Банк тестов и сборник задач и упражнений


Сборник задач и упражнений Workouts in Intermediate Microeconomics является составной частью курса. Он содержит сотни упражнений типа "заполнить скобки", шаг за шагом обучающих студентов фактическому применению инструментов, с которыми они познакомились в учебнике. В третьем издании мы добавили к сборнику задач и упражнений новый раздел, содержащий вопросы для устной и письменной проверки без предварительной подготовки. Речь идёт о кратких вопросах множественного выбора, часто основывающихся на более длинных задачах типа "заполнить скобки". Эти вопросы служат для студента быстрым способом повторения того материала, который он усвоил при проработке содержащихся в сборнике задач. Есть, однако, ещё кое-что ... преподаватели, взявшие на вооружение при чтении своих курсов наш сборник задач и упражнений, могут получить бесплатно копию компьютерной программы, именуемой "Нортон Тест-Мейкер", создающую новые варианты этих вопросов с различными численными значениями, но с той же самой внутренней логикой. Этой программой можно пользоваться для составления дополнительных задач, позволяющих студентам дополнительно попрактиковаться при составлении коротких вопросов для устной или письменной проверки (без предварительной подготовки), используемых на семинарских занятиях.
С помощью этих вопросов и программы "Нортон Тест-Мейкер" можно придумать массу кратких вопросов, которыми студенты могут пользоваться для проверки того, насколько они продвинулись в понимании микроэкономики. Расстановка баллов производится быстро и надёжно, потому что речь идёт о вопросах множественного выбора и ответы на них можно оценить с помощью электроники. В рамках преподавания нашего курса мы предлагаем студентам проработать все вопросы такого типа по каждой главе, либо самостоятельно, либо в группах. Кроме того, в течение семестра примерно раз в неделю мы проводим краткую устную или письменную проверку без предварительной подготовки во время работы на семинаре. В рамках этих вопросов студентам предлагаются новые варианты вопросов, ранее задававшихся в качестве домашних заданий; по существу, это вопросы домашних заданий, но с другими числами. Следовательно, те студенты, которые выполнили домашние задания, без труда успешно справятся с этими опросами. Мы твёрдо верим в невозможность изучения экономической теории без проработки некоторых задач. Вопросы для опросов без предварительной подготовки, предлагаемые сборником задач и упражнений и программой "Нортон Тест-Мейкер", существенно облегчают процесс обучения и для студента, и для преподавателя.

Издание книги


Текст книги был полностью набран автором с использованием TEX — замечательной системы набора текстов, разработанной Дональдом Кнутом. TEX позволяет автору полностью контролировать структуру и внешний вид документа; эта система особенно удобна для текста, содержащего математику. Мною были использованы стандартные инструменты Unix-emacs для редактирования текста и rcs для контроля версии. Я использовал также систему TEX Тома Рокики, включающую его просмотровое устройство, TEXView, и драйвер для принтера, dvips. Для составления индекса мною была использована программа makeindex, а для вставки в текст графиков — программное обеспечение Тревора Даррелла psfig. Макет книги был разработан Нэнси Дейл Малдун; Рой Тедофф и автор внесли в него некоторые изменения. Рукопись редактировалась Мари-Жозе А. Шорп, а ответственным редактором книги был Дрейк МакФили.

