, функций и требований к лидеру.

Если меняются цель и задачи, то меняются и требования к лидеру. В этом случае может произойти смена лидера или, по крайней мере, некоторым членам группы представится возможность спровоцировать эту смену. Например, цель и задачи группы сменились с обеспечения стабильного функционирования по принятым стандартам деятельности на развитие и рост с помощью инновационного обновления методов работы, технологий работы. Лидер-эксперт в давно уже существующих технологиях работы должен смениться лидером-новатором, способным создавать новые технологии. Но лидер на то и лидер, чтобы определять задачи, он может предлагать новые задачи, формировать цели (см. на рисунке обратную стрелку).

Есть еще и такая роль задач в лидерстве. Содержание задач, особенно их смена, является сильным мотивационным фактором для тех, кто пытается стать лидером. Задачи, неоднократно предоставляющие возможности для принятия новых решений, провоцируют множество поступков, направленных на установление лидерства. Вспомните ситуации, когда в группе появляются новые задачи (провести новое мероприятие, поучаствовать в конкурсе, в олимпиаде и т.д.), при этом требуется принятие решений – необычных для этой группы. В этой ситуации стимулируется и мотивируется проявление лидерства со стороны тех, кто пока не был в таком статусе, но имеет к этому склонности и установки.

Ситуация.

Чаще всего человек становится лидером благодаря не каким бы то ни было чертам его характера, а его активной адаптации к изменяющейся среде, способности использовать свои качества в сложившейся ситуации и установить межличностные отношения «ситуация - лидер - последователи». В каждой ситуации лидерство проявляется в особом, свойственном лишь данной ситуации виде отношений между людьми. Поэтому лидерство нельзя формализовать, оно не может быть сведено к строго определенному перечню деловых качеств или способностей человека.

Важный вывод: лидерство может быть присуще человеку не постоянно, а только в определенной ситуации. Оно может быть присуще даже отдельной роли человека, которую он выполняет в группе, а не всему человеку как таковому (например, человек является лидером в отдельном проекте, в организации корпоративного праздника, но не является таковым в профессиональном статусе по основной должности).

Группа. Состав группы и ее состояние решающим образом влияют на характер лидерства, лидеров и устойчивость их положения (подробнее об этом в отдельной теме). А сейчас достаточно просто вспомнить разные группы, которые Вы знаете, вспомнить лидеров этих групп и Вы быстро подойдете к выводу, что эти лидеры стали таковыми именно в этих группах, а в иных группах они могли и не суметь занять данного статуса.

Среда, в которой находится группа, лидер и последователи. Этот пункт дополнительный, его нет в литературных источниках, но он важен, так как сегодня лидерство определяется не только взаимодействием в группе, но и в охватывающей её среде - организации, а главное – во внешней среде. Поэтому и возникает стратегическое лидерство – лидерство людей, групп, организаций с позиций стратегического положения и развития с учетом внешней и внутренней сред.

Общий вывод: Таким образом, лидерство – это проявление определенных качеств лидера в определенной ситуации, при решении определенных задач, в определенной группе людей, которые признают себя последователями, а конкретную личность лидером. Лишь все эти элементы формируют лидерство.

Лидерство и власть.

Власть– это способность одного человека влиять на поведение другого в нужном направлении независимо от его желания. В основе власти всегда лежит зависимость. Зависимость- такой характер отношений, при которых один человек вынужден поступать, мыслить или чувствовать так, как к этому подводит другой человек (или обстоятельства, условия).

В лидерстве используются разные виды власти, следовательно, и влияние.

Поэтому лидерство и определяют как влияние на других людей или взаимовлияние в группе. Однако лидерство, это не любое влияние, а такое, которое отвечает следующим условиям:

1) влияние должно быть постоянным. К лидерам нельзя причислять людей, оказывающих хотя и большое, но разовое, кратковременное воздействие на членов группы;

2) руководящее воздействие лидера должно осуществляться на всю группу (организацию). Известно, что внутри любого крупного объединения существует несколько или даже множество центров локального влияния. Причем постоянному влиянию со стороны членов группы подвергается и сам лидер. Особенностью лидера является широта его влияния;

3) лидер должен иметь явный приоритет во влиянии. Отношения лидера и ведомых отличают асимметричность, неравенство во взаимодействии, однозначная направленность воздействия от лидера к членам группы;

4) влияние лидера, особенно организационного, должно опираться не на прямое применение силы, а на авторитет или хотя бы признание правомерности руководства. Диктатор, силой удерживающий группу в подчинении, - это не лидер. Следует отметить, что не все авторы считают несовместимым лидерство и постоянное насилие.

