Система управления запасами с фиксированным интервалом времени между заказами
Основная идея. В системе с фиксированным интервалом времени между заказами заказы делаются в строго определенные моменты времени через равные интервалы времени. Поскольку момент заказа заранее определен и неизменен, то постоянно пересчитываемым параметром является объем заказа. Объем заказа определяется по принципу восполнения запаса до максимального желательного уровня (с учетом потребления за время поставки).
Описанные выше основные системы УЗ базируются на фиксации одного из двух возможных параметров – размера заказа или интервала времени между заказами. Но при наличии систематических сбоев в поставке и потреблении основные системы УЗ становятся неэффективными. Различные сочетания звеньев основных систем УЗ вместе с добавлением принципиально новых идей приводят к возможности формирования большого количества других систем УЗ, отвечающих самым разнообразным требованиям.
К наиболее распространенным модификациям основных динамических систем УЗ относят системы: 1) с установленной периодичностью пополнения запасов до постоянного уровня; 2) «минимум – максимум».
Система УЗ с установленной периодичностью пополнения запасов до постоянного уровня
Основная идея. В данной системе заказы производятся не только в фиксированные плановые моменты времени, но и при достижении запасом порогового уровня. Объем заказа определяется по принципу восполнения запаса до максимального желательного уровня соответственно от текущего или от порогового уровня запаса (с учетом потребления за время поставки).
Система УЗ «минимум – максимум»
Основная идея. В данной системе заказы производятся в фиксированные плановые моменты времени, но при условии, что текущий запас в этот момент равен или меньше установленного минимального (порогового) уровня. Объем заказа определяется по принципу восполнения запаса до максимального желательного уровня (с учетом потребления за время поставки).
3. Обоснование темы дипломного проекта.
Билет №22
1. Законы и принципы теории организации производственных систем и их проявление в деятельности предприятия.
Действие и проявление основных законов и принципов теории организации.
Организация производственного процесса на любом машиностроительном предприятии, в любом его цехе, на участке базируется на рациональном сочетании во времени и пространстве всех основных, вспомогательных и обслуживающих процессов. Это позволяет выпускать продукцию при минимальных затратах живого и овеществленного труда. Особенности и методы такого сочетания различны в разных производственных условиях. Однако при всем их многообразии организация производственных процессов подчинена некоторым общим принципам: дифференциации, концентрации и интеграции, специализации, пропорциональности, прямоточности, непрерывности, параллельности, ритмичности, автоматичности, профилактики, гибкости, оптимальности, электронизации, стандартизации и другое.
Принцип дифференциации предполагает разделение производственного процесса на отдельные технологические процессы, которые в свою очередь подразделяются на операции, переходы, приемы и движения.
Однако чрезмерное дифференциация повышает утомляемость рабочих на ручных операциях за счет монотонности и высокой интенсивности процессов производства. Большое число операций приводит к излишним затратам на перемещение предметов труда между рабочими местами, установку, закрепление и снятие их с рабочих мест после окончания операций.
? При использовании современного высокопроизводительного гибкого оборудования принцип дифференциации переходит в принцип концентрации операций и интеграции производственных процессов.
Принцип концентрации предполагает выполнение нескольких операций на одном рабочем месте. Операции становятся более объемными, сложными и выполняются в сочетании с бригадным принципом организации труда. Принцип интеграции состоит в объединении основных вспомогательных и обслуживающих процессов.
Принцип специализации представляет собой форму разделения общественного труда, которая, развиваясь планомерно, обусловливает выделение на предприятии цехов, участков, линий и отдельных рабочих мест. Они изготавливают продукцию ограниченной номенклатуры и отличаются особым производственным процессом.
Принцип пропорциональности предполагает равную пропускную способность всех производственных подразделений, выполняющих основные, вспомогательные и обслуживающие процессы. Нарушение этого принципа приводит к возникновению «узких» мест в производстве или, наоборот, к неполной загрузке отдельных рабочих мест, участков, цехов, к снижению эффективности функционирования всего предприятия. Поэтому для обеспечения пропорциональности проводятся расчеты производственной мощности как по стадиям производства, так и по группам оборудования и производственным площадям.
