Стратегическое управление организацией как исходная предпосылка стратегического управления персоналом.
Стратегическое управление — это управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производство на запросы потребителей, осуществляет своевременные изменения в организации, отвечающие требованиям внешней среды и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что дает возможность организации выживать и достигать своей цели в перспективе.
Стратегия - это заранее спланированная реакция организации на изменение внешней среды, линия ее поведения, выбранная для достижения желаемого результата.
Сущность стратегического управления заключается в ответе на 3 важных вопроса:
1. В каком положении предприятие находится в настоящее время?
2. В каком положении оно хотело бы находиться через 3, 5, 10 месяцев?
3. Каким способом достичь желаемого результата?
Стратегическое управление на предприятии выражается в следующих пяти функциях:
Планирование стратегии.
Организация выполнения стратегических планов.
Координация действий по реализации стратегических задач.
Мотивация на достижение стратегических результатов.
Контроль за процессом выполнения стратегии.
3, 4 и 5 функции осуществляются как раз стратегическим управлением персоналом.
Стратегическое управление персоналом (СУП) – это управление формированием конкурентоспособного трудового потенциала организации с учетом происходящих и предстоящих изменений в ее внешней и внутренней среде, позволяющее организации выживать, развиваться и достигать своих целей в долгосрочной перспективе. СУП является естественным продолжением стратегического управления предприятием и имеет своей целью эффективное использование работников.
То есть стратегическое управление организацией – предпосылка СУП.
Стратегическое управление персоналом позволяет решать следующие задачи:
- обеспечение организации необходимым трудовым потенциалом в соответствии с ее стратегией;
- формирование внутренней среды организации таким образом, что внутриорганизационная культура, ценностные ориентации, приоритеты в потребностях создают условия и стимулируют воспроизводство и реализацию трудового потенциала и самого стратегического управления;
- решение проблем, связанных с функциональными организационными структурами управления, в том числе управления персоналом;
- возможность разрешения противоречий в вопросах централизации-децентрализации управления персоналом.
18. Стратегии управления персоналом на предприятии: предпринимательская; стратегия динамичного роста; стратегия прибыльности; ликвидационная; стратегия кругооборота.
Стратегия предпринимательства:
открытая кадровая политика - отбор персонала под конкретный проект, поиск перспективных людей и создание банка данных кандидатов, привлечение молодых перспективных профессионалов, активная пропаганда организации;
закрытая кадровая политика - привлечение к организации на работу родственников (знакомых, друзей), поиск перспективных студентов (стажировки и выплата стипендии кандидатам), формирование резерва персонала из собственных работников.
Стратегия динамического роста:
открытая кадровая политика - разработка нового штатного расписания, должностных инструкций, внутренних документов и правил, подбор персонала под конкретные виды работ, адаптация персонала, разработка новых принципов оценки кандидатов и работ, повышение квалификации специалистов и менеджеров, реформирование структурных подразделений, планирование потребности в персонале по необходимыми (дефицитными) профессиям; активная политика привлечения профессионалов;
закрытая кадровая политика - подбор сотрудников с высоким уровнем потенциала и способности к обучению, проведение внутреннего обучения персонала, разработка программы стимулирования труда в зависимости от вклада и выслуги лет; планирование карьеры, разработка способов найма на работу.
Стратегия доходности:
открытая кадровая политика - реализация программы оценки и стимулирования труда персонала, подбор эффективных менеджеров, анализ и совершенствование организации новых рабочих мест, разработка новых форм организации труда под новые технологии;
закрытая кадровая политика - создание кружков «качества», использование ресурсов внутреннего совместительства; реализация программы обучения управленческого персонала, разработка социальных программ, разработка схем оптимизации работы и сокращения трудовых затрат.