Итак, в основе лидерства лежит использование влияния, значит власти.

Понятия «лидерство» и «власть» тесно связаны: лидеры пользуются разного рода властью, чтобы достичь поставленных целей. Вместе с тем, различие в том, что лидерство предполагает не только и не столько зависимость, а, как правило, добровольное следование за лидером. Также лидерство предполагает необходимость достижения целей, а проявление власти, её использование всегда происходит через зависимость и не обязательно связано с необходимостью достичь цель (власть ради ощущения власти, хотя это тоже цель).

Власть реализуется через влияние, а инструменты влияния или основы власти могут быть разные.

Понятие «влияние» более широкое, чем власть и означает любое поведение одного индивида, которое вносит изменения в поведения, отношения, ощущения другого индивида.

Сила влияния и власти зависит:

- от способности руководителя

- от личности подчиненного

- от ситуации, в которой находятся руководитель и подчиненный.

Это означает, что один и тот же руководитель имеет различную власть над разными подчиненными, так как уровень влияния руководителя прямо связан с уровнем зависимости подчиненного от руководителя. Эта особенность власти отражена в понятии баланс власти – который означает, что не только руководитель, но и подчиненные имеют власть над руководителем .

Сколько власти имеет тот или иной человек в данной ситуации, определяется не уровнем его формальных полномочий, а степенью зависимости от другого лица. Чем больше зависимость от другого лица, тем больше власть данного лица. Это можно выразить следующей формулой: уровень влияния облеченного властью лица А на лицо Б равно степени зависимости лица Б от лица А.

Поэтому эффективный руководитель стара­ется поддерживать разумный баланс власти: достаточной для обеспечения достижения целей, но не вызывающей у подчиненных чувства обездоленности и; отсюда, - непокорности.

В 1959 году социальные психологи Френч и Рейвен выделили пять видов власти:

1) легитимная (законная, традиционная)- способность и возможность личности влиять на деятельность людей благодаря своему более высокому положению в организации.

2)поощрительная - способность и возможность личности назначать вознаграждение другим людям. Она используется для поддержания законной власти.

3) принудительная – способность и возможность личности наказывать других людей за неповиновение. Также используется для поддержания законной власти.

4) экспертная - способность и возможность личности влиять на других людей посредством высокого профессионализма.

5) референтная (эталонная, власть примера)- способность и возможность личности влиять на других людей в силу своих особенных личностных качеств, стиля поведения.

Законную, поощрительную и принудительную власть принято относить к организационной власти. Экспертную и эталонную власть относят к личной власти. Отличие между двумя типами власти состоит в том, что организационная власть дается должности, а личную власть может иметь только конкретный человек.

Важно отметить, что, во-первых, один и тот же руководитель в разных условиях обладает разными видами власти. Во-вторых, виды власти тесным образом связаны между собой. Например, чрезмерное использование принудительной власти может снизить референтную власть.

Специалисты в области менеджмента описали множество разнообразных стратегий и тактик приобретения власти в организации. Одно из наиболее полных и релевантных описаний стратегий влияния принадлежит Дю Брину:

1) поддержание альянса с могущественными людьми

2) охват или разрушение

3) разделяй и властвуй

4) манипулирование информацией

5) демонстрация своих лучших сторон

6) услуга за услугу

7) уклонение от решительных действий

8) продвижение шаг за шагом

9) выжидание кризиса (улучшению должно предшествовать ухудшение)

10) осторожное консультирование

Эволюция теорий лидерства

Специалисты утверждают, что интерес к проблеме лидерства существовал еще в Древнем Китае, но начало классических исследований было заложено Маккиавели в его книге «Князь».

К настоящему времени разработаны десятки теорий лидерства, которые можно условно разбить на 4 большие группы: теории личностных качеств лидера; поведенческие теории лидерства; ситуационные теории лидерства, специальные теории лидерства.