Выражения признательности


В осуществление данного проекта внесли вклад многие. Во-первых, я должен поблагодарить моих помощников по редактированию первого издания учебника Джона Миллера и Дебру Холт. Джон представил много замечаний, предложений и упражнений, основанных на первых черновиках этого текста, и внес значительный вклад в придание целостности и связности конечному продукту. Дебра тщательно проверила доказательность и согласованность текста на конечных стадиях подготовки учебника и оказала помощь в подготовке индекса.
Многими полезными предложениями и замечаниями при подготовке первого издания помогли мне: Кен Бинмор (Мичиганский университет), Марк Банели (Университет Индианы), Ларри Шено (Университет Майами), Джонатан Хоаг (Университет штата Баулинг Грин), Аллен Джейкобс (МТИ), Джон МакМиллан (Университет Калифорнии в Сан-Диего) и Гэри Йоух (Университет Уэсли). В особенности мне хотелось бы поблагодарить доктора Рейнера Бучеччера, подготовившего немецкий перевод учебника, за внимательное прочтение им первого издания учебника и представления мне подробного списка исправлений. За предложения в связи с подготовкой первого издания я хотел бы также поблагодарить Теодора Бергстрома, Яна Герсона, Оливера Лэндманна, Аласдара Смита, Барри Смита и Дэвида Уинча.
Моими помощниками при редактировании второго издания были Шэрон Пэрротт и Анжела Биллз. Они оказали мне большую помощь в написании и редактировании текста. Роберт М. Кострелл (Университет Массачусетса в Ам-херсте), Эшли Лайман (Университет Айдахо), Дэниэл Швалли (Кейс-Уэстэрн Резерв), А.Д.Сливински (Западный Онтарио) и Чарльз Плурд (Университет Йорка) представили мне детальные замечания и предложения по улучшению второго издания.
При подготовке третьего издания я получил полезные замечания от: Дорие Ченг (Сан Жозе), Имре Цеко (Будапешт), Грегори Хильдебрандта (Калифор-нийский университет, Лос-Анджелес), Джэми Брауна Крузе (Колорадо), Ричарда Мэннинга (Брайхэм Янг), Джэнэт Митчелл (Корнелл), Чарльза Плурда (Уни-верситет Йорка), Йенг-Нан Ши (Сан Жозе), Джона Уиндера (Торонто). Особенно я благодарен Роджеру Ф.Миллеру (Университет Висонсина) и Дэвиду.
Микроэкономика
Промежуточный Уровень:
Современный Подход

Глава 1 - РЫНОК

Традиционно первая глава учебника по микроэкономике посвящается обсуждению "целей и методов" преподавания курса экономической теории. Хотя этот материал и может быть очень интересен, едва ли уместно начинать с него изучение экономической теории. Трудно должным образом оценить обсуждение указанных проблем, не рассмотрев сначала каких-то реальных примеров экономического анализа.

Поэтому мы, напротив, начнем нашу книгу с примера экономического анализа. В данной главе мы рассмотрим модель конкретного рынка — рынка квартир. В ходе изучения указанной модели мы введем некоторые новые понятия и инструменты экономической теории. Пусть вас не волнует то, что это будет сделано довольно бегло. Задача данной главы состоит лишь в том, чтобы дать беглый обзор возможного применения этих понятий. Позднее мы изучим их гораздо более детально.

Построение модели

Экономическая теория занимается разработкой моделей социальных явлений. Под моделью мы понимаем упрощенное отображение реальности. Акцент здесь — на слове "упрощенное". Представьте себе, сколь бесполезной была бы карта, построенная в масштабе один к одному. То же самое справедливо и в отношении экономической модели, в рамках которой делается попытка описать все стороны действительности. Сила модели — в устранении не относящихся к делу деталей, позволяющем экономисту сосредоточить внимание на существенно важных чертах экономической реальности, которые он пытается понять.

Здесь нас интересуют факторы, определяющие цены на квартиры, поэтому мы хотим получить упрощенное описание рынка квартир. Выбор нужных упрощений при построении модели — это, своего рода, искусство. Вообще говоря, мы стремимся выбрать простейшую модель, способную описать исследуемую нами экономическую ситуацию. Затем мы можем постепенно добавлять в эту модель усложняющие факторы, тем самым допуская усложнение модели и, как мы надеемся, приближение ее к реальности.

Конкретный пример, который мы собираемся рассмотреть, — рынок квартир в университетском городке среднего размера на Среднем Западе. В этом городке имеется два рода квартир: квартиры, находящиеся по соседству от университета, и квартиры, более удаленные от него. Считается, что квартиры, соседствующие с университетом, обычно больше привлекают студентов, поскольку позволяют более легко добраться до него. Чтобы добраться до университета из более удаленных квартир, приходится пользоваться автобусом или совершать длительную поездку на велосипеде в холодную погоду, поэтому большинство студентов предпочли бы занимать квартиру по соседству с университетом...если бы могли себе это позволить.