Стратегия ликвидации:
открытая кадровая политика - оценка персонала с целью сокращения, перепрофориентування, переобучения и трудоустройства кандидатов на увольнение, использование техники частичной занятости, создание документов по кадровым вопросам ликвидации организации, установление контактов с фирмами по трудоустройству;
закрытая кадровая политика - поиск рабочих мест для перемещаемого персонала, первоочередное освобождение новых сотрудников; реализация программы переподготовки.
Стратегия кругооборота:
Основное — спасти организацию. Меры по сокращению затрат и персонала осуществляются с целью выжить в ближайшее время и обрести стабильность на длительную перспективу. Довольно угнетенное моральное состояние персонала. Работники должны быть гибкими в условиях изменений, ориентироваться на большие цели и дальние перспективы. Требуются разносторонне развитые работники. Оплата: система стимулов и проверка заслуг. Оценка: по результату. Обучение: большие возможности, но тщательный отбор претендентов.
Адаптация моделей стратегий управления персоналом к стратегиям организации
Вид стратегии организации | Стратегия управления персоналом | Характерные черты стратегии управления персоналом |
Стратегия предпринимателства | Прием на работу | Характерное для организаций, развивающих новые направления деятельности, вкладывают средства с высокой долей финансовых рисков. Для реализации этой стратегии необходим новаторский персонал, имеющий высокую работоспособность и предпочитает коллективном труде. Предпочтение отдается молодым людям, которые имеют высокий потенциал и компетенцию, приверженных к новаторству. |
Вознаграждение | Создается высокий уровень мотивации труда в реализации общей стратегии организации. | |
Возможности роста и индивидуального развития | Стратегия основана на высоких индивидуальных возможностях личности. Повышение квалификации поощряется различными средствами. | |
Стратегия динамичного роста | Прием на работу | При отборе персонала предпочтение отдается квалификации и преданности организации. От сотрудников требуется умение быстрого адаптирования к изменениям целей организации. Предпочтение отдается групповой работы и умению работника работать в коллективе. |
Вознаграждение | Оценка работников более формализована; фактор преданности организации имеет превентивное значение. | |
Развитие компетенции | Компетенция работника обеспечивается за счет постоянного повышения квалификации. Создаются условия для продвижения специалистов. Развитие персонала соответствует целям организации. | |
Стратегия прибыли | Прием на работу | Организация на стадии зрелости и рассчитывает получать прибыль за счет обновления номенклатуры и внедрение новейших технологий при росте объемов и минимизации расходов. Цель стратегии - жесткий контроль за использованием ресурсов. Узконаправленный отбор специалистов ориентирован на готовый персонал. Участие в управлении делами фирмами не практикуется. |
Страатегия ликвидации | Выбирается при снижении доходности, уменьшении рынка сбыта и ухудшение качества продукции. Персонал в ожидании сокращения штата. Важно меры социальной защиты в виде поиска способа сокращения занятых (сокращено время, трудоустройство уволенных в других организациях, внутренние перемещения и т.п.). | |
Вознаграждения | Участие персонала в управлении делами организации на предусматривается; набор не осуществляется. Форм стимулирования вне установленных окладов не предвидится. Оценка специалистов основана на критериях необходимости сокращения целых направлений деятельности. | |
Повышение квалификации | Имеет большое значение, когда организация обязана трудоустроить уволенных работников. | |
Стратегия круговорота | Применяется при курсе на увеличение объемов реализации продукции и расширения рынка сбыта. Предусматривает изменение всей системы управления и организации производства. Участие каждого работника в решении проблем организации становится важнейшим фактором. | |
Прием на работу | Преимущество квалифицированным рабочим основного производства, развитие потенциала имеющегося кадрового потенциала. | |
Повышение квалификации | Внутренний подбор кадров для развития новых направлений деятельности организации. | |
Вознаграждение | Свои работники освоят новые направления деятельности, осуществляется продвижение по службе и развитие карьеры. Привлекается персонал к управленческой деятельности. Материальные повышении вознаграждения работникам не предусматриваются (преимущество перечисленным нематериальным формам поощрения. |