Первая группа теорий (теории личностных качеств лидера) наиболее активно стала разрабатываться в 30-е годы XX в. Это ранние теории лидерства, цель которых состояла в выделении качеств и характеристик, отличающих лидера от нелидера. Исследования в этом направлении были прекращены после того, как были выявлены десятки противоречивых между собой черт лидера.

Практическое значение этой группы теории: была создана научная база, которая используется в настоящее время для отбора, оценки и продвижения руководителей.

Поведенческие теории лидерства были направлены на обучение лидера эффективным приемам поведения и активно разрабатывались в 40–50-е гг. XX в. К этой группе теории принято относить: Теории «Х» и «У» МакГрегора; управленческую решетку Блейка-Моутон; четыре системы Р. Лайкерта и др.

Практическое значение этой группы теорий: в них были обоснованы и классифицированы стили управления.

Основной недостаток этих двух групп теорий лидерства — они так и не смогли показать зависимость между стилем управления, удовлетворенностью трудом и производительностью.

Ситуационные теории лидерства

стали разрабатываться в 60-е годы XX в. с целью показать связь стиля руководства с конкретной ситуацией. Внимание исследователей было сконцентрировано на руководителе, исполнителе и ситуации. Примерами этой группы теорий являются: Ситуационная модель руководства Фидлера; Модель принятия решения Врума, Йеттона, Яго; Путь-цель Митчелла и Хауза и др.

Специальные теории лидерства разрабатываются с начала 80-х годов XX в. и посвящены отдельным аспектам лидерства. Например, модель «двигатель лидерства» Тичи обосновывает необходимость подготовки приемников руководителя, а теория «разделенного лидерства» подчеркивает особенности лидерства в условиях командной работы.

Современный подход к лидерству[2]

Питер Дракер отвергает возможность выявления хотя бы нескольких фундаментальных черт лидерства. По его мнению, вся дискуссия о необходимых руководителю характеристиках и чертах – пустая трата времени: «Не существует личности лидера, стиля лидерства, черт лидера. Среди самых эффективных руководителей, с которыми я за полве­ка сталкивался и работал, были и люди, запиравшиеся в своих кабинетах, и люди, отличавшиеся сверхобщительностью. Некото­рые (впрочем, немногие) казались славными парнями, тогда как другие являлись приверженцами строжайшей дисциплины. Одни отличались быстротой и импульсивностью; другие изучали пробле­мы снова и снова, так никогда и не принимая решений. Некоторые излучали теплоту и мгновенно вызывали симпатию; другие держа­ли дистанцию. Кто-то любил поговорить о своих семьях, а кто-то никогда не касался чего-либо, кроме требовавших решения задач. Некоторых руководителей снедало тщеславие, но это не сказыва­лось на эффективности их работы... Иные были излишне за­стенчивы, старались держаться в тени, что опять-таки не отража­лось на эффективности их работы... Некоторые вели аскетический образ жизни, как отшельники в пустыне; другие любили показной шик и удовольствия, устраивали шум по любому поводу. Я встре­чал руководителей, умевших слушать, однако в числе самых эф­фективных из тех, с кем мне доводилось работать, были несколько человек, прислушивавшихся только к своему внутреннему голосу. Одной-единственной чертой личности, общей для всех эффектив­ных руководителей, с которыми я сталкивался, было отсутствие (или почти полное отсутствие) харизмы и минимальное использо­вание и самого этого слова, и того, что оно означает».

Наверное, мы сможем лучше понять руководителей, если сосре­доточим наше внимание не столько на личностных чертах, сколько на отношениях, складывающихся между ними и подчиненными. Именно этот подход рекомендуют применять Уоррен Бланк и его коллеги из Leadership Group (Чепел Хилл, Северная Каролина). Уоррен Бланк преобразует этот новый подход в то, что он называет «девятью естественными законами.

Таблица – Девять естественных законов лидерства по Уоррену Бланку

1. У лидера есть готовые идти за ним последователи-союзники.
2. Лидерство – это сфера взаимодействия.
3. Лидерство происходит как событие.
4. Лидеры пользуются влиянием, выходящим за пределы формальной власти.
5. Лидеры действуют за пределами формальных процедур.
6. Лидерство сопряжено с риском и неопределенностью.
7. Инициативы, выдвинутые лидерами, подхватывают не все.
8. Лидерство – продукт сознания, способности к переработке информации.
9. Лидерство – самопроизвольно возникающее явление. Лидеры и последова­тели обрабатывают информацию в рамках собственных субъективных, внут­ренних оценок и соотнесений.