Мы будем считать, что квартиры располагаются вокруг университета двумя большими кольцами. Соседствующие с университетом квартиры находятся во внутреннем кольце, а остальные — во внешнем. Объектом нашего внимания будет исключительно рынок квартир внутреннего кольца. Внешнее кольцо следует рассматривать как место, куда могут отправиться те, кому не удастся подыскать себе квартиру, располагающуюся поближе к университету. Предположим, что во внешнем кольце имеется много свободных квартир и что цена их установлена на каком-то известном уровне. Нас будут интересовать только то, как определяются цены на квартиры внутреннего кольца, и то, кто именно становится их жильцами.

Описывая различие между ценами на квартиры двух указанных видов в данной модели, экономист назвал бы цену квартир внешнего кольца экзогенной переменной, а цену квартир внутреннего кольца — эндогенной переменной. Это означает, что мы считаем цену квартир внешнего кольца определяемой факторами, не подлежащими обсуждению в рамках данной конкретной модели, в то время как цена квартир внутреннего кольца определяется силами, описываемыми данной моделью.

В качестве первого упрощения, допущенного в нашей модели, будем считать все квартиры совершенно одинаковыми во всех отношениях, кроме местоположения. Таким образом, можно будет говорить о "цене" квартир, не заботясь о том, сколько в них спален — одна, две, и т.д.

Но что именно определяет указанную цену? Чем определяется то, кто будет жить в квартирах внутреннего кольца, а кто — в более удаленных? Что можно сказать о желательности различных экономических механизмов распределения квартир? Какие понятия мы можем использовать для оценки достоинств различных способов распределения квартир между индивидами? Все это — вопросы, ответов на которые мы ждем от нашей модели.

Оптимизация и равновесие

При любых попытках объяснения поведения людей необходимо иметь некую структуру, выступающую в качестве основы проводимого анализа. В большей части экономических исследований эта основа строится на следующих двух простых принципах.

Принцип оптимизации: люди стремятся выбирать наилучшие структуры потребления из числа тех, которые могут себе позволить.

Принцип равновесия: цены изменяются до тех пор, пока величина спроса людей на что-либо не сравняется с величиной предложения.

Рассмотрим эти два принципа. Первый из них почти тавтологичен. Если люди вольны в своих действиях, то рационально предположить, что они пытаются выбирать те вещи, которые хотят иметь, а не те, которых иметь не хотят. Разумеется, исключения, нарушающие этот общий принцип, существуют, но обычно они лежат за рамками области экономического поведения.

Вторая идея несколько более проблематична. Понятно, по крайней мере, что

в каждый данный момент времени величины спроса и предложения не совпадают, и что, следовательно, что-то должно меняться. Для осуществления этих изменений может понадобиться много времени и, хуже того, они могут породить другие изменения, способные "дестабилизировать" систему в целом.

Такого рода вещи могут происходить, ...но обычно не происходят. В случае с квартирами, из месяца в месяц наблюдается обычно достаточно стабильная арендная плата. Нас интересует именно эта равновесная цена, а не то, каким образом рынок приходит к этому равновесию, или то, каким образом оно может изменяться в течение длительных периодов времени.

Стоит заметить, что в разных моделях равновесие может определяться по-разному. В случае простой модели рынка, рассматриваемом в настоящей главе, идея о равновесии спроса и предложения вполне подойдет для целей нашего анализа. Но в более общих моделях нам потребуются и более общие определения равновесия. Обычно равновесие требует согласованности действий экономических агентов.

Как же использовать два указанных принципа, чтобы с их помощью найти ответы на поставленные нами выше вопросы? Наступило время ввести некоторые экономические понятия.

Кривая спроса

Предположим, что мы рассматриваем кандидатуры всех возможных арендаторов квартир и спрашиваем у каждого из них, какую максимальную сумму он готов заплатить за аренду одной из квартир.

