Заслуги и награды Фейгенбаума
Деятельность А. Фейгенбаума широко известна во всех странах мира. Он — почетный советник Китайской Ассоциации контроля качества, почетный член Аргентинского института качества. За выдающийся вклад в науку и практику управления качеством он получил огромное количество наград как в США, так и за рубежом, а многие организации в 90-х г. прошлого столетия учредили медали его имени.
Американское общество качества учредило 10 наград, названных в честь выдающихся специалистов по качеству и имеющих форму медали. В 1965 г. за «создание и внедрение основ современного контроля качества» АОК присудило А. Фейгенбауму награду им. Эдвардса, в 1981 г. он первым получил медаль им. Ланкастера, присуждаемую АОК за «исключительное лидерство на международной арене в деле пропаганды качества».
В 1992 г. штат Массачусетс учредил ежегодную награду в области качества, присуждаемую тем организациям, занятым в сфере бизнеса, которые демонстрируют лидерство в деле достижения конкурентного преимущества. Награда носит имя доктора А. Фейгенбаума. В октябре 1997 г. Общество качества канадской провинции Квебек, признавая лидерство А. Фейгенбаума и рассматривая его как источник прогресса в области качества в квебекском обществе, учредило медаль, названную в его честь, а в 1998 г. АОК учредило медаль им. А. Фейгенбаума.
Национальная Ассоциация промышленной безопасности США присудила награду А. Фейгенбауму «за заслуги в лидерстве в деле защиты нации». Национальный институт США по вопросам технологии управления и систем присудил ему почетную награду за выдающуюся службу в знак признания «огромного вклада в управление качеством, который А. Фейгенбаум вносил на протяжении всей своей жизни».
В декабре 1988 г. доктор А. Фейгенбаум стал первым американцем, которому в Париже вручили почетную медаль (во Франции она называется Medaille G. Borel) в знак признания его лидерства в мире в области качества и вклада, который он внес в этом деле во Франции. В 1993 г. его избрали членом Международной академии наук в области эффективности, а Ассоциация специалистов по управлению качеством и эффективностью присудила ему почетную награду за выдающееся лидерство в этой области. В 1996 г. А. Фейгенбаум стал первым получателем медали им. К. Исикавы и Д. Харрингтона, учрежденной независимой бесприбыльной научно-технической Организацией качества в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Медаль присуждена «за выдающееся лидерство в совершенстве управления» в странах этого региона. С 1994 г. Политехнический институт в Сингапуре присуждает выпускникам, добившимся выдающихся успехов в области технологии обеспечения качества, золотую медаль им. А. Фейгенбаума.
В 2008 г. решением правления Всероссийской организации качества А. Фейгенбаум был награжден почетной медалью им. И.А. Ильина в номинации «За выдающиеся достижения в области качества».
В новом тысячелетии А. Фейгенбаум уделяет большое внимание вопросам управления в глобальной экономике. В 2003 г. вместе с братом Дональдом он опубликовал книгу: «Сила управленческого капитала: использование новых движущих сил инновации, прибыльности и роста в глобальной экономике, предъявляющей жесткие требования» (Feigenbaum A. V.; Feigenbaum D. S. The power of management capital: utilizing the new drivers of innovation, profitability, and growth in a demanding global economy, McGraw-Hill, 2003).
А. Фейгенбаум в свои уже немолодые годы продолжает активно работать. В 2009 г. также вдвоем с братом он написал книгу: «Сила управленческих инноваций: 24 ключа к устойчивому и ускоренному развитию бизнеса и его прибыльности».
Философия Тома Питерса
Краткая биография
ТОМ ПИТЕРС - самый влиятельный представитель деловой мысли нашего времени, он заслужил титул гуру для гуру управленческой науки.
Том Питерс родился 7 ноября 1942 года. Образование получил в Корнельском университете, имеет степени МВА и доктора философии от Стэндфордского университета. Том Питерс также является почетным доктором ряда университетов. Служил в ВМС США во Вьетнаме, затем в Вашингтоне (с 1966 по 1970 год), работал советником Белого дома по вопросам борьбы с наркоманией (1973-1974), с 1974 по 1981 год работал в консалтинговой компании Маккинзи. В настоящее время - Президент "Том Питерс Компани". Том Питерс ежегодно проводит около 80 семинаров в различных странах мира.
