Я классическая школа (1885-1920г.г.)

Представители: Тейлор, Гилбред, Генри Форд, Генри Гант, Файоль, Харрис

Тейлоризм:

1. Научное обоснование каждого элемента работы;

2. Исследование в действии (для ликвидации лишних движений) и во времени, на основе хронометрирования и нормирования;

3. Обосновали разделение труда и ответственности между руководителями и исполнителями;

4. Специализация рабочих и производственного процесса;

5. Отбор на основании определенных критериев, отбор, обучение и развитие рабочих;

6. дифференциальная сдельная оплата труда;

7. премиальная система заработной платы (Гант).

Концепции:

1) Тейлором сформулированы принципы научной организации управления;

2) Промышленная психология на основе изучения трудовых движений;

3) Конвейеры (Форд, Гант)

4) Определен наиболее выгодный размер партии.

Файоль сформулировал принципы управления:

Принципы производственного менеджмента:

I. Структурные принципы лежат в основе создания систем взаимосвязанных задач, прав и ответственности, разделения труда, т.е. это способ произвести больше продукции лучшего качества.

II. Принципы процесса. Сосредоточены на действиях руководителей, особенно когда руководители общаются с подчиненными (справедливость, вознаграждение персонала, дисциплина, подчиненность личных интересов общим).

III. Принцип конечности результата. Определяет желаемые характеристики организации и вытекают из использования принципа структуры процесса (порядок, стабильность, инициатива, корпоративной дух).

Я школа человеческих отношений (1930-1950г.г.)

Представители: Мэри Фоллет, Элтон Мэйо, Маслоу, МакГрегор, Кэлсо.

Концепции.

В основе лежит концепция использования человеческого фактора для повышения эффективности и работника, и организации, а для этого необходимо:

1) Создание комфортных условий труда;

2) Создание благоприятного психологического климата в коллективе;

3) Развитие корпоративного духа;

4) Вовлечение рабочих в управление;

5) Система мотивации к повышению производительности труда.

Впервые была выдвинута теория о качестве: выборочная проверка качества и статистические таблицы для контроля качества (Шухарт).

Междисциплинарные подходы к сложным системным проблемам, в качестве инструментов симплексный подход и метод линейного программирования (1940г.)

Я новая школа (с 1950 г.)

Особенность: В 50-60 гг. появились крупномасштабные разработки методов исследования операций. В качестве методов и инструментов использовались моделирование производственной деятельности, теория очередей, теория принятия решений, математическое программирование, методы сетевого планирования проектов.

Представители: Э.Пауман, Р.Феттер, Э.Бафф.

Бафф написал книгу «современный менеджер».

Обращали внимание на общность проблем решаемых в производственных системах и подчеркивали огромную важность отношения к производственным операциям как к элементам системы.

Также они указали на огромную пользу практического применения теории очередей, моделирования операций и линейного программирования.

Основные направления:

v Разработка методов математического моделирования в процессах выработки (разработки) и принятия решений;

v Создание алгоритмов разработки оптимальных решений с применением теории статистических решений, теории игр, теории очередей;

v Разработка количественных прикладных, абстрактных моделей экономических явлений, в т.ч. модели воспроизводства в масштабе общества и на отдельных фирмах, модели баланса затрат и выпуска продукции различных моделей прогнозирования научно-технического, экономического развития.

Системный подход к управлению.

Теория систем облегчает задачу рассмотрения организации и ее составных частей, которые неразрывно связаны с внешним миром, причем границы являются открытыми. Если система управления эффективна, то в ходе процесса преобразования на выходе образуется помимо продукции или услуги дополнительные выходы: прибыль, увеличение доли на рынке, финансовая устойчивость, увеличение объемов продаж, рост организации, социальные улучшения (работающих на предприятии). Система – это некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Подсистема – составляющая сложной системы. Системный подход – это способ мышления по отношению к организации и управлению.

Е г. XX века

Широкомасштабное использование в бизнесе компьютерной техники:

· графики закупок;

· управление запасами;

· прогнозирование;

· управление проектами;

· планирование материальных потребностей MRP

Концепция:

Качество и производительность услуг. (Массовое производство в сфере обслуживания – МК Дональдс)

MRP. При данном подходе в одной компьютерной программе объединены все компоненты используемые, при изготовлении сложной продукции. Такая программа позволяет специалистам по планированию производства оперативно корректировать графики производственного процесса и закупок материалов с тем, чтобы они соответствовали изменяющимся потребностям выпуска готовой продукции.

Е г. XX века

Концепция:

Модель производственной стратегии.

Методы и инструменты:

Ø производство как средство конкурентной борьбы (комитет, бизнес-школа США)

Авторы: У.Обернати, Ким Кларк, Р.Хейси, Скиенр и др.

Внимание сосредоточили на том, как руководству промышленных предприятий использовать свои производственные мощности, в качестве стратегического оружия в конкурентной борьбе.

Анализ 5-ти основных элементов производственного менеджмента (5Ps):

1. персонал; 2. заводы; 3. материалы, комплектующие изделия; 4. процессы преобразования; 5.система планирования управления.

Основой их теории стали понятия: фокусировки производства и производственных альтернатив. Подход: какие именно показатели эффективности производства важнее всего для данной копании. Необходимость разработки системы стратегического управления.

Применение к управлению ситуационного подхода. Ситуационный подход подразумевает учет реальных обстоятельств, которые оказывают влияние на организацию в данный момент.

Концепции:

Just in time (JIT)

TQC (Total Quality Control)

Автоматизация производства.

Just in time заключается в едином комплексе мероприятий, в условиях крупномасштабного производства и min товарно-материальных запасов. Обеспечивается поступление всех частей и комплектующих в цех точно в срок, т.е. именно в тот момент, когда в них возникает потребность.

Данный подход в совокупности со всеобщим контролем качества TQC, цель которого заключается в устранении любых причин производственных дефектов, и в наше время представляют основу производственной практики промышленного предприятия.

Е г. XX века

Концепция:

Концепция всеобщего управления качеством (TQM)

Методы и инструменты:

Ø рекомендации стандарта ИСО 900;

Ø развертывание функции качества;

Ø совместное проектирование;

Ø функционально-стоимостной анализ:

Ø модель непрерывных улучшений (автор: американское общество контроля качества (США) и международная организация стандартизации (Европа)).

Обновление бизнес-процессов (реинжиниринг).

Методы и инструменты: модель радикальных изменений (Майкл Хаммер, крупные консалтинговые фирмы США).

Наши рекомендации