Начнем сверху. Всегда должен быть кто-то, кто готов заплатить самую высокую цену. Быть может, у этого человека куча денег, а может быть, он очень ленив и не хочет ходить пешком на большие расстояния ... или имеется еще какая-нибудь причина этого. Допустим, что такой человек готов платить за квартиру 500$ в месяц.

Если всего один человек готов платить 500$ в месяц за аренду квартиры, то ровно одна квартира и будет сдана — тому человеку, который готов заплатить указанную цену.

Предположим, следующая высокая цена, которую готов заплатить кто-либо, составляет 490$. Тогда, если бы рыночная цена равнялась 499$, сдавалась бы по-прежнему всего одна квартира: человек, который готов заплатить 500$, снял бы квартиру, а человек, который готов заплатить 490$, — нет. И так далее. Всего одна квартира сдавалась бы по-прежнему, если бы рыночная цена была равна 498$, 497$, 496$ и т.д....до тех пор, пока мы не дошли бы до цены в 490$. При этой цене сдавалось бы ровно две квартиры: — одна — человеку, готовому платить 500$, и одна — человеку, готовому платить 490$.

Аналогичным образом, две квартиры сдавалось бы до тех пор, пока мы не дошли бы до максимальной цены, которую готов был бы заплатить человек с третьей по счету наивысшей ценой и т.д.

Экономисты называют максимальную готовность данного лица платить за что-либо резервной ценой этого лица. Резервная цена — это наивысшая цена, по которой данное лицо все еще согласно купить товар. Другими словами, резервная цена данного лица — это цена, при которой ему совершенно безразлично, покупать товар или нет. В нашем примере, если резервная цена для некоего лица равна p, это означает, что ему все равно, жить ли во внутреннем кольце и платить за это цену p или же жить во внешнем кольце.

Таким образом, число квартир, арендуемых при данной цене p*, есть не что иное как число людей, для которых резервная цена больше или равна p*. Ведь если рыночная цена равна p*, то каждый, кто готов платить за квартиру, по крайней мере, p*, захочет иметь квартиру во внутреннем кольце, а каждый, кто не согласен платить p*, предпочтет жить во внешнем кольце.

Мы можем нанести эти резервные цены на график, как на рис.1.1. Здесь цена отложена по вертикальной оси, а число людей, готовых уплатить эту цену или большую, отложено по горизонтальной оси.

Можно трактовать рис.1.1. и по-другому, — считая, что он показывает, сколько людей хотят снять квартиру по какой-то определенной цене. Такая кривая есть пример кривой спроса — кривой, связывающей величину спроса с ценой. При рыночной цене выше 500$ не будет снято ни одной квартиры. При цене от 500 до 490$ будет снята одна квартира. При цене от 490$ до уровня третьей по высоте резервной цены снято будет две квартиры, и т.д. Кривая спроса описывает количество спроса при каждой из возможных цен. Кривая спроса на квартиры нисходяща: по мере снижения цены квартир все больше людей хочет их снять. Если таких людей много и резервные цены для них мало отличаются от одного человека к другому, то разумно считать кривой спроса плавно убывающей, как на рис.1.2. Кривая на рис.1.2 показывает нам, как выглядела бы кривая спроса, изображенная на рис.1.1, если бы людей, желающих снять квартиры, было много. "Скачки", наблюдаемые на рис.1.1, в данном случае будут столь малы по сравнению с размерами рынка, что при построении кривой спроса мы можем их спокойно проигнорировать.

Банк тестов и сборник задач и упражнений - student2.ru

Рис.1.1 Кривая спроса на квартиры. По вертикальной оси отложены рыночные цены, а по горизонтальной — число квартир, снятых по каждой цене.

Кривая предложения

Теперь, когда у нас имеется удобное графическое представление поведения спроса, рассмотрим то, как ведет себя предложение. В этой связи придется задуматься о природе изучаемого нами рынка. Мы будем рассматривать такое положение дел, при котором существует много независимых домовладельцев, готовых сдать находящиеся в их собственности квартиры по самой высокой цене, приемлемой для данного рынка. Такой рынок мы будем называть конкурентным. Разумеется, могут существовать и другие разновидности рынка, некоторые из которых будут рассмотрены нами позднее.