Принцип прямоточности означает такую организацию производственного процесса, при которой обеспечиваются кратчайшие пути прохождение деталей и сборочных единиц по всем стадиям и операциям от запуска в производство и сходных материалов до выхода готовой продукции. Поток материалов, полуфабрикатов и сборочных единиц должен быть поступательным и кратчайшем, без встречных и возвратных движений. Это обеспечивается соответствующей планировкой расстановки оборудования по ходу технологического процесса. Классическим примером такой планировки является поточная линия.
Принцип непрерывности означает, что рабочий трудится без простоев, оборудование работает без перерывов, предметы труда не пролеживают на рабочих местах. Наиболее полно этот принцип проявляется в массовом или крупно серийном производстве при организации поточных методов производства, в частности при организации одно и многопредметных непрерывно-поточных линий. Этот принцип обеспечивает сокращение цикла изготовления изделия и тем самым способствует повышению интенсификации производства.
Принцип параллельности предполагает одновременное выполнение частичных производственных процессов и отдельных операций над аналогичными деталями и частями изделия на различных рабочих места, т.е. создание широкого фронта работы по изготовлению данного изделия. Принцип параллельности обеспечивает сокращение продолжительности производственного цикла и экономии рабочего времени.
Принцип ритмичности обеспечивает выпуск одинаковых или возрастающих объемах продукции за равные периоды времени и соответственно повторение через эти периоды производственного процесса на всех его стадиях и операциях.
Принцип автоматичности предполагает максимальное выполнение операций производственного процесса автоматически, т.е. без непосредственного участия в нем рабочего либо под его наблюдением и контролем.
Принцип профилактики предполагает организацию обслуживания оборудования, направленную на предотвращение аварий и простоев технических систем. Это достигается с помощью системы планово-предупредительных ремонтов.
Принцип гибкости обеспечивает эффективную организацию работ, дает возможность мобильно перейти на выпуск другой продукции, входящей в производственную программу предприятия, или на выпуск новой продукции при освоении ее производства. Он обеспечивает сокращение времени и затрат на переналадку оборудования при выпуске деталей и изделий широкой номенклатуры.
Принцип оптимальности состоит в том, что выполнение всех процессов по выпуску продукции заданном количестве и в сроки осуществляется с наибольшей экономической эффективностью или с наименьшими затратами трудовых и материальных ресурсов. Оптимальность обусловлена законом экономии времени.
Принцип электронизации предполагает широкое использование возможностей ЧПО (числовое программное обеспечение), основанных на применении микропроцессорной техники, что позволяет создавать принципиально новые системы машин, сочетающие высокую производительность с требованиями гибкости производственных процессов.
Принцип стандартизации предполагает широкое использование при создании и освоении новой техники и новой технологии стандартизации, унификации, типизации и нормализации, что позволяет избежать необоснованного многообразия в материалах, оборудовании, технологических процессах и резко сократить продолжительность цикла создания и освоения новой техники.
Принцип прямоточности предусматривает размещение оборудования и рабочих мест в порядке следования операций технологического процесса. Прямоточность обеспечивает кратчайший путь движения изделия в производстве.
Принцип специализации воплощается в создании специализированных поточных линий, предназначенных для обработки одного закрепленного за данной линией изделия или нескольких технологически родственных изделий.
Принцип непрерывности проявляется в виде непрерывного (без межоперационного пролеживания) движения изделия по операциям при непрерывной работе рабочих и оборудования. Подобные линии называются непрерывно-поточными. Непрерывность является прямым следствием принципом пропорциональности, в частности равной производительности на всех операциях линии. Если такого равенства нет, то линия называется прерывно-поточной или прямоточной.
Принцип параллельности предусматривает параллельное движение изделий, при котором они передаются по операциям поштучно либо небольшими транспортными партиями.
Принцип ритмичности характеризуется ритмичным выпуском продукции с линии и ритмичном повторении всех операций на каждом рабочем месте.
На непрерывно-поточных линиях с поштучной передачей выпуск (запуск) каждого изделия осуществляется через один и тот же интервал времени, называемом тактом линии (или поштучным ритмом). Такт линии, как правило, строго согласован с производственной программой. Таким образом, за время каждого ритма на линии и рабочих местах выполняется одинаковой по количеству и составу объем работы.
