Алгоритм работы модераторов и участников в ходе ролевой игры
Общий алгоритм работы главного модератора, модераторов-помощников и участников ролевой игры представлен в таблице74
Таблица 74
Краткий примерный алгоритм и регламент ролевой игры
Модераторы ролевой игры | Участники ролевой игры |
Этап 1. Подготовка ролевой игры (1-2 недели) | |
Заблаговременно, до начала ролевой игры преподаватель выдает студентам групповые и/или индивидуальные задания на деловую игру, например, через систему Moodle. Возможно также предварительное распределение ролей и формирование составов конкурсных команд. | Заблаговременно студенты получают, например,через систему Moodle задания на деловую игру и выполняют индивидуальные и групповые задания по теме ролевой игры для самостоятельной работы, а также, возможно, в соответствии с ролью и задачами конкурсной команды. |
Главный модератор (преподаватель): - формирует комплекты нормативных документов и справочные материалы, необходимые для подготовки соответствующих решений; - подготавливает образцы товаров (и/или их упаковок, описаний), копии и/или бланки сертификатов соответствия (деклараций о соответствии); - разрабатывает (корректирует) общие и/или индивидуальные задания; - разрабатывает (корректирует) оценочные показатели, методику их определения и оформления в видеведомости(оценочных листов); - согласует с ЛИОТ, ТСО и/или другими структурами возможности использования специализированных аудиторий, доступа в Интернет и т.п. (при необходимости). | Студенты-участники при подготовке к ролевой игре: - повторяют материалы практических занятий, лекций, учебной литературы по теме ролевой игры; - знакомятся с основными нормативно-правовыми документами, регламентирующими требования к маркировке товаров и их идентификации; - просматривают изображения знаков, информирующих потребителя о результатах обязательного и добровольного подтверждения соответствия; - просматривают фильмы, презентации (при необходимости) - уведомляют преподавателя о фотосессии (съемке фильма), подготовке газеты и т.п. по результатам ролевой игры (добровольная инициатива студента). |
Этап 2. Открытие и ввод (погружение) в деловую игру, формирование конкурсных команд, проведение теоретического тура (10 мин) | |
Вступительное слово главного модератора (преподавателя) ролевой игры, ознакомление участников с темой, актуальностью, целью, задачами, значением для данной и других дисциплин, будущей профессиональной деятельностью, а также кратким сценарием и критериями оценки ролевой игры.Распределение ролей и формирование конкурсных команд. Учебная группа разбивается на две (и более) команды, в каждой распределяются роли«Участник ВЭД» «Должностное лицо таможенного органа», «Эксперт органа по сертификации»и другие(при необходимости). | |
Этап 3. Отработка процедур идентификации товаров по маркировке и достоверности информации в сертификатах соответствия (или декларациях о соответствии) (40 мин) | |
Участники команд распределяют между собой выполнение ситуационных заданий, отбирают необходимые нормативные документы для обоснования решений и знакомятся с ними. Затем, по заданию преподавателя, например, группа «Участник ВЭД изготовитель продукции-заявитель» составляет информацию о товаре для упаковки (этикетки);группа «Эксперт органа по сертификации» проводит идентификацию товара по маркировке, оценивает правильность информации на упаковке (этикетке): «Руководитель органа по сертификации» составляет регистрационный номер сертификата соответствия и т.д. Алгоритм ролевой игры может варьироваться в зависимости от состава ролевых групп, количества и сложности ситуационных заданий. | |
Этап 4. Представление и оценка результатов идентификации товара по маркировке (25мин) | |
Для представления результатов проделанной работы конкурсные команды объединяются в одной аудитории. Игровые группы представляют результаты проведенной ролевой игры, отвечают на возникшие вопросы и заслушивают вердикт, соответствующих групп: «Должностное лицо таможенного органа», «Руководитель органа по сертификации», главного модератора с объявлением набранных баллов в соответствии с определенными критериями. Затем главным модератор ролевой игры подводит итоги. | |
Этап 5. Подведение итогов ролевой игры (15 мин) | |
Главный модератор (преподаватель) совместно с назначенными им отдельными должностными лицами таможенного органа подводят итоги ролевой игры: краткая характеристика работы участников, наиболее эффективные действия и типичные ошибки. В ходе совместной дискуссии (при необходимости блиц-опроса) закрепляется учебный материал и определяется насколько эффективно достигнута цель ролевой игры. |
Примеры образцов тестовых заданий для подготовки к ролевой игре представлены в табл. 75.
Таблица 75
Примеры тестов для контроля знаний при подготовке к ролевой игре
№ п/п | Содержание вопросов | Варианты ответов |
1. | - это знак соответствия национальным стандартам | 1.1. Германии 1.2. Великобритании 1.3. Швеции 1. 4. США |
2. | - это знак соответствия национальным стандартам | 2.1. Великобритании 2.2. Швеции 2.3. Германии 2.4. Южной Кореи |
3. | - это знак соответствия национальным стандартам | 3.1. Великобритании 3.2. Швеции 3.3. Германии 3.4. Южной Кореи |
Практический тур