Пока же рассмотрим случай, когда имеется много домовладельцев, каждый из которых действует совершенно независимо от других. Ясно, что если все домовладельцы стремятся сделать все от них зависящее, чтобы установить максимальную цену на квартиры, и если арендаторы квартир полностью осведомлены о ценах, запрашиваемых домовладельцами, то равновесная цена всех квартир внутреннего кольца должна быть одной и той же. Это нетрудно обосновать. Допустим, что вместо этого существуют некая высокая цена, Банк тестов и сборник задач и упражнений - student2.ru , и некая низкая цена Банк тестов и сборник задач и упражнений - student2.ru , запрашиваемые за указанные квартиры. Тогда люди, которые платят высокую арендную плату за квартиру, могут отправиться к домовладельцу, сдающему квартиры за низкую цену, и предложить ему арендную плату в размере где-то между Банк тестов и сборник задач и упражнений - student2.ru и Банк тестов и сборник задач и упражнений - student2.ru . Сделка по такой цене повысила бы благосостояние и арендатора, и домовладельца. Поскольку все участники рассматриваемых сделок преследуют свои собственные интересы и осведомлены о запрашиваемых альтернативных ценах, ситуация, при которой за один и тот же товар запрашиваются разные цены, не может характеризовать положения равновесия.

Банк тестов и сборник задач и упражнений - student2.ru

Рис.1.2 Кривая спроса на квартиры при наличии большого числа лиц, предъявляющих спрос. Поскольку число людей, предъявляющих спрос на квартиры, велико, скачки цен незначительны, и кривая спроса характеризуется обычной плавно убывающей формой.

Но какова будет эта единая равновесная цена? Попробуем прибегнуть к методу, которым мы пользовались при построении кривой спроса: выберем какую-то цену и спросим себя, сколько квартир будет предложено к сдаче внаем по этой цене.

Ответ отчасти зависит от временного периода, в рамках которого мы изучаем данный рынок. Если рассматривать период продолжительностью в несколько лет, в течение которого может иметь место новое жилищное строительство, то число квартир, безусловно, будет соответствовать запрашиваемой цене. Но в "коротком периоде", — в течение данного года, скажем, — число квартир более или менее постоянно. Если мы рассматриваем только случай для короткого периода, то предложение квартир будет постоянным и установится на некотором предопределенном уровне.

Кривая предложения на таком рынке изображена на рис.1.3 в виде вертикальной линии. При любой запрашиваемой цене будет снято одно и то же число квартир, а именно, все квартиры, предлагаемые к сдаче в данный момент.

Банк тестов и сборник задач и упражнений - student2.ru

Рис.1.3 Кривая краткосрочного предложения. В коротком периоде предложение квартир фиксировано.

Рыночное равновесие

Теперь мы знаем, как представить спрос и предложение на рынке квартир. Давайте рассмотрим взаимодействие этих сторон рынка и спросим себя, каким образом устанавливается рыночное равновесие. Сделаем это, нарисовав и кривую спроса, и кривую предложения на одном и том же графике на рис.1.4.

На этом графике p* обозначает цену, при которой количество квартир, на которое предъявляется спрос, равно количеству квартир, предлагаемых к сдаче. Это — равновесная цена квартир. При этой цене каждый потребитель, который готов уплатить, по меньшей мере, p*, может подыскать себе сдающуюся внаем квартиру, а каждый домовладелец может сдать квартиры по текущей рыночной цене. Ни у потребителей, ни у домовладельцев нет каких-либо причин менять свое поведение. Вот почему мы называем такую ситуацию равновесием: в ней не будет наблюдаться никаких изменений в поведении агентов рынка.

Чтобы лучше понять этот момент, посмотрим, что произошло бы при цене, отличной от p*. Рассмотрим, например, какую-нибудь цену p<p*, при которой спрос больше предложения. Может ли эта цена быть устойчивой? При этой цене, по крайней мере, у некоторых домовладельцев окажется больше арендаторов, чем им нужно. Появятся очереди из претендентов на получение квартиры по данной цене; ведь людей, готовых заплатить цену p, больше, чем квартир. Разумеется, некоторые из домовладельцев сочтут выгодным для себя поднять цену на предлагаемые ими квартиры.

