Опасные зоны оборудования и средства защиты.
Опасная зона оборудования — производство, в котором потенциально возможно действие на работающего опасных и вредных факторов и как следствие - действие вредных факторов, приводящих к заболеванию.
Опасность локализована вокруг перемещающихся частей оборудования или вблизи действия источников различных видов излучения.
Размеры опасных зон могут быть постоянные, когда стабильны расстояния между рабочими органами машины и переменно.
Средства защиты от воздействия опасных зон оборудования подразделя-ется на: коллективные и индивидуальные.
1-Коллективные
1.1-Оградительные
1.1.1-стационарные (несъемные);
1.1.2-подвижные (съемные);
1.1.3-переносные (временные)
Оградительные средства предназначены для исключения возможности попада-ния работника в опасную зону: зону ведущих частей, зону тепловых излучений, зону лазерного излучения и т.д.
2-Предохранительные
2.1-наличие слабого звена (плавкая вставка в предохранитель);
2.2-с автоматическим восстановлением кинематической цепи
3-Блокировочные
3.1-механические;
3.2-электрические;
3.3-фото-электрические;
3.4-радиационные;
3.5-гидравлические;
3.6-пневматические;
3.7-пневматические
4-Сигнализирующие
4.1-по назначению (оперативные, предупредительные, опознавательные средства);
4.2-по способу передачи информации
4.2.1-световая;
4.2.2-звуковая;
4.2.3-комбинированная
Сигнализирующие средства предназначены для предупреждения и подачи сигнала об опасности в случае попадания работающего в опасную зону оборудования.
5-Средства защиты дистанционного управления
5.1-визуальная;
5.2-дистанционная
Предназначены для удаления рабочего места персонала, работающего с органами, обеспечивающими наблюдение за процессами или осуществление управления за пре-делами опасной зоны.
6-Средства специальной защиты, которые обеспечивают защиту систем венти-ляции, отопления, освещения в опасных зонах оборудования.
В чем заключается частичное и полное технич освидетельствование подъемно-транспортных машин?
Все части, детали и вспомогательные приспособления подъемных механизмов должны удовлетворять с точки зрения ТБ соответствующим техническим условиям, общесоюзным стандартам, правилам и нормам. По правилам Госгортехнадзора грузоподъемные устройства проходят ряд регламентированных испытаний. Все краны подвергаются администрацией предприятия частичному или полному техническому освидетельствованию.
Полное техническое освидетельствование (осмотр, статические и динамические испытания) проводится с вновь установленными кранами, после монтажа на новом месте, реконструкции, смены крюка, ремонта металлической конструкции и т.д., а также не реже одного раза в три года. Частичное техническое освидетельствование (осмотр) проводится не реже одного раза в год.
При осмотре проверяется работа механизмов и электрооборудования, тормозов и аппаратуры управления, освещения и сигнализации, приборов безопасности и габаритов.
Статические испытания проводятся при нагрузке, на 25 % превышающей его грузоподъемность. Груз поднимается на высоту 200¸300 мм на 10 минут, затем проверяется деформация ферм крана. Остаточная деформация не допускается.
Динамические испытания проводятся при нагрузке, на 10 % превышающей его грузоподъемность (допускается при номинальной нагрузке). Проверяется работа крана в движении, особо обращается внимание на действие тормозов, конечных выключателей, грузоподъемных канатов.
Допускается обрыв проволок не более 10 % на один шаг свивки каната. Все канаты и цепи, применяемые на подъемно-транспортных машинах, проверяются расчетом.
(Р³ /N)K, где Р - разрывное усилие; N - натяжение каната; К - коэффициент запаса прочности (для стальных чалочных канатов 10).
Грузозахватные приспособления и тару до пуска в работу подвергают осмотру и испытанию нагрузкой, превышающей на 25 % их номинальную грузоподъемность. Испытанные чалочные канаты, цепи и другие вспомогательные грузозахватные приспособления снабжаются бирками и клеймами, без которых они не допускаются к использованию.
Для безопасности работы подъемно-транспортные машины снабжаются: концевыми выключателями; устройствами, предотвращающими соскальзывание каната с крюка; звуковой и световой сигнализацией; блокировочной аппаратурой.