Тема 2: Концепция всеобщего менеджмента качества (TQM)
Total – охват всей организации и возможность неограниченного применения для всех видов деятельности, в каждом подразделении, на каждом рабочем месте.
Quality – исполнение требований внутренних и внешних клиентов, таким образом, чтобы они были полностью удовлетворены.
Management – метод решения проблем и достижения значительных улучшений посредством стремления к более высокому качеству работы и ее эффектов.
TQM – подход к управлению организацией нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов, и направленный на достижение, как долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя, так и выгоды для членов организации и общества.
Главная идея TQM – одновременное усовершенствование:
- продукции
- организации
- персонала
Цель TQM: достижение долговременного успеха путем мах удовлетворения запросов потребителя, сотрудников и общества.
Другие цели:
- обеспечение постоянного улучшения качества сегодня и в будущем;
- достижение доверия клиентов и компетентности поставщика его товарам и услугам;
- создание прозрачности и согласованности внутренних процедур;
- обеспечение удовлетворенности сотрудников.
Задачи TQM:
1) Постоянное улучшение качества посредством регулярного анализа результатов и корректирование деятельности
2) Полное отсутствие дефектов и непроизводственных затрат
3) Выполнение намеченного точно в срок
Тактика TQM:
- предупреждение причин дефектов
- вовлечение всех сотрудников в деятельность по улучшению качества
- активное стратегическое управление
- непрерывное совершенствование качества продукции и процессов
- использование научных подходов в решении задач
- регулярная самооценка
Методические средства TQM:
- средства для сбора данных
- средства представления данных
- методы статистической обработки данных
- теория Общего менеджмента
- теория мотивации и психологии межличностных отношений
- экономические расчеты, системный анализ производства, управление с помощью планирования
Механизмы TQM:
1) Поддержание необходимого качества:
- предоставление определенных гарантий потребителю, создающих уверенность в товаре
- целевая установка
2) Постоянное повышение уровня качества:
- процессов,- работы,- продукта
Основные принципы реализации TQM :
1) Ориентация организации на потребителя
2) Роль руководства
3) Вовлечение всех сотрудников
4) Процессный подход
5) Постоянное совершенствование
6) Участие в улучшении качества продукции всего персонала орг-ции и поставщиков
7) Принятие решений основанных на фактах
8) Взаимовыгодные отношения с поставщиками
Качество предприятия – это целостная совокупность параметров функционирования предприятия, позволяющая ему действовать с высокой степенью эффективности.
Критерии эффективности:
1) Экономический успех
2) Обеспечение общественных потребностей
3) Приобретение стабильной положительной деловой репутации
4) Высокий уровень скоординированности работы внутренних подразделений
5) Достижение высокого уровня удовлетворенности персонала своей работой
6) Обеспечение устойчивой положит. Мотивации работников к высокому производительному труду
Параметры, формирующие качество предприятия
Ключевые элементы TQM:
1) Базовая стратегия TQM
2) Вовлеченность в работу всех сотрудников и смежников
3) Методология «развертывание функции качества»
4) Планирование и регулирование производств
5) Управление человеческими ресурсами
6) Применение логистики
7) Стоимость качества
Основные составляющие TQM:
- Всеобщее управление качеством
- Политика качества
- Планирование качества
- Улучшение качества
- Обеспечение качества