Для организации поточного производства характерны следующие признаки:
• Возможность деления производственного процесса изготовление продукции на более или менее простые операции и закрепление их за отдельными рабочими местами (станками) или за группой одинаковых рабочих мест;
• Оснащение рабочих мест поточной линией специальным оборудованием, инструментом, приспособлениями, обеспечивающими высокопроизводительное выполнение закрепленных операций;
• Размещение рабочих мест в строгом соответствии с последовательностью технологического процесса;
• Транспортная направленность, регламентирующая все производство во времени и в пространстве;
• Высокая степень механизации и автоматизации процессов производства;
• Непрерывно повторяющееся единообразие всех производственных факторов – качество и форм материала, инструментов и приспособлений и т.п.;
• Равномерность выпуска продукции на основе единого расчетного такта поточной линии;
• Немедленная (т.е. без межоперационных ожиданий) передача предметов труда с предыдущей операцией на последующую поштучно или небольшими партиями, по мере их обработки на предыдущей с помощью специальных транспортных средств.
2. Цели, предмет, задачи и информационная база финансово-экономического анализа деятельности предприятия.
См. Путятина 446
Экономический анализ – это научный способ познания сущности экономических явлений процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей.
Финансово-экономический анализ – в основе анализа финансовые результаты деятельности предприятия: выполнение финансового плана, эффективность использования собственного и заемного капитала, выявление резервов увеличения суммы прибыли, роста рентабельности, улучшения финансового состояния и платежеспособности предприятия.
Цель финансового анализа – оценить финансовое состояние предприятия на основе выявленных результатов, дать рекомендации по его улучшению. Основными целями экономического анализа, а следовательно критериями должны быть такие, которые позволили бы повысить эффективную работу предприятия. Предприятие должно быть доходным, повышать производительность и увеличивать доходы и прибыльность.
Под предметом экономического анализа понимается исследование хозяйственных процессов, явлений, ситуаций хозяйствующих субъектов с точки зрения их результативности, т.е. конечных финансовых результатов их деятельности, складывающихся под воздействием внутренних и внешних, объективных и субъективных факторов, и их социально-экономическая эффективность. Предметом изучения являются хозяйственные процессы как условие экономических результатов хозяйствования, воздействующие на них (хозяйственные процессы).
Предметом анализа являются причинно-следственные связи экономических явлений, процессов, ситуаций, раскрывающие механизм достижения поставленных целей, задач в производственной и иной деятельности.
Основные задачи анализа хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования.
1. Изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях предприятия.
2. Научное обоснование текущих и перспективных планов. Без глубокого экономического анализа результатов деятельности предприятия за прошлые годы (5-10) лет и без обоснованных прогнозов на перспективу, без изучения закономерностей развития экономики предприятия, без выявления имевших место недостатков и ошибок нельзя разработать научно обоснованный план, выбрать оптимальный вариант управленческого решения.
3. Контроль за выполнением планов и управленческих решений, за экономным использованием ресурсов. Анализ должен проводиться не только с целью констатации фактов и оценки достигнутых результатов, но и с целью выявления недостатков, ошибок и оперативного воздействия на экономические процессы. Именно по этой причине необходимо повышать оперативность и действенность анализа.
4. Изучение влияния объективных и субъективных, внутренних и внешних факторов на результаты хозяйственной деятельности.
5. Поиск резервов повышения эффективности функционирования предприятия на основе изучения передового опыта и достижения науки и практики.
6. Оценка результатов деятельности предприятия по выполнению планов, достигнутому уровню развития экономики, использованию имеющихся возможностей и диагностика его положения на рынке продуктов и услуг. Объективная оценка и диагностика деятельности предприятия способствует росту производства, повышению его эффективности, и наоборот.
7. Разработка рекомендаций по использованию выявленных резервов.
{Задачи по другой книге} К числу важнейших задач, решаемых в процессе анализа относят: q научно-экономическое обоснование бизнес-планов и нормативов (в процессе их разработки); q объективное и всесторонне изучение по учетным и отчетным данным выполнения установленных бизнес-планов и соблюдение нормативов; q оценка экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов с целью повышения результативности производства; q контроль за осуществлением требований коммерческого расчета (самоокупаемости и самофинансирования) и оценка результатов его реализации (конечных финансовых результатов); q выявление и измерение внутренних резервов на всех стадиях производственного процесса; q принятие оптимальных управленческих решений на основе предварительно проведенного анализа, оценки хозяйственной деятельности и выявление тенденций в развитии. |
Анализ хозяйственной деятельности является связующим звеном между учетом и принятием управленческих решений решения. В процессе его учетная информация проходит аналитическую обработку:
v проводится сравнение достигнутых результатов деятельности с данными за прошлые периоды времени, с показателями других предприятий и среднеотраслевыми;
v определяется влияние разнообразных факторов на результаты хозяйственной деятельности;
v выявляются недостатки, ошибки, неиспользованные возможности, перспективы и др.