Аналогичным образом, предположим, что цена квартир равна некой p, превышающей p*. Тогда ряд квартир будет пустовать: людей, готовых заплатить цену p, меньше, чем квартир. Теперь некоторым домовладельцам угрожает опасность совсем не получить арендной платы за свои квартиры. Следовательно, у них возникнет стимул к снижению запрашиваемой ими цены с целью привлечения большего числа арендаторов.

При цене, превышающей p*, арендаторов слишком мало; при цене ниже p*, их чересчур много. Только при p* число людей, готовых снять квартиру по этой цене, равно числу квартир, сдающихся внаем. Только при этой цене спрос действительно равен предложению.

При цене p* поведение домовладельцев и арендаторов совместимо в том смысле, что число квартир, на которое при цене p* предъявляется спрос со стороны арендаторов, равно числу квартир, предлагаемых к сдаче внаем домовладельцами. Это и есть равновесная цена для рынка квартир.

Банк тестов и сборник задач и упражнений - student2.ru

Рис.1.4 Равновесие на рынке квартир. Равновесная цена, p*, определяется пересечением кривых спроса и предложения.

Определив рыночную цену на квартиры внутреннего кольца, мы можем задать вопрос о том, кто же, в конце концов, получает эти квартиры, а кого отсылают в квартиры более удаленные. В нашей модели ответ на этот вопрос очень прост: в ситуации рыночного равновесия каждый, кто готов заплатить p* или более высокую цену, получает квартиру во внутреннем кольце, а каждый, кто хочет платить цену меньшую, чем p*, получает квартиру во внешнем кольце. Человекуу, для которого резервная цена составляет p*, совершенно безразлично, занять ли квартиру во внутреннем кольце или во внешнем. Остальные арендаторы квартир внутреннего кольца получают свои квартиры по цене ниже той максимальной цены, которую они были бы готовы за них платить. Таким образом, распределение квартир между арендаторами определяется тем, сколько они готовы за них платить.

Сравнительная статика

Теперь, когда у нас имеется экономическая модель рынка квартир, мы можем использовать ее для того, чтобы проанализировать поведение равновесной цены. Например, можно поставить вопрос о том, как меняется цена на квартиры при изменении различных характеристик рынка. Такого рода упражнение известно как сравнительная статика, поскольку оно подразумевает сравнение двух "статических" состояний равновесия без рассмотрения того, каким образом рынок переходит от одного состояния равновесия к другому.

Переход от одного состояния равновесия к другому может занять продолжительное время, и вопросы, касающиеся того, как именно осуществляется этот переход, могут быть весьма важными и интересными. Но прежде чем бегать, нужно научиться ходить, поэтому вопросы, связанные с экономической динамикой, мы пока оставляем в стороне. Предметом сравнительно-статического анализа является только сравнение состояний равновесия, и пока что нам хватит тех вопросов, которые возникают в указанной связи.

Начнем с рассмотрения простого случая. Предположим, что предложение квартир возросло, как показано на рис.1.5.

Банк тестов и сборник задач и упражнений - student2.ru

Рис.1.5 Увеличение предложения квартир. По мере увеличения предложения квартир равновесная цена снижается.

Как нетрудно увидеть на этом графике, равновесная цена квартир упадет. Аналогичным образом, если бы предложение квартир сократилось, то равновесная цена повысилась бы.

Попробуем рассмотреть более сложный — и более интересный — пример. Предположим, что решено превратить несколько квартир в кондоминиумы (объекты совладения — прим. науч. ред. ). Что произойдет с ценой оставшихся квартир?

Первое, что приходит в голову, — это то, что цена квартир повысится, поскольку их предложение сократилось. Однако, эта догадка не обязательно верна. Справедливо, конечно, что предложение квартир к сдаче внаем уменьшилось. Но спрос на квартиры тоже уменьшился, так как некоторые люди, ранее снимавшие квартиры, теперь могут решить купить новые кондоминиумы.