Именно Тому Питерсу приписывают создание современной индустрии бизнес-консультирования. Деловые журналы пишут о нем как о человеке, который продает деловые идеи как произведения искусства: «Если в вашей работе нет ничего особо оригинального, неважно, сколь усердно вы ее выполняете — на вас все равно не обратят внимания, а это значит, что вам никогда не будут за нее много платить», — говорит он.
Книги Т. Питерса пользуются огромной популярностью, особенно среди выпускников университетов и менеджеров среднего возраста. Многие его идеи стали неотъемлемой частью современной теории. В 1982 году в соавторстве с Робертом Уотерманом (Robert Waterman), коллегой по работе в McKinsey, он написал книгу «В поисках совершенства» (In Search of Excellence, 2005) — первый бестселлер по менеджменту в ХХ веке. Вскоре вышел следующий бестселлер — «Страсть к совершенству» (A Passion for Excellence, 1985).
В 40 лет мало кому известный партнер консалтинговой компании McKinsey Том Питерс написал вместе с коллегой первый в истории деловой бестселлер. Оставив McKinsey, Питерс основал собственную консалтинговую и издательскую компанию Tom Peters Company. И сейчас, несмотря на регулярные уколы коллег, которые указывают на его недостаточно научный подход к проблемам управления, никто не решается вычеркнуть его из пантеона гуру менеджмента. После «In Search of Excellence» были еще четыре бестселлера: «A Passion for Exellence» (1985), « Пир во время хаоса» (1987), «Управление освобождением» (1992) и «Круг инновации» (1997). Изданы уже две его биографии. Сам Том Питерс называет себя «князем беспорядка, чемпионом блистательных провалов, маэстро эпатажа и профессиональной говорящей головой, любителем рыночной экономики и капиталистической свиньей».
Том Питерс — один из крупнейших специалистов в области менеджмента, бизнес-консультант с мировым именем. Написанная им 20 лет назад «In search of Excel-lence» до сих пор остаётся бестселлером управленческой литературы. Такие книги, как «A Passion for Exellence» (1985), «Thriving on Chaos» (1987), «Liberation Management» (1992), «The Circle Of Innovation» становились событиями при выходе из печати и прочно вошли в корпус выдающихся размышлений о современном менеджменте.
Том Питерс известен в США и Западной Европе как проповедник практики управления "сверху вниз". Его книга "В поисках превосходства" («In search of Excellence»), изданная в 1982 году побила многие рекорды популярности, будучи переизданной многомиллионными тиражами.
Незаурядный интеллект, богатый жизненный опыт (причём опыт многогранный — Том Питерс не только крупный учёный и удачливый консультант, но и артистичный лектор, и ветеран вьетнамской войны) позволили господину Питерсу стать одним из создателей парадигмы менеджмента в эпоху постмодернизма. По мнению науковедов, Т. Питерс создал идеологию постмодернистской корпорации. Её успешно применяют крупнейшие транснациональные корпорации. Возможно, сформулированные Питерсом представления о современной экономике, об актуальных задачах, которые ставит перед современными менеджерами и маркетологами наш непрерывно меняющийся мир, окажутся полезными для российского читателя-практика.
Питерс имеет научные степени по инженерно-строительной специальности, в бизнесе и почетные ученые звания; 4 года служил в американском Военном флоте; работал в Белом Доме, в группе, занимающейся проблемой злоупотребления наркотиками; 8 лет в McKinsey&Co, где впоследствии стал одним из партнеров. Том Питерс ежегодно проводит до 80 семинаров в различных странах мира. На сегодняшний день количество его слушателей приблизилось к 3 000 000 человек.
Том и его семья живут на ферме в Вермонте и на острове у побережья Массачусетса.
Книги Тома Питерса
«Стремление к совершенству»
«Пир во время хаоса»
«Управление освобождением»
«Семинар Тома Питерса»
«Преследуя WOW»
«Круг инновации»
«Проект-50»
«Брэнд твоего имени-50»
«Фирма профессиональных услуг-50»
«Основы. Дизайн»
«Основы. Лидерство»
«Основы. Талант»
«Основы. Тренды»
«Представьте себе!»