На основе результатов анализа разрабатываются и принимаются управленческие решения. Экономический анализ предшествует решениям и действиям, обосновывает их и является основой научного управления производством, повышает его эффективность.
Информационная база.
Результативность АХД в значительной степени зависит от его информационного и методического обеспечения.
Все источники данных для АХД делятся на плановые, учетные и внеучетные.
К источникам информации планового характера относятся все типы планов, которые разрабатываются на предприятии (перспективные, текущие, оперативные, технологические карты), а также нормативные материалы, сметы, ценники, проектные задания и др.
Источники информации учетного характера – это все данные, которые содержат документы бухгалтерского, статистического и оперативного учета и отчетности.
Ø Ведущая роль в информационном обеспечении анализа принадлежит бухгалтерскому балансу и отчетности, где наиболее полно отражаются хозяйственные явления, процессы и их результаты. (ф.1 – Бухгалтерский баланс; ф.2 - Отчет о прибылях и убытках; ф.3 – Отчет о движении капитала; ф.4 – Отчет о движении денежных средств; ф.5 – Приложение к бухгалтерскому балансу; пояснительная записка).
Ø Данные статистического учета и отчетности, в которых содержится количественная характеристика массовых явлений и процессов, используются для более углубленного изучения и осмысления взаимосвязей, выявления экономических закономерностей.
Ø Оперативный учет и отчетность способствует более оперативному по сравнению со статистикой или бухгалтерским учетом обеспечению анализа необходимыми данными (например, о производстве и отгрузке продукции, о состоянии производственных запасов) и тем самым создают условия для повышения эффективности аналитических исследований.
Ø Учетным документом является и экономический паспорт предприятия, где накапливаются данные о результатах хозяйственной деятельности за несколько лет.
Ø С расширением компьютерной техники появились и новые машинные источники информации (данные в оперативной памяти ПЭВМ).
Система внутренней информации – это данные статистического, бухгалтерского, оперативного учета и отчетности, плановые документы, нормативные данные разработанные на предприятии, и т.д. Система внешней информации – это данные статистических сборников, периодических и специальных изданий, конференций, деловых встреч, официальные, хозяйственно-правовые документы и т.д.
3. Обоснование темы дипломного проекта.
Билет №23
1. Характеристика типов производства, их специфика.
Под типом производства обычно подразумевается комплексная характеристика технического, организационного и экономического уровня отдельных предприятий. Исходя из объемов и специфики производства выделяются 3 типа:
1 Массовое производство, характеризуется тем, что предприятие в больших объемах и длительное время изготавливает наибольшую номенклатуру продукции. Производство стабильно, имеет тщательно разработанную нормативную базу. Количество изготавливаемой продукции- десятки и сотни тысяч единиц в течении нескольких лет.
2 Серийное. Производство продукции осуществляется повторяющимися изделиями(20-30 ед.). Серия- определённое количество продукции изготавливаемое без перерывов и конструктивных изменений. Серия может быть снята и через некоторое время запущена. Серийное производство является наиболее распространенным типом производства.
3 Единичное
Характеризуется тем, что изготовление продукции осуществляется поштучно (1-3 изделия). Номенклатура часто изменяется. Технологическая подготовка слабая и нормативная база почти отсутствует. Разновидностью ед. производства явл. Опытное. В его процессе идёт доработка конструкции.
4 Разнотипное производство
Чаще всего на предприятии осуществляется серийное или массовое производство основной продукции в единичном производстве осуществляется изготовление штампов, прессформ.
Характерной особенностью разнотипного производства является то что она носит комбинаторный характер. Задача менеджера так распределить имеющиеся ресурсы, чтобы максимально использовать производственные мощности и получить макс. ТЭЭ.
Одним из основных показателей является количество операции, закрепляемых за каждым рабочим местом. Для массового производства - до 3 операций, для серийного: 3-15 операции- для единичного -свыше 15.
Специализация бывает узкая, средняя, широкая.
При узкой специализации она обычно является предметной, при широкой —технологической.