1-й закон: у лидера есть готовые идти за ним последователи-союзники. Если для того, чтобы быть лидером, человеку необходимы последователи, то значи­тельная часть деятельности лидера должна быть направлена на обрете­ние поддержки людей, т.е. на обретение последователей. Бланк пишет: «Большинство людей, стремящихся к лидерству, изначально задают себе неправильные вопросы. В вопросах «Как я осуществляю руководство?» или «Что мне надо делать для того, чтобы стать лидером?» раскрывается ошибочное убеждение в том, что лидерство собрано из элементов-дета­лей. Правильные же вопросы таковы: «Как заставить других следовать за мной?», «Каковы нужды других?» и «Как обрести союзников?»». [2]

2-й закон: лидерство – это сфера взаимодействия, является производным от первого. Лидерство является продуктом отношений между лидером и последова­телями. Бланк добавляет, что «лидерство лучше пони­мать как сферу взаимодействия. Лидерство не столько личностный, сколько межличностный феномен... Лидер­ство в корпорации Microsoft порождено не изобретательским гением Билла Гейтса, а общностью или связью, существующей между Гейтсом и его сотрудниками». Таким образом, главная задача всех лидеров со­стоит в построении прочных рабочих отношений с другими людьми. [2]

3-й закон: лидерство происходит как событие. Как всем нам известно, отношения между людьми не вечны. Следова­тельно, если лидерство – это отношение, лидеры не могут оставаться всегда впереди; тот, кто сегодня ходит в лидерах, завтра может утратить свое положение. «Лидерство происходит как событие, явление, имеющее начало и конец. Сферы взаимодействия лидера и последователей возника­ют, достигают зрелости и завершаются. Эти сферы оживают вся­кий раз, когда встречаются лидер и последователь, т.е. они проис­ходят как дискретные взаимодействия... Если лидер совершает мно­жественные публичные акты-события лидерства, то его положение может казаться продолжающимся... Однако у большей части собы­тий, подтверждающих факт лидерства, короткий срок действия. Эти события происходят как краткие взаимодействия лидера и последователей в особых обстоятельствах». [2]

Разные подходы к лидерству формируют различный набор ролей, которые лидер должен выполнять, так все четыре классических подхода предполагают следующий набор ролей: разработка стратегии, командование, создание структур.

Роли лидера в подходе на основе взаимодействия значительно отличаются от вышеназванных, это: [2]

1 Визионерство – это создание виртуального образа желаемого будущего состояния, идеала или далеко идущей мечты.

Генри Форд изложил свое видение демократизации автомобиля так: «Я построю автомобиль, доступный великому множеству людей... Его цена будет столь низкой, что любой человек, имеющий хоро­шую заработную плату, будет в состоянии купить такой автомо­биль и вместе со своей семьей наслаждаться благословенными ча­сами отдыха на огромных открытых просторах Божиих... Когда я завершу это начинание, каждый сможет позволить себе иметь ав­томобиль и будет его иметь. С наших дорог исчезнут лошади, авто­мобиль станет обыкновенной вещью, [и мы] дадим работу и хоро­шие заработки большому числу людей». [2]

Видение лидера должно быть основано на личностных взглядах и ценностях, но в тоже время быть направлено на удовлетворение общественных потребностей.

2Рассказчик – это передача своего видения другим людям. Правильно сформулированное видение должно отвечать следующим характеристикам: [2]

· должно быть посвящено сущностным проблемам: «Кто я?»; «Откуда я?»; «К какому сообще­ству я принадлежу?»; «Куда ведет меня жизнь?»; «Что в жизни действи­тельно истинно, прекрасно и хорошо?» – так как они дают ответы на вопросы, касающиеся личного, социального и морального выбора каждого человека.

· должно отражать черты, воплощенные в лидере.

· должно завоевывать внимание людей.