Всемирную славу Тому Питерсу принесла изданная в 1982 году книга
«В поисках совершенства» — это издание, которое можно назвать «классикой жанра». В нем авторы рассматривают модели организационных структур самых успешных компаний США, добившихся поразительных результатов и занявших места лидеров в своих отраслях, и описывают новейшие тенденции в менеджменте. Книга адресована менеджерам разных уровней, заинтересованных в повышении эффективности своих компаний, но будет полезна и для самого широкого круга читателей. Она написана в живом, увлекательном стиле, изобилует интересными фактами и рассказами. Ее можно читать и как историю преуспевающих компаний, и как учебник, обобщающий ответы на вопрос: «Почему эти топ-менеджеры достигли таких блестящих результатов?».
В этой работе Питерс подчеркивает, что успешные структурные решения создаются только с учетом «человеческого фактора». Проведенное им исследование показало, что разумный подход к организационному процессу включает, по меньшей мере, семь переменных, которые следует рассматривать как независимые: 1) стратегию, 2) структуру, 3) сотрудников, 4) системы, 5) способности, 6) стиль управления и 7) совместные ценности (т. е. культуру). Этот подход отражен в виде модели 7С Мак-Кинзи (рис. 1), в центре которой находится наиболее важный элемент — совместные ценности.
Питерс рассматривает совершенство как культурный феномен, важными критериями которого, с его точки зрения, являются качество и ориентация на потребителя. Основной акцент он делает на модернизации и упрощении организаций. Питерс пишет, что передовые компании хорошо усвоили «азы менеджмента»: готовые методики не заменяют рассуждения, интеллект не заменяет мудрости, анализ не должен препятствовать деятельности. Эти компании прилагали большие усилия для того, чтобы сохранить простоту в сложном мире, боролись за качество, дорожили своими клиентами, прислушивались к мнениям сотрудников и поддерживали новаторство. Они толерантно относились к «некоторой степени хаоса» в компании и постоянно экспериментировали.
По определению соавторов — Т. Питерса и Р. Уотермана — совершенство в бизнесе зависит от восьми составляющих, которые точнее всего характеризуют успешные, новаторские компании:
Ориентация на активные действия. Работников успешных компаний стимулируют («делай, налаживай, пробуй») по отношению к стандартным рабочим процедурам.
Близость к потребителю. Успешные компании учатся у своих клиентов.
Автономность и предприимчивость. Успешные компании поддерживают лидерство и новаторство своих сотрудников.
Люди как фактор продуктивности. Руководители успешных компаний считают рядовых сотрудников основным фактором повышения качества и продуктивности.
Локальное управление, ориентация на ценности. Достижения организации в гораздо большей степени зависят от ее философии, чем от доступных технологических или экономических ресурсов.
Верность своему призванию. Преимущество получают компании, которые занимаются достаточно знакомым им бизнесом.
Простая структура, небольшой штат руководящего персонала. Базовые структурные формы и системы в успешных компаниях отличаются элегантной простотой.
Сочетание гибкости и жесткости. Самые успешные компании сочетают разумную степень централизации и децентрализации.
В отношении к базовым установкам менеджмента Питерс всегда отдавал предпочтение передаче полномочий в компании. Менеджер не может все знать досконально; стремясь к тотальному контролю, он рискует погрязнуть в бесполезных деталях. Лучше сделать что-нибудь неправильно, чем не сделать ничего, поэтому люди не должны бояться совершить ошибку. Проанализировав причины ошибки и научившись, в следующий раз они все сделают правильно и, как правило, лучше. Питерс большой любитель парадоксов, его любимое выражение: «Поощряйте великолепные неудачи… наказывайте за посредственные успехи». Совершенства нужно добиваться постепенно, через серию маленьких шагов, ведущих к общей цели.
Сегодня Питерс уже не столь оптимистичен — похоже, что в реальности идеальных компаний не существует. И гуру в соответствии со своей философией смело модифицирует высказанные ранее идеи: главное не погоня за совершенством, главное — выделяться из общей массы! В современном мире постоянно изменяющихся правил и гибких границ призыв к тому, чтобы компании держались за свое дело, звучит как смертный приговор. Питерс теперь выступает в роли футуриста и дает рецепты успеха топ-менеджерам. Компании должны:
-уменьшаться, даже полностью менять свою структуру;
-обновляться;
-делать рабочие места более интересными для сотрудников.