Оснащение рабочих мест в массовом производстве является узкоспециализированным, в единичном производстве оснащение универсальное, в серийном производстве используются оба вида оборудования.
Технологическая подготовка производства: при массовом производстве ТПП (осуществляется до начала производства, и серийном TПП осуществляется на каждую партию, при единичном производстве ТПП осуществляется на каждый заказ.
В массовом производстве - параллельный метод движения предметов труда, в единичном — последовательный, в серийном — последовательно-параллельный.
Разряд работ: в массовом - 3.5, в единичном - 4. в серийном - 4.5.
В массово производстве минимальная себестоимость минимальная себестоимость и максимальная фондоотдача, следовательно в массовом производстве максимальные технико-экономические показатели.
Массовое производство характеризуется и тем. что большинство процессов в нем автоматизируется, применяются поточные линии, механизация.
Каждый из типов производства имеет соответствующие разновидности:
массовое — автоматизированный (ручной труд исключен);
серийное - крупносерийное (за 1 рабочим местом закрепляется 3-6 операций, по своим : показателям оно приближается к массовому)- среднесерийное - от 6 до 10 операций, мелкосерийное I -от 10 до 15 операций (по своим показателям оно приближено к единичному производству).
В процессе опытного производства осуществляется доработка конструкции с большим количеством изменений, вносимых в изделие. Тип производства выбирается в каждом конкретном случае с учетом объемов и специфики изготавливаемой продукции.
2. ФОССТИС в маркетинге. Взаимосвязь методов ФОССТИС с фазами жизненного цикла товара.
Систему маркетинговых коммуникаций можно определить как целенаправленное и комплексное воздействие на внешнюю и внутреннюю среду фирмы, прямо или косвенно способствующее достижению основной её цели: получению прибыли. Внутри этого комплекса, как правило, выделяют систему ФОССТИС, в качестве главного инструмента которой используется реклама, а также пропаганда, личная продажа и стимулирование сбыта. ФОССТИС – это система Формирования Спроса и СТИмулирования Сбыта товаров наиболее активная часть маркетингового инструментария. Мероприятия ФОССТИС соотносятся с фазами ЖЦТ на рынке по направленности, масштабу и интенсивности. Перед введением товара на рынок служба ФОССТИС проводит акции ПР, имеющие целью познакомить потенциальных покупателей с предприятием и его коммерческой деятельностью. Мероприятия ФОС направлены на получение предварительных заказов. На этапе выведения наиболее эффективными с т.з. формирования высокой осведомляемости являются реклама и пропаганда, в то время как стимулирование сбыта полезно в смысле подталкивания потребителей к опробованию товара. Личная продажа обходится сравнительно дорого, но ею все равно приходится пользоваться для побуждения розничных торговцев заняться продажей товара. На этапе роста конкуренция усиливается из-за того, что введенный товар начинает теснить конкурентов. Полезна модернизация некоторых изделий и применение различных мероприятий СТИС, включая скидки и снижение цены. На рекламу возлагается формирование у покупателей чувства удовлетворения покупкой. Стадия зрелости характеризуется тем, что на рынок введен полный ассортимент, и свыше 50% потенциальных покупателей уже являются владельцами нового товара. Демонстрация рентабельности покупки, оповещение о выгодных условиях приобретения благодаря различным мероприятиям СТИС – вот главное содержание рекламных сообщений в данной стадии ЖЦТ. При наступлении стадии насыщения продажа товара идет главным образом вследствие повторных покупок. Снижать размах СТИС считается малоэффективным: наоборот, их усиливают. Если можно, производят модернизацию товара, соответственно начиная новую компанию ФОС. Модернизация изделия должна быть ощутимой для покупателя сравнительно с прежним товаром. Стадия спада сопровождается полным свертыванием деятельности ФОССТИС по отношению к данному товару.
Билет №24
1. Сущность, функции и виды денег. Денежное обращение; параметры его регулирования.
Сущность денег как экономической категории проявляется в их функциях, которые выражают внутреннюю основу, содержание денег.
Деньги выполняют следующие пять функций: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления и сбережения и мировые деньги.
1. Функция денег как меры стоимости.
Деньги как всеобщий эквивалент измеряют стоимость всех товаров. Однако не деньги делают товары соизмеримыми, а общественно необходимый труд, затраченный на производство товаров, создает условия их уравнивания. Все товары выступают продуктами общественно необходимого труда, поэтому действительные деньги (серебро и золото), обладающие стоимостью, могут стать мерой их стоимости. При этомизмерение стоимости товаров деньгами происходит идеально, т.е. у товаровладельца не обязательно должны быть наличные деньги.