Естественно было бы предположить, что покупатели кондоминиумов принадлежат к числу тех, кто уже живет в квартирах внутреннего кольца , т.е. к числу людей, которые готовы платить за квартиру больше p*. Допустим, например, что люди с 10 наивысшими резервными ценами, предъявляющие спрос на квартиры, решают не снимать квартиры, а купить вместо этого кондоминиумы. Тогда новая кривая спроса будет отличаться от старой лишь тем, что при каждом уровне цены число лиц, предъявляющих спрос на квартиры, будет на 10 меньше прежнего. Поскольку число квартир, сдающихся внаем, тоже уменьшилось на 10, новая равновесная цена будет в точности такая же, как и раньше, и, в конце концов, окажется, что в квартирах внутреннего кольца проживают те же самые люди. Эта ситуация изображена на рис.1.6. Как кривая спроса, так и кривая предложения сдвигаются влево на 10 квартир, и равновесная цена остается прежней.

Банк тестов и сборник задач и упражнений - student2.ru

Рис.1.6 Эффект создания кондоминиумов. Если обе кривых — спроса и предложения — сдвигаются влево на одну и ту же величину, то равновесная цена остается без изменений.

Большинству людей этот результат кажется удивительным. Эти люди склонны видеть лишь сокращение предложения квартир, не думая при этом о сокращении спроса на них. Рассмотренный нами случай есть крайность: все покупатели кондоминиумов — бывшие арендаторы квартир. Однако, другой случай, — когда ни один из покупателей кондоминиумов не принадлежит к числу бывших арендаторов квартир, — еще большая крайность.

Данная модель, сколь бы простой она ни была, привела нас к пониманию важного момента. Если мы хотим установить, каким образом превращение части квартир в кондоминиумы повлияет на рынок квартир, мы должны рассмотреть влияние этого факта на только на предложение квартир, но и на спрос, предъявляемый на них.

Рассмотрим еще один пример сравнительно-статического анализа, дающего удивительный результат: воздействие квартирного налога. Предположим, что городской совет решает ввести налог на квартиры в размере 50$ в год. Таким образом, каждому владельцу квартир придется ежегодно платить городу 50$ за каждую принадлежащую ему квартиру. Как это повлияет на цену квартир?

Большинство людей склонно полагать, что, по крайней мере, некоторая часть налога будет переложена на арендаторов квартир. Однако, как ни странно, это не так. На самом деле, равновесная цена квартир останется без изменений!

Чтобы удостовериться в этом, надо задать вопрос о том, что произойдет с кривыми спроса и предложения. Кривая предложения не меняется — после введения налога квартир остается ровно столько же, сколько их было до того. Но и кривая спроса тоже не меняется, так как число квартир, которые люди готовы снять при каждом уровне цены, также останется прежним. Если не происходит ни сдвига кривой спроса, ни сдвига кривой предложения, цена в результате введения налога измениться не может.

Воздействие указанного налога можно представить себе следующим образом. До введения налога каждый домовладелец запрашивает наивысшую цену, которую он может получить за сдачу своих квартир внаем. Равновесная цена p* есть наивысшая запрашиваемая цена, при которой все квартиры могут быть сданы. Могут ли домовладельцы поднять цену после введения налога, чтобы компенсировать связанные с этим потери? Ответ: нет, если бы они могли поднять цену и при этом по-прежнему сдавать все предназначенные для этого квартиры, они бы уже сделали это. Если же они уже запрашивают максимальную из приемлемых для рынка цен, они не могут поднять цену еще выше: никакой налог невозможно переложить на арендаторов квартир. Домовладельцам придется платить всю сумму налога.

Этот анализ базируется на предпосылке о неизменности предложения квартир. Если же число квартир может изменяться по мере изменения налога, то цена, которую платят арендаторы, обычно меняется. Мы изучим этот тип поведения позднее, после того, как сконструируем ряд более мощных инструментов для исследования таких проблем.

Наши рекомендации