Традиционные иерархические структуры больше не нужны, они только мешают прогрессу. В книге «Освобождающее управление» (Libertion Mngement, 1992) Питерс предрекает радикальные изменения в менеджменте: «Менеджеры среднего звена в привычном для нас понимании уже спели свою лебединую песню»; каждый работник вынужден все больше и больше «брендировать» себя (to brnd himself). Интересно и гендерное пророчество гуру менеджмента: «завтра принадлежит женщинам». Он считает, что женщины работают в команде лучше, чем мужчины, поэтому их число среди менеджеров будет увеличиваться. В отличие от мужчин, в центре внимания женщин находятся полномочия (а не иерархическая власть), к тому же они с большей легкостью развивают отношения, чаще полагаются на интуицию, легче импровизируют.
В последнем бестселлере «Представьте себе! Превосходство в бизнесе в эпоху разрушений» (Re-imgine! 2004) Том Питерс пишет, что XXI век начался 11 сентября 2001 года. Хотим мы этого или нет, но в этом веке будут править организации нового типа — быстрые, гибкие, коварные и стойкие. Он предсказывает смерть бюрократии и предлагает менеджерам — да и всем нам — мыслить! Причем «мыслить красиво… мыслить странно и осмысливать гораздо больше «изменений», чем мы могли себе представить раньше». Мы должны понять, что у нас уже нет выбора: скоро микропроцессоры возьмут на себя всю рутинную работу, а нам придется заново искать себя и свое место в мире. («Как случилось тогда, когда мы оставили фермы и пришли на фабрики, и потом, когда нас выкинули с производства и переселили в небоскребы для «белых воротничков»). Гуру считает своими врагами тех руководителей, управленцев и экономистов, кто убежден, что получение степени МВА и следование выученным теоретическим принципам гарантирует им непогрешимость в бизнесе.
Книга начинается очень эмоциональным рассказом о нетривиальном событии: Питерс пытался убедить Стэнфорд аннулировать свою степень MBА. К такому радикальному шагу его подтолкнул увиденный телесюжет — выступление своего бывшего декана, преподававшего ему бухгалтерский учет, а ныне члена Совета директоров и председателя аудиторской комиссии компании Enron. В своей речи главный аудитор заявлял, что он понятия не имел о махинациях, приведших к крушению энергетического гиганта, и все делал правильно! «Он так и не понял, что мы сегодня живем в другом мире!» — восклицает Том Питерс.
В нашем мире нельзя опираться на прошлое, нужно каждый день изобретать будущее. Выигрывают те, кто менее забюрократизирован, кто рискует, не боясь потерь, делает ставку на человека, а не на цифру. В свойственной ему парадоксальной форме Питерс утверждает, что секрет успеха — поражение, а секрет большого успеха — большое поражение.
Принципы научного менеджмента уже не действуют! Сегодня нужно забыть все, на чем держался старый менеджмент: о стратегических планах и качестве, об активах, которые можно «потрогать». «Устойчивое конкурентное преимущество может быть только неустойчивым!» — утверждает гуру. Он тщательно исследует происходящие изменения, причем не столько в технике или управленческих технологиях, сколько в самих принципах ведения бизнеса, в картине мира людей.
Объективно оценить влияние работ Тома Питерса на развитие менеджмента довольно сложно. Но его книги читаются во всем мире, многие предложенные им идеи воплощаются. Его самооценка столь же нетривиальна, как и многие мысли о менеджменте. «Он бы сделал что-нибудь по-настоящему стоящее, но ему не разрешил начальник» — такой эпитафии заслуживает большинство современных нам менеджеров, — говорит Том Питерс. — Подобный текст можно было бы написать и на моем надгробном камне, если бы я жил так, как до 40 лет. Сейчас же я попрошу написать на нем: «Он был игроком!».
Питерс не только Игрок с большой буквы, но и блестящий актер. На его публичных выступлениях, как и на книгах, лежит отсвет мессианства. Лекции Тома Питерса — это всегда представление, спектакль (от 80 до 150 выступлений в год по всему миру). Они дают заряд оптимизма и заставляют думать о сложных вещах — о своем бизнесе, о конкурентах, о целях и цене их достижения. В 2005 году в этом могли убедиться и киевские топ-менеджеры, побывавшие на мастер-классе гуру «Управление бизнесом в эпоху перемен».
Для наших традиций и менталитета, отягощенного общинностью и коллективизмом, наверное, особенно полезен пафосный настрой Тома Питерса на личную ответственность: «Историю своей жизни вы пишете сами, и от вас зависит, создадите вы собственную легенду или нет».