Стоимость товара, выраженная в деньгах, называется ценой. Она определяется общественно необходимыми затратами труда на его производство и реализацию. В основе цен и их движения — закон стоимости. Цена товара формируется на рынке, и при равенстве спроса и предложения на товары она зависит от стоимости товара и стоимости денег.
2.Функция денег как средства обращения.
В отличие oт первой функции, где товары идеально оцениваются в деньгах до начала их обращения, деньги при обращении товаров должны присутствовать реально. Товарное обращение включает: продажу товара, т.е. превращение его в деньги. и куплю товара. т.е. превращение денег в товары (Т-Д-Т). В этом процессе деньги играют роль посредника в процессе обмена. Функционирование денег в качестве средства обращения создает условия для товаропроизводителя преодолеть индивидуальные, временные и пространственные границы, которые характерны при прямом обмене товара на товар. Деньги остаются постоянно в обмене и непрерывно его обслуживают. Это значит, что деньги способствуют развитию товарного обмена.
3. Функция денег как средства накопления и сбережения.
Деньги являясь всеобщим эквивалентом, т.е. обеспечивая его владельцу получение любого товара, становятся всеобщим воплощением общественного богатства. Поэтому у людей возникает стремление к их накоплению исбережению. Для образования сокровищ деньги извлекаются из обращения, т.е. акт продажа-купля прерывается. Однако простое накопление и сбережение денег владельцу дополнительного дохода не приносят.
В отличие от предыдущих двух функций деньги как средство накопления и сбережения должны обладать способностью сохранять стоимость хотя бы на определенный период и обязательно быть реальными.
4. Функция денег как средства платежа.
В силу определенных обстоятельств товары не всегда продаются за наличные деньги. Причины: неодинаковая продолжительность периодов производства и обращения различных товаров, а также сезонный характер производства и сбыта ряда товаров, что создает нехватку дополнительных средств у хозяйствующего субъекта. В результате возникает необходимость купли-продажи товара с рассрочкой платежа, т.е. в кредит. Деньги в качестве средства платежа имеют специфическую форму движения: Т-О, а через установленный срок: О-Д (О-долговое обязательство). При таком обмене нет встречного движения денег и товара, погашение долгового обязательства является завершающим звеном в процессе купли-продажи. Разрыв между товаром и деньгами во времени создает опасность неплатежа должника кредитору.
5. Функция мировых денет.
Внешнеторговые связи, международные займы, оказание услуг внешнему партнеру вызвали появление мировых денег. Они функционируют как всеобщее платежное средство, всеобщее покупательное средство и всеобщая материализация общественного богатства. Мировые деньги в качестве международного средства за определенный период превышают ее денежные поступления от других стран, то деньги представляют собой средство платежа.
Виды денег
Деньги в своем развитии выступали в двух видах: действительные деньги и знаки стоимости {заместители действительных денег),
Действительные деньги.
Действительные деньги — деньги, у которых номинальная стоимость (обозначенная на них стоимость) соответствует реальной стоимости, т.е. стоимости металла, из которого они изготовлены. Металлические деньги (медные, серебряные, золотые) имели разную форму: сначала штучные, затем весовые. Монета более позднего развития денежного обращения имела установленные законом отличительные признаки (внешний вид, весовое содержание). Наиболее удобной для обращения оказалась круглая форма монеты (меньше стиралась), лицевая сторона которой называлась аверс. оборотная —реверс и обрез — гурт. С целью предотвращения монеты от порчи гурт делался нарезным.
2. Заместители действительных денег (знаки стоим ости).
Заместители действительных денег (знаки стоимости) — деньги, номинальная стоимость которых выше реальной, т.е. затраченного на их производство общественного труда. К ним относятся:
металлические знаки стоимости —- стершаяся золотая монета, билонная монета, т.е. мелкая монета, изготовленная из дешевых металлов, например меди, алюминия;
бумажные знаки стоимости, сделанные, как правило, из бумаги. Различают бумажные деньги и кредитные деньги.
Денежное обращение
Закон денежного обращения, открытый К.Марксом, устанавливает количество денег, нужное для выполнения ими функций средства обращения и средство платежа.