· должны быть рассчитаны на ум пятилетнего ребенка, то есть в видении должно быть четкое разграничение между «хорошим» и «плохим» не требующее от людей дополнительного анализа, либо поиска скрытого смысла.

· форма изложения так же важна, как и содержание, поэтому необходимо обратить внимание не только на сами слова, но и на тембр, скорость изложения, а так же на ситуацию, в которой информация передается.

3Проводник изменений и служитель людям.Например, Бартлетт и Гхошал описывают, как Йоран Линдал, член исполнительного комитета компании ABB, стремится использовать проводимые раз в два месяца встречи с руководителями действующих по всему миру отделений ABB для того, чтобы встряхнуть­ся и создать среду для обучения: «Вместо предметных и наглядных бюджетных обзоров Линдал ис­пользует такие встречи для упражнений по планированию на слу­чай непредвиденных обстоятельств. Он может, например, попро­сить собравшихся обдумать, какие возможности или угрозы могут возникнуть в результате принятия некоторых законов о защите окружающей среды; предсказать последствия для инвестиций, ко­торые ABB делает в развивающихся странах, в том случае, если разразятся конфликты между северными и южными странами. [2]

А Гринлиф разработал новый подход к проблеме руководства на основании книги Гэссе «Journey to the East», который сформулировал в произнесенной им в 1984 г. речи: ««Journey to the East» – это рассказ о мистическом путешествии, предпринятом группой людей в поисках Востока... Главный герой книги – Лео, сопровождающий компанию в качестве слуги. Лео выполняет обязанности слуги, но в то же время оказывает осталь­ным путешественникам духовную поддержку, поет им. Это чело­век, которого отличает необычайное присутствие духа. Всё идет хорошо до тех пор, пока Лео не исчезает. После этого группа рас­сыпается в беспорядке и путешествию приходит конец. Путеше­ственники не могут продолжать свой путь без слуги Лео. Рассказ­чик – а это один из путешественников – после нескольких лет поиска находит Лео, и за этот подвиг его принимают в орден, спонсировавший поиски. Став членом ордена, рассказчик обнару­живает, что Лео, которого он поначалу знал как простого слугу, в действительности является главой ордена, его вдохновителем, ве­ликим и благородным вождем». [2]

Теории Х и У Макгрегора

Стадии становления группы

Стадии становления группы

В практике управления руководителю необходимо ориентироваться в особенностях и закономерностях становления группы и уметь использовать эти знания в процессах принятия управленческих решений и управленческого взаимодействия с ее членами. Экспериментально подтверждено, что эффективность деятельности группы во многом связана с соответствием стиля руководства уровню развития коллектива.

Как и любое развитие, становление группы — это динамический процесс. Однако, как показывают исследования, группы в своем развитии проходят ряд последовательных ступеней, которые можно рассматривать как закономерности.

Социальные психологи описывают четыре классических стадии становления группы: 1) формирование; 2) брожение; 3) нормирование; 4) деятельность (рисунок).

Тема 1. Общие представления о лидерстве - student2.ru

Догрупповая Стадия 1. Стадия 2. Стадия 3. Стадия 4.

стадия Формирование Брожение Нормирование Деятельность

Рисунок - Стадии становления группы

Стадия 1. Формирование. На этой стадии происходит формальное объединение индивидов. Еще недавно не знакомые или малознакомые друг с другом люди в силу различных обстоятельств (по необходимости или в соответствии с чьим- либо решением) объединяются или оказываются объединенными в формальную группу. Обычно на этой стадии люди ведут себя более осторожно, присматриваются к партнерам и социальной обстановке.

Стадия характеризуется высокой степенью неопределенности в целях группы, ее структуре и лидерстве. Члены группы совершают первые попытки определить свои роли и выбрать наиболее адекватный ситуации стиль поведения. При этом групповая деятельность еще не сформирована, а работа выполняется в большей степени на основе индивидуального исполнения. Эта стадия завершается в тот момент, когда индивиды начинают воспринимать себя как членов группы.

Стадия 2. Брожение. На этой стадии активно распределяются социальные роли и формы деятельности. Происходит первичное формирование и проверка на прочность различных групповых норм и других основ внутригруппового взаимодействия. Решения принимаются, как правило, на основе мнения большинства. Возникают первые конфликты, связанные с претензиями отдельных членов занять лидерскую позицию в группе. По завершении этой стадии в группе формируется сравнительно устойчивая иерархия внутригруппового лидерства.

Стадия 3. Нормирование. На этой стадии происходит фиксация групповых норм, рамок коллективной и личной ответственности, формируются близкие взаимосвязи членов группы, появляется общность ценностных ориентаций. Можно сказать, что на этой стадии общность людей начинает работать именно как группа. Начинает спадать напряженность первых этапов, улучшается психологическая атмосфера в группе, и на передний план выступает цель совместной деятельности. Однако еще очень велика растрата групповой энергии на задачи взаимодействия.

К окончанию этой стадии члены группы имеют достаточно четкое представление друг о друге, профессиональных качествах и возможностях коллег, их личностных особенностях. Роли и функции каждого обретают определенность. Стадия нормирования завершается с образованием четкой структуры и общим набором ожиданий о том, что есть правильное поведение.

Стадия 4. Деятельность. На этой стадии группа обретает высокую функциональность, ее структура принимается всеми членами, а энергетические затраты группы перемещаются от задач взаимодействия к задачам деятельности. Люди активны, нацелены и согласны работать на достижение общей цели, задания выполняются с максимальной ответственностью. Психологическая атмосфера приобретает теплый, дружеский характер, люди чувствуют себя в безопасности и гордятся тем, что являются частью группы. Происходит еще более глубокая интеграция: не только ценности группы, но и ценности самой деятельности все больше разделяются отдельными индивидами. Кульминацией этой стадии может стать достижение состояния групповой гармонии, при которой совместная работа приобретает столь большое значение, что превращается во внутреннее основание существования группы.

Рассмотренная последовательность не означает, что персональная эффективность деятельности людей монотонно и последовательно возрастает по мере развития группы. В некоторых условиях и видах деятельности достаточно продуктивной может быть и стадия брожения. Однако для того чтобы сформировать профессиональную команду, необходимо чтобы группа была достаточно развита. Поэтому можно утверждать, что именно на стадии «деятельности» группа может быть преобразована в профессиональную команду, способную автономно, оперативно и эффективно выполнять поставленные перед ней профессиональные задачи.

ективные критерии оценки типа: зуются объективные количественные измеритель, например объем продукции, качество, затраты, обора

Эффект синергии

Эффект синергии проявляется в повышении эффективности протекания когнитивных процессов людей при их объединении в группу для решения общей задачи и выражается в групповом результате, который превышает сумму индивидуальных результатов (то есть отвечает требованию 1 + 1 > 2).

В отличие от эффекта социальной фасилитации, эффект синергии проявляется в коллективных видах деятельности, направленных на достижение общего, преимущественно когнитивного результата.

Эффект синергии изучали В. М. Бехтерев, М. В. Ланг и другие ученые. В результате многочисленных исследований было установлено, что в некоторых видах деятельности успешность в групповой работе может существенно превосходить индивидуальную успешность отдельных людей. И это проявляется не только в интеллектуальной сфере, но и в плане наблюдательности людей, точности их восприятия и оценок, объеме памяти и внимания, эффективности решения сравнительно простых задач, не требующих сложного и согласованного взаимодействия. Однако при решении сложных задач, когда необходимы логика и последовательность, «особо одаренные люди» (по терминологии В. М. Бехтерева) могут превосходить среднегрупповые достижения.

На основе использования эффекта синергии построен метод мозгового штурма (брэйнсторминга), главная функция которого — обеспечение эффективности генерации идей. В процессе мозгового штурма особым образом организованное взаимодействие приводит к перекрестному стимулированию и дополнению идей таким образом, что идея, которая сама по себе могла бы быть отвергнута в силу кажущейся непрактичности, дорабатывается и улучшается, становясь более пригодной.

При использовании в управленческой практике метода мозгового штурма необходимо соблюдать основное правило — нельзя останавливать процесс генерации идей их преждевременной субъективной оценкой. Если выдвигаемые идеи сразу сталкиваются с оценочным суждением в свой адрес, наступает «аналитический паралич», который приводит к резкому снижению потока предложений. Именно поэтому субъективные оценки позволяется высказывать только на этапе обсуждения, после того как предложены все возможные варианты решения.

Наши рекомендации