Количество денег, потребное для выполнения функций денег как средства обращения, зависит от трех факторов:
- количества проданных на рынке товаров и услуг (связь прямая);
- уровня цен товаров и тарифов (связь прямая);
- скорости обращения денег (связь прямая).
Все факторы определяются условиями производства. Чем больше развито общественное разделение труда, тем больше объем продаваемых товаров и услуг на рынке; чем выше производительность труда, тем ниже стоимость товаров и услуг и цены. Формула :
Количество денег для выполнения функции средства обращения = Сумма товарных цен / Среднее число оборотов одноименных денежных единиц (скорость обращения денег)
Скорость обращения денег определяется числом оборотов денежной единицы за известный период, т.к. одни и те же деньги в течение определенного периода постоянно переходят из рук в руки, обслуживая продажу товаров и оказание услуг.
При функционировании золотых денег их количество поддерживалось на необходимом уровне стихийно, поскольку регулятором выступала функция сокровища. Эта функция устанавливала сравнительно правильное соотношение между денежной массой и товарами, необходимыми для обращения. Лишние деньги в обращении исключались, они уходили в сокровище. При росте товарной массы деньги возвращались из сокровищ.
Денежное обращение осуществляется и наличной и безналичной формах.
Налично-денежное обращение — движение наличных денег в сфере обращения и выполнение ими 2-х функции: средства платежа и средства обращения. Наличные деньги используются: для оплаты товаров, работ, услуг; для расчетов, не связанных с движением товаров и услуг (расчетов по выплате заработной платы, премии, пособий, стипендий, пенсий, по выплате страховых возмещении по договорам страхования, при оплате ценных бумаг и выплате дохода по ним, по платежам населения, на хозяйственные нужды, на оплату командировок, на представительские расходы расходы, и т.д) Налично-денежное движение осуществляется с помощью различных видов денег: банкнот, металлических монет, других кредитных инструментов (векселей, чеков, кредитных карточек). В России предпринимаются попытки ограничить налично-денежное обращение, т.к. оно позволяет уходить от контроля государства за деятельностью юридических и физических лиц.
Безналичное обращение - движение стоимости без участия наличных денег. Доля безналичных I расчетов в России раньше составляла около 80 %, сегодня. Высокий уровень безналичных расчетов в любой стране говорит о правильной, грамотной организации всего денежного оборота.
Между наличным и безналичным обращением существует тесная взаимосвязь: деньги постоянно I переходят из одной сферы обращения в другую, они образуют общий денежный оборот- в котором действуют единые деньги.
2. Анализ сильных и слабых сторон компании, ее возможностей и опасностей (SWOT-анализ).
Любое сегментирование начинается со всестороннего изучения рыночной ситуации, в которой работает компания, и оценки типов возможностей и угроз, с которыми она может столкнуться. Отправной точкой для подобного обзора служит SWOT-анализ, один из самых распространенных видов анализа в маркетинге. Проще говоря, SWOT-анализ позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны, которые присущи организации, а также потенциальные внешние возможности и угрозы. Достигается это за счет того, что менеджеры должны сравнивать внутренние силы и слабости своей компании с возможностями, которые дает им рынок. Исходя из качества соответствия, делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свой бизнес и в конечном итоге определяется распределение ресурсов по сегментам.
Сначала, с учетом конкретной ситуации, в которой находится организация, составляются список ее сильных и слабых сторон, а также список угроз и возможностей.
В качестве основных факторов, SWOT-анализа выделяют:
· Потенциальные внутренние сильные стороны (S): четко проявляемая компетентность, адекватные финансовые источники, высокое искусство конкурентной борьбы, хорошее понимание потребителей, четко сформулированная стратегия, использование экономии на масштабах производства, ценовое преимущество, собственная уникальная технология, надежная сеть распределения, высокое искусство НИОКР и др.
· Потенциальные внутренние слабости (W): потеря некоторых аспектов компетентности, недоступность финансов, отсутствие анализа информации о потребителях, слабый участник рынка, отсутствие четко выраженной стратегии, непоследовательность в ее реализации, высокая стоимость продукции, устарелая технология, потеря глубины и гибкости управления, слабая сеть распределения, слабые позиции в НИОКР и др.
· Потенциальные внешние благоприятные возможности (О): обслуживание дополнительных групп потребителей, ввод новых рыночных сегментов